МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ставропольского края
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АЛЕКСАНДРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МОУ СОШ № 9, пос. Новокавказский
РАССМОТРЕНО на методическом совете Протокол № ____ от « » ________2024 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР ________________________ Бондаренко В.Н. от « » _________ 2024 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Забелина М.А. Приказ № ____ от « » _________ 2024 г. |
Адаптированная рабочая программа
по математике
2 класс
(для обучающегося с ЗПР вариант 7.1)
Составитель:
учитель начальных классов
Хадирова Г. И.
2024-2025 учебный год
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по математике для учащегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающего по программе с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.1) разработана на основе
- Федеральным образовательным государственным стандартом начального общего образования,
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" п.6 часть 3 ст.28. Приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357, в ред. Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712).
- Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015,
- Рабочей программы. Математика. Москва. «Просвещение» 2015, авторы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой- УМК «Школа России»,
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, 2015г.
- Учебного плана «МОУ СОШ № 9» на 2024-2025 учебный год.
АООП НОО обучающихся с ЗПР реализуется через УМК «Школа России».
Адаптированная рабочая программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что учащийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре адаптированной программы;
• условиям реализации адаптированной программы;
• результатам освоения адаптированной программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности учащегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Обучение математике на дому имеет свою специфику. Программа «Школа России» с учетом новых стандартов рассчитана на 136 часов (34 учебных недели), в неделю 4 часа, а обучение на дому согласно индивидуальному учебному плану, только 3 часа в неделю. Поэтому при отборе учебного материала и проведении уроков следует учитывать индивидуальные особенности учащегося. Такие как утомляемость, концентрация внимания, мотивация к обучению. Содержание уроков должно способствовать всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов детей с ОВЗ.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Математика количество часов: 102ч, в неделю - 3ч, обучение на дому
Данная программа аналогична рабочей программе общеобразовательных учреждений, но предусматривает обучение на доступном уровне учащихся с ОВЗ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
-использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и с-оответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
-использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
-осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
-использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.
-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
-осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-решать простые задачи:
раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
использующие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;
на разностное и кратное сравнение;
-находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
-решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b;
-измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
-узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
-узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
-различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства)
-находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
К концу 2 класса учащиеся должны
Знать:
---названия и последовательность чисел от 1 до 100;
---названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
---таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
---правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---названия и обозначение действий умножения и деления.
Уметь:
---читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
---находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
---находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
---чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
---находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
3.Содержание учебного предмета (2 часа в неделю, всего – 46 ч)
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (9 ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(22ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(15ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.(-ч)
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Темы, разделы | Рабочая программа «Школа России» |
1 | Нумерация | 9 |
2 | Сложение и вычитание чисел | 21 |
3 | Умножение и деление чисел. | 12 |
4 | Контрольные работы. | 4 |
| Итого: | 46 |
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК «МАТЕМАТИКА. 1-4 КЛАСС В 2 ЧАСТЯХ. М.И. МОРО И ДР.»
2 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | Страницы учебника |
Всего | Контрольные работы |
1 | Приём вычисления для случаев вида 26 + 7 | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
2 | Приём вычисления для случаев вида35 – 7 | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
3 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
4 | Буквенные выражения | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
5 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
6 | Проверка вычитания | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
7 | Проверка вычитания | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
8 | Контрольная работа ( №1) за 1 полугодие | | 1 | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
9 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
10 | Сложение и вычитание 45-23, 57-27. | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
11 | Закрепление изученного | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
12 | Письменный прием сложения вида 45 + 23 | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
13 | Письменный прием вычитания вида 57 – 26 | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
14 | Проверка сложения и вычитания | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
15 | Угол. Виды углов. Решение задач | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
16 | Контрольная работа №2 | 1 | 1 | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
17 | Анализ контрольной работы. Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37 + 48 | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
18 | Письменный прием сложения вида 37 + 53. Прямоугольник. Построение прямоугольника | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
19 | Письменный прием сложения вида 87 + 13 | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
20 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
21 | Письменный прием вычитания в случаях вида 40 – 8 | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
22 | Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24. Странички для любознательных. | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
23 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | | 1 | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
24 | Вычитание вида 52 – 24. Свойство противоположных сторон прямоугольника | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
25 | Квадрат. Что узнали. Чему научились. | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
26 | Конкретный смысл действия умножения | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
27 | Приёмы умножения, основанные на замене произведения суммой. Решение задач на умножение | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
28 | Контрольная работа № 3 | | 1 | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
29 | Анализ контрольной работы. Периметр многоугольника | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
30 | Приёмы умножения единицы и нуля. Название компонентов и результата умножения | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
31 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» Решение задач | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
32 | Переместительное свойство умножения | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
33 | Конкретный смысл действия деления | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
34 | Название компонентов и результата деления | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
35 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. Умножение и деление | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
36 | Связь между компонентами и результатом умножения. Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
37 | Приёмы умножения и деления на 10. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
38 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.Решение задач | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
39 | Умножение числа 2 и на 2. | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
40 | Приемы умножение числа 2 | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
41 | Контрольная работа (№4) | | 1 | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
42 | Анализ контрольной работы. Деление на 2. | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
43 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
44 | Умножение числа 3 и на 3. | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
45 | Деление на 3 | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
46 | Деление на 3. Повторение | 1 | | | https://uchi.ru/catalog/math/2-klass/chapter-504 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 46 | 4 | | |
13