СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02

с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru


«Рассмотрено»

на заседании методического объединения

протокол№________

от________________


«Согласовано»

Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»

Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________


Адаптированная рабочая программа



Предмет: Русский язык

Класс: 5

Учебный год: 2019-2020

Учитель: Дашиева Дина Викторовна

Квалификационная категория: I




с.Новая Брянь


Пояснительная записка.


Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Уставом ГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», адаптированной основной образовательной программой школы, учебным планом ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа по разделу «Русский язык» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Русский язык» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2013 г.


Предлагаемая программа ориентирована на учебник Галунчиковой Н.Г. Русский язык. 5 класс.Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. -7-е изд. –М.: Просвещение, 2014

Статистика всех стран мира, в том числе и России, показывает, что количество людей с ограниченными возможностями здоровья не уменьшается, отсюда – актуальность проблемы коррекции нарушения развития умственно отсталых детей.

В последние годы дети, имеющие ограниченные возможности здоровья и обучающиеся по программам VIII вида, всё чаще приходят учиться в общеобразовательные школы, поэтому необходимым является составление специальных программ для этой категории детей.

Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.

В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.

Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.

Структурно и содержательно программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации

ЦЕЛЬ:

Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

     Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

  • Повышать уровень общего развития учащихся;

  • Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Развивать нравственные качества школьников.

Реализация указанной цели достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы:

-принцип коррекционно-речевой направленности,

-воспитывающий и развивающий принципы,

-принцип доступности обучения,

-принцип систематичности и последовательности,

-принцип наглядности в обучении,

-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       

ФОРМЫ РАБОТЫ


Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ в 5 и 6 классах – диктанты, изложения, сочинения.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в 5 и 6 классах,

большинством грамматических заданий.

Методы урока

На уроках русского языка используются следующие методы урока:

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

-практические – упражнения, карточки, тесты

Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)

Инновационные технологии обучения:

1.Игровые технологии.

2.Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

3. Элементы технологии коллективного способа обучения.

4.Здоровьесберегающие технологии

5.Элементы проблемного обучения.

6.Элементы компьютерной технологии

7.Элементы технологий личностно-ориентированного обучения.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на каждом уроке.



Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.


На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала.

Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 класса. План предусматривает обучение в 5 классе в обьеме 140 часов в год (4 часа в неделю) по II варианту Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / для умственно отсталых детей/.

. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: темы программ по классам повторяются (основные части речи, обеспечивающие высказывание- имя существительное, имя прилагательное, глагол, включены в содержание и 5 класса, и 6 класса) с постепенным наращиванием сведений по каждой теме.

Согласно учебно-тематическому плану, предусмотрены варианты компенсирующих мероприятий по выполнению программы, таких как:

  1. Блочно- модульной подачи материала;

  2. Уроки повторения;

  3. Интегрированные уроки

  4. Сочетание различных форм обучения.




Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

Четверть

Количество часов

1 четверть

32

2 четверть

32

3 четверть

40

4 четверть

36

Год

140


Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:

  • Грамматика и правописание.

  • Звуки и буквы.

  • Слово.

  • Предложение.

  • Связная речь.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Звуки и буквы.

В 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. В 5 классе начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения . Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Текст. При изучении темы «Текст» у учащихся 5-6 класса формируются следующие умения:

      • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

      • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

      • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

      • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

      • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

      • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;

      • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.

Связная речь. Большое внимание в 5 классе уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с ограниченными возможностями здоровья излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 5 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).

В 5и 6 классах также обращается внимание на графические навыки.


Словарь


  1. класс


Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свида­ния, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инстру­мент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, по­беда, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамес­ка, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).

В программе по русскому языку предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников. Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.


Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки школьников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков.

Основные требования к умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:


1-й уровень

• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;

• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);

• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;

• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);

• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;

• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;

• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);

• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

2-й уровень

• списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;

• писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;

• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

• проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);

• учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.






Учебно –тематический план


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Обязательный минимум

ЗУН

I.

Повторение. Текст

12 ч.

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Коллективное составление текста по серии картинок.

Строить простое распространенное предложение;

Связно высказываться: устно, письменно (с помощью учителя);

Пользоваться орфографическим словарем.

II.

Звуки и буквы. Текст.

12часов

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е,ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме.

Обозначать мягкость согласных буквой ь.

Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова.


III.

Слово. Текст.

24 ч

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых

безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставки и предлог. Разделительный ъ. Записка.

Разбирать слово по составу;

Подбирать группы родственных слов (несложные случаи).

Уметь выделять на письме окончание, приставку, суффикс.

Отличать приставку от предлога.

Знать правило правописания разделительного ъ. Оформлять деловые бумаги.

IV.

Части речи.

57 ч.


Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен существительных,.Мягкий знак (ь) после шипящих на конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).Изменение существительных по падежам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). Коллективное составление рассказа. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Письмо.

Выделять имя существительное как часть речи.

Умение определять падеж сущ-го

Умение различать падежи по вопросам.

Изменять сущ. по числам.

Умение различать род (мужской и женский род, средний род).Умение определять склонение сущ-го.

Составление рассказа по коллективно составленному плану, по вопросам учителя. Правила написания деловых бумаг.


V.

Предложение. Текст.

16 часов

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.Знаки препинания при однородных членах. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Письмо другу.

Уметь находить в тексте главные и второстепенные члены предложения.

Знать однородные члены предложения.

Уметь расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.

Уметь составлять связный рассказ по картине с помощью учителя.

VI.

Повторение.


19 часов

Дифференциация орфограмм. Практикум по определению орфограмм. Корень. Родственные слова. Безударная гласная в слове. Части речи. Повторение. Дифференциация частей речи. Решение орфографических задач.

Уметь разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Подбирать группы родственных слов. Название частей речи, их значение, использование в речи;

Главные и второстепенные члены предложения. Находить однородные члены предложения. Способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

Писать изложение по предложенному плану. Пользоваться орфографическим словарем.






Литература:


I. Для учащихся:


Галунчикова Н.Г. Русский язык. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. –М.: Просвещение, 2016

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003г.


II. Для учителя:


Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013

Веркеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку. Тетрадь для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида / И.В.Веркеенко.- М.: Владос, 2005

Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка :1 – 4 части/ А.Г. Зикеев. -М.: Владос, 2004г.

Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида / Е.Я.Кудрявцева. –М.: Владос,2005

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К. Аксёнова. –М.: Владос, 2001г.

Никифорова В.В. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык:4 класс/В.В.Никифорова. –М.: Вако, 2012

Никифорова В.В. Типовые тестовые задания за курс начальной школы/ В.В.Никифорова. –М.: Вако,2012

Ушакова О.Д.Учимся ставить знаки препинания: 3-4 классы /О.Д.Ушакова. – СПб: Литера,2010

Федосеева Л.Н. Разноуровневые задания :5 класс/Л.Н.Федосеева. – М.: Вако, 2012

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 176с.

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 12-ти томах. – М.: Мир книги, 2003.

Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-7 классы: пособие для учителя/ сост. Е.Я.Кудрявцева . – М.: Гуманитарн. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.

К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 2-4 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.А.Ахременкова. – М.: Просвещение, 2010. – 288с.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно- тематическое планирование/авт.-сост. Э.Ф.Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191с.

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 2000. – 184с.

Олимпиады по русскому языку. 3 класс/ О.А.Орг, Н.Г.Белицкая. – М.:Изд-во «Экзамен», 2010. – 93с.

Русский язык в таблицах и схемах/ Е.В.Амелина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 270с

Русский язык.1 класс. Проверь себя. Тесты./Л.Н.Потураева; под.ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д:Легион, 2011. – 87с.

Русский язык: правила и упражнения: 1 – кл./ Авт. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: АСТ:Астрель, Владимир: ВКТ, 2010. – 271с.

Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя/ А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2004. – 143с.

Тикунова Л.И. Раздаточные материалы по русскому языку. 1 кл. – М.:Дрофа, 2005. – 141

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.:ВАКО, 2008. – 176с.


Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 176с.

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 160с.

Калмыкова И.Р. Мы читаем и играем: Книга для учащихся младшего школьного возраста. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 72с

Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288с.

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика»)

Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. – СПб.:КАРО, 2010. – 160с.

Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.

Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет/Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009. – 221с.

Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 160с

Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.


III. Для родителей:


Н.Н. Бабешина, Ф.Н. Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. –М.: Просвещение,1970г.

Н.М. Барская, Л.А. Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение,1992г.

А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение,2002г.

Об оценке знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка и математике(инструктивно – методическое письмо)-Москва,1983г.

Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку. Составители сборника В.И. Капинос, Т.А. Костяева. -М.: Просвещение,1978г

М.Е. Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.

Т.П. Шабалкова. Сборник диктантов и изложений.5-9 классы. Коррекционное обучение.-Волгоград, «Учитель», 2007.

