СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающегося с ЗПР 7.1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающегося с ЗПР 7.1

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике для обучающегося с ЗПР 7.1»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Ставропольского края

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АЛЕКСАНДРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

МОУ СОШ № 9, пос. Новокавказский

РАССМОТРЕНО

на методическом

совете

Протокол № ____

от « » ________2024 г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УР

________________________

Бондаренко В.Н.

от « » _________ 2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Забелина М.А.

Приказ № ____

от « » _________ 2024 г.






Адаптированная рабочая программа

по математике

2 класс

(для обучающегося с ЗПР вариант 7.1)










Составитель:

учитель начальных классов

Хадирова Г. И.






2024-2025 учебный год




1.Пояснительная записка


            Адаптированная рабочая программа по математике для учащегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающего по программе с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.1)  разработана на основе

- Федеральным образовательным государственным стандартом начального общего образования,

- Федеральный   закон   от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)  "Об образовании в Российской Федерации" п.6 часть 3 ст.28. Приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357, в ред. Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712).

- Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб. -  М.: Просвещение, 2015,

- Рабочей программы. Математика. Москва. «Просвещение» 2015, авторы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой- УМК «Школа России», 

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития,  2015г.

- Учебного плана «МОУ СОШ № 9» на 2024-2025 учебный год.


    АООП НОО обучающихся с ЗПР реализуется через УМК «Школа России».

            Адаптированная рабочая программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что учащийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

           Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

           Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

          Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;



• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.

            В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

           Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:

• структуре адаптированной программы;

• условиям реализации адаптированной программы;

• результатам освоения адаптированной программы.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

         Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

        Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

        Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

        В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного  продвижения в изучаемых образовательных областях;

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;



-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

            В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);

• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;

• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности учащегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития;

• принцип целостности содержания образования.

 • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  

• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

   • принцип сотрудничества с семьей.


Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Обучение математике на дому имеет свою специфику. Программа «Школа России» с учетом новых стандартов рассчитана на 136 часов (34 учебных недели), в неделю 4 часа, а обучение на дому согласно индивидуальному учебному плану, только 3 часа в неделю. Поэтому при отборе учебного материала и проведении уроков следует учитывать индивидуальные особенности учащегося. Такие как утомляемость, концентрация внимания, мотивация к обучению. Содержание уроков должно способствовать всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов детей с ОВЗ.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Математика количество часов: 102ч, в неделю - 3ч, обучение на дому



Данная программа аналогична рабочей программе общеобразовательных учреждений, но предусматривает обучение на доступном уровне учащихся с ОВЗ.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.



Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь:

-использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;

-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и с-оответствующих им случаев вычитания в пределах 20;

-использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;

-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;

-осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;

-использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.

-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

-осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;

-решать простые задачи:

раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

использующие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;

на разностное и кратное сравнение;

-находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);

-решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b;

-измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

-узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

-узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;

-различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства)

-находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).


К концу 2 класса учащиеся должны

Знать:

---названия и последовательность чисел от 1 до 100;

---названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

---таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;

---правила порядка выполнения действий в числовых выражени­ях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скоб­ками и без них);

---названия и обозначение действий умножения и деления.



Уметь:

---читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

---находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лег­ких случаях устно, в более сложных - письменно;

---находить значения числовых выражений в 2 действия, содер­жащие сложение и вычитание (со скобками и без них);

---решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и за­дачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умноже­ния и деления;

---чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;

---находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и пери­метр многоугольника (треугольника, четырехугольника).


3.Содержание учебного предмета (2 часа в неделю, всего – 46 ч)


Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 100.

Нумерация (9 ч)

Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

Сложение и вычитание чисел.(22ч)

Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания

Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.

Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Алгоритмы сложения и вычитания.

Умножение и деление чисел.(15ч)

Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.

Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.

Величины и их измерение.

Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.

Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).

Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.

Цена, количество и стоимость товара.

Время. Единица времени – час.

Текстовые задачи.

Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:



а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

в) разностное сравнение;

Элементы геометрии.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Острые и тупые углы.

Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.

Элементы алгебры.

Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.

Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.

Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;

Занимательные и нестандартные задачи.

Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.

Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

Итоговое повторение.(-ч)


















4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


п/п

Темы, разделы

Рабочая программа

«Школа России»


1

Нумерация


9

2

Сложение и вычитание чисел


21

3

Умножение и деление чисел.


12

4

Контрольные работы.


4


Итого:

46

































ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК «МАТЕМАТИКА. 1-4 КЛАСС В 2 ЧАСТЯХ. М.И. МОРО И ДР.»

2 КЛАСС



п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Страницы учебника

Всего

Контрольные работы

1

Приём вычисления для случаев вида 26 + 7

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


2

Приём вычисления для случаев вида35 – 7

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


3

Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


4

Буквенные выражения

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


5

Уравнение. Решение уравнений методом подбора

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


6

Проверка вычитания

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


7

Проверка вычитания

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


8

Контрольная работа ( №1) за 1 полугодие

1


https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


9

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


10

Сложение и вычитание 45-23, 57-27.

1


https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


11

Закрепление изученного

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


12

Письменный прием сложения вида 45 + 23

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


13

Письменный прием вычитания вида 57 – 26

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


14

Проверка сложения и вычитания

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


15

Угол. Виды углов. Решение задач

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


16

Контрольная работа №2

1

1


https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


17

Анализ контрольной работы. Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37 + 48

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


18

Письменный прием сложения вида 37 + 53. Прямоугольник. Построение прямоугольника

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


19

Письменный прием сложения вида 87 + 13

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


20

Закрепление изученного. Решение задач

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


21

Письменный прием вычитания в случаях вида 40 – 8

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


22

Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24. Странички для любознательных.

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


23

Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

1


https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


24

Вычитание вида 52 – 24. Свойство противоположных сторон прямоугольника

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


25

Квадрат. Что узнали. Чему научились.

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


26

Конкретный смысл действия умножения

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


27

Приёмы умножения, основанные на замене произведения суммой. Решение задач на умножение

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


28

Контрольная работа № 3

1


https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


29

Анализ контрольной работы. Периметр многоугольника

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


30

Приёмы умножения единицы и нуля. Название компонентов и результата умножения

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


31

Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» Решение задач

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


32

Переместительное свойство умножения

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


33

Конкретный смысл действия деления

1


https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


34

Название компонентов и результата деления

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


35

Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. Умножение и деление

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


36

Связь между компонентами и результатом умножения. Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


37

Приёмы умножения и деления на 10. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


38

Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.Решение задач

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


39

Умножение числа 2 и на 2.

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


40

Приемы умножение числа 2

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


41

Контрольная работа (№4)

1


https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


42

Анализ контрольной работы. Деление на 2.

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


43

Закрепление изученного. Решение задач

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


44

Умножение числа 3 и на 3.

1


https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


45

Деление на 3

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


46

Деление на 3. Повторение

1



https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

46

4








13