Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Новокасторенская средняя общеобразовательная школа"
Касторенского района Курской области
Принято на заседании МО
руководитель____________/Л. В. Циценко/ Утверждено
протокол № 1 директор школы _______________/А. В. Матяшова/
от 31.08.2015 года приказ № 138
от 31.08.2015 года
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для обучающейся 6 класса
Свиридовой Карины
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Гайдукова Наталия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
п. Новокасторное, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающейся 6 класса Свиридовой Карины составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-РФ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года;
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку (2004) и программы курса русский язык для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений автора М. Т. Баранова (2013года);
- Программа компенсирующего обучения по русскому языку для 5-9 классов/ Т.А. Костяева, Ю.С. Пиругов;
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Новокасторенская средняя общеобразовательная школа";
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных школах;
За основу рабочей программы взяты: Программы общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, «Просвещение», 2007, Рабочие программы по русскому языку: 5-9 классы/ Сост. О. В. Ельцова, М.: ВАКО, 2011, Программа компенсирующего обучения по русскому языку для 5-9 классов, авторы – Т.А. Костяева, Ю.С. Пиругов
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса рекомендована к следующему учебнику: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс, в 2-х частях: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.
Цели изучения курса «Русский язык» в 6 классе для Свиридовой Карины аналогичны целям изучения предмета в общеобразовательных классах . Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; основных нормах русского литературного языка; обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В каждом разделе адаптированной рабочей программы предусмотрены темы, направленные на развитие и формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Содержание компетенций изложено в федеральном компоненте государственного стандарта.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу языковых явлений, умения пользоваться словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Задачи изучения курса «Русский язык» в 6 классе аналогичны задачам изучения курса в общеобразовательном классе:
- формировать орфографические и пунктуационные навыки; учить видеть орфограммы в словах, совершенствовать написанный текст;
- продолжать формирование навыка производить разбор слов: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический;
- развивать умение понимать текст, устанавливать смысловые части текста; развивать способность понимать информацию текстов научного, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
- продолжить развитие умения анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
- формировать умения:
а) составлять сложный план текста;
б) систематизировать материал к сочинению;
в) описывать помещение, пейзаж, создавать документы в официально-деловом стиле речи (заявление, доверенность, расписка), писать сочинения – рассуждения, рассказы на основе услышанного;
- продолжить формирование умений и навыков:
а) находить и исправлять ошибки в тексте;
б) чётко и правильно отвечать на поставленный вопрос;
в) излагать содержание прочитанного или прослушанного текста (подробно, выборочно, сжато);
г) собирать материал к сочинению.
Трудность работы в заключается в том, что обучающаяся не может полностью усвоить материал. Поэтому некоторые темы, не прописанные в стандарте, будут изучаться ознакомительно (они выделены курсивом). Ряд тем, которые изучаются ознакомительно в 5-6 классах, станут обязательными для изучения в старших классах (например, тема «Вводные слова», Обобщающие слова при однородных членах»).
Материал, который требует запоминания достаточно сложных теоретических сведений, например, название разрядов прилагательных или местоимений, лучше изучать на практическом уровне. Это предполагает изучение написания слов, их употребления в речи, но не детального запоминания названий разрядов.
В 6 классе продолжается изучение тем: «Морфемика и словообразование», «Лексика», «Морфология». Обучающаяся знакомится с новой для них частью речи – именем числительным, более углублённо изучает такие темы, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол». Расширяются знания учащейся по словообразованию, лексике. Достаточно трудные задания предлагаются обучающейся по развитию связной речи: девочка учится составлять сложный план, собирать и систематизировать материал к сочинению, создавать документы в официально-деловом стиле речи.
На изучение предмета в 6 классе для обучающейся Свиридовой Карины отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(102 часа)
1. Русский язык – один из развитых языков мира
2. Повторение пройденного в 5 классе
Фонетика и графика. Фонетический разбор слова. Основные выразительные средства фонетики.
Морфемика. Виды морфем. Однокоренные слова. Окончание и основа слова. Чередование звуков в морфемах. Морфемный разбор слова.
Лексика. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение, однозначные и многозначные слова. Синонимы, омонимы, антонимы.
Морфология. Система частей речи в русском языке.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
3. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текстов. Смысловые части текста. Деление текста на части. Основные средства связи между ними. Официально-деловой стиль, его языковые особенности; основные жанры официально-делового стиля (заявление, расписка, доверенность).
Система языка
4. Морфемика и словообразование. Орфография. Культура речи
Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение, виды сложения ( осново- и словосложение, сложение полных и сокращённых слов, сложносокращённые слова, род сложносокращённых слов).
Правописание чередующихся гласных о-а в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-. Правописание гласных в приставках пре-при, букв ы-и после приставок на согласные.
Правописание соединительных гласных о-е.
Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор.
Основные выразительные средства словообразования.
Описание помещения. Структура и признаки текста, языковые особенности. Сбор материалов к сочинению (рабочие материалы). Систематизация материала к сочинению, сложный план. Выборочный пересказ текста.
5. Лексика и фразеология. Культура речи
Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы. Единицы языка с национально-культурным компонентом значения: фразеологизмы как носители культурно-национальной информации, их значение и употребление. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Лексические и фразеологические новации последних лет.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Сжатый пересказ исходного текста.
6. Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи
Система частей речи в русском языке (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол; предлог, союз, частица). Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи).
Имя существительное
Повторение изученного о существительном в 5 классе: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль существительных; правописание существительных (изученные в 5 классе орфограммы).
Разносклоняемые существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя.
Несклоняемые существительные, род несклоняемых существительных, имена существительные общего рода (данные темы лучше изучать на практическом уровне: не требовать от учащихся детального запоминания теории, а больше обращать внимания на употребление этих существительных в речи, составление различные предложений с такими существительными).
Правописание не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек -ик; буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах -ок ( ек) , -онк, -онок. Правописание согласных ч-щ в суффиксе - чик (-щик).
Текстообразующая роль существительных. Словообразование существительных.
Морфологический разбор существительных.
Имя прилагательное
Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль прилагательных. Правописание прилагательных (изученные в 5 классе орфограммы).
Качественные, относительные, притяжательные прилагательные (лучше изучать эту тему на практическом уровне: не требовать запоминания названия разрядов, а работать больше над правописанием прилагательных, их употреблением в речи, изменением их по родам, числам, падежам; названия разрядов можно написать на таблице).
Степени сравнения прилагательных, образование степеней сравнения.
Словообразование имён прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с прилагательными. Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Правописание гласных и согласных в суффиксах -ан-, -ян-, -ин-, -онн- – -енн- в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- – -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Описание природы, признаки и структура текста, его языковые особенности. Описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые.
Разряды количественных числительных: числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные числительные (на практическом уровне: при работе над данной темой лучше также не требовать от учащихся детального запоминания разрядов, а больше обращать внимание на склонение и правописание числительных, их употребление в речи; названия разрядов можно написать на таблице).
Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Морфологический разбор имени числительного.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений. Разряды местоимений (на практическом уровне: работать, прежде всего, над правописанием местоимений, их употреблением в речи, названия разрядов можно записать на таблице). Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Правописание не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не, ни в отрицательных местоимениях.
Морфологический разбор местоимений.. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам. Строение, языковые особенности данных текстов.
Глагол
Повторение изученного о глаголе в 5 классе: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль глагола; правописание глаголов (изученные орфограммы).
Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
Изъявительное, условное, повелительное наклонение. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Правописание букв ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Употребление наклонений в речи.
Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова (ть), -ева (ть), -ыва (ть), -ива (ть).
Морфологический разбор глагола.
Повторение по теме «Морфология»
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
7. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Выходной контрольный диктант. Лексика и фразеология. Словообразование . Морфология. Синтаксис
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ СВИРИДОВОЙ КАРИНЫ
1. Учащаяся должна знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2. Учащаяся должна уметь:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему);
- читать тексты разных стилей и жанров.
Говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (простой и сложный план, пересказ, изложение);
- создавать тексты разных стилей и жанров (выступление, письмо, расписку, заявление);
- правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета.
По фонетике:
- производить фонетический разбор слов;
- соблюдать основные правила литературного произношения.
По морфемике:
- производить морфемный разбор слов;
- подбирать однокоренные слова;
- определять способ образования слов.
По лексике:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- объяснять лексическое значение слов, пользоваться различными видами словарей;
- использовать в речи синонимы для устранения повторов одних и тех же слов;
- уметь объяснять значение фразеологизмов, пользоваться словарём фразеологизмов.
По морфологии:
- производить морфологический разбор изученных частей речи;
- различать части речи;
- правильно употреблять слова различных частей речи;
- правильно образовывать формы слов.
По синтаксису:
-производить синтаксический разбор предложений;
- составлять схемы предложений;
- составлять предложения и словосочетания;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи.
По орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
- составлять сложный план;
- подробно, выборочно, сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
- описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);
- уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме;
- уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации программного содержания используются:
Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. в 2 частях; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.
Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс /Н. В. Егорова – М.: ВАКО, 2014.
3. Интернет-ресурсы.
Материально-техническая база:
1. Ноутбук
2. Мультимедийный проектор
3. Колонки
4. Интерактивная доска
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел, количество часов | Тема, количество часов | Практическая часть программы |
КД | И | С |
1 | Введение (1 ч.) | 1. Русский язык – один из развитых языков мира (1 ч.) | | | |
2 | Повторение изученного в 5 классе (11 ч.) | 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика (1 ч.) 2. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов (1 ч.) 3. Части речи. Морфологический разбор слова (1 ч.) 4. Орфограммы в окончаниях слов (1 ч.) 5. Входной контрольный диктант (1 ч.) 6. Словосочетание (1 ч.) 7. Простое и сложное предложение. ( 1 ч.) 8. Синтаксический разбор предложений (1 ч.) 9. Прямая речь и диалог (1 ч.) 10. Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе" (1 ч.) 11. Анализ контрольного диктанта (1 ч.) | 2 | | |
3 | Текст (3 ч.) | 1. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста (1 ч.) 2. Текст и стили речи (1 ч.) 3. Официально-деловой стиль речи (1 ч.) | | | |
4 | Лексика. Культура речи (10 ч.) | 1. Слово и его лексическое значение ( ч.) 2. Общеупотребительные слова (1 ч.) 3. Профессионализмы (1 ч.) 4. Диалектизмы (1 ч.) 5. Исконно русские и заимствованные слова (1 ч.) 6. Новые слова (неологизмы) (1 ч.) 7. Устаревшие слова (1 ч.) 8. Повторение и обобщение изученного в разделе "Лексика" ( 1 ч.) 9. Контрольный диктант по теме "Лексика" (1 ч.) 10. Анализ контрольного диктанта (1 ч.) | 1 | | |
5 | Фразеология. Культура речи (1 ч.) | 1. Фразеологизмы (1 ч.) | | | |
6 | Словообразование. Орфография. Культура речи (11 ч.) | 1. Морфемика и словообразование (1 ч.) 2. Основные способы образования слов в русском языке (1 ч.) 3. Сочинение-описание помещения (1 ч.) 4. Буквы А и О в корне -кас- - -кос-, -гар- - -гор- , -зар- - -зор- (1 ч.) 5. Буквы Ы и И после приставок (1 ч.) 6. Гласные в приставках пре- и при- (1 ч.) 7. Соединительные О и Е в сложных словах (1 ч.) 8. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской "Утро" (1 ч.) 9. Морфемный разбор слов(1 ч.) 10. Контрольный диктант по теме " Словообразование и орфография. Культура речи" (1 ч. ) 11. Анализ контрольного диктанта (1 ч.) | 1 | | 2 |
7 | Морфология (59 ч.) Имя существительное (13 ч.) | 1. Повторение изученного в 5 классе по теме "Имя существительное"(1 ч.) 2. Разносклоняемые имена существительные (1 ч.) 3. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя (1 ч.) 4. Несклоняемые имена существительные (1 ч.) 5. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода (1 ч.) 6. Морфологический разбор имени существительного (1 ч.) 7. Не с существительными (1 ч.) 8. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) (1 ч.) 9. Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик (1 ч.) 10. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных (1 ч.) 11. Повторение и обобщение изученного по теме "Имя существительное" (1 ч.) 12. Контрольный диктант по теме "Имя существительное" (1 ч.) 13. Анализ контрольного диктанта (1 ч.) | 1 | | |
| Имя прилагательное (16 ч.) | 1. Повторение изученного в 5 классе по теме "Имя прилагательное" (1 ч.) 2. Степени сравнения имен прилагательных (1 ч.) 3. Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные (1 ч.) 4. Сочинение-описание местности (1 ч.) 5. Относительные прилагательные (1 ч.) 6. Выборочное изложение (1 ч.) 7. Притяжательные прилагательные (1 ч.) 8. Морфологический разбор имени прилагательного (1 ч.) 9. Не с прилагательными (1 ч.) 10. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных (1 ч.) 11. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных (1 ч.) 12. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- (1 ч.) 13. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных (1 ч.) 14. Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном (1 ч.) 15. Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное" (1 ч.) 16. Анализ контрольного диктанта (1 ч.) | 1 | 1 | 1 |
| Имя числительное (9 ч.) | 1. Имя числительное как часть речи (1 ч.) 2. Простые и составные числительные (1 ч.) 3. Мягкий знак в конце и в середине числительных (1 ч.) 4. Разряды числительных (2 ч.) 5. Морфологический разбор имени числительного (1 ч.) 6. Повторение и обобщение изученного по теме "Имя числительное" (1 ч.) 7. Контрольный диктант по теме "Имя числительное" (1 ч.) 8. Анализ контрольного диктанта (1 ч.) | 1 | | |
| Местоимение ( 7 ч.) | 1. Местоимение как часть речи (1 ч.) 2. Разряды местоимений (2 ч.) 3. Морфологический разбор местоимения (1 ч.) 4. Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение" (1 ч.) 5. Контрольный диктант по теме "Местоимение" (1 ч.) 6. Анализ контрольного диктанта (1 ч.) | 1 | | |
| Глагол (14 ч.) | 1. Повторение изученного в 5 классе по теме "Глагол" (1 ч.) 2. Сочинение по рисункам и данному началу (1 ч.) 3. Повторение: способы образования глаголов (1 ч.) 4. Разноспрягаемые глаголы (1 ч.) 5. Глаголы переходные и непереходные (1 ч.) 6. Наклонение глагола. (2 ч.) 7. Контрольное изложение (1 ч.) 8. Безличные глаголы (1 ч.) 9. Морфологический разбор глагола (1 ч.) 10. Правописание гласных в суффиксах глаголов (1 ч.) 11. Повторение и обобщение изученного по теме "Глагол" (1 ч.) 12. Контрольный диктант по теме "Глагол" (1 ч.) 13. Анализ контрольного диктанта (1 ч.) | 1 | 1 | 1 |
8 | Повторение и систематизация изученного в 6 классе ( 6 ч.) | 1. Разделы науки о языке. Орфография (1 ч.) 2. Пунктуация (1 ч.) 3. Выходной контрольный диктант (1 ч.) 4. Лексика и фразеология (1 ч.) 5. Словообразование (1 ч.) 6. Морфология. Синтаксис (1 ч.) | 1 | | |
Итого: 102 часа |
*КД - контрольный диктант
И - изложение
С- сочинение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | Урок-исследование | Развернутый ответ по теме урока | | |
2 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. | Комбинированный | Словарно-орфографическая и словарно-орфоэпическая работа | | |
3 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. | Комбинированный | Предупредительный диктант | | |
4 | Части речи. | Урок-практикум | Объяснительный диктант | | |
5 | Орфограммы в окончаниях слов | Комбинированный | Словарный диктант | | |
6 | Входной контрольный диктант | Урок контроля знаний | Диктант | | |
7 | Словосочетание | Комбинированный | Текущий контроль | | |
8 | Простое и сложное предложение. | Комбинированный | Текущий контроль | | |
10 | Синтаксический разбор предложений. | Урок-практикум | Синтаксический разбор предложений | | |
11 | Прямая речь и диалог. | Комбинированный | Объяснительный диктант | | |
12 | Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе" | Урок контроля знаний | Диктант с грамматическим заданием | | |
13 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | | |
14 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | Комбинированный | Анализ текста | | |
15 | Текст и стили речи. | Комбинированный | Работа с текстами | | |
16 | Официально-деловой стиль речи. | Урок развития речи | Анализ текста | | |
17 | Слово и его лексическое значение | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | | |
18 | Общеупотребительные слова | Урок изучения нового материала | Анализ художественного текста | | |
19 | Профессионализмы | Урок изучения нового материала | Анализ художественного текста | | |
20 | Диалектизмы | Урок изучения нового материала | Самостоятельная работа со словарем | | |
21 | Исконно русские и заимствованные слова. | Урок изучения нового материала | Предупредительный диктант | | |
22 | Новые слова (неологизмы) | Урок изучения нового материала | Лексический диктант | | |
23 | Устаревшие слова | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | | |
24 | Повторение и обобщение изученного в разделе "Лексика" | Урок повторения и обобщения знаний | Текущий контроль | | |
25 | Контрольный диктант по теме "Лексика" | Урок контроля знаний | Диктант с грамматическим заданием | | |
26 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | | |
27 | Фразеологизмы | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | | |
28 | Морфемика и словообразование | Урок изучения нового материала | Выборочный диктант | | |
29 | Основные способы образования слов в русском языке | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | | |
30 | Сочинение-описание помещения | Урок развития речи | Сочинение | | |
31 | Буквы А и О в корне -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор- | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | | |
32 | Буквы Ы и И после приставок | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | | |
33 | Гласные в приставках пре- и при- | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | | |
34 | Соединительные О и Е в сложных словах | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | | |
35 | Сочинение по картине Т. Н. Яблонской "Утро" | Урок развития речи | Сочинение | | |
36 | Морфемный разбор слова | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | | |
37 | Контрольный диктант по теме " Словообразование и орфография. Культура речи" | Урок контроля знаний | Диктант с грамматическим заданием | | |
38 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | | |
39 | Повторение изученного в 5 классе по теме "Имя существительное" | Комбинированный | Словарный диктант | | |
40 | Разносклоняемые имена существительные | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | | |
41 | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | | |
42 | Несклоняемые имена существительные. | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | | |
43 | Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | | |
44 | Морфологический разбор имени существительного | Урок изучения нового материала | Морфологический разбор существительных | | |
45 | Не с существительными | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | | |
46 | Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) | Урок изучения нового материала | Выборочный диктант | | |