Ю.А. Вакуленко. Веселая грамматика. Разработки занятий, задания, игры.- Волгоград, «Учитель», 2011.




Интернет-ресурсы:


http://pedsovet.org

http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov

www.gramota.ru

http://www.uchportal.ru

http://pedsovet.su

http://www.openclass.ru/node/25903

http://brava.ucoz.ru/load/tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_jazyku_i_chteniju_9_klass_8_vid/1-1-0-3

http://www.k-yroky.ru/load/86

http://www.protema.ru/multimedia/rpconstructor/about-rpconstructor
























Календарно – тематическое планирование


п.п.

Дата

Тема урока

Количество часов

Требования

к ЗУН



Словарь

Примечания

ИКТ

Дом. Зад.


Должен уметь

Должен знать



1 четверть









Повторение









Предложение. Текст

12ч.






1


Предложение как единица речи

Уметь составлять предложения.

Знать границы предложений.



презентация

№4

2








Связь слов в предложении.


Уметь задавать вопрос от одного члена предложения к другому.

Связь предложений в тексте




№9

3


Деление текста на предложения. Границы предложений.



Делить текст на предложения. Устанавливать границы предложений.


Смысловая и интонационная законченность предложения.



№11

4


Установление последовательности предложений в тексте.


Связывать предложения в тексте.

Последовательность предложений в тексте .



№13

5


Главные члены предложения.

Уметь находить главные члены предложения.

Названия главных членов предложения.


презентация

№15

6


Р/р. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста.


Уметь объединять предложения в текст


Что такое текст.



№17

7


Подлежащее.



Находить в тексте подлежащее, сказуемое

Что такое подлежащее, сказуемое


Здравствуй


№19

8


Сказуемое.




До свидания


№21

9


Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

Различать предложения по интонации.


Предложения по интонации.

Благодарю

презентация

№24

10


Упражнение в определении предложений по интонации.



Болото


№31

11


Контрольный диктант по теме «Предложение».

Уметь применять знания на практике.





12


Работа над ошибками.









Звуки и буквы. Текст

12ч






13


Буквенная азбука — алфавит.

Записывать слова в алфавитном порядке.

Должен знать алфавит.

Пассажир


№34

14


Понятие об орфограмме.






15


Гласные и согласные буквы и звуки. Текст


Гласные и согласные буквы и звуки.

Расстояние

презентация

№37

16


Мягкие и твёрдые согласные.

Различать твёрдые и мягкие звуки и буквы.

Мягкие и твердые согласные.

область


№40

17


Обозначение мягкости согласных буквами и,я,е,ё,ю,ь.





№43

18


Разделительный ь знак.


Знать правило правописания ь знака.



№45

19


Согласные звонкие и глухие.

Уметь различать звонкие и глухие звуки и буквы.

Должен знать звонкие и глухие согласные.



№48

20


Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Писать слова с этой орфограммой.

Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.



№50

21


Ударные и безударные гласные.

Определять ударные и безударные гласные.

Ударные и безударные гласные.

Способы проверки написания, безударных гласных, звонких и глухих согласных.



каникулы

презентация

№52

22


Правописание безударных гласных в корне слова.

1ч.





№54

23


Р/ р. Изложение






24


Различие текста и не текста.

1ч.

Выделять основную мысль

Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок.






Состав слова. Текст.

24ч.








Корень и однокоренные слова.

3ч.






25


Корень слова. Однокоренные родственные слова.

1ч.



граница


№59

26


Образование однокоренных слов.

1ч.

Уметь находить однокоренные слова, уметь объяснять смысл слов.

Называть части слова.

Определять, давать понятия морфемного состава слова.


охрана


№64

27


Окончание.

1ч.

Уметь выделять окончания в слове.

Знать что такое

окончание (правило)





№67

28


Роль окончания в слове.

1ч.



инструмент


№70



Приставка.

2ч.






29


Приставка .Роль приставки в слове.

1ч.

Уметь объяснять значение образованных слов.

Знать месторасположение приставки, уметь выделять приставку.



№74

30


Образование слов с помощью приставки.





№77

31


Контрольная работа за 1 четверть.

Уметь применять знания на практике.






32


Анализ контрольной работы.

Уметь подбирать проверочные слова.








2 четверть









Суффикс.

2ч.






33


Суффикс. Роль суффикса в слове.


1ч.

Умение образовывать новые слова с помощью ^.

Уметь объяснять значение образованных слов

Знать месторасположение суффикса, уметь выделять.

