Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа №2 имени Героя Советского Союза
Зои Анатольевны Космодемьянской» города Саки Республики Крым
(МБОУ «Сакская СШ №2 им. Героя Советского Союза З. А. Космодемьянской»)
РАССМОТРЕНА ШМО учителей Начальных классов Название МО (протокол от «21»августа 2023г. № 1 ) | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ______/ Ю.В.ШКАРЕДА Подпись И.О. фамилия «01» сентября 2023г.) | УТВЕРЖДЕНА приказ МБОУ «Сакская СШ №2 им. Героя Советского Союза З. А. Космодемьянской» от «01»сентября 2023 г. №194 |
Адаптированная рабочая программа
по окружающему миру
для обучающегося 3-А класса с ОВЗ ( F 90.1, F 93.8)
КУМАРА ДАВИДА
(ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ)
РАЗРАБОТАНА: Никитиной Л.О.,
учителем начальных классов
высшая квалификационная категория
2023 год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающегося 3-А класса Кумара Давида с ОВЗ (F 90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения с нарушением активности внимания; F93.8 Эмоциональное расстройство детского возраста с диссоциативной симптоматикой )составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года (раздел III, п. 19.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов), авторской программы «Окружающий мир», автор: Плешаков А.А. (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы). – М., «Просвещение», 2014 г.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебников учебно-методического комплекта «Школа России»
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – М. Просвещение, 2014
Учебные пособия:
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2014
Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М. Просвещение, 2014
Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю работа с учителем, 1 час – самостоятельная работа ученика).
Учебный план индивидуального обучения образовательного учреждения МБОУ «Сакская СШ № 2 им. Героя Советского Союза З.А.Космодемьянской» предусматривает на изучение окружающего мира для обучающегося 3 класса КУМАРА Давида(обучение на дому) - 68 часов в год, из расчета 1 час в неделю (работа с учителем), а также 1 час в неделю на самостоятельную работу ученика. Согласно этого 34 часа проводятся очно , индивидуально с учителем, а оставшиеся 34 час самостоятельно, по заданию учителя.
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру составлена для обучающегося 3-А класса с гиперкинетическим расстройством поведения с нарушением активности внимания, эмоциональным расстройством детского возраста с диссациативной симптоматикой (обучение на дому) Кумара Давида. При поступлении в первый класс ребенок имел низкую готовность к школьному обучению. Второй учебный год работал индивидуально под руководством учителя. За учебный год получил навык самостоятельной работы, увеличил словарный запас, любит работать с наглядным материалом по предмету, интересуется растительным и животным миром . Но еще часто отвлекается во время урока или занятия. Неусидчив . Не может сразу приступить к выполнению задания, сразу не включается в урок. Любит разговаривать на отвлеченные темы во время урока, задает много вопросов, лежит на парте. Неорганизован. Но эрудирован, знает многих животных, рассказывает о их жизни в природе , любит работать в рабочей тетради по окружающему миру, выполняет задания повыщенной трудности. Внимание характеризуется малой устойчивостью. Речь развита. Имеет отличную память. Интеллект сохранен.
Изучение предмета "Окружающий мир" в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Рабочая программа предусматривает обучение окружающего мира при 34 учебных неделях в течение одного учебного года на базовом уровне обучения:
в 3 классах 2часа в неделю, 68 часов в год. Всего на уровень обучения 68 часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Освоение предмета "Окружающий мир" вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса "Окружающий мир" играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета "Окружающий мир";
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета "Окружающий мир";
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета "Окружающий мир".
При изучении курса "Окружающий мир" достигаются следующие предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс
Как устроен мир(6 ч)- из них 3 час на обучение на дому (работа с учителем), 3 час на самостоятельное изучение
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда.
Экскурсия: Природа, её разнообразие.
Эта удивительная природа (18 ч ) - из них 9 час на обучение на дому (работа с учителем), 9 час на самостоятельное изучение
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие..)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10ч) - из них 5 час на обучение на дому (работа с учителем), 5 час на самостоятельное изучение
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч) - из них 3 час на обучение на дому (работа с учителем), 4 час на самостоятельное изучение
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика ( 11 ч) - из них 6 час на обучение на дому (работа с учителем), 5 час на самостоятельное изучение
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (14 ч) - из них 7 час на обучение на дому (работа с учителем), 7 час на самостоятельное изучение
гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира
Повторение (2 ч) - из них 1 час на обучение на дому (работа с учителем), 1 час на самостоятельное изучение
Тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания.
Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» для 3 класса составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО.
1.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
2.Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на земле, основе её существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе: |
экскурсии | практические работы | самостоятельные работы |
Урок | Сам |
1 | Как устроен мир | 3 | 3 | 1 | | 1 |
2 | Эта удивительная природа | 9 | 9 | 2 | 5 | 1 |
3 | Мы и наше здоровье | 5 | 5 | | 2 | 1 |
4 | Наша безопасность | 3 | 4 | 1 | | 1 |
5 | Чему учит экономика | 6 | 5 | | 3 | 1 |
6 | Путешествия по городам и странам Повторение | 7 1 | 7 1 | | | 1 |
Итого | 34 | 34 | 4 | 10 | 6 |