47 | Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | | |
48 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | Урок изучения нового материала | Распределительный диктант | | |
49 | Повторение и обобщение изученного по теме "Имя существительное" | Урок повторения и обобщения знаний | Объяснительный диктант | | |
50 | Контрольный диктант по теме "Имя существительное" | Урок контроля знаний | Диктант | | |
51 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | | |
52 | Повторение изученного в 5 классе по теме "Имя прилагательное" | Комбинированный | Словарный диктант | | |
53 | Степени сравнения имен прилагательных | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | | |
54 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | | |
55 | Сочинение-описание местности | Урок развития речи | Сочинение | | |
56 | Относительные прилагательные | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | | |
57 | Выборочное изложение | Урок развития речи | Выборочное изложение | | |
58 | Притяжательные прилагательные | Урок изучения нового материала | Предупредительный диктант | | |
59 | Морфологический разбор имени прилагательного | Урок изучения нового материала | Морфологический разбор прилагательных | | |
60 | Не с прилагательными | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | | |
61 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | | |
62 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | Урок изучения нового материала | Словарно-орфографическая работа | | |
63 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | | |
64 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | | |
65 | Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном | Урок повторения и обобщения знаний | Объяснительный диктант | | |
66 | Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное" | Урок контроля знаний | Диктант | | |
67 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | | |
68 | Имя числительное как часть речи | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | | |
69 | Простые и составные числительные | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | | |
70 | Мягкий знак в конце и в середине числительных | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | | |
71 | Разряды числительных | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | | |
72 | Разряды числительных | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | | |
73 | Морфологический разбор имени числительного | Урок изучения нового материала | Морфологический разбор числительных | | |
74 | Повторение и обобщение изученного по теме "Имя числительное" | Урок повторения и обобщения знаний | Объяснительный диктант | | |
75 | Контрольный диктант по теме "Имя числительное" | Урок контроля знаний | Диктант | | |
76 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | | |
77 | Местоимение как часть речи | Урок изучения нового материала | Выборочное письмо | | |
78 | Разряды местоимений | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | | |
79 | Разряды местоимений | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | | |
80 | Морфологический разбор местоимения | Урок изучения нового материала | Морфологический разбор местоимений | | |
81 | Повторение и обобщение изученного по теме"Местоимение" | Урок повторения и обобщения знаний | Предупредительный диктант | | |
82 | Контрольный диктант по теме "Местоимение" | Урок контроля знаний | Диктант | | |
83 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | | |
84 | Повторение изученного в 5 классе по теме "Глагол" | Комбинированный | Объяснительный диктант | | |
85 | Сочинение по рисункам и данному началу | Урок развития речи | Сочинение | | |
86 | Повторение: способы образования глаголов | Комбинированный | Текущий контроль | | |
87 | Разноспрягаемые глаголы | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | | |
88 | Глаголы переходные и непереходные | Урок изучения нового материала | Распределительное письмо | | |
89 | Наклонение глагола | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | | |
90 | Контрольное изложение | Урок контроля знаний | Изложение | | |
91 | Безличные глаголы | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | | |
92 | Морфологический разбор глагола | Урок изучения нового материала | Морфологический разбор глаголов | | |
93 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | Урок изучения нового материала | Распределительный диктант | | |
94 | Повторение и обобщение изученного по теме "Глагол" | Урок повторения и обобщения знаний | Предупредительный диктант | | |
95 | Контрольный диктант по теме "Глагол" | Урок контроля знаний | Диктант | | |
96 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | | |
97 | Разделы науки о языке. Орфография | Урок повторения и обобщения знаний | Словарный диктант | | |
98 | Выходной контрольный диктант | Урок контроля знаний | Диктант | | |
99 | Пунктуация | Урок повторения и обобщения знаний | Текущий контроль | | |
100 | Лексика и фразеология | Урок повторения и обобщения знаний | Текущий контроль | | |
101 | Словообразование. | Урок повторения и обобщения знаний | Текущий контроль | | |
102 | Морфология. Синтаксис | Урок повторения и обобщения знаний | Текущий контроль | | |
АННОТАЦИЯ К ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ 6 КЛАССА СВИРИДОВОЙ КАРИНЫ
Нормативно-методические материалы | Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающейся 6 класса Свиридовой Карины составлена на основе следующих документов: - Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-РФ "Об образовании в Российской Федерации"; - Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года; - Примерной программы основного общего образования по русскому языку (2004) и программы курса русский язык для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений автора М. Т. Баранова (2013года); - Программа компенсирующего обучения по русскому языку для 5-9 классов/ Т.А. Костяева, Ю.С. Пиругов; - Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Новокасторенская средняя общеобразовательная школа"; - Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных школах; |
Реализуемый УМК | Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс, в 2-х частях: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс /Н. В. Егорова – М.: ВАКО, 2014 |
Цели и задачи изучения предмета | Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний; - развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; основных нормах русского литературного языка; обогащение словарного запаса; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. В каждом разделе адаптированной рабочей программы предусмотрены темы, направленные на развитие и формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Содержание компетенций изложено в федеральном компоненте государственного стандарта. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу языковых явлений, умения пользоваться словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Задачи изучения курса «Русский язык» в 6 классе аналогичны задачам изучения курса в общеобразовательном классе: - формировать орфографические и пунктуационные навыки; учить видеть орфограммы в словах, совершенствовать написанный текст; - продолжать формирование навыка производить разбор слов: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический; - развивать умение понимать текст, устанавливать смысловые части текста; развивать способность понимать информацию текстов научного, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы; - продолжить развитие умения анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления; - формировать умения: а) составлять сложный план текста; б) систематизировать материал к сочинению; в) описывать помещение, пейзаж, создавать документы в официально-деловом стиле речи (заявление, доверенность, расписка), писать сочинения – рассуждения, рассказы на основе услышанного; - продолжить формирование умений и навыков: а) находить и исправлять ошибки в тексте; б) чётко и правильно отвечать на поставленный вопрос; в) излагать содержание прочитанного или прослушанного текста (подробно, выборочно, сжато); г) собирать материал к сочинению. |
Место учебного предмета в учебном плане | На изучение предмета в 6 классе для обучающейся Свиридовой Карины отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год. |
Результаты освоения учебного предмета | 1. Учащаяся должна знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. 2. Учащаяся должна уметь: - производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом; - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. Аудирование и чтение: - адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему); - читать тексты разных стилей и жанров. Говорение и письмо: - воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (простой и сложный план, пересказ, изложение); - создавать тексты разных стилей и жанров (выступление, письмо, расписку, заявление); - правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; - соблюдать нормы русского речевого этикета. По фонетике: - производить фонетический разбор слов; - соблюдать основные правила литературного произношения. По морфемике: - производить морфемный разбор слов; - подбирать однокоренные слова; - определять способ образования слов. По лексике: - соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; - объяснять лексическое значение слов, пользоваться различными видами словарей; - использовать в речи синонимы для устранения повторов одних и тех же слов; - уметь объяснять значение фразеологизмов, пользоваться словарём фразеологизмов. По морфологии: - производить морфологический разбор изученных частей речи; - различать части речи; - правильно употреблять слова различных частей речи; - правильно образовывать формы слов. По синтаксису: -производить синтаксический разбор предложений; - составлять схемы предложений; - составлять предложения и словосочетания; - соблюдать правильную интонацию предложений в речи. По орфографии: - находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки; - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе. По пунктуации: - находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. По связной речи: - составлять сложный план; - подробно, выборочно, сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа; - собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли; - описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению; - совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом); - уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме; - уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст. |