Железо


№82

34


Образование слов с помощью суффиксов.


1ч.



металл


№85



Правописание безударных гласных..


2ч.

Уметь проверять безударные гласные в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.




Знать правило правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.







35


Ударение. Безударные гласные в корне.


1ч.


презентация

№90

36


Ударение. Безударные гласные в корне.







Север


№93

37


Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Уметь проверять безударные гласные в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.


Знать правило правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.



№95

38


Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов





№98

39


Правописание звонких и глухих согласных в корне.

1ч.

Способы проверки написания звонких и глухих согласных.


Знать звонкие и глухие согласные.



презентация

№106

40


Правописание звонких и глухих согласных в корне.

1ч.




Физкультура


№110

41


Правописание звонких и глухих согласных в корне.

1ч.



Знать звонкие и глухие согласные.




№115



Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

2ч.








42


Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

Способы проверки написания непроизносимых согласных.




беседа


№118

43


Упражнение в правописании непроверяемые гласных и согласных в корне слова.

1ч.

Способы проверки написания непроизносимых согласных.


верблюд


№123

44


Приставка и предлог.

1ч.

Уметь различать приставку и предлог.

Уметь находить а тексте слово с приставкой и предлогом.

Знать правило о правописании приставок и предлогов.

библиотека

презентация

№130

45


Разделительный твёрдый знак (ъ) после приставок.

1ч.


Знать правило правописания ъ знака.



№133

46


Упражнение в правописании ъ твердого знака после приставок.


1ч.





№140

47


Записка.

1ч.

Умение писать записку.

Знать порядок оформления записки



№143



Части речи.

56ч







48


Слово как название предмета, его признака или действия.

1ч.

Определять части речи по значению и вопросам.

Знать части речи .

Долото

презентация

№147

49


Имя существительное, прилагательное, глагол.

Различать части речи по признакам.


Знать правила о частях речи.


Забота


№150

50


Роль существительного,

прилагательного, глагола в предложении.


1ч.

Уметь распознавать существительные по вопросу

Знать, какую роль в предложении занимает существительное



№157



Имя существительное.

53 ч







51


Имя существительное как часть речи.

1ч.

Уметь выделять имя существительное как часть речи.

Знать, на какие вопросы отвечают, что обозначают одушевленные и неодушевленные имена существительные.


презентация

№163

52


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1ч.

столица

презентация

№166

53


Собственные и нарицательные имена существительные.

1ч.


Знать правило правописания собственных и нарицательных существительных.

космос

презентация

№169

54


Изменение имён существительных по числам.

1ч.

Уметь изменять имена существительные по числам (единственное и множественное число)


Изменение имен существительных по числам.

ботинки

презентация

№178

55



Упражнение на изменение слов по числам.

1ч.






№182

56


Род имён существительных.

1ч.

Уметь определять род имен существительных.

Род имен существительных.


презентация

№185

57


Упражнение на определение рода.


1ч.



герой


№190

58


Упражнение на определение рода.






№195

59


Правописание имён существительных м.р. и ж.р. с шипящей на конце.

1ч.

Определять изученную орфограмму.

Знать правило правописания существительных с шипящей на конце

адрес


№200

60


Адрес на конверте.

1ч.

Оформлять надписи на конверте, открытке, посылке.

Знать условные сокращения, принятые при записи надписи на конверте, открытке.

конверт


№208

61


Изменение имен существительных по падежам.

1ч.

Уметь применять знания на практике.




№212

62


Именительный падеж имени существительного.

1ч.


Уметь подбирать проверочные слова.



№217

63


Контрольный диктант за 2 четверть.

1ч.

Уметь изменять существительные по падежам.


Знать падежи имён существительных.

Овраг

презентация



64


Работа над ошибками.

1ч.

Уметь задавать вопрос к слову.

Знать вопросы И.п.


канал






3 четверть







65


Родительный падеж существительного. Предлоги.

1ч.

Знать и уметь задавать вопросы к сущ.





№220

66


Дательный падеж существительного. Предлоги.

1ч.

Уметь различать падежи по вопросам.


Знать предлоги Д.п.



№223

67


Винительный падеж существительного. Предлоги.

1ч.


Знать вопросы В.п.

верёвка


№225

68


Творительный падеж существительного. Предлоги.

1ч.

Уметь различать падежи по вопросам.

Знать вопросы Т.п.




№228

69


Предложный падеж существительного. Вопросы, предлоги.

1ч.

