СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку.7 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой –  М.:  «Владос», 2010 г.

Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2019.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку.7 класс.»


Пояснительная записка

Рабочая программа   составлена:

  • на основании Закона РФ «Об образовании»,

  • на основе Федерального базисного учебного плана, утверждённого Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (далее - ФБУП 2004),

  • с учётом приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. №889 «О внесении изменений»,

  • с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 05.03.2004 г. №10

  • с учетом СанПиН  2.4.2.2821-10

  • в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196

  • программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы, сборник 1  под ред. В.В. Воронковой.

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой –  М.:  «Владос», 2010 г.

Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2019.

  1. В общей характеристике учебного предмета, курса 

Данный курс «Письмо и  развитие речи» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании  детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения письму и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение письму и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

В основу программы по письму и развитию речи взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала,  количество контрольных и проверочных работ.

Цели и задачи обучения:

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.

Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 Сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использовать процесс обучения письму для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей  каждого ученика.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

– основных мыслительных операций;

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений  эмоционально-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Программа  в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по письму и развитию речи, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В результате освоения предметного содержания курса письма и развития речи у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностныхметапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.

Личностные: обучение  письму и развитию речи организует и дисциплинирует учащихся с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца.

Регулятивные: Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о звуке, слове, предложении и частях речи. Требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется  в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.

Познавательные: на уроках письма и развития речи в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается мышление учащихся. Важную роль в обучении письму и развитию речи играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.

Коммуникативные: в процессе изучения письма и развития речи развивается речь учащихся, обогащается специфическими терминами и выражениями их словарь, формируются речевые умения: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

При обучении письму и развитию речи общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи письма и развития речи с другими учебными предметами, особенно с трудом.

                      

Личностными результатами изучения курса «Письма и развитие речи» в 7  классе является формирование следующих умений:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  •  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами изучения письма и развития речи являются:

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Использовать  при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу,  источники по письму и развитию речи. С  помощью учителя  давать самооценку своей деятельности.

•   способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

  •  Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала,  отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.

  • Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников     (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (чтения и развития речи);

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

  •  овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

  • Вступать в диалог на уроке и в жизни.

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка.

  •  уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения.

  • анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к  определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

Содержание учебного материала

Повторение

 Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.

Слово

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

Имя существительное. Основные грамматические категории  имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде , числе и падеже.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи.

Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам ( настоящее, прошедшее, будущее) и числам.

Неопределенная частица не с глаголами.

Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –ишь, -шься.

Изменение глаголов в прошедшем по родам и числам.

Глаголы на –ся (сь).

Предложение

Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Виды предложений по интонации. Знаки препинаний в конце предложений.

 Сложное предложение. Сложные предложения с союза и, а, но и без союзов.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Связная речь

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.

Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).

Сочинение пот личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний.

Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).

Отзыв о прочитанной книге.

Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.

 Тематическое планирование

Рабочая программа по письму и развитию речи в 7 классе рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год.


№ п/п

Тема раздела








1

Повторение. Предложение






2

Состав слова






3

Имя существительное






4

Имя прилагательное






5

Личные местоимения






6

Глагол






7

Предложение






8

Повторение пройденного за год






9

Развитие речи






10

Контрольные работы







Итого

.













                                                     

  Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

- А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной  школе» Москва «Просвещение», 2018г.

 - Диктанты по русскому языку. Для специальных(коррекционных) школ 8вида. Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.

  - Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» пособие для учителей, Москва «Просвещение», 2018г.

  -Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П.Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2019г  

 -О.И. Волошина «Тесты. Русский язык. Начальная школа 1 – 4 класс» Москва «Дрофа», 2017г.

   -  Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ, 2015г.

      -   Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Волгоград, 2018г.

     -   Е.А. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной)  школы УШ вида . 5-7 классы Москва Владос, 2017г.

  - А.Н. Матвеева «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе» М. Дрофа, 2019г.

 -С.В. Савинова «Диктанты  по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIII  вида» Москва «Владос», 2019г.

    -Русский язык (практика) Москва «Дрофа», 2017г.

  -Учебно-методический комплект по русскому языку для специальных коррекционных учреждений 8вида. Центр «Школьная книга» Москва 2015

Для учащихся:

  • Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская  «Русский язык».                                                                                                                                                                                                                         Учебник для 7 класса специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2019.

  • Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, презентации, перфокарты.

  • -М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов» Москва, Просвещение, 2006г.

  • -А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва, Просвещение, 2006г.

  • -Энциклопедия «Русский язык» Москва Дрофа, 2003

  • -Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г.

  • -В.Даль «Иллюстрированный  толковый словарь  русского языка», Москва Астрель, 2006г.

Интернет-сайты:

  1. www.school-collection.edu.ru

  2. http://zavuch.info/forums.html

  3. http://www.gramma.ru

  4. http://www.openclass.ru

  5. http://www.gramota.ru

  6. http://korped.rkc-74.ru

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Основные требования к знаниям  и умениям учащихся.


Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

различать части речи;

строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

писать изложение и сочинение;

оформлять деловые бумаги;

пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

Главные и второстепенные ( без конкретизации) члены предложения;

Название частей речи, их значение;

Наиболее распространенные правила правописания.

Критерии оценки

   Оценка знаний проводится  в форме устного опроса, письменных и практических работ.

      При проведении контрольного урока осуществляется дифференцированный подход  к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему

контрольных заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей  (уровня подготовки каждого обучающегося).  

Текущая проверка проводится учителем в рамках календарно-тематического планирования.

Оценка знаний проводится по следующим видам работ:      

По письму и развитию речи:

- проверочная работа;

- тесты;

- контрольная работа;

- диктант и др.;

                  При оценке письменных работ:

 В письменных работах не учитываются 1-2 исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

        За одну ошибку в диктанте считается:

а)  повторение ошибок в одном и том же. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б)  две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,  следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При  грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:

 - оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2  исправления.

-  оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;

-   оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;

-    оценка «2»  ставится, если  ученик обнаруживает плохое знание  учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

1. 2 Тестовые задания оцениваются по 5- бальной системе:

100 %-85 %  правильно выполненных заданий - 5 баллов

85%-65 %  правильно выполненных заданий - 4 балла

65%-50 %  правильно выполненных заданий - 3 балла

Менее 49 % - 2 балла

Критерии оценки творческих работ

(реферат, творческая работа).

По содержанию и речевому оформлению:

Оценка

Критерии оценки

Допускается

1

2

3

«5»

- за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (сочинение);

- отсутствие фактических ошибок;

Богатство словаря;

Правильное речевое оформление;

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (учитываются ошибки на изученные правила).

- не более 1 речевой неточности;

- 1-2 исправления.

 

«4»

- правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

- отдельные речевые неточности.

- не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста;

- не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки;

- 1-2 исправления.

«3»

- допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонения от темы (сочинение);

- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений;

- беден словарь;

- имеются речевые неточности.

- не более 5 недочетов в содержании и построении текста;

- 3-5 орфографических ошибок в содержании и построении текста;

- 1-2 исправления.

«2»

- работа не соответствует теме (сочинение), имеются значительные отступления от авторского текста (изложение);

- допущено много фактических неточностей;

- нарушена последовательность изложения мыслей;

- отсутствует связь между частями текста;

- беден словарь.

- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;

- 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки;

- 3-5 исправлений.

   Участие в беседе

            При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.

Оценка «5» ставится обучающемуся, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.

Оценка «4» ставится обучающемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.

Оценка «3» выставляется обучающемуся, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.

Оценка «2» выставляется, если обучающийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась






                                                   







Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи в7 кл.

(3ч. в неделю, 102ч. в год.)


Количество часов

Название темы

Коррекционная работа



11

1

Простое и сложное предложения

Развивать абстрактное мышление при работе со схемами. Составление предложений к рисунку с.3



2

Простые предложения с однородными членами

Развитие речи ч/з распространения предложений однородными членами



3-4

Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами ано

Развивать логическое мышление через вставку подходящего по смыслу союза между однородными членами



5-6

Сложные предложения с союзами и, а, но

Развитие речи ч/з распространение частей сложных предложений второстепенными членами. с. 14 № 16



7

Деловое письмо: телеграмма

Развитие речи при написании связного текста



8

Контрольная работа по теме «Предложение»

