СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную  записку; содержание дисциплины; учебно-тематический план, КИМы (список литературы); требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; ресурсное обеспечение рабочей программы; норму оценок

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 класс»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего и полного (среднего) общего образования /Сборник нормативных документов. Русский язык, М: Дрофа, 2010,

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе:

1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего (полного) образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089, с изм. от 31.01.2012).

2. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …/Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253

3.Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 (ред. От 03.06.2011) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

4.Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»

5. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2008

6. Школьный учебный план на 2018-2019 учебный год.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; содержание дисциплины; учебно-тематический план, КИМы (список литературы); требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; ресурсное обеспечение рабочей программы; норму оценок

Общая характеристика курса

Особенности личности подростка с задержкой психического развития :


- сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;

- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;

- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;

- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

- имеются легкие нарушения речевых функций;

- незрелость эмоциональной сферы и мотивации;

- несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений

- неустойчивость внимания.


Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

  • Активизация познавательной деятельности учащихся;

  • Повышение уровня их умственного развития;

  • Нормализация учебной деятельности;

  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;

  • Социально-трудовая адаптация.

Содержание программы скорректировано с учетом рекомендаций и изменений, внесенных в программу обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). В содержание учебного курса «Русский язык» введены разделы, ориентированные на подготовку детей к восприятию последующего учебного материала. С учетом возможностей ребенка, из типовой программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений и навыков, формирование компетенции.


Основные цели и задачи


Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

- вооружить учащихся знаниями базовой науки;

- организовать деятельность обучающихся в данной сфере познания;

- формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение;

- привить учащимся опыт решения лингвистических вопросов;

- формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;

- обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

- обучать школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.





Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать изученные правила пунктуации, уметь правильно ставить знаки препинания в простом осложнённом предложении

Контрольные мероприятия: самостоятельная работа, контрольный диктант


В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая программа для учащихся 8 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.


Цели обучения:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;

совершенствование: речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – это знания, умение и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Курс русского по программе в 8 классе общеобразовательной школы рассчитан на 105 часов (3 часа в неделю), в 2018-2019 уч.г. добавлен 1 час, следовательно, курс русского языка составляет 140 часов (4 часа в неделю).


Формы организации учебного процесса:

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.


Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,синтаксический, лингвистический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных сообщений)

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения на основе текстов типа описания, повествование, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм;

- групповая работа;

- коллективная работа;

- индивидуально - парная работа.


Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- взаиморецензирование;

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и другие;

- аудирование ( понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- информационная переработка устного и письменного текста:

- составление плана текста;

- пересказ текста по плану;

- пересказ текста с использованием цитат;

- переложение текста;

- продолжение текста;

- составление тезисов;

- редактирование;

- участие в диалогах различных видов;

- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

- составление опорных схем и таблиц;

- ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;

- конспектирование.

- реферирование;

- докладирование;

- рецензирование;

- аннотирование и т.д.

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка,применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета.


  • Традиционный урок

  • Формы текущего и итогового контроля

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.





Раздел IV

Календарно-тематическое планирование. 8 кл.

п/п


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные требования к ЗУН

Виды контроля и р/р



Функции русского языка в современном мире (1)


1


Русский язык в современном мире

1

Комб.

Знать функции русского языка в современном мире. Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке.

Уметь составить устное высказывание по опорному конспекту.

Выборочная проверка сам. работ. Фронт. опрос.


Повторение изученного в V–VII классах (9+2)

2


Пунктуация и орфография.

1

Повторение и обобщение изученного материала

Знать осн. орфографические и пункт. нормы рус. языка.

Уметь соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания.

Проверка домашнего задания, работа по теме урока, работа в тетради, работа с учебником.

3


Знаки завершения, разделения, выделения.

1

Повторение и обобщение изученного материала

Знать основные признаки простых и сложных предложений, особенности подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи.

Уметь отличать простое предложение от сложного.

Взаимопроверка, выборочная проверка.

4


Знаки препинания в сложном предложении.

1

Проверка усвоения знаний, повторение и обобщение

Знать основные средства простых предложений в составе сложных.

Уметь разделять запятой и выделять запятыми на на письме простое предложение от сложного.

Комментированное письмо, фронтальный опрос, выборочная проверка.

5,6


Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

2

Обобщение и закрепление изученного материала

Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Уметь правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм.

Инд. опрос, фронт. опрос, комментированное письмо, выборочная проверка.

7,8


Изложение с грамматическим заданием по упр. 26,27

2

РР

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения).

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости.

Изложение

9,10


Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

2

Повторение и обобщение изученного материала

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Уметь правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи.

Индивидуальная проверка. Фронтальный опрос

11


Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 кл.»

1

К

Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации

Диктант с грамматическим заданием. см. «ПР», стр.191

12


Работа над ошибками

1

Урок анализа

Уметь обозначать графически условия выбора орфограмм



Синтаксис, пунктуация, культура речи (112+21)


13


Основные единицы синтаксиса

1

Повторение и обобщение изученного материала

Знать основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст.

Уметь находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения.

Фронтальный опрос.

14.15


Текст как единица синтаксиса.

2

РР

Знать текст, его признаки.

Уметь разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения

Взаимопроверка, фронтальный опрос, индивидуальная проверка.

16,17


Предложение как единица синтаксиса.

2

Комб.

Знать, что предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью.

Уметь соотносить содержание предложения с фрагментами действительности.

Комментированное письмо, фронтальный опрос.

18


Сжатое изложение, упр.52

1

РР

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения).

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

Изложение


Словосочетание (5)


19,20


Словосочетание как единица синтаксиса.

2

Комб.

Знать, что такое словосочетание, его функции. Уметь составлять и находить разные словосочетания. Определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла

Инд. опрос., выборочная проверка.

21


Виды словосочетаний

1

Комб.

Знать виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные.

Уметь разграничивать разные виды словосочетаний по их значению; определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах

Проверка с комментированным чтением, инд. опрос.

22


Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

Комб.

Знать, что подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Уметь определять вид подчинительной связи; составлять словосочетания с заданным видом связи.

Фронт. опрос, выборочная проверка.

23


Синтаксический разбор словосочетаний


1

Комб.

Знать порядок устного и письменного синтаксического разбора словосочетаний.

Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний

Разбор словосочетаний



Простое предложение (7+1)


24


Простое предложение. Грамматическая (предикативная)

основа предложения

1

Комб.

Знать виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные.

Уметь разграничивать односоставные и двусоставные предложения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

25


Порядок слов в предложении.

1

Комб.

В русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении.

Определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении.

26


Интонация, логическое ударение.

1

Комб.

Основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.

Уметь выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам.

Фронтальный опрос.

Упражнения учебника

27,28


Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Простое предложение»

2

Повторение и обобщение изученного материала

Знать основные термины по разделу: предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные. Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.

Уметь выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;

составлять графическую интонационную схему предложения.

Задания, предложенные учителем - инд.

29


Контрольный диктант по теме «Простое предложение»

1

К

Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации.

Диктант с грамматическим заданием. См. «ПР»,

30


Работа над ошибками

1


Уметь обозначать графически условия выбора орфограмм.



31


Описание памятника культуры


1

РР

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения).

Уметь создавать тексты различных стилей и жанров, делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств

Сочинение


Двусоставные предложения (20+5)

Главные члены предложения (10+2)

32


Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1


Знать способы выражения подлежащего.

Уметь находить подлежащее и определять способы его выражения.

Взаимопроверка

33,34


Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

2

Комб.

Знать способы выражения сказуемого;

Правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде. Определять способы выражения сказуемого;

Уметь находить простое глагольное сказуемое.

Инд. проверка

35,36


Составное глагольное сказуемое.


2

Усвоение новых знаний

Знать основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции.

Уметь находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи

Словарный диктант. Тестовая проверка.

37


Составное именное сказуемое

Контрольный словарный диктант.

1

Комб.

Знать основные элементы составного именного сказуемого.

Уметь находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части.

Контрольный словарный диктант.

38


Повторение видов сказуемых

1

Повторение и обобщение изученного материала

Знать виды сказуемых.

Уметь определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации.

Пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;

использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.

Выполнение предложенных заданий и упражнений

39,40


Изложение с элементами сочинения – рассуждения

2

РР

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения).

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости.

Изложение с элементами сочинения

41,42


Тире между подлежащим и сказуемым.

2

Комб.

Знать, что тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;

правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении

Уметь употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире.

Объяснительный диктант

43


Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»

1

К

Уметь на письме соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы

Диктант с грамматическим заданием См. «ПР», стр.211


Второстепенные члены предложения (10+3)

44


Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении

1

Комб.

Знать виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство.

Уметь находить в предложении второстепенные члены.

Словарно-орфографическая работа

45


Дополнение.

1

Комб.

Знать, что такое дополнение, основные способы его выражения; виды дополнений: прямые и косвенные; способы выражения прямого дополнения .

Уметь распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;

разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого.

Фронт. опрос

Инд. задания..

46


Определение.

1

Комб.

Знать, что такое определение; виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное.

Уметь разграничивать определение и именную часть составного сказуемого; распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения

Объяснительный диктант. Инд. задания.

47,48


Изложение по упр. 139

2

РР

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения).

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости.


Изложение

49


Приложение. Знаки препинания при нем.

1

Комб.

Знать, что такое приложение;

способы выражения приложения;

правила постановки дефиса при приложении;

правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом

Уметь находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их; использовать приложения в речи; согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях.

Упр-я из учебника.

Инд. задания.

50


Обстоятельство

1

Комб.

Знать, что такое обстоятельство, способы его выражения.

Уметь находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,

использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения

распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи

Задания, предложенные учителем

51


Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. Тест.

1

Комб.

Знать обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, знаки препинания при нем.

Уметь разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения.

Задания, предложенные учителем

52


Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

Повторение и обобщение изученного материала

Знать порядок устного и письменного разбора. Уметь производить устный и письменный разбор

Инд. работа

53


Характеристика человека

1

РР

Знать: характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Уметь составлять характеристику человека

изложение

54


Повторение по теме «Двусоставные предложения»

1

Повторение и обобщение изученного материала

Знать основные термины по разделу: второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.

Уметь использовать второстепенные члены предложения в речи.

Тестовые задания по вариантам

55


Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение»


1

К

Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации.

Диктант с грамматическим заданием См. «ПР», стр.222

56


Работа над ошибками

1


Уметь обозначать графически условия выбора орфограмм.




Односоставные предложения (12+3)


57


Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения

1

Усвоение новых знаний

Знать, что грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым.

Уметь разграничивать односоставные и двусоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений.

Словарный диктант

58


Назывные предложения


1

Усвоение новых знаний

Знать, что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена, текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка).

Уметь распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения.

Фронт. опрос. Тест.

59,60


Определённо-личные предложения

2

Усвоение новых знаний

Закрепление

Знать, что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена; текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках).

Уметь распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;

разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;

Анализ текста.

61,62


Неопределённо-личные предложения.


2

Усвоение новых знаний

Закрепление

Знать, что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена; текстообразующую роль неопределенно-личных предложений.

Уметь распознавать неопределённо-личные предложения находить их главный член, определять способ его выражения; разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением

Фронт. опрос.

Анализ текста

63


Инструкция

1

РР

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения).

Уметь создавать тексты различных стилей и жанров

Текст-инструкция

64,65


Безличные предложения

2

Усвоение новых знаний

Закрепление

Знать, что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;

функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию).

Уметь разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;

находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;

использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации.

Словарный диктант. Инд. работа.

66


Рассуждение

Составление текста - рассуждения

1

РР

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения).

Совершенствовать и редактировать собственные тексты; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.

Сочинение

67


Изложение с элементами сочинения


1

РР

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения).

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

Изложение с элементами сочинения

68


Неполные предложения.


1

Усвоение новых знаний

Знать, что такое неполные предложения варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения. Уметь распознавать неполные предложения определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом

Анализ текста

69


Синтаксический разбор односоставного предложения

1

Комб.

Знать порядок устного и письменного разбора. Уметь производить устный и письменный разбор.

Инд.работа

70


Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».


1

Повторение и обобщение изученного материала

Знать группы односоставных предложений, односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные) односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующую роль.

Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места

Задания, предложенные учителем

71


Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

1

К

Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации.

Диктант с грамматическим заданием См. «ПР», стр.237


Простое осложненное предложение (32+7)

72


Понятие об осложнённом предложении. Контрольный словарный диктант.

1

Усвоение новых знаний

Знать, что такое осложнённое предложение способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения).

Уметь определять способ осложнения предложения.

Фронт. опрос


Однородные члены предложения (12+4)

73


Понятие об однородных членах

1

Комб.

Знать, что такое однородные члены предложения, способы выражения однородных членов (все члены предложения).

Уметь распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,

составлять графические схемы однородных членов.


Объяснительный диктант

74


Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

1

Комб.

Знать правило постановки знаков препинания, связанных только перечислительной интонацией. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией.

Проверочная работа

75,76


Изложение по тексту «Сравнительная характеристика Лели и Наташи» (упр.242)

2

РР

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения).

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

Изложение

77


Однородные и неоднородные определения

1

Усвоение новых знаний

Знать, что такое однородные и неоднородные определения.

Уметь разграничивать однородные и неоднородные определения.

Объяснительный диктант

78


Сочинение «Сравнительная характеристика двух одноклассников». (упр.264)

1

РР

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения).

Уметь создавать тексты различных стилей и жанров

Сочинение

79,80


Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

2

Усвоение новых знаний

Закрепление

Знать основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных; правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные.

Уметь правильно ставить знаки препинания

Объяснительный диктант

81,82


Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

2

Усвоение новых знаний

Закрепление

Знать правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие).

Уметь находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;

интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Анализ предложений.

Тест , см «ПР», стр.249

83


Синтаксический разбор предложения с

однородными членами

1

Закрепление

Знать порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами.

Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Задания, предложенные учителем

84


Отзыв в книгу посетителей выставки о картине В.Е.Попкова «Осенние дожди». (упр. 281)

1

РР

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

уметь создавать тексты различных стилей и жанров.

Отзыв

85


Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

Закрепление

Знать порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.

Уметь производить устный и письменный пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Анализ предложений

86,87


Повторение и обобщение по теме «Однородные члены предложения»

Повторим орфографию. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

2

Повторение и обобщение изученного материала

Знать основные термины по разделу: предложение, однородные члены предложения. Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения. Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения. Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов. Обобщающие слова, однородные члены предложения.

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Тест. Объяснительный диктант. См. «ПР», стр.253

88


Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

1

К

Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации

См. «ПР», стр.254


Обособленные члены предложения (18+3)

89


Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении.

1

Усвоение новых знаний

Знать, что обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;

графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления.

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;

выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления.

Словарный диктант

90,91,

92,


Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

3

Усвоение новых знаний

Закрепление

Тест

Знать виды обособленных определений, правило обособления обособленных определений. Уметь правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений.


Орфограф. диктант.

Анализ предложений

Объяснительный диктант.

Тест см.»ПР», стр.259

93, 94


Рассуждение на дискуссионную тему

2

РР

Знать понятия ораторская речь, ее особенности.

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Сочинение-рассуждение

95,96,

97


Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

3

Усвоение новых знаний

Закрепление

Повторение и обобщение изученного


Знать правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение).

Уметь распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;

объяснять использование тире для выделения приложения.

Орфограф.диктант

Тестовые задания см.»ПР»,стр.264, 266

Объяснительный диктант



98,99,

100


Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

3

Усвоение новых знаний

Закрепление

Повторение и обобщение изученного


Знать способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);

правило обособления обстоятельств. Уметь распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления.

Орфограф.диктант

Задания см.»ПР», стр. 270

Творческая работа, стр.272

101,

102,

103


Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при них.

3

Усвоение новых знаний

Закрепление

Повторение и обобщение изученного


Знать виды уточняющих членов предложения, правила их выделения

Уметь находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль..

Контрольный словарный диктант. Тестовые задания см.»ПР»,стр. 274

Проверочная работа, стр.276

104


Сочинение «Изобретение наших дней»

1

РР

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения).

Уметь создавать тексты различных стилей и жанров

Сочинение

105


Синтаксический разбор предложения с обособленными членами


1

Изучение нового материала

Знать порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами.

Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

Разбор предложений

106


Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

Изучение нового материала

Знать порядок устного и письменного пунктуационного

разбора предложения с обособленными членами.

Уметь производить устный и письменный пунктуационный

разбор предложения с обособленными членами.

Задания см.»ПР»,стр. 279

107,

108


Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

2

Повторение и обобщение изученного


Знать об обособлении, обособленные определения, приложения, обстоятельства. Уметь использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Задания см.»ПР»,стр. 281

109


Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

1

К

Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации

См. «ПР», стр.282


Слова, грамматически не связанные с членами предложения (21+2)


Обращения (4 ч)

110


Обращение. Назначение обращения.

1

Усвоение новых знаний

Знать, что такое обращение;

способы выражения обращения.

Уметь находить обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее.

Выполнение заданий, предложенных учителем

111


Распространенные обращения.

1

Комб.

Знать, что такое распространенное обращение уметь использовать распространенные обращения в речи.

Конструирование предложений с распр. обращениями

112


Выделительные знаки препинания при обращении

1

Комб.

Знать правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). Уметь распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях.

Фронт. опрос. Объяснительный диктант.

113


Употребление обращений

1

Закрепление

Знать правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация).

Уметь определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;

определять текстообразующую роль обращений. Использовать обращения в речи.

Инд.работа.


Вводные и вставные конструкции (5+1)

114


Вводные и вставные конструкции

1

Усвоение новых знаний

Знать, что такое вводные слова.

Уметь интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения.

Словарный диктант

115,



Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

1

Усвоение новых знаний

Знать группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Уметь находить вводные слова и вставные конструкции в тексте.

См. «ПР», стр 287

116,

117


Выделительные знаки

препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

2

Усвоение новых знаний

закрепление


Знать правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме.

Уметь распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания.

Тестовое задание См. «ПР», стр 289

118


Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

Комб.

Знать, что такое вставные конструкции, их назначение; правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме.

Уметь находить вставные конструкции в тексте

Сам. работа

119


Публичное выступление

1

РР

Знать изученное о публицистическом стиле, признаки стиля, жанры публицистического стиля.

Уметь строить публичное выступление на общественно значимую тему.

Подготовка публичного выступления


120


Междометия в предложении

1

Усвоение новых знаний


Знать, что такое междометие, его назначение;

правила выделения междометий на письме уметь распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях..

Объяснительный диктант

121


Синтаксический и пунктуационный

разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

1

Комб.

Знать порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного

разборов предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Уметь производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Сам.работа учащихся

122


Обобщающий урок по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

1

Повторение и обобщение изученного


Знать вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции; междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова;

публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля; функции знаков препинания, сочетание знаков препинания. Уметь интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями; пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

См. «ПР», стр 295

123


Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

1

К

Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации

См. «ПР», стр.296


Чужая речь (7 +1)

124


Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

1

Повторение изученного

Знать, что такое чужая речь; способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);

структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть).

Уметь интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;

разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;

распространять комментирующую часть предложений с чужой речью.


Объяснительный диктант

125



Прямая речь и косвенная речь

2

Усвоение новых знаний.

Закрепление

Знать структуру предложений с косвенной речью;

текстообразующую роль предложений с косвенной речью.

Уметь разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;

обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;

Инд. работа

126


Прямая речь

1

Комб.

Знать структуру предложений с прямой речью; правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Уметь заменять прямую речь косвенной; конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;

Словарный диктант

См. «ПР», стр.300


127


Диалог

1

Комб.

Знать, что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога.

Уметь объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему.

Объяснительный диктант.

127


Рассказ

1

РР

Знать, что такое рассказ, его признаки.

Уметь строить рассказ

Сочинение

128


Цитата

1

Комб.

Знать, что такое цитата способы введения цитаты в авторский текст; правила пунктуационного оформления цитат.

Уметь распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;

вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;

определять текстообразующую роль цитаты; использовать цитаты в речи.

Орфограф.диктант

129


Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь»

1

Комб.

Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью

См. «ПР», стр.307



Повторение и систематизация изученного в VIII классе (6+1)

130


Синтаксис и морфология

1

Повторение и обобщение

Знать о взаимосвязи синтаксиса и морфологии.

Уметь производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи

Фронт. опрос

Тестовые задания См. «ПР», стр.309

131


Синтаксис и пунктуация

1

Повторение и обобщение

Знать о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации.

Уметь, пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;

разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение)

Фронт. опрос

Тестовые задания См. «ПР», стр.312

132133


Изложение, упр.443

2

РР

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения).

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

Изложение

134


Синтаксис и культура речи

1

Повторение и обобщение

Знать взаимосвязи синтаксиса и культуры речи. Уметь правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов.

Фронт. опрос

Тестовые задания См. «ПР», стр.315

135136


Синтаксис и орфография

2

Повторение и обобщение

Знать о взаимосвязи синтаксиса и орфографии. Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания.

Фронт. опрос

Тестовые задания См. «ПР», стр.316

137


Итоговый контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация»

1

К

Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации

См. «ПР», стр.317

138


Работа над ошибками

1


Обозначать графически условия выбора орфограмм


139140


Резервное время









Требования к уровню образованности восьмиклассников

В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  • основные нормы русского литературного языка;

  • словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;

  • грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;

  • односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные);

  • признаки распространённых и нераспространённых предложений, полных т неполных;

  • осложнённые предложения (предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями, с обособленными членами);

уметь

  • опознавать единицы синтаксиса;

  • проводить анализ словосочетаний предложений;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 8 класса

    1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений,

речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

    1. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (предложениями), обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложения и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным вопросам.






Ресурсное обеспечение рабочей программы

Учебно-методический комплекс

Программа

(автор, название

программы,

источник)

Учебник

(автор, название,

издательство, год издания)…

Учебная

методическая

литература

для учащихся

Учебно-методическая

литература

для учителя

Инструментарий для проверки знаний учащихся

(автор, название,

издательство,

год издания)

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2008.


  1. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, А.М.Александрова / - М.: Просвещение, 2011

  2. Рабочая тетрадь по русскому языку: 9 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 9 класс» / Н.И.Демидова. – Москва: Астрель, 2013. – 125



  1. Бройде М.Г. Русский язык в таблицах и схемах. 5-11 класс, М.: Аквариум, 2000, 128 с.


Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 368 с. – (В помощь школьному учителю)..

Говорите, пожалуйста, правильно./ П.А.Клубков. _ СПб.: Норинт, 2001.



  1. Русский язык: Тесты. 8-9 классы / Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е.. – 4-е изд. – стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 64 с.

  2. Дидактические по русскому языку: Пунктуация: 5-9 кл. в 2-х частях: 1 ч. /Г.Г.Граник, Л.А.Концевая, Г.Н.Владимирская, С.М.Бондаренко. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 478 . – (Раздаточные материалы).

  3. Диктанты: Русский язык: 8 кл.: Метод. Пособие/А.А.Позднякова, И.В.Текучева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

  4. 400 диктантов и тестов по русскому языку8-9 классы./Н.В. Охременко, О.В.Федина. – М.: Аквариум, К.: ГИППВ,2000.







Мультимедийные пособия

  1. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов


Интернет-ресурсы

  1. http://umnikprofi.ru (личный сайт учителя)

  2. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

  3. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

  4. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

  5. Мир слова русского   http://www.rusword.org

  6. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

  7. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

  8. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

  9. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru/

  10. Словари: http://www.sv

  11. http://slovari.yandex.ru/Фанфара/правописание/

  12. http://dict.t-mm.ru/lopatin/g/goroh.html

  13. Правила по русскому языку http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/title.htm

  14. Правописание согласных http://www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_Conson.htm#b_sub6

  15. Опорный орфографический компакт http://www.sever-press.ru ook/index.htm#cont

  16. Орфоэпический диктант http://comjuor.crimea.edu/dict

  17. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru






16