Уметь подбирать существительные с предлогом, опираясь на вопрос.

Знать вопросы П.п.

природа


№233

70


Три склонения имён существительных.

1ч.

Уметь различать склонения существительных.


охота

презентация

№239

71


Существительные 1 склонения.


1ч.

Уметь определять 1 склонение сущ. по окончанию и роду



презентация

№242

72


Существительные 2 склонения.

1ч.

Уметь определять 2 склонение.

Знать правило определения 2 скл.

Естествознание

презентация

№244

73


Существительные 3 склонения.

1ч.

Уметь определять 3 склонение.

Знать признаки 3 скл и уметь по ним определять склонение.


презентация

№248

74


Первое склонение имён существительных в ед. ч.

1ч.


Знать, что ударные и безударные окончания пишутся одинаково.



№256

75


Именительный падеж существительных 1-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ. И.п по вопросам.

Знать окончания сущ 1 скл. в И.п.



№259

76


Родительный падеж имён существительных 1-го скл.

1ч.

Уметь определять сущ Р.п.по вопросам.


Знать окончания сущ 1 скл в Р.п.


Творог


№262

77


Дательный падеж имён существительных 1-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ. Д.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 1 скл в Д.п.



№269

78


Винительный падеж имён существительных 1-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ В.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 1 скл в В.п.

Защита


№275

79


Творительный падеж имён существительных 1-го склонения.

1ч.

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 1 скл в Т.п.

Грамота


№277

80


Предложный падеж имён существительных 1-го склонения.

1ч.

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 1 скл в П.п.

Свобода


№284

81


Упражнения по определению падежа существительного

1ч.

Уметь различать падежи по вопросам.


Стамеска


№289

82


Поздравительная открытка.

1ч.


Знать план написания поздравительного текста.

Ракета


№292

83


Контрольный диктант по теме «1 скл. имени существительного».

1ч.

Уметь применить полученные знания на практике





84


Работа над ошибками.

1ч.






85


Второе склонение имён существительных в единственном числе.

1ч.


Знать, что ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

остров

презентация


86


Именительный падеж имён существительных 2-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ И.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл. в И.п.

матрос



87


Родительный падеж имён существительных 2-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ Р.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл в Р.п.


салат



88


Дательный падеж имён существительных 2-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ Д.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл в Д.п.

космос



89


Винительный падеж имён существительных 2-го склонения.

1ч.

уметь определять сущ В.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл в В.п.

Отряд



90


Творительный падеж имён существительных 2-го склонения

1ч.

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл в Т.п.

Компас



91


Предложный падеж имён существительных 2-го склонения

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл в П.п.

Победа



92


Упражнения по определению падежа существительного.

1ч.

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 2 скл.




93


Письмо.

1ч.


Знать структуру письма.





94


Контрольный диктант по теме: «Второе склонение имён существительных».

1ч.

Умение применить полученные знания на практике.





95


Работа над ошибками в диктанте

1ч.






96


Третье склонение имён существительных в единственном числе.

1ч.


Знать окончания сущ 3 скл.


презентация


97


Именительный падеж имён существительных 3-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ. И.п.

Знать окончания сущ 3 скл. в И.п.




98


Родительный, дательный и предложный падежи имён существительных 3-го склонения.


1ч.

Уметь определять сущ. Р.п., Д.п.,П.п.

Знать окончания сущ 3 скл. в Р.п., Д.п., П.п.

Картон



99


Винительный падеж имён существительных 3-го склонения.

1ч.

Уметь определять сущ В.п.по вопросам.

Знать окончания сущ 3 скл в В.п.

Горизонт



100


Творительный падеж имён существительных 3-го склонения

1ч.

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 3 скл в Т.п.

запад



101


Упражнение в определении безударных окончаний существительных 3скл

1ч.

Уметь определять падеж по вопросам.

Знать окончания сущ 3 склонения.

орден



102


Проверочный диктант по теме: Правописание безударных окончаний существительных 1,2,3 скл.


1ч.

Уметь применять знания на практике



колонна



103



Работа над ошибками по пройденной теме

1ч.

Умение подбирать проверочные слова






104


Упражнение в определении безударных окончаний существительных 1,2, 3 скл.










4 четверть









Предложение. Текст.

16ч






105


Главные члены предложения.

1ч.

Уметь задавать вопрос к главным членам предложения.

Знать главные члены предложения.

коллекция

презентация


106


Упражнение в определении подлежащего и сказуемого.


1ч.

Уметь находить в тексте главные члены предложения.


салют



107


Второстепенные члены предложения.

1ч.

Уметь задавать вопросы к второстепенным членам предложения.


Бензин

презентация


108


Распространённые и нераспространённые предложения

1ч.

Уметь отличить распространенное предложение от нераспространенного



презентация


109


Упражнение на распространение предложений.


1ч.






110


Р/р. Коллективное составление рассказа по картине.

1ч.

Уметь составлять связный рассказ по картине.





111


Однородные члены предложения.

1ч.

Умение определять однородные члены предложения.

Знать однородные члены предложения.


презентация


112


Упражнение по определению однородных членов предложения.

1ч.



Верстак



113


Р/р. Сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение»

Упр 367

1ч.

Уметь составлять последовательный, связный рассказ.





114


Работа над ошибками.

1ч.

Уметь подбирать проверочные слова.





115


Знаки препинания при однородных членах предложения.

1ч.

Уметь находить и различать однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены предложения.

Знать правило расстановки знаков препинания при однородных членах предложения.

станок

презентация


116


Знаки препинания при однородных членах предложения.

1ч.

Уметь расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.





117


Знаки препинания при однородных членах предложения.

1ч.

Уметь расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.





118


Письмо другу.

1ч.

Уметь составлять письмо по образцу.





119


Повторение по теме «Предложение».

1ч.

Уметь находить в предложении главные и второстепенные члены.

Уметь конструировать предложения.

Установление последовательности предложеий в тексте.





120


Контрольный диктант по теме «Предложение

1ч.

Уметь применять знания на практике.





121


Работа над ошибками. Закрепление пройденного.


Уметь подбирать проверочные слова







Повторение.

15ч.






122


Состав слова. Однокоренные слова.

1ч.

Уметь подбирать однокоренные слова.



презентация


123


Упражнения на разбор слов по составу. Пересказ по плану упр.403

1ч.

Уметь разбирать слова по составу.





124


Упражнения по определению орфограмм.

1ч.

Уметь применять правило на практике.





125


Корень. Родственные слова.

1ч.

Уметь выделять корень в словах





126


Безударная гласная в слове.

1ч.

Уметь применять изученные правила на практике.

Знать способ проверки написания гласных.




127


Части речи. Повторение

1ч.


Знать, что обозначают части речи ( названия предметов, названия действий предметов, названия признаков предметов) и уметь их различать.


презентация


128


Существительные 1,2,3 склонений.

1ч.

Уметь различать склонения существительных.

Знать сущ. 1,2,3 склонения.


презентация


129


Существительные 1,2,3 склонений.


Уметь различать склонения существительных.





130


Падежные окончания имён существительных.


1ч.

Уметь склонять по падежам

Знать падежи




131


Падежные окончания имён существительных.


Уметь склонять по падежам

Знать падежи




132


Однородные члены предложения.

1ч.

Уметь находить однородные члены предложения.



презентация


133


Однородные члены предложения.

1ч.

Уметь находить однородные члены предложения.





134


Р/р. Сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь».

1ч.

Уметь составлять связный рассказ по картине.



презентация


135


Работа над ошибками.

1ч.

Уметь находить проверочные слова.





136


Повторение пройденного материала.

1ч.

1.Умение находить в словах изученные орфограммы.

2. Умение находить главные и второстепенные члены предложения.





137


Повторение пройденного материала. Обобщение

1ч.

1.Умение находить в словах изученные орфограммы.

2. Умение находить главные и второстепенные члены предложения.





138


Контрольная работа за год.

1ч.

Уметь применять знания на практике.





139


Работа над ошибками.

1ч.

Уметь подбирать проверочные слова.





140


Итоговый урок. Весёлая грамматика

1ч.

Уметь применять знания на практике












№ п

Тема контрольной работы

5 класс

Дата проведения


I четверть


1

Контрольный диктант по теме «Предложение».


2

Контрольная работа за 1 четверть.




II четверть


3

Контрольный диктант за 2 четверть.



III четверть


4

Контрольный диктант по теме «1 скл. имени существительного».


5

Контрольный диктант по теме: «Второе склонение имён существительных».


6

Контрольный диктант за 3 четверть по теме: Правописание безударных окончаний существительных 1,2,3 скл.




IV четверть


7

Контрольный диктант по теме «Предложение


8

Контрольный диктант за год по теме: Части речи.




Тема cамостоятельной работы



1 четверть


9

Изложение упр.54



4 четверть


10

Сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение»

Упр 367


11

Сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь».