© 2018, Гуськова Татьяна Николаевна 1922 69
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; содержание дисциплины; учебно-тематический план, КИМы (список литературы); требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; ресурсное обеспечение рабочей программы; норму оценок
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего и