СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по чтению 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по чтению 6 класс»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол № 1

«____» августа 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

О.А. Кожемякина______

«____» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ Тогучинского района «Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ»

О.В. Матецкая_________

«____» августа 2021 г.







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5- 6 КЛАССОВ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС

образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), вариант 1







Составитель: учитель русского языка Кожемякина Оксана Анатольевна




Корректировка рабочей программы:


№ п\п

Тема

Приказ

Подпись


























г. Тогучин 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 5- 6 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

- Учебный план образовательной организации.


Цели:

- развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений;

- продолжение воспитания потребности в самостоятельном чтении произведений;

- продолжение совершенствования культуры речи и развития устной речи.


Задачи:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству,

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.


2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

      В 5 -6 классах ведётся работа по объяснительному чтению, которое является продолжением предыдущего этапа и представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у обучающихся совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы («Что такое хорошо?», «Дружная семья», «Наша Родина» и др.). Такое расположение материала дает возможность опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей. Таким образом, начиная с 5-го класса программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Начиная с 7 класса, обучающиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению для 8-9 класса предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Обучающиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у детей: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.

Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.

3.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана.

На изучение предмета «Чтение» отводится:


п\п

Учебный предмет

Количество часов в неделю\год

Всего

5класс

6 класс

7класс

8класс

9класс

1

Чтение

4/136

4/136




8/272



4. АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

Качественный показатель успеваемости в 5 «А» классе в прошлом учебном году составлял 50 %. Достаточный уровень усвоения предмета – у троих обучающихся, минимальный –у троих.

В 5 «Б» качественный показатель успеваемости в прошлом учебном году составлял 71 %. Достаточный уровень усвоения предмета – у пятерых обучающихся, минимальный –у двоих.

В 6 классе показатель успеваемости в прошлом учебном году составлял 38%. Достаточный уровень усвоения предмета – у троих обучающихся, минимальный –у пятерых.



Формы организации учебного процесса: Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Средства обучения: печатные (учебники и учебные пособия, раздаточный материал и др.), аудиовизуальные, электронные образовательные ресурсы.



Технологии:

- игровые,

- здоровьесберегающие,

- личностно – ориентированное обучение,

- развивающее обучение,

- дифференцированное обучение,

Методы:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой и иллюстрациями),

- наглядные (наблюдения, демонстрация),

- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, экскурсии).

Формы обучения:

- по охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные);

- по месту организации (школьные);

- традиционные (урок, домашняя учебная работа, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, уроки внеклассного чтения);

- нетрадиционные формы обучения: экскурсия, уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.

Виды деятельности

- наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности;

- чтение про себя простых по содержанию текстов;

- соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;

- установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией;

- сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста;

- деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана, рисование словарных картин;

- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам;

- подробный пересказ содержания прочитанного;

- драматизация простейших оценок из рассказов и сказок;

- самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения;

- понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте;

- обогащение и уточнение словаря;

- разучивание небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом; осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

- освоение на практике полученных знаний.


5. Планируемые результаты освоения программы


Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, так как именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

-воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

-сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-проявление готовности к самостоятельной жизни.


Требования ФГОС к личностным результатам

Достижения требований
личностных результатов

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Обучающийся знает знаменательные для Отечества исторические события;

осознание своей этнической и культурной принадлежности;

любит родной край, осознает свою национальность;

знает и с уважением относится к Государственным символам России; сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей

Обучающийся с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий;

выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов;

уважает историю и культуру других народов и стран, не допускает их оскорбления, высмеивания.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Обучающийся уважает культуру и традиции народов России и мира;

умеет выслушать иное мнение, уважительно относится к иному мнению.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Обучающийся умеет адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я могу»);

может обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему;

осваивает навыки самообслуживания.


Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Обучающийся умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования;

умеет вести в любых проблемных ситуациях; принимает и осваивает социальную роль обучающегося.

Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Обучающийся осваивает навыки самостоятельности и независимости в быту, умеет обращаться с электроприборами, осваивает правила поведения на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми;

знает правила поведения в школе, права и обязанности ученика;

понимает предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

умеет ориентироваться в пространстве школы, расписании.

Стремится участвовать в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы.

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Обучающийся знает правила коммуникации; умеет инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми;

умеет применять адекватные способы поведения в разных ситуация;

владеет культурными формами выражения своих чувств;

умеет обращаться за помощью;

способен инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно - пространственной

организации

Обучающийся владеет адекватным бытовым поведением с точки зрения опасности/безопасности для себя;

имеет адекватные навыки бытового поведения с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды;

умеет использовать вещи в соответствии с их


функциями, принятым порядком и характером ситуации;

умеет накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве;

развивает любознательность и наблюдательность, умеет задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Обучающийся знает правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса;

умеет адекватно использовать принятые социальные ритуалы;

вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом близостью и социальным статусом собеседника;

умеет корректно привлечь к себе внимание;

умеет отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

Обучающийся воспринимает важность учебы, проявляет любознательность и интерес к новому;

ориентируется на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

обучающийся активно участвует в процессе обучения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Обучающийся умеет сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуация с соблюдением в повседневной жизни норм речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

участвует в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни норм коммуникации;

умеет в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления;

учитывает другое мнение в совместной работе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Обучающийся умеет различать «красивое» и

«некрасивое», ощущает потребность в

«прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Обучающийся понимает ценности нравственных норм, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей;

проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Обучающийся ориентирован на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдает режим дня; участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

занимается творческим трудом или спортом; проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.


Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).


6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

  • литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

  • присказка, зачин, диалог, произведение.

  • герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.

  • стихотворение, рифма, строка, строфа.

  • средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

  • элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).



7. Формирования базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия представлены следующими умениями:

-испытывать чувство гордости за свою страну;

-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

-уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

-бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают:

-умения вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.


Регулятивные учебные действия

Регулятивные учебные действия представлены умениями:

-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.


Познавательные учебные действия

- умения дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-­пространственную организацию;

-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде таблицы.


Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов



Группа БУД

5-6 кл.

Перечень учебных действий

Образовательная область

Учебный предмет

Личностные учебные действия

осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами

Человек

Основы социальной жизни

Обществоведение



гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

Язык и речевая практика

Русский язык



Человек и общество

Основы социальной жизни



Физическая культура

Физическая культура



Технологии

Профильный труд


адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

Язык и речевая практика

Русский язык Чтение



Человек и общество

Мир истории

История отечества



Искусство

Музыка

Изобразительное искусство


уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности

Язык и речевая практика

Русский язык Чтение



Технологии

Профильный труд


активно включаться в общеполезную социальную деятельность

Технологии

Профильный труд



Естествознание

Природоведение

Биология


осознанно относиться к выбору профессии

Человек

Основы социальной жизни




Обществоведение



Технологии

Профильный труд


бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны

Язык и речевая практика

Русский язык Чтение



Человек

История отечества



Естествознание

География


понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе  

Язык и речевая практика

Русский язык Чтение



Язык и речевая практика

Русский язык Чтение



Человек

Основы социальной жизни

Обществоведение

Этика


соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе

Естествознание

Природоведение

Биология




География



Человек

Основы социальной жизни

Обществоведение

Этика



Технологии

Профильный труд

Коммуникативные учебные действия

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение



Человек

Основы социальной жизни

Этика



Технологии

Профильный труд


слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию

Человек

Основы социальной жизни

Этика



Язык и речевая практика

Русский язык Чтение



Человек

Основы социальной жизни

Этика


дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый

незнакомый и т.п.)

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение



Человек

Основы социальной жизни

Этика


использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач

Язык и речевая практика

Русский язык Чтение



Человек

Основы социальной жизни

Этика


использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные

Язык и речевая практика

Математика

Русский язык Чтение

Математика






принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления




осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач




осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих




осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность



Регулятивные учебные действия


Язык и речевая практика

Естествознание

Математика

Человек

Искусство

Технологии Физическая культура

Русский язык Чтение,

Природоведение

Биология

География

Математика Основы социальной жизни

Мир Истории отечества История отечества

Обществоведение

Этика

Музыка

Изобразительное искусство Профильный труд

Физическая культура





Познавательные

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию

Язык и речевая практика Математика

Естествознание

Человек

Искусство

Физическая культура Технологии

Русский язык

Чтение

Математика

Природоведение

Биология

География




Основы социальной жизни

Мир истории История отечества

Обществоведение


использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классифи кацию, установление аналогий, закономерностей, при чинно следственных связей) на наглядном, доступном вер бальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями




применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (при родных, социальных, существенные связи и отношения между объектами и процессами культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач использовать в жизни и деятельности некоторые меж предметные знания, отражающие доступные




























































8. Календарно-тематическое планирование.

Календарно-тематическое планирование уроков чтения 6 «А» класс

 (136 часов, 4 часа в неделю)

Тема

Виды работ

Кол-во часов

Дата проведения



Планируемая

фактическая



1.      

По В. Пескову «Отечество»

Знакомство с понятием «эпиграф». Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Объяснение таких понятий, как «Отчизна», «Отечество», «Родина», «Россия», «корни».

1





2.      

М. Ножкин «Россия»

Беседа о России с опорой на иллюстрационный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся. Сопоставление пословиц с текстом стихотворения. Работа над выразительным чтением.

1





3.      

М. Пришвин «Моя Родина»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

1





4.      

В. Бианки «Сентябрь»

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки.  Сопоставление пословиц с текстом. Выборочный пересказ.

1





5.      

И. Бунин «Лес, точно терем расписной...»

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени. Работа над средствами выразительности в стихотворении, сравнениями, описаниями, образными выражениями, сложными для понимания словами и выражениями.

1





6.      

Ю. Качаев «Грабитель»

Беседа о лесных жителях с опорой на иллюстрированный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Самостоятельный поиск незнакомых слов и их объяснение.

1





7.      

Б. Житков «Белый домик»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана рассказа. Словесное рисование.

1





8.      

Б. Житков «Белый домик»

Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Словесное рисование. Работа над пересказом.

1





9.      

В.Ч. Чтение произведений устного народного творчества

Элементы драматизации.  Выборочное чтение. Рассказывание. Работа в парах и группах.

1





10.  

А. Белорусец «Звонкие ключи»

 

Работа над описанием природы в тексте. Работа над характеристикой героя рассказа. Сравнительная характеристика героев рассказа Б.Житкова «Белый домик» и А.Белорусец «Звонкие ключи».

1





11.  

А. Белорусец «Звонкие ключи»

 

Работа над характеристикой героя рассказа. Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. Сравнительная характеристика героев рассказа Б.Житкова «Белый домик» и А.Белорусец «Звонкие ключи».

1





12.  

А. Белорусец «Звонкие ключи»

 

Работа над техникой чтения.  Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Работа над описанием природы в тексте. Работа над характеристикой героя рассказа.

1





13.  

К. Паустовский «Заячьи лапы»

 

Работа над техникой чтения.  Выборочное чтение. Чтение по ролям.  Работа над пересказом.

1





14.  

К. Паустовский «Заячьи лапы»

 

Работа над техникой чтения.  Выборочное чтение. Чтение по ролям.  Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Работа над описанием грозы в тексте. Работа с иллюстрациями. Объяснение таких понятий, как «отзывчивость», «человечность», «сострадание», «помощь», «вина», «искупление».

1



15.  

К. Паустовский «Заячьи лапы»

 

Чтение по ролям.  Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями. Объяснение таких понятий, как «отзывчивость», «человечность», «сострадание», «помощь», «вина», «искупление». Работа над пересказом.

1



16.  

В.Ч. Чтение рассказов о животных

Чтение и обсуждение рассказов о животных.  Работа в парах и группах.

1



17.  

И. Тургенев «Осенний день в березовой роще»

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки.  Выборочное чтение.  Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Словесное рисование с опорой на текст, иллюстрации, картины, рисунки учащихся. Работа над рассказом-описанием.

1



18.  

Е. Носов  «Хитрюга»

Сравнительный анализ описания осеннего дня в рассказе И.Тургенева «Осенний день в березовой роще» и в рассказе Е.Носова «Хитрюга». Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями. Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. Беседа о животных, встречающихся в лесу, беседа о бережном отношении к природе.

1





19.  

Е. Носов  «Хитрюга»

Работа над техникой чтения.  Выборочное чтение. Чтение по ролям.  Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями. Работа над пересказом. Беседа о животных, встречающихся в лесу, беседа о бережном отношении к природе.

1





20.  

В. Бианки «Октябрь»

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки.   Выборочное чтение. Словесное рисование. Пересказ по плану.

1



21.  

С. Михалков «Будь человеком»

Работа над выразительным чтением.  Выборочное чтение. Объяснение приема сравнения, который использует автор в стихотворении. Оценка поступков персонажей стихотворения. Выявление морально нравственной стороны описанного автором случая в лесу. Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали.

1



22.  

Б. Заходер «Петя мечтает»

Работа над выразительным чтением.  Выборочное чтение.  Заучивание стихотворения наизусть.

1



23.  

По Д. Биссету «Слон и муравей»

Работа над техникой чтения. Чтение по ролям.  Выборочное чтение.

1



24.  

По Д. Биссету «Кузнечик Денди»

Работа над техникой чтения.  Чтение по ролям.  Выборочное чтение. Сравнительный анализ сказок Д.Биссета «Слон и муравей» и «Кузнечик Денди». Работа над рассказыванием сказок.

1



25.  

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой»

Работа над техникой чтения.  Выборочное чтение. Работа над пересказом.

1



26.  

Дж. Родари «Пуговкин домик»

Работа над техникой чтения.  Чтение по ролям.  Выборочное чтение. Озаглавливание частей, работа над пересказом. Определение и объяснение мысли, объединяющей истории, о мальчике Клавдио и плотнике Пуговке. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.

1



27.  

Дж. Родари «Пуговкин домик»

Работа над техникой чтения.  Чтение по ролям.  Выборочное чтение. Озаглавливание частей, работа над пересказом. Определение и объяснение мысли, объединяющей истории, о мальчике Клавдио и плотнике Пуговке. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.

 





28.  

В.Ч. Чтение авторских сказок

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведения. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстрированным материалом, с уголком внеклассного чтения, дневником внеклассного чтения, выставкой книг.  Работа в парах и группах.

1





29.  

«Илья Муромец и Соловей разбойник»

Беседа о произведениях устного народного творчества с опорой на иллюстрации, знания учащихся. Знакомство с новым жанром устного народного творчества – былиной. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

1





30.  

«Илья Муромец и Соловей разбойник»

Беседа о произведениях устного народного творчества с опорой на иллюстрации, знания учащихся. Знакомство с новым жанром устного народного творчества – былиной. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

1





31.  

Ф. Глинка «Москва» 

Беседа о Москве с опорой на иллюстрации, произведения искусства, музыку, рисунки школьников, знания учащихся.  Работа над выразительным чтением.  Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

1





32.  

В. Бианки «Ноябрь».

Работа над техникой чтения. Беседа  по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Рассказывание отрывков.  Словесное рисование с опорой на иллюстрации.

1





33.  

По С. Алексееву «На берегу Невы»

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказах.  Работа над техникой чтения.  Чтение по ролям. Определение и объяснение мысли, объединяющей эти два рассказа. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.

1





34.  

По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря»,

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказах.  Работа над техникой чтения.  Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Определение и объяснение мысли, объединяющей эти два рассказа.

1





35.  

 По С. Алексееву  «Медаль»

Беседа об исторических периодах, описанных в рассказах.  Работа над техникой чтения. Работа над пересказом. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Сравнение действий двух полководцев. 

1





36.  

По С. Алексееву  «Гришенька»

Беседа об исторических периодах, описанных в рассказах.  Работа над техникой чтения. Чтение по ролям.

1





37.  

По Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь»


Беседа об исторических периодах, описанных в рассказах.   Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

1





38.  

Е. Холмогорова «Боевое крещение»

Беседа об исторических периодах, описанных в рассказах.   Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

1





39.  

Е. Холмогорова «День рождения Наполеона»

Беседа об исторических периодах, описанных в рассказах.   Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

1





40.  

Е. Холмогорова «В дни спокойные»

Беседа об исторических периодах, описанных в рассказах.   Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

1





41.  

Закрепление « Великодушный русский воин»

Чтение и обсуждение рассказов о войне и подвигах народа.  Рассказывание отрывков из произведений.  Работа в парах и группах.  Работа с иллюстрированным материалом.Работа в парах и группах.

1





42.  

В.Ч. Чтение рассказов о подвигах народа

Чтение и обсуждение рассказов о войне и подвигах народа.  Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений.  Работа в парах и группах.

1





43.  

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

Беседа с опорой на иллюстрационный материал, знания школьников, выставку книг, фрагменты мультфильмов о Незнайке.  Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Работа над характеристикой персонажей.

1





44.  

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

Беседа с опорой на иллюстрационный материал, знания школьников, выставку книг, фрагменты мультфильмов о Незнайке.  Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Работа над характеристикой персонажей.

1





45.  

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

Беседа с опорой на иллюстрационный материал, знания школьников, выставку книг, фрагменты мультфильмов о Незнайке.  Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Работа над характеристикой персонажей.

1





46.  

Е. Пермяк «Тайна цены»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Составление плана к произведению. Пересказ произведений по плану.

1





47.  

Е. Пермяк «Тайна цены»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Составление плана к произведению. Пересказ произведений по плану.

1





48.  

Д. Гальперина «Здравствуйте!»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым и этимологическим значением слова «здравствуйте». Беседа о правилах приветствия старших, сверстников, знакомых и незнакомых людей. Использование элементов драматизации. Пересказ произведения по плану.

1





49.  

В. Бианки «Декабрь»

Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку, их знания и опыт. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением.  Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Отгадывание загадок о зиме. Самостоятельное составление зимних загадок.

1





50.  

А. Никитин «Встреча зимы»

Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку. Совершенствование техники чтения.  Работа над выразительным чтением.   Словесное рисование. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

1





51.  

А. Дорохов «Теплый снег»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием зимнего леса. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

1





52.  

А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...»

Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку. Совершенствование техники чтения.  Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением.  Работа над средствами художественной выразительности текста. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.  Заучивание стихотворения наизусть.

1





53.  

Д. Хармс «Пушкин»

Беседа с опорой на иллюстрационный материал.  Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Беседа об известных школьникам произведениях А.С. Пушкина.

1





54.  

В.Ч. Сказки А.С. Пушкина

Беседа с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку, отрывки из мультфильмов.  Выборочное чтение. Чтение отрывков наизусть. Викторины, конкурсы.  Работа с иллюстрированным материалом, с уголком внеклассного чтения, дневником внеклассного чтения, выставкой книг. 

1





55.  

В. Бианки «Январь»

Совершенствование техники чтения.  Беседа  с опорой на вопросы учителя,  иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку. Работа над пониманием народных примет, пословиц и поговорок о зиме. Работа над пересказом по плану.

1





56.  

Х.-К. Андерсен «Ель» 1часть

Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку, отрывки из мультфильмов, книги.  Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывание учащихся, коллективное обсуждение.

1





57.  

Х.-К. Андерсен «Ель» 2часть

Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку, отрывки из мультфильмов, книги.  Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывание учащихся, коллективное обсуждение.

1





58.  

Х.-К. Андерсен «Ель» 3часть

Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку, отрывки из мультфильмов, книги.  Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывание учащихся, коллективное обсуждение.

1





59.  

А. Чехов «Ванька» 1ч.

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Анализ текста по вопросам, выделение идеи произведения через отношение автора к герою и описанной ситуации. Характеристика героя рассказа.  Работа над пересказом. Высказывание собственного отношения учащихся к герою рассказа.

1

 








60.  

А. Чехов «Ванька» 2ч.

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Анализ текста по вопросам, выделение идеи произведения через отношение автора к герою и описанной ситуации. Характеристика героя рассказа.  Работа над пересказом. Высказывание собственного отношения учащихся к герою рассказа.

1





 




61.  

А. Чехов «Ванька» 3ч.

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Анализ текста по вопросам, выделение идеи произведения через отношение автора к герою и описанной ситуации. Характеристика героя рассказа.  Работа над пересказом. Высказывание собственного отношения учащихся к герою рассказа.

1





62.  

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом»

Беседа с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку. Совершенствование техники чтения.  Работа над выразительным чтением. Работа над средствами выразительности. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.  Заучивание стихотворения наизусть.

1

 




63.  

