СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для детей ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по чтению»







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами и методическими материалами:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009г. №15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12.2012г. №1060), с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

2.Примерная программа ФГОС ОВЗ

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»;

4.Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);

5.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

6.В соответствии с ФЗ от 29.12.2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в РФ» (п. 27 статья 2, письмом Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» является компенсаторно-адаптационной, детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены примерной адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Уроки чтения проводятся с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением интеллекта. В 5 классе обучающиеся должны читать осознанно. Чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Допускается чтение по слогам слов трудных по смыслу и слоговой структуре. Одновременно с овладением чтения вслух обучающиеся учатся читать про себя. Однако, приветствуется больше чтение вполголоса. Уроки литературного чтения организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития. Предусмотрена углубленная работа по развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. В 5 классе проводятся уроки внеклассного чтения. Целью этих уроков является дополнительная работа по формированию осознанного интереса к книгам у детей с особыми возможностями здоровья. Обучающиеся знакомятся с детскими произведениями, рассматривают книги, правильно читают названия книг, фамилию авторов, отвечают на вопросы: о ком книга, о чём в ней рассказывается. Формируется навык самостоятельного чтения книг, читательской культуры, с этой целью организуются посещения школьной библиотеки, где учащиеся учатся самостоятельно выбирать книгу по интересам. Примерная тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. При разработке данной программы используется дифференцированный подход. Принцип индивидуального и дифференцированного обучения.

Основная цель программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Основные задачи:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Адаптированная рабочая программа рассчитана на 136 ч, 4 часа в

неделю. Срок реализации программы – 1 год (34 недели).



I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА, КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

В результате изучения курса «Литературное чтение» в основной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений;

  • ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;

  • воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);

  • знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, строитель, швея, плотник;

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты:

  • осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами;

  • ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

  • определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

  • участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

  • пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

  • чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

  • ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

  • определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

  • чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

  • определение главных действующих лиц произведения, элементарная оценка их поступков;

  • чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

  • пересказ текста полностью и выборочно;

  • выразительное чтение наизусть 9-8 стихотворений.

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;

  • читать про себя;

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;

  • определять главную мысль произведения;

  • читать отрывки по ролям;

  • пересказывать прочитанное полностью и выборочно;

  • участвовать в коллективном составлении рассказа на тему, близкую к теме прочитанного текста;

  • отличать сказку от рассказа.

Учащийся получит возможность научиться:

  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;

  • делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

  • самостоятельно читать выбранные книги;

  • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

  • понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

  • обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира;

  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

  • рассматривать иллюстрации в учебнике, слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

  • устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов;

  • распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


Раздел № 1 «Устное народное творчество» (2ч.)

Дать понятие об устном народном творчестве. Продолжить знакомство с жанрами устного народного творчества: считалки, заклички, приговорки, потешки, пословицы, поговорки, загадки. Читать выразительно текст, объяснять смысловое содержание пословиц и поговорок, отгадывать и составлять загадки.


Раздел № 2 «Сказки» (17ч.)

Продолжить знакомство с русскими народными и авторскими сказками. Продолжить знакомство с творчеством А.Пушкина, Д.Мамина-Сибиряка. Читать сказку про себя, пересказывать самостоятельно и по вопросам учителя, работать по содержанию прочитанного, читать по ролям, объяснять незнакомые выражения и слова, отвечать на вопросы учителя, давать характеристику героя, делить текст на части, составлять план, читать выразительно текст.


Раздел № 3 «Картины родной природы: лето, осень» (14ч.)

Лето. Продолжить знакомство с произведениями писателей о природе летом. Продолжить знакомство с творчеством Г.Скребицкого, И.Сурикова, А.Платонова, А.Прокофьева, Ю.Гордиенко. Работать по содержанию прочитанного, читать выразительно текст, озаглавливать части, работать с иллюстрациями к тексту, давать характеристику героя.

Осень. Продолжить знакомство с произведениями писателей об осенней природе и жизни животных осенью. Продолжить знакомство с творчеством Г.Скребицкого, И.Соколова – Микитова, К.Бальмонта, В.Астафьева, И.Бунина. Находить предложения для ответа на вопрос, работать над текстом по плану, читать выразительно текст, составлять план, обсуждать прочитанное.


Раздел № 4 «О друзьях-товарищах» (11ч.)

Продолжить знакомство с творчеством Ю.Яковлева, Н.Носова, В.Медведева, Л. Воронковой, Я.Акима. Читать по ролям и выразительно текст, отвечать на вопросы учителя, пересказывать по плану, работать по содержанию прочитанного, выделять главную мысль рассказа, оценивать поступки героя.


Раздел № 5 «Басни» (4ч.)

Продолжить знакомство с творчеством И. Крылова. Анализировать содержание басни, читать по ролям и выразительно текст.


Раздел № 6 «Спешите делать добро» (12ч.)

Продолжить знакомство с произведениями писателей о добрых делах и поступках. Продолжить знакомство с творчеством О.Бондарчука, В.Осеевой, А.Платонова, В.Распутина, В.Брюсова, Р.Рождественского. Читать выразительно текст, составлять рассказ по вопросам, отвечать на вопросы учителя, оценивать поступки героя, пересказывать самостоятельно и по плану, выделять главную мысль рассказа, находить предложения для ответа на вопрос, работать по содержанию прочитанного, давать характеристику героя.


Раздел № 7 «Картины родной природы: зима, весна» (24ч.)

Зима. Продолжить знакомство с произведениями писателей о зиме. Продолжить знакомство с творчеством Ф.Тютчева, Г.Скребицкого, К.Бальмонта, С.Есенина, А.Пушкина. Уметь: читать выразительно текст, отвечать на вопросы учителя, самостоятельно задавать вопросы к тексту, анализировать стихотворение.

Весна. Продолжить знакомство с произведениями писателей о весне. Продолжить знакомство с творчеством Г.Скребицкого, А.Толстого, А.Пушкина, А.Блока, Е.Серовой, И.Соколова – Микитова, И.Бунина, С.Есенина, Я.Акима. Работать по содержанию прочитанного, читать выразительно текст, отвечать на вопросы, давать сравнительную характеристику, пересказывать от первого лица, составлять рассказ по наблюдениям.


Раздел № 8 «О животных» (16ч.)

Продолжить знакомство с произведениями писателей о животных. Продолжить знакомство с творчеством К.Паустовского, Н.Гарина-Михайловского, А.Толстого, Б.Житкова, Ф.Абрамова, С.Михалкова. Отвечать на вопросы, высказывать свое отношение к поступкам героя, диким животным, анализировать содержание, составлять описательный рассказ, составлять план.


Раздел № 9 «Из прошлого нашего народа» (14ч.)

Познакомить с прошлым нашего народа. Продолжить знакомство с творчеством О.Тихомирова, С.Алексеева, А.Куприна, Л.Жарикова, Ю. Коринец. Делить текст на части, составлять план, пересказывать по плану, отвечать на вопросы, читать по ролям и выразительно текст, работать по содержанию и иллюстрациям.


Раздел № 10 «Из произведений зарубежных писателей» (22ч.)

Из произведений зарубежных писателей. Познакомить с творчеством зарубежных писателей: В.Гюго, М.Твена, С.Лагерлеф, Г.Х.Андерсена. Находить отрывки в тексте, давать характеристику героя, анализировать содержание, составлять план, высказывать свое отношение к герою, работать с иллюстрацией, пересказывать.


Внеклассное чтение: формирование читательской самостоятельности обучающихся.





III. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Учебник З.Ф. Малышева «Чтение» 5 класс.

п/п

Раздел, название темы

Кол-во

час

1.

Устное народное творчество

2

2.

Сказки

17

3.

Картины родной природы: лето, осень

14

4.

О друзьях-товарищах

11

5.

Басни

4

6.

Спешите делать добро

12

7.

Картины родной природы: зима, весна

24

8.

О животных

16

9.

Из прошлого нашего народа

14

10.

Из произведений зарубежных писателей

22

Итого

136