Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат» на 2021-2022 учебный год, а также на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Учебный план АООП (вариант II) на 2021-2022 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат».
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Программа ориентирована на учебник математики для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, автор В.В. Эк.
Адаптированная образовательная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся, средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики.
Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания.
Из числа уроков математики в 8 классе, выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Повторение геометрических знаний, формирование графических умений происходят и на других уроках математики. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Необходима тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.
В 8 классе учащихся продолжают знакомить с многозначными числами в пределах 1 000 000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить значительное место.
Систематический и регулярный опрос учащихся являются обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать развернутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.
Особое внимание необходимо обратить на формирование у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин должно постоянно включаться в содержание устного счета на уроке.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию (последовательное возрастание трудности) и интересными по изложению.
Подбор для занятий соответствующих игр - одно из средств, позволяющих расширить виды упражнений по устному счету. Следует подбирать игры и продумывать методические приемы работы с ними на уроках и во внеурочное время. Но нельзя забывать, что игры только вспомогательный материал. Основная задача состоит в том, чтобы научить учащихся считать устно без наличия вспомогательных средств обучения.
Продолжается ознакомление с величинами, с приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Учащиеся должны получить реальные представления о каждой единице измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном порядке), свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003 м, 14р. 02 к. и т.п.).
Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должно способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношений с тем, чтобы в дальнейшем учащиеся смогли выражать данные числа десятичными дробями и производить вычисления в десятичных дробях.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.
Обучение детей с отклонениями в интеллектуальном развитии носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут школьникам стать полезными членами общества.
Цель: формировать и развивать математические знания и умения (в пределах 1млн.), необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни.
Задачи:
изучение многозначных чисел в пределах 1000000;
произведение арифметических действий с целыми и дробными числами, в том числе с числами, полученными при измерении;
произведение арифметических действий с обыкновенными и десятичными дробями, их преобразования;
построение и измерение углов с помощью транспортира;
построение геометрических фигур, относительно оси и центра симметрии;
нахождение площади фигур.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
традиционное обучение;
личностно-ориентированное обучение;
дифференцированное обучение;
проблемное обучение;
исследовательская деятельность, как способ развития творческого потенциала личности;
групповая (коллективная) учебно-познавательная деятельность;
интерактивное обучение;
дидактические игры.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
В 8 классе обучающиеся продолжают знакомиться с многозначными числами в пределах 1 000000.
Продолжается работа с величинами, с приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Обучающиеся должны получить реальные представления о каждой единице измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном порядке), свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003 м, 14р. 02 к. и т. п.).
Обучающиеся отрабатывают навыки выражения измеряемых величин десятичными дробями и произведение вычисления в десятичных дробях.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Проводится тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.
Особенности организации учебного процесса
Типы уроков:
урок открытия нового знания;
урок рефлексии;
урок общеметодологической направленности;
урок развивающего контроля.
Методы обучения:
объяснительно - иллюстративный метод, при котором учитель объясняет, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути её решения);
практический.
Формы организации деятельности:
фронтальный опрос,
групповая, парная и самостоятельная работа,
работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями.
математические диктанты,
работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.
Технологии обучения:
здоровьесберегающие;
проблемно – поисковые;
личностно-ориентированные;
технология дифференцированного обучения;
ИКТ (используются элементы технологий).
Формы контроля
контрольные и самостоятельные работы;
тестирование;
текущий опрос;
итоговая контрольная работа.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 8 классе рассчитана на 133 часа в год (4 часа в неделю).
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о (об):
величине 1 градус;
размере прямого, острого, тупого, развернутого, полного, смежных углов, сумму углов треугольника;
элементы транспортира;
единицы измерения площади, их соотношения;
формулы длины окружности, площади круга.
Учащиеся должны уметь:
присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1 000 000;
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное целое число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;
находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;
находить среднее арифметическое нескольких чисел;
решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
строить и измерять углы с помощью транспортира;
строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра симметрии.
уметь выполнять четыре арифметических действия с натуральными числами в пределах 10 000; по возможности с десятичными и обыкновенными дробями;
знать наиболее употребительные единицы площади;
знать размеры прямого, острого и тупого угла в градусах;
находить число по его половине, десятой доле;
вычислять среднее арифметическое нескольких чисел;
вычислять площадь прямоугольника.
Содержание учебного предмета
Нумерация (34 ч)
Числа целые и дробные. Геометрические фигуры и их измерения. Нумерация в пределах 1000 000. Состав числа. Таблица разрядов. Простые и составные числа. Градус. Градусное измерение углов. Сравнение чисел в пределах 1000 000. Сумма углов треугольника. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 000. Отработка вычислительных навыков сложения и вычитания. Умножение и деление чисел в пределах 1000 000. Отработка вычислительных навыков умножения и деления. Умножение и деление чисел на 10. Построение фигур симметричных относительно оси и центра симметрии. Умножение и деление чисел на 100 и 1000. Умножение и деление чисел на круглые десятки. Геометрические тела. Умножение и деление чисел на двузначное число. Отработка вычислительных навыков умножения и деления на двузначное число. Решение задач на кратное сравнение. Умножение и деление чисел. Нумерация и действия над числами. Нумерация и действия над числами. Сложение и разложение чисел на разрядные слагаемые. Симметрия.
Обыкновенные дроби (28 ч)
Отработка вычислительных навыков. Обыкновенные дроби. Решение примеров в несколько действий. Особые случаи вычитания обыкновенных дробей. Площадь, единицы площади. Общий знаменатель дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Отработка вычислительных навыков сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Формулы площади. Решение задач с применение правил сложения и вычитания дробей. Решение задач с применение правил сложения и вычитания дробей. Решение задач на нахождение площади. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по одной его доли. Решение задач на нахождение площади. Нахождение числа по одной его доли. Решение задач на нахождение числа по одной его доли. Действия с дробями.
Обыкновенные и десятичные дроби (37ч)
Преобразование обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Геометрические фигуры и их измерения. Умножение и деление смешанных чисел. Умножение и деление смешанных чисел. Решение задач на умножение и деление дробей и смешанных чисел. Взаимное положение прямых и фигур. Чтение и запись чисел полученных при измерении. Решение задач на части. Сложение и вычитание чисел полученных при измерении. Решение уравнений. Составление и решение уравнений. Решение задач на сложение и вычитание чисел полученных при измерении. Длина окружности. Решение составных задач на сложение и вычитание чисел полученных при измерении. Умножение и деление чисел полученных при измерении. Умножение и деление чисел полученных при измерении. Площадь круга. Умножение и деление чисел полученных при измерении. Нахождение части от числа полученного при измерении. Решение задач на нахождение части от числа полученного при измерении. Связь обыкновенных и десятичных дробей. Решение задач на нахождение площади круга. Диаграммы и их виды. Числа, полученные при измерении площади. Запись чисел полученных при измерении площади десятичными дробями. Преобразование чисел полученных при измерении площади. Решение задач на нахождение площади. Составление и решение задач на нахождение площади.
Повторение (34ч)
Построение диаграмм. Меры земельных площадей. Преобразование мер земельных. Сложение и вычитание чисел полученных при измерении площадей. Геометрические фигуры и тела. Умножение и деление чисел полученных при измерении площади. Решение задач на умножение и деление чисел полученных при измерении площади. Решение задач по теме «Масштаб». Высота геометрических фигур и тел. Нумерация. Чтение, запись и сравнение чисел. Сложение и вычитание целых и дробных чисел. Решение простых задач на все виды действий. Взаимное положение фигур. Решение составных задач. Решение уравнений. Умножение и деление на двузначное число. Многоугольники и их свойства. Отработка вычислительных навыков. Решение выражений в несколько действий. Масштаб. Решение задач. Решение составных задач на части. Решение простых задач на движение. Повторение геометрического материала.
Система оценивания знаний и достижений учащихся
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов
«5» ставится ученику, если он;
а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости их пространстве,
д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
«4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
«3» ставится ученику, если он:
а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила может их применять;
б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приёмов ее выполнения.
Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными. Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось 35 - 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны выполнить работу и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1-3 простые задачи, или 1-3 простые задачи и составная (начиная со II класса), или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса) математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценки письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать; неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил и неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов, действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
«5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
«4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
«3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
«5» ставится, если все задания выполнены правильно;
«4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки;
«3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.):
«5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
«4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
«3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся
За год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладёние им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение | Учебник |
I четверть (34 часа) |
01.09 | Числа целые и дробные | Уметь: читать, записывать, преобразовывать, сравнивать, выполнять с числами арифметические действия | Карточки | с.3 |
02.09 | Геометрические фигуры и их измерения | Знать: название геометрических фигур. Уметь: определять геометрическую фигуру и измерять ее составляющие | Плакат, карточки | с.48 |
06.09 | Нумерация в пределах 1000 000 | Уметь: читать и записывать числа в пределах 1000 000 | Плакат | с.10 |
07.09 | Состав числа. Таблица разрядов | Уметь: пользовать таблицей разрядов: записывать по разрядно и раскладывать на разрядные слагаемые | Схема, карточки | с.11 |
08.09 | Простые и составные числа | Знать: какие числа называются составными и простыми Уметь: называть первые простые и составные числа | Схема, карточки | с.16 |
09.09 | Градус. Градусное измерение углов | Знать: величину 1°; размеры прямого, остроте, тупого, развернутого, полного, элементы транспортира. | Карточки | с.51 |
13.09 | Сравнение чисел в пределах 1000 000 | Уметь: сравнивать числа в пределах 1000 000 | Плакат, карточки | с.21 |
14.09 | Сумма углов треугольника | Знать: сумму смежных углов, сумму углов треугольника Уметь: применять знания при решении геометрических задач | Плакат | с.53 |
15.09 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 000 | Уметь: выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000 000 | Карточки | с.25 |
16.09 | Отработка вычислительных навыков сложения и вычитания | | с.26 |
20.09 | Симметрия | | | с.54 |
21.09 | Умножение и деление чисел в пределах 1000 000 | Уметь: выполнять умножение и деление на однозначное целое число в пределах 1000 000 | Плакат, карточки | с.29 |
22.09 | Отработка вычислительных навыков умножения и деления | Плакат | с.30 |
23.09 27.09 | Умножение и деление чисел на 10 | Уметь: выполнять умножение и деление на 10 | Карточки | с.35 |
28.09 | Построение фигур симметричных относительно оси и центра симметрии | Уметь: строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра симметрии | Плакат | с.56 |
29.09 | Умножение и деление чисел на 100 и 1000 | Уметь: выполнять умножение и деление на 100 и 1000 | Плакат, карточки | с.37-39 |
30.09 | Умножение и деление чисел на круглые десятки | Уметь: выполнять умножение и деление на круглые десятки | Схема | с.41 |
04.10 | Решение составных задач на умножение и деление чисел | Уметь: применять знания и умения при решении задач как простых, так и составных | Плакат, карточки | с.42 |
05.10 | Решение составных задач на умножение и деление чисел | Уметь: применять знания и умения при решении задач как простых, так и составных | Схема, карточки | с.43 |
06.10 | Геометрические тела | Знать: название геометрических тел. Уметь: определять геометрическое тело и измерять ее составляющие | | с.60 |
07.10 | Умножение и деление чисел на двузначное число | Уметь: выполнять умножение и деление на двузначное целое число в пределах 1000 000 | Плакат | с.44 |
11.10 | Отработка вычислительных навыков умножения и деления на двузначное число | Плакат, карточки | с.45 |
12.10 | Решение задач на кратное сравнение | Уметь: применять знания и умения при решении задач как простых, так и составных | Плакат, схема, карточки | с.45-46 |
13.10 14.10 | Умножение и деление чисел | Уметь: применять знания и умения | | |
18.10 | Симметрия | Уметь: применять знания и умения | Карточка | с.57 |
19.10 | Нумерация и действия над числами | Уметь: применять знания и умения | Плакат, карточки | |
20.10 | Нумерация и действия над числами | Уметь: применять знания и умения | | |
21.10 | Сложение и разложение чисел на разрядные слагаемые | Уметь: читать, записывать, преобразовывать, сравнивать | Плакат | |
25.10 | Контрольная работа за I четверть | | Плакат | |
26.10 | Анализ контрольных работ | | Плакат, карточки | |
27.10 | Решение задач | Уметь: применять знания и умения | | |
28.10 | Симметрия | Уметь: применять знания и умения | Плакат | с.58 |
II четверть (28 часов) |
08.11 | Отработка вычислительных навыков | Уметь: применять знания и умения | Схема, карточки | |
09.11 | Повторение. Обыкновенные дроби | Уметь: выполнять сложение, вычитание обыкновенных дробей | Схема, карточки | с.62 |
10.11 | Решение примеров в несколько действий | Карточки | с.63 |
11.11 | Особые случаи вычитания обыкновенных дробей | Плакат, карточки | с.65 |
15.11 | Площадь, единицы площади | Знать: единицы измерения площади, их соотношения | Плакат | с.89 |
16.11 | Общий знаменатель дробей | Знать: что называется общим знаменателем дробей и уметь его находить | Карточки | с.71 |
17.11 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | Уметь: выполнять сложение, вычитание обыкновенных дробей | Схема, карточки | с.69 |
18.11 | Закрепление. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | Карточки | с.74 |
22.11 | Отработка вычислительных навыков сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | Схема, карточки | с.75 |
23.11 | Формулы площади | Знать: формулы площади Уметь: применять формулы при решении задач | Карточки | с.90 |
24.11 | Решение задач с применение правил сложения и вычитания дробей | Уметь: применять знания и умения при решении задач как простых, так и составных | Плакат, карточки | с.76-77 |
25.11 | Закрепление. Решение задач с применение правил сложения и вычитания дробей | Плакат | с.78 |
29.11 | Обобщающее повторение по теме: «Сложение и вычитание дробей» | Уметь: применять знания и умения | Карточки | с.79 |
30.11 | Решение задач на нахождение площади | Знать: формулы площади. Уметь: применять формулы при решении задач | | с.91 |
01.12 | Нахождение дроби от числа | Уметь: находить дробь от числа | Схема, карточки | с.80 |
02.11 | Закрепление. Нахождение дроби от числа | Карточки | с.81 |
06.12 | Нахождение числа по одной его доли | Уметь: находить число по одной его доле | Плакат, карточки | с.82 |
07.12 | Закрепление. Решение задач на нахождение площади | Плакат | с.92 |
08.12 | Закрепление. Нахождение числа по одной его доли | Карточки | с.83 |
09.12 | Решение задач на нахождение числа по одной его доли | Уметь: решать арифметические задачи на пропорциональное деление | Схема, карточки | с.84 |
13.12 | Закрепление. Решение задач на нахождение числа по одной его доли | Карточки | с.86 |
14.12 | Решение составных задач на нахождение числа по одной его доли | Плакат, карточки | с.87 |
15.12 | Обобщающее повторение по теме: «Площадь и ее измерения» | Уметь: применять знания и умения | Плакат | с.94 |
16.12 | Обобщающее повторение по теме: «Нахождение дроби от числа и числа по одной его доли» | Уметь: применять знания и умения | Карточки | с.88 |
20.12 | Повторение. Обыкновенные дроби | Уметь: читать, записывать, преобразовывать, сравнивать, выполнять действия с дробями | Плакат | |
21.12 | Повторение. Действия с дробями | Уметь: применять знания и умения | Карточки | |
22.12 | Контрольная работа за II четверть | | Плакат, карточки | |
23.12 | Анализ контрольных работ | | | |
III четверть (37 часов) |
10.01 11.01 | Преобразование обыкновенных дробей | Уметь: выполнять преобразование обыкновенных дробей: запись в более крупных долях или мелких, сокращение, выделение целой части из неправильной дроби и наоборот | Плакат, карточки | с.115 |
12.01 | Умножение и деление обыкновенных дробей | Уметь: выполнять умножение и деление обыкновенных дробей | | с.119 |
13.01 | Закрепление. Умножение и деление обыкновенных дробей | Плакат | с.122 |
17.01 | Геометрические фигуры и их измерения | Знать: название геометрических фигур | Карточки | с.179 |
18.01 | Умножение и деление смешанных чисел | Уметь: выполнять умножение и деление смешанных чисел | Схема, карточки | с.123 |
19.01 | Закрепление. Умножение и деление смешанных чисел | Плакат, карточки | с.124 |
20.01 | Решение задач на умножение и деление дробей и смешанных чисел | Уметь: решать простые и составные задачи | Карточки | с.128 |
24.01 | Взаимное положение прямых и фигур | Уметь: определять взаимное положения фигур и прямых на листе бумаги. | | с.179 |
25.01 | Чтение и запись чисел полученных при измерении | Уметь: читать и записывать числа, полученные при измерении | Плакат, карточки | с.131 |
26.01 | Решение задач на части | Уметь: решать простые и составные задачи. | | с.132 |
27.01 | Симметрия | Уметь: распознавать вид симметрии и симметричные точки и фигуры | Плакат | с.59 |
31.01 | Сложение и вычитание чисел полученных при измерении | Уметь: выполнять сложение и вычитание чисел полученных при измерении | | с.133 |
01.02 | Решение уравнений | Уметь: решать уравнения | Плакат | |
02.02 | Составление и решение уравнений | Уметь: решать простые и составные задачи | Карточки | |
03.02 | Решение задач на сложение и вычитание чисел полученных при измерении | Схема, карточки | с.141 |
07.02 | Длина окружности | Знать: формулу длины окружности С = 2πR и уметь применять ее при решении задач | Карточки | с.228 |
08.02 | Решение составных задач на сложение и вычитание чисел полученных при измерении | Уметь: решать простые и составные задачи. | Плакат, карточки | с.145 |
09.02 | Умножение и деление чисел полученных при измерении | Уметь: выполнять умножение и деление чисел полученных при измерении. | Плакат | с.152 |
10.02 | Закрепление. Умножение и деление чисел полученных при измерении | Уметь: выполнять умножение и деление чисел полученных при измерении | Карточки | с.155 |
14.02 | Площадь круга | Знать: формулу площади круга S = и уметь применять ее при решении задач. | Плакат, карточки | с.193 |
15.02 | Отработка вычислительных навыков. Умножение и деление чисел полученных при измерении | Уметь: выполнять умножение и деление чисел полученных при измерении | | с.158 |
16.02 | Нахождение части от числа полученного при измерении | Уметь: выполнять нахождение части от числа полученного при измерении | Плакат | |
17.02 | Решение задач на нахождение части от числа полученного при измерении | Уметь: решать простые и составные задачи | Карточки | |
21.02 | Связь обыкновенных и десятичных дробей | Уметь: выполнять запись обыкновенных дробей, десятичными и обратно | Схема, карточки | с.153 |
22.02 | Решение задач на нахождение площади круга | Знать: формулу площади круга S = и уметь применять ее при решении задач | Карточки | с.195 |
24.02 | Решение задач различных видов | Уметь: решать простые и составные задачи | Плакат, карточки | |
28.02 | Обобщающее повторение по теме: «Числа, полученные при измерении» | Уметь: применять знания и умения | Плакат | с.164 |
01.03 | Диаграммы и их виды | Знать: виды диаграмм Уметь: читать диаграммы | Карточки | |
02.03 | Числа, полученные при измерении площади | Уметь: читать и записывать числа, полученные при измерении площади | Плакат, карточки | с.164 |
03.03 | Запись чисел полученных при измерении площади десятичными дробями | | Плакат | с.166 |
09.03 | Преобразование чисел полученных при измерении площади | Уметь: выполнять преобразование чисел полученных при измерении площади: перевод в более крупные единицы измерения или в более мелкие. Уметь: решать простые и составные задачи | Плакат | с.167 |
10.03 | Решение задач на нахождение площади | Карточки | с.168 |
14.03 | Составление и решение задач на нахождение площади | Уметь: составлять решать простые и составные задачи | Карточки | с.169 |
15.03 | Обобщающее повторение по теме: «Числа, полученные при измерении площади» | Уметь: применять знания и умения | Карточки | с.175 |
16.03 | Контрольная работа за III четверть | Уметь: применять знания и умения | Плакат, карточки | |
17.03 | Анализ контрольных работ | Уметь: применять знания и умения | Плакат | |
IV четверть (34 часа) |
28.03 | Построение диаграмм | Уметь: читать и строить диаграммы | Схема, карточки | с.196 |
29.03 | Меры земельных площадей | Знать: меры земельных площадей Уметь: читать и записывать числа, полученные при измерении площади | Плакат, карточки | с.182 |
30.03 | Преобразование мер земельных | Уметь: выполнять преобразование чисел полученных при измерении площади | Плакат | с.183 |
31.0304.04 | Сложение и вычитание чисел полученных при измерении площадей | Уметь: выполнять сложение и вычитание чисел полученных при измерении площадей | Карточки | с.185 |
05.04 | Геометрические фигуры и тела | Знать: геометрические фигуры и тела | Плакат | с.224 |
06.0407.04 | Умножение и деление чисел полученных при измерении площади | Уметь: выполнять умножение и деление чисел полученных при измерении площади | Плакат | с.187 |
11.0412.04 | Решение задач на умножение и деление чисел полученных при измерении площади | Уметь: решать простые и составные задачи | Карточки | с.188 |
13.0414.04 | Решение задач по теме «Масштаб» | Уметь: решать простые и составные задачи | Схема, карточки | с.191 |
18.04 | Высота геометрических фигур и тел | | Карточки | с.226 |
19.04 | Нумерация. Чтение, запись и сравнение чисел | Уметь: применять знания и умения | Плакат, карточки | с.189 |
20.0421.04 | Сложение и вычитание целых и дробных чисел | Уметь: применять знания и умения | Плакат | с.190 |
25.0426.04 | Решение простых задач на все виды действий | Уметь: применять знания и умения | Карточки | с.192 |
27.04 | Взаимное положение фигур | Уметь: применять знания и умения | Плакат, карточки | с.227 |
28.04 | Решение составных задач | Уметь: применять знания и умения | Плакат, карточки | |
04.05 | Решение уравнений | Уметь: применять знания и умения | Плакат | |
05.05 | Умножение и деление на двузначное число | Уметь: применять знания и умения | Карточки | с.209-210 |
11.05 | Многоугольники и их свойства | Уметь: применять знания и умения | Плакат, карточки | с.230 |
12.0516.05 | Отработка вычислительных навыков | Уметь: применять знания и умения | Плакат | с.201 |
17.05 | Решение выражений в несколько действий | Уметь: применять знания и умения | Плакат | |
18.0519.05 | Отработка вычислительных навыков | Уметь: применять знания и умения | Плакат, карточки | |
23.05 | Итоговая контрольная работа | Уметь: применять знания и умения | Плакат, карточки | |
24.05 | Анализ контрольных работ | Уметь: применять знания и умения | Плакат | |
25.05 | Масштаб. Решение задач | Уметь: применять знания и умения | Карточки | с.192 |
26.05 | Решение составных задач на части | Уметь: применять знания и умения | Схема, карточки | с.201 |
30.05 | Решение простых задач на движение | Уметь: применять знания и умения | Карточки | с.216 |
31.05 | Повторение геометрического материала | Уметь: применять знания и умения | Плакат, карточки | с.224-234 |
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа за 1 четверть
1 вариант
Реши задачу:
В одной школе учится 428 школьников, а во второй в 2 раза больше. Сколько учащихся учится в двух школах?
2. Увеличь: а) 312 в 2 раза; б) 720 в 3 раза; в)108 в 9 раз.
3. Найди произведение двух чисел 23144 и 2
4. Уменьши: а) 486 в 2 раза б) 744 в 2
2 вариант
Реши задачу:
Для кружка «Умелые руки» купили 4 набора цветной бумаги, по 9 листов в каждом наборе. Сколько листов бумаги купили для кружка?
2. Сравни выражения: а) 6 х 9…9 х 7= б) 2 х 8…4 х 3= в) 9 х 4…4 х 9=
3. Реши выражения: а) 49 : 7 + 60 = б) 48 : 6 + 32 =
4. Начерти квадрат со стороной 4 см и найди длину всех сторон.
Контрольная работа за 2 четверть
1 вариант
1. Реши задачу:
Из двух городов навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость первого поезда 68,2 км в час. Скорость второго 70,3 км в час. Через 9 часов поезда встретились. Чему равно расстояние между городами? Составить чертеж к задаче.
2. Реши выражения: а) 1,2 х 3 б) 6,23 х 3 в) 3,48 х 7 г) 40,55 : 5 д) 8,32 : 4
2 вариант
1. Реши задачу:
Мама получает – 8156,2 руб.
Папа получает – 9596,3 руб.
Чему равен бюджет семьи?
2. Реши выражения: а) 1,2 х 3 б) 4,3 х 2 в) 44,4 : 2 г) 66,6 : 3
Контрольная работа за 3 четверть
1 вариант
1. Начерти квадрат со стороной 6см и вычисли площадь.
2. Измерь длину и ширину геометрической фигуры (прямоугольник со сторонами 10см и 9см) и вычисли площадь.
3.Заполни пропуски: а) 1м2 = …дм2 б) 5м2 = …дм2 в) 1дм2 = ...см2 г) 7дм2 = …см2
4. Реши задачу:
Длина школьного двора 25м, ширина 24м. Третью часть двора занимает цветник, а остальная площадь предназначена для игр. Сколько м2 предназначено для игр?
2 вариант
1. Начерти квадрат со стороной 6см и вычисли площадь.
2. Измерь длину и ширину геометрической фигуры (прямоугольник со сторонами 10см и 9см) и вычисли площадь.
3. Измерь длину и ширину геометрической фигуры (квадрат со стороной 9см) и вычисли площадь.
4. Продолжи фразу. Чтобы вычислить площадь надо……(справочник, учитель)
Контрольная работа за 4 четверть
1 вариант
1. Продолжи ряд чисел:
а) 1280; 1284; 1288; …, …, ….
б)18; 180; 1800; …;…; ….
2. Вычисли:
а) 5436 : 9 + 6051 =
б) 1206 х 31 – 5492 =
3. Реши задачу:
Квадратный участок земли со стороной 40м засажен арбузами и дынями. Четвертая часть всей площади засажена арбузами, а остальная площадь дынями. Чему равна площадь, засаженная дынями?
4. Построй прямоугольник со сторонами 5см и 3см и вычисли площадь.
2 вариант
1. Продолжи ряд чисел:
а) 272; 274; 276; …;…;…
б) 13; 130; 1300; …; …
2. Вычисли:
а) 5063 + 3720=
б) 3201 х 3=
в) 98756 – 54321 =
3. Реши задачу:
В школе 25 учебных кабинетов. Пятую часть составляют мастерские. Сколько мастерских в школе?
4. Построить квадрат со стороной 6 см.
Методические пособия для учителя
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов/ под ред. Воронковой В.В. – Москва: «Владос», 2011.
Эк В.В. Математика 8 класс учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - Москва «Просвещение», 2020.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефект. фак. педвузов. - 4-е изд., перераб. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 408с.
Дополнительная литература
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / - Москва: Просвещение, 2005. - 221 с.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. Пособие для учителя/ - Москва: Просвещение, 2002. - 144с.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / - Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 180с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой - Москва: Школа-Пресс, 2004. - 416с.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по математике. – Москва: АСТ: Астрель, 2013.-287с.
Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель, 2007. – 189с.
Список литературы для ученика
Тульчинская Е. Е. Математика. Тесты. 5-6 классы: пособие для учащихся образовательных организации. Москва: Мнемозина, 2014. – 96с.
Жохов В.И. Математический тренажер: пособие для учителей и учащихся. Москва: Мнемозина 2013. – 80с.
Нагибин Ф. Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся 4-8 классов. Москва: Просвещение, 2008. – 166с.
Список литературы родителей
Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей: книга для учителей и родителей. Москва: Знание, 2012. – 336с.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Москва: Наука, 2009. – 208с.
Кордемский Б.А., Ахатов А.А. Удивительный мир чисел: математические головоломки и задачи для любознательных. Москва: Просвещение, 2006. – 110с.
Информационное обеспечение образовательного процесса
1. Федеральный портал «Российское образование» – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edu.ru
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fcior.edu.ru
3. Учительский портал – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uchportal.ru
4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september
5. Электронная библиотека учебников и методических материалов – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://window.edu.ru
6. Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://moi-sat.ru
7. Сеть творческих учителей – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.it-n.ru/
8. Развитие ребёнка – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.razvitierebenka.com/2013/03/detyam-o-gribah.html#.UpUSodJdV8U
9. Математическое бюро - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.matburo.ru/ex_subject.php?p=mat_all
10. Математика - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elementy.ru/novosti_nauki/t/21097/Matematika
11. Мир математических уравнений - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library/mathematics.htm
12. Логические задачи - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.potehechas.ru/zadachi/zadachi.shtml