И. Суриков «Белый снег пушистый»

Беседа с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку.  Совершенствование техники чтения.   Работа над средствами выразительности. Работа над выразительным чтением.   Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть. Сравнение стихотворения И. Никитина «Весело сияет месяц над селом…» со стихотворением И. Сурикова «Белый снег пушистый…».

1

 




64.  

М. Зощенко «Леля и Минька. Елка» 1ч.

Сопоставление героев рассказа, составление словесного портрета. Работа над пересказом. Выделение главной мысли рассказа. Высказывание собственного отношения учащихся к героям рассказа и их поступку.

1

 




65.  

М. Зощенко «Леля и Минька. Елка» 2ч.

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ текста по вопросам.

1

 




66.  

Ю. Рытхэу «Пурга» 1ч

Беседа о природе и жизни людей на Чукотке с опорой на иллюстрационный материал.  Работа над техникой чтения.  Выборочное чтение. Работа над описанием пурги. 

1

 




67.  

Ю. Рытхэу «Пурга» 2ч

Работа над техникой чтения.  Выборочное чтение. Работа над описанием пурги.  Словесное рисование. Работа над составлением характеристики персонажа. Работа над пересказом.

1

 




68.  

Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость» 1ч

Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.  Работа над пересказом.

1

 




69.  

Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость» 2ч

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Эмоциональная оценка произведения.  Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.  Работа над пересказом.

1

 




70.  

В. Бианки «Февраль»

Совершенствование техники чтения.   Беседа с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку.  Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения.

1





71.  

С. Маршак «Двенадцать месяцев» 1ч

Знакомство учащихся с новым жанром – пьеса-сказка.  Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением.

1

 




72.  

С. Маршак «Двенадцать месяцев» 2ч

Чтение по ролям. Анализ нравственных качеств персонажей. Характеристика персонажей. Работа с иллюстративным материалом, отрывками из мультфильма, рисунками учащихся. 

1

 




73.  

С. Маршак «Двенадцать месяцев»3ч

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над незнакомыми словами и выражениями.  Анализ нравственных качеств персонажей. Характеристика персонажей. Использование элементов драматизации.

1

 




74.  

С. Маршак «Двенадцать месяцев»4ч

Чтение по ролям. Анализ нравственных качеств персонажей. Характеристика персонажей. Работа с иллюстративным материалом, отрывками из мультфильма, рисунками учащихся.  Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.

1





75.  

С. Маршак «Двенадцать месяцев»5ч

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над незнакомыми словами и выражениями.  Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом, отрывками из мультфильма, рисунками учащихся.  Использование элементов драматизации.

1

 




76.  

С. Маршак «Двенадцать месяцев»6ч

Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися. Использование элементов драматизации.

1

 




77.  

Х. К. Андерсен «Снежная Королева»1ч

Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку, отрывки из мультфильмов, книги. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану.  Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. 

1

 




78.  

Х. К. Андерсен «Снежная Королева»2ч

Чтение по ролям. Работа над незнакомыми словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану.  Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя.  Использование элементов драматизации.

1

 




79.  

Х. К. Андерсен «Снежная Королева»3ч

Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя.  Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися. Использование элементов драматизации.

1





80.  

Х. К. Андерсен «Снежная Королева»4ч

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над незнакомыми словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану.  Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя.  Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.

1





81.  

Х. К. Андерсен «Снежная Королева»5ч

Чтение по ролям. Работа над незнакомыми словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану.  Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. 

1





82.  

Х. К. Андерсен «Снежная Королева»6ч

Работа над незнакомыми словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану.  Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя.  Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися. Использование элементов драматизации.

1





83.  

Х. К. Андерсен «Снежная Королева»7ч

Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку, отрывки из мультфильмов, книги. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану.  Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя.  Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.

1





84.  

Х. К. Андерсен «Снежная Королева»8ч

Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку, отрывки из мультфильмов, книги. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану.  Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя.  Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися. Использование элементов драматизации.

1





85.  

В.Ч.Чтение произведений о зиме

Развитие техники чтения. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Рассказы школьников.

1





86.  

С. Смирнов «Первые приметы»

Беседа о сезонных изменениях, происходящих в природе с наступлением весны с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки.   Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности.  Заучивание стихотворения наизусть.

1





87.  

В. Бианки «Март»

Беседа с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку. Работа над техникой чтения.  Выборочное чтение. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Отгадывание весенних загадок. Самостоятельное придумывание загадок о весне.

1





88.  

В. Песков «Весна идет»

Беседа о признаках весны, об особенностях прихода весны в разных странах и на разных континентах. Рассматривание иллюстративного материала, произведений искусства.  Совершенствование техники чтения.   Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования с опорой на картину.

1





89.  

М. Пришвин «Жаркий час»

Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку.  Работа над выразительным чтением.  Работа над формированием навыка беглого чтения. Работа над средствами художественной выразительности.

1





90.  

Г. Скребицкий «Весенняя песня»

Беседа о признаках весны и поведения птиц с опорой на иллюстративный материал.  Совершенствование техники чтения.  Выборочное чтение. Работа над составлением рассказа-описания.  Чтение по ролям. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования с опорой на иллюстрацию. Рассказывание сказки.

1





91.  

Г. Скребицкий «Весенняя песня»

Беседа о признаках весны и поведения птиц с опорой на иллюстративный материал.  Совершенствование техники чтения.  Выборочное чтение. Работа над составлением рассказа-описания.  Чтение по ролям. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования с опорой на иллюстрацию. Рассказывание сказки.

1





92.  

В. Жуковский «Жаворонок»

Беседа с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку.  Работа над выразительным чтением.   Заучивание стихотворения наизусть.

1





93.  

А. Толстой «Детство Никиты»

Анализ текста по вопросам учителя. Описание весны в рассказе. Составление рассказа-описания. Пересказ текста.

1





94.  

А. Твардовский «Как после мартовских метелей...»

Работа над выразительным чтением.  Работа над выразительными средствами языка.  Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть.

1





95.  

А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна...»

Беседа о признаках весны с опорой на иллюстрационный материал, художественные произведения, музыку. Рассказ по картине с опорой на текст произведения. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения.

1





96.  

В. Бианки «Апрель»

Заучивание стихотворения наизусть.

1





97.  

В.Ч. Чтение произведений о весне

Развитие техники чтения.  Отгадывание тематических загадок.

1





98.  

К. Паустовский «Стальное колечко»1ч

Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя.  Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над описанием весеннего леса. Работа над образом героини произведения. Озаглавливание частей произведения. Работа над пересказом.

1





99.  

К. Паустовский «Стальное колечко»2ч

Озаглавливание частей произведения. Работа над пересказом.

1





100.                    

К. Паустовский «Стальное колечко»3ч

Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя.  Озаглавливание частей произведения. Работа над пересказом.

1





101.                    

По В. Астафьеву «Злодейка»1ч

Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Выборочное чтение. Работа над описанием собаки. Работа над пересказом текста.

1

 




102.                    

По В. Астафьеву «Злодейка»2ч

Работа над техникой чтения. Работа над описанием собаки. Работа над пересказом текста.

1

 




103.                    

По В. Астафьеву «Злодейка»3ч

Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя.  Работа над пересказом текста.

1

 




104.                    

По Е. Барониной  «Рассказы про зверей»1ч

Анализ произведения по вопросам учителя.  Выборочное чтение. Подготовка самостоятельного рассказа о понравившемся животном с опорой на план, иллюстрацию, рисунок.

1

 




105.                    

По Е. Барониной  «Рассказы про зверей»2ч

Беседа с опорой на иллюстрационный материал.  Рассказы школьников о своих домашних животных.

1





106.                    

В. Драгунский «Кот в сапогах»1ч

Работа над техникой чтения. Анализ произведений по вопросам учителя.  Чтение по ролям. Характеристика персонажей.

1





107.                    

В. Драгунский «Кот в сапогах»2ч

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика персонажей. Работа над пересказом текста.

1





108.                    

Д. Хармс «Заяц и еж»

Работа над техникой чтения. Анализ произведений по вопросам учителя.  Выборочное чтение. Чтение по ролям.

1





109.                    

И. Крылов «Зеркало и обезьяна»

 

Понятие «басня» как литературный жанр. Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей.  Выразительное чтение. Выяснение и обсуждение морали басни.

1





110.                    

В.Ч. Чтение рассказов о дружбе

Чтение и обсуждение прочитанных произведений. 

1





111.                    

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»1ч

Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Работа над описанием внешнего вида мангуста с опорой на иллюстративный материал.

1

 




112.                    

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»2ч

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Работа над описанием внешнего вида мангуста с опорой на иллюстративный материал. Составление характеристик героев сказки.

1





113.                    

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»3ч

Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Работа над описанием внешнего вида мангуста с опорой на иллюстративный материал. Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя.

1





114.                    

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»4ч

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Работа над описанием внешнего вида мангуста с опорой на иллюстративный материал. Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение.

1

 




115.                    

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»5ч

Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Работа над описанием внешнего вида мангуста с опорой на иллюстративный материал. Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение.

1

 




116.                    

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»6ч

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Работа над описанием внешнего вида мангуста с опорой на иллюстративный материал. Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение.

1

 




117.                    

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»7ч

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Работа над описанием внешнего вида мангуста с опорой на иллюстративный материал. Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение.

1

 




118.                    

В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету...»

Работа над средствами художественной выразительности текста. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.  Заучивание стихотворения наизусть.

1





119.                    

В. Бианки «Май»

Беседа о весне Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Сопоставление народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения.  Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

1





120.                    

М. Дудин «Наши песни спеты на войне»

Беседа о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников.  Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Выборочное чтение.

1





121.                    

В. Медведев «Звездолет «Брунька»1ч

Анализ произведения по вопросам учителя. Составление характеристики героев произведения. Деление произведения на части, озаглавливание частей. Работа над пересказом по плану.

1





122.                    

В. Медведев «Звездолет «Брунька»2ч

Совершенствование техники чтения.   Выборочное чтение. Чтение по ролям. Деление произведения на части, озаглавливание частей. Работа над пересказом по плану.

1





123.                    

В. Медведев «Звездолет «Брунька»3ч

Совершенствование техники чтения.   Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ произведения по вопросам учителя. Составление характеристики героев произведения. Деление произведения на части, озаглавливание частей. Работа над пересказом по плану.

1





124.                    

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»1ч

Беседа о композиторе Э. Григе Анализ текста произведения по вопросам учителя.  Выборочное чтение.  Работа над описанием осеннего леса. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя.

1





125.                    

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»2ч

Совершенствование техники чтения. Анализ текста произведения по вопросам учителя.  Чтение по ролям. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя. Работа над кратким пересказом текста.

1





126.                    

К. Паустовский«Корзина с еловыми шишками»3ч

Выборочное чтение.  Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя. Работа над кратким пересказом текста.

1





127.                    

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»4ч

Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя. Работа над кратким пересказом текста.

1





128.                    

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»1ч

Совершенствование техники чтения.  Анализ текста произведения по вопросам учителя. 

1





129.                    

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»2ч

Чтение по ролям. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя. Работа над характеристикой образа главного героя.  Словесное рисование.

1





130.                    

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»3ч

Выборочное чтение.  Чтение по ролям. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя. Работа над характеристикой образа главного героя.  Словесное рисование. Работа над пересказом текста.

1





131.                    

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»4ч

Совершенствование техники чтения.  Анализ текста произведения по вопросам учителя.  Выборочное чтение.  Чтение по ролям. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя. Работа над характеристикой образа главного героя.  Словесное рисование. Работа над пересказом текста.

1





132.                    

В.Ч. Чтение рассказов зарубежных писателей

Развитие техники чтения.  Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрационный материал, знания школьников. Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.  Рассказы учащихся. Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение.

1





133.                    

В. Астафьев «Зорькина песня»

Работа над выразительным чтением. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над описанием. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя.

1

 




134.                    

Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел...»

Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка.  Выборочное чтение. Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть.

1





135.                    

Обобщающий урок по теме: «Весна»

Развитие техники чтения.  Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. Составление рассказа по плану.

1





136.                    

В.Ч. Чтение юмористических рассказов

Развитие техники чтения.  Беседа о прочитанных произведениях Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.

1





 



Учебно-методическое обеспечение:

1. АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, вариант 1

2.Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова  Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы  Москва «Просвещение» 2018г.

    

3. Учебник чтения  6 класса под ред. И.М.Бгажноковой, Е.С.Погодиной для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва,.- «Просвещение», 2021 год.