Развитие орфографической зоркости

ч/з проверку написанного



9

Повторение. Простое и сложное предложения

Развитие концентрации внимания

ч/з сравнение схем




10-11

Корень, приставка, суффикс, окончание

Развивать логическое мышление при исключении лишнего слова в ряду однокоренных слов



12

Безударные гласные в корне

Развивать орфографическую зоркость при нахождении слов, требующих проверки



13

Звонкие и глухие согласные в корне

Развивать слуховое восприятие, орфографическую зоркость при комментированном письме



14

Непроизносимые согласные в корне

Развивать слуховое восприятие, орфографическую зоркость ч/з проговаривание и самопроверку



15

Гласные и согласные в приставках

Развивать память, запоминая правописание гласных и согласных в приставках



16

Разделительный твердый знак после приставок

Развивать орфографическую зоркость при комментированном письме



17-18

Приставка и предлог

Развивать память через заучивание стихотворения наизусть и письмо по памяти



19

Сложные слова

Развивать навыки словообразования

путем сложения двух корней



20

Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е

Развивать логическое мышление, подбирая по смыслу сложные слова

в предложениях



21

Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» (с.63, упр. 87)

Развивать зрительное восприятие при рассматривании репродукции картины. Развитие связной речи ч/з опору  на вопросы, план, словосочетания



22

Контрольная работа по теме «Состав слова»

Развивать внимание, орфографическую зоркость ч/з проверку написанного



23

Повторение. Состав слова

Развивать память через припоминание, орфографическую зоркость ч/з проверку написанного




24-25

Имя существительное: род, число, падеж, склонение

Развивать логическое мышление при определении частей речи по значению, вопросам и грамматическим формам



26-28

Склонение имен существительных в ед.ч.

Развивать речь путем ответов на вопросы, употребление существительных в ед.ч.



29

Деловое письмо: объяснительная записка

Развивать устойчивые самостоятельные навыки ч/з по грамотное и аккуратное оформление документов



30-31

Склонение имен существительных во мн.ч.

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы ч/з сравнение, выделение сходства, различий



32

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Развитие орфографической зоркости

ч/з проверку написанного



33

Повторение. Имя существительное

Развитие внимания, мыслительной деятельности при применении правила




34-35

Имя прилагательное: род, число, падеж. Согласование имен прилагательных с существительными

Развивать логическое мышление ч/з подбор существительных к данным прилагательным



36-37

Склонение имен прилагательных мн.р и ср.р.

Развитие речи ч/з пересказ легенды (с. 119 упр.152)

Развитие памяти ч/з заучивание стиха и письмо по памяти



38

Склонение имен прилагательных ж.р.

Развитие речи ч/з  составление вопросов к предложениям статьи



39-40

Склонение имен прилагательных во мн.ч.

Развивать память, дополняя правило, применяя правило при написании окончаний



41

Деловое письмо: заявление

Развивать устойчивые самостоятельные навыки грамотного и аккуратного оформления документов ч/з написание заявления.



42

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное», работа над ошибками

Развивать внимание, орфографическую зоркость ч/з проверку написанного



43

Повторение. Имя прилагательное

Развивать внимание, мыслительную деятельность при применении правила




44

Понятие о местоимении Значение местоимений в речи

Развивать точность восприятия ч/з замену существительных местоимениями (с. 148 упр. 187)



45

Личные местоимения 1, 2, 3 лица

Развитие мышления ч/з замену местоимений ед.ч. местоимениями мн.ч. и наоборот




46-47

Личные местоимения 1-го лица

Развитие логического мышления ч/з вставку пропущенных предлогов в словосочетания



48-49

Личные местоимения 2-го лица

Развитие речи ч/з употребление местоимений в нужном падеже



50-51

Личные местоимения 3-го лица

Развитие памяти ч/з заучивание стихотворения, письмо по памяти



52

Деловое письмо: письмо

Развитие речи ч/з  дополнение письма недостающими частями по плану



53

Контрольная работа по теме «Местоимение»

Развитие орфографической зоркости

ч/з проверку написанного



54

Повторение. Местоимение

Развитие внимания при написании местоимений с предлогами




55

Понятие о глаголе

Развитие речи путем обогащения словаря. Использование глаголов в прямом и переносном значении



56-57

Изменение глаголов по временам

Развитие речи путем  описания картины И.И. Левитана «Вечерний звон», с.190



58

Изменение глаголов по числам

Развитие логического мышления. ч/з замену глаголов мн.ч. глаголами ед.ч. в тексте



59-60

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

Развитие слуховой памяти, орфографической зоркости через комментированное письмо



61-62

Частица не с глаголами

Развитие памяти ч/з  письмо по памяти



63

Изменение глаголов по лицам

Развитие речи путем составление предложений по схемам



64

1-е лицо глаголов

Развитие логического мышления ч/з вставку пропущенных слов в предложения, озаглавливание текста



65

2-е лицо глаголов

Развитие логического мышления на основе постановки вопросов к глаголам



66

3-е лицо глаголов

Развитие связной речи ч/з пересказ текста



67

Глаголы на –ся (-сь)

Развитие зрительного восприятия ч/з рассматривание рисунка



68-69

Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься

Развитие слуховой памяти, орфографической зоркости ч/з комментированное письмо



70

Правописание глаголов в 3-м лице

Развитие памяти, письмо по памяти



71

Изложение по плану и опорным словам. с. 232 упр.309

Развитие памяти, мышления, связной речи ч/з пересказ



72

Контрольная работа по теме «Глагол»

Развитие орфографической зоркости

ч/з проверку написанного



73

Повторение. Глагол.

Развитие внимания, мыслительной деятельности в определении глаголов




74

Простое предложение

Развитие речи ч/з составление предложений по рисунку



75

Предложение распространенное и нераспространенное

Развитие мышления ч/з нахождение  сходства и различия распространенных и нераспространенных предложений



76

Главные и второстепенные члены предложения

Развитие речи ч/з составление предложений, распространение их



77

Простое предложение с однородными членами

Развивать логическое мышление при выделении групп однородных членов



78

Знаки препинания при однородных членах

Развитие речи путем распространения предложений однородными членами



79

Изложение. Описание репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна Лебедь»

Развитие точности восприятия, развитие памяти, мышления, связной речи ч/з пересказ



80

Сложное предложение

Развивать абстрактное мышление при работе со схемами



81-82

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов

Развивать внимание, орфографическую зоркость при комментированном письме




83

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами

Сходство и отличие предложений по структуре. Развивать абстрактное мышление при работе со схемами



84-85

Сложные предложения со словами КОТОРЫЙ, КОГДА, ГДЕ, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО

 

Развивать абстрактное мышление при работе со схемами



86

Деловое письмо: объявление

Развивать устойчивые самостоятельные навыки в оформлении деловых бумаг при составлении объявлений



87

Обращение

Развивать диалогической речь ч/з составление диалога



88

 

Знаки препинания при обращении

Развивать орфографическую зоркость ч/з комментированное письмо



89

Виды предложения по интонации

Развивать мышление ч/з сравнение интонаций предложений, выбор знаков препинаний в зависимости от интонаций



90

Знаки препинания в конце предложения

Развивать внимание, орфографическую зоркость при комментированном письме




91

Контрольная работа по теме «Предложение»

Развитие орфографической зоркости

ч/з проверку написанного



92

Повторение. Предложение

 

Развитие внимания, мышления при применении правила




93

Части речи

Развитие речи путем составления предложений по рисунку



94

Состав слова

Развитие мышления ч/р подбор однокоренных слов



95

Правописание гласных и согласных в корне

Развитие речи ч/з описание картины И.А.Айвазовского «Девятый вал»



96

Правописание падежных окончаний имен существительных

Развитие мышления, речи.  Путем замены выделенных существительных близкими по смыслу



97

Правописание падежных окончаний имен прилагательных

Развитие памяти ч/з  письмо по памяти



98

Склонение личных местоимений

Развитие мышления, памяти ч/з комментированное письмо слов с предлогами



99

Правописание глаголов

Развитие диалогической речи при работе с диалогом



100

Простое и сложное предложения

Развитие памяти. Письмо по памяти



101

Итоговая контрольная работа

Развитие орфографической зоркости

ч/з проверку написанного



102

Повторение. Состав слова

Развитие внимания, памяти при применении правил