Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормёжка имени Ф.П. Полынина»
Балаковского района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО __________/Братчикова Л.Б. / Протокол № _______ от « ____» __________2022г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________/Колонцова О.В./ « ____ » _________ 2022г. | «Утверждаю» И.о. директора МАОУ СОШ с.Кормежка им. Ф.П. Полынина ________/Алексеева Ю.Р./ Приказ № ___от ____ 2022г. |
Адаптированная рабочая программа
по физической культуре 6 класс
(индивидуальное обучение ______________)
на 2022 учебный год
Минаевой Дарьи Юрьевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №
от «10» января 2022г.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана для ученика 6 класса _________________, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (Пр.№ 1599, вариант 1) в форме индивидуального обучения на дому с 10.01.2022 г..
Основание: заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Балаково № 1037 от 09.10.2017 г. заключение врачебной комиссии № 2997 ГУЗ «Балаковский психоневрологический диспансер».(Протокол ВК № 253 от 15.11.21г.).
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в форме индивидуального обучения на дому по географии в 6 классе рассчитана на 0.5 часов в неделю (9 часов в год),составлена в соответствии с учебным планом школы, расписанием уроков.
Адаптированная образовательная программа по природоведению для обучающихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ с. Кормежка имени Ф.П. Полынина разработана в соответствии:
-со статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от29.12.2012года «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Программа содержит учебный материал для обучающихся 6–9 специальных (коррекционных) классов VIII вида. Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Цель программы: оптимизация и коррекция физического развития каждого ребенка, развитие и совершенствование свойственных каждому учащемуся физических качеств; формирование у учащихся целостного представления о физической культуре, способность включиться в производительный труд.
Задачи программы и реализация их в процессе обучения:
Образовательные задачи направлены на развитие и совершенствование у детей двигательных умений и навыков, приобретение знаний в области гигиены, укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся.
Воспитательные задачи – воспитание активности у учащихся, дисциплинированности, взаимопомощи и чувства товарищества, силы воли, настойчивости.
Лечебно-оздоровительные задачи предполагают включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Задача учителя — подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития и моторики.
Коррекционно-компенсаторные задачи предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений, как в физическом, так и в интеллектуальном развитии.
Содержание обучения отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативные (уметь взаимодействовать с окружающими людьми, взаимопомощь и выручка в игре); пространственно – временные (правильное построение на урок, правильное передвижение из класса на урок физической культуры, ориентировка в спортивном зале); компетенции двигательных умений, навыков и способностей (уметь бегать и ходить в заданном ритме, четкое выполнение команд учителя, выполнение простейших ОРУ).
Готовность к изучению предмета «Физическая культура» в основной школе предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Формирование представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля.
Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
Формирование привычек к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время
На занятиях физической культурой, наряду с физическими упражнениями коррекционной направленности, используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями). Применяются строго дозированные физические нагрузки, с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений), постепенно увеличиваются физические нагрузки при адаптации организма к ним, упражнения охватывают различные мышечные групп, включаются дыхательные и общеукрепляющие упражнения, осуществляется строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки). В зависимости от вида деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
Содержание тем учебного курса 6 класс
Теоретические сведения
Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических упражнений в жизни человека.
Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической культуры в жизни человека. Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических уп-ражнений.
Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.
Гимнастика
Теоретические сведения.
Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.
Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.
Практический материал:
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):
упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; для формирования и укрепления правильной осанки.
Упражнения с предметами:
гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами; со скакалками.
Легкая атлетика
Теоретические сведения.
Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину.
Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба в разном темпе; с изменением направления; ускорением и
замедлением; преодолением препятствий и т. п.
Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по слабопересеченной местности.
Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий. Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Прыжки в высоту способом «перекат».
Метание. Метание малого мяча на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание в движущую цель.
3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Физическая культура 6 класс
№ п/п | Содержание учебного материала по разделам | Всего часов |
3 | Основные правила развития физических качеств человека. | 5 |
4 | Легкая атлетика | 2 |
5 | Гимнастика | 2 |
| Итого | 9 |
4. Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
-роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
- способы закаливания организма;
уметь:
- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учётом индивидуальных особенностей организма, физической подготовленности и медицинских показаний;
- осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, развитию физических качеств;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
5. Календарно-тематическое планирование
учебник: «Физическая культура» для учащихся 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: А.П. Матвеева, Москва, издательство «Просвещение», 2018 г.
№ п/п | Тема | Дата проведения урока | Коррект. |
| Основные правила развития физических качеств человека. Структура занятий по развитию физических качеств. | 21.01 | |
| Физическая нагрузка человека. Основные режимы нагрузки. | 04.02 | |
| Сила. Упражнения на развитие силы | 18.02 | |
| Быстрота. Упражнения на развитие быстроты | 04.03 | |
| Выносливость. Упражнения на развитие выносливости | 18.03 | |
| Гибкость. Упражнения на развитие гибкости | 15.04 | |
| Координация движения и ловкость. Упражнения на развитие координации движений | 29.04 | |
| Правильная осанка. Формирование правильной осанки | 13.05 | |
| Правила составления комплекса утренней гимнастики | 27.05 | |
6. Список используемой литературы
АООП для детей с нарушением интеллекта
«Индивидуальные занятия с детьми», Москва, 2000 г., под ред. Рюмкин Д.Н., Скопинцев А.Г.
«Гимнастика с методикой преподавания», Москва, 1985 г., Павлова И.Б., Баршая В.М.
«Теория и методика физического воспитания и спорта», 3-е издание, М., 2004 г., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.
«Внеурочная деятельность учащихся – легкая атлетика», М., 2011 г., Маслов М.В., Кузнецов В.С.
«Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М., 1983 г., Вавилова Е.Н.
«Формирование двигательной активности – игры, эстафеты», Волгоград, 2012 г., Воронова Е.К.
«Основы коррекционной педагогики», М., 2002 г., Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.
«Технологии физкультурно-спортивной деятельности в АФК», М., 2004 г., Евсеев С.П.
«Частные методики АФК», М., 2004 г., Шапкова Л.В.
Средства обучения
Компьютерное оборудование.
интернет ресурсы
Спортивный инвентарь
Учебник «Физическая культура» для учащихся 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: А.П. Матвеева, Москва, издательство «Просвещение», 2018 г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – Сборник
Список ИКТ
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. http://www.livt.net