Рабочая программа предмета «Русский язык» для 8 класса разработана на основе требований ФГОС НОО, в соответствии Планируемыми результатами основного образования и авторскими рабочими программами Алексеева А.А., Смирновой Е.Ю НОО (вариант 7.2).
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи"»
МБОУ «Ванзетурская СОШ»
Рассмотрено Руководитель МО ГЭЦ Полякова С.С./ / ФИО Протокол№ от « » 22г | Согласовано Заместитель директора по УВР Цветкова С.А./ / ФИО « » 22г | Утверждаю Директор МБОУ «Ванзетурская СОШ» Алтухова А.В./ / ФИО Приказ№ от « » 22г |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС)
ПО ПРЕДМЕТУ «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА
2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель:
Долгов А.В.
п. Ванзетур, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 8 класса разработана на основе требований ФГОС НОО, в соответствии Планируемыми результатами основного образования и авторскими рабочими программами Алексеева А.А., Смирновой Е.Ю НОО (вариант 7.2) МБОУ «Ванзетурская СОШ».
Ресурсное обеспечение программы.
Н.Г.Галунчикова,Э.В.Якубовская «Русский язык» 8 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2017 год, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе «М. Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2002г.
Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на занятиях для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения. Поэтому очень важно применять дифференцированный подход к обучению ребёнка с УО в условиях общеобразовательного класса. Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач обучения, но не снимает их. Поэтому, при отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества
Место в базисном учебном плане школы:
Класс | Количество часов | Количество часов в неделю |
8 | 105 | 3 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Личностный результат УУД самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) (понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации)
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания") (достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
(осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию)
Метапредметный результат УУД Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций:
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Коммуникативные
речевая деятельность (применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)
Содержание программы
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Уроки развития письменной связной речи | Контрольные уроки |
I | Повторение | 5 ч | | Контрольный диктант. |
II | Состав слова | 10 ч | Деловое письмо. Объяснительная записка. | Проверочный диктант по теме «Состав слова» с грамматическим заданием. |
|
III | Части речи. Имя существительное | 12 ч | Деловое письмо. Автобиография. Анкета. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием. |
IV | Имя прилагательное | 11 ч | Сочинение по картине И. Шевандроновой «В сельской библиотеке» по данным вопросам с дополнением предшествующих событий. | Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием. |
V | Личные местоимения. | 11 ч | Деловое письмо. Заявление о приеме на работу. | Проверочный диктант «Имя прилагательное. Личное местоимение. Глагол» |
VI | Глагол | 29ч | Деловое письмо. Доверенность. Расписка. | Проверочны диктант «Личные местоимения»,«Неопределённая форма глагола» |
Самостоятельная работа по теме «Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам и лицам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа, окончаний глаголов прошедшего времени, глаголов на –тся и –ться» |
Сочинение-описание «Летнее утро» по иллюстрации, данному началу и опорным словосочетаниям. |
Сочинение по личным наблюдениям, на основе имеющихся знаний «Моя малая Родина» | Контрольный диктант по теме «Глагол». |
VII | Предложение | 20 ч | Сочинение по личным наблюдениям на тему школьной жизни «Мой год в школе» Изложение «Вечный свет подвига» по вопросам. | Проверочный диктант «Предложение. Простое и сложное предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что». |
VIII | Повторение. | 7 ч | | Контрольный диктант за год. |
| 86часов. | Уроки развития письменной связной речи – 9 ч | Диктанты – 9 Самостоятельная работа - 1 |
ИТОГО | 105ч. |
Поурочное планирование уроков письма и развития речи в 8 классе (105 часов)
№ п/п | Содержание программного материала. | Дата |
план | факт |
I. | Повторение | | |
1 | Предложение. Простые и сложные предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. | | |
2 | Сложные предложения с союзами И, А, НО и без них. | | |
3 | Предложение с однородными членами. | | |
4 | Входной контрольный диктант. Работа над ошибками. | | |
II | Состав слова | | |
5 | Анализ диктанта.Однокоренные слова. Части слова. | | |
6 | Единообразное написание корней однокоренных слов. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. | | |
7 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | | |
8 | Способ проверки гласных и согласных в корне слова. | | |
9 | Гласные и согласные в приставках. Образование слов с помощью приставок. | | |
10 | Различение приставок и предлогов. | | |
11 | Правописание гласных и согласных в приставке и в корне. | | |
12 | Деловое письмо. Объяснительная записка. | | |
13 | Анализ делового письма. Образование сложных слов с соединительными гласными. | | |
14 | Образование сложных слов без соединительных гласных. | | |
15 | Проверочный диктант по теме «Состав слова. Орфограммы корня слова» с грамматическим заданием. | | |
16 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | | |
III | Имя существительное | | |
17 | Имя существительное как часть речи. Основные грамматические категории имени существительного. | | |
18 | Правописание собственных имен существительных. | | |
19 | Существительные единственного числа с шипящей на конце слова. | | |
20 | Три склонения имён существительных. | | |
21 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа | | |
22 | Правописание существительных множественного числа в родительном падеже с шипящей на конце. | | |
23 | Правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. | | |
24 | Несклоняемые именами существительные. | | |
25 | Деловое письмо. Автобиография. Анкета. | | |
26 | Анализ делового письма. Обобщающий урок по теме «Имя существительное» | | |
27 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Правописание безударных окончаний имён существительных единственного и множественного числа» с грамматическим заданием. | | |
28 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | | |
III | Имя прилагательное | | |
29 | Согласование имени прилагательного с именем существительными в роде, числе, падеже. | | |
30 | Роль прилагательных в речи. | | |
31 | Способы проверки безударных окончаний имён прилагательных. | | |
32 | Имена прилагательные на –ий, -ья. -ье | | |
33 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода на – ий, ье. Наблюдение за окончаниями прилагательных. | | |
34 | Склонение прилагательных женского рода на –ья. Наблюдение за окончаниями прилагательных. | | |
35 | Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи. Наблюдение за окончаниями прилагательных. | | |
36 | Сочинение по картине И. Шевандроновой «В сельской библиотеке» по данным вопросам с дополнением предшествующих событий. | | |
37 | Анализ сочинения. Обобщение по теме «Имя прилагательное». | | |
38 | Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием. | | |
39 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | | |
40 | Личные местоимения | | |
41 | Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Значение в речи. | | |
42 | Род местоимений 3 лица единственного числа. | | |
43 | Склонение местоимений 1,2,3 лица. | | |
44 | Правописание личных местоимений с предлогами. | | |
45 | Урок развития письменной связной речи. Деловое письмо. Заявление о приеме на работу. | | |
46 | Обобщающий урок по теме «Личные местоимения» | | |
47 | Проверочный диктант «Правописание безударных окончаний существительных и прилагательных. Личные местоимения». | | |
48 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | | |
49 | Глагол как часть речи. Роль глагола в речи. | | |
50 | Неопределенная форма глагола на –ть, -ти, -чь | | |
51 | Мягкий знак после шипящих на конце глаголов неопределённой формы. | | |
52 | Изменение глаголов по временам. | | |
53 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. | | |
54 | Урок развития письменной связной речи. Деловое письмо. Доверенность, расписка. | | |
55 | Правописание не с глаголами. | | |
56 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. | | |
57 | Правописание глаголов 2 лица единственного числа. | | |
58 | Правописание глаголов с –тся, -ться. | | |
59 | Закрепление правил правописания ь после шипящих на конце глаголов и перед –ся, -тся и –ться | | |
60 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Понятие о спряжении. Наблюдение за окончаниями глаголов при спряжении. | | |
61 | Понятие о глаголах I и IIспряжения. | | |
62 | Различие окончаний глаголов I иII спряжения. | | |
63 | Урок развития письменной связной речи. Сочинение- описание «Летнее утро» по иллюстрации, данному началу и опорным словосочетаниям. | | |
64 | Анализ сочинения. Ударные и безударные личные окончания глаголов. | | |
65 | Правило проверки безударных личных окончаний глаголов I иII спряжения | | |
66 | Различие безударных личных окончаний глаголов I и IIспряжений. | | |
67 | Правописание безударных окончаний глаголов I и IIспряжения. | | |
68 | Правописание безударных личных окончаний глаголов I иII спряжения. | | |
69 | Урок развития письменной связной речи. Сочинение по личным наблюдениям, на основе имеющихся знаний «Моя малая Родина» | | |
70 | Анализ сочинения. Правописание безударных окончаний существительных, прилагательных, личных окончаний глаголов. | | |
71 | Упражнение в правописании глаголов: безударные гласные в личных окончаниях, окончания глаголов прошедшего времени, ь после шипящих, не с глаголами, -тся и –ться. | | |
72 | Обобщающий урок по теме «Глагол» | | |
73 | Контрольный диктант «Глагол. Не с глаголами. Правописания тся, ться в глаголах. Мягкий после шипящих в глаголах единственного числа 2 лица». | | |
74 | Работа над ошибками. | | |
VII | Предложение | | |
75 | Простое предложение нераспространенное и распространенное. | | |
76 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | | |
77 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | | |
78 | Простое предложение с однородными членами и запятая при однородных членах. | | |
79 | Нераспространенные и распространенные однородные члены предложения. | | |
80 | Распространение однородных членов предложения. | | |
81 | Знаки препинания при однородных членах без союзов, с союзами а, но, одиночным и повторяющимся союзом и. | | |
82 | Обращение в предложении и знаки препинания при обращении. | | |
83 | Составление предложений с обращениями. | | |
84 | Вопросительные предложения. | | |
85 | Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов. | | |
86 | Распространение сложных предложений. | 1 | |
87 | Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзом и, со сложными предложениями с союзом и. | 1 | |
88 | Сравнение простых предложений с однородными членами со сложными предложениями. | 0 | |
89 | Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами. | | |
90 | Составление сложных предложений со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. | | |
91 | Упражнения в постановке знаков препинания в сложных предложениях. | | |
92 | Восстановление деформированных сложных предложений. | | |
93 | Упражнения в составление сложных предложений. | | |
94 | Урок развития письменной связной речи. Изложение «Вечный свет подвига» по данному плану и опорным словам. | | |
95 | Анализ изложения. Обобщение по теме «Предложение» | | |
96 | Проверочный диктант «Предложение. Простое и сложное предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что». | | |
97 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | | |
98 | Повторение | | |
99 | Орфограммы разных частей слова. | | |
100 | Упражнения в применении правил правописания. | | |
101 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания при однородных членах, обращениях, в сложном предложении. | | |
102 | Правила правописания и пунктуации. | | |
103 | Обобщение по темам, изученным за год | | |
104 | Контрольный диктант за год. | | |
105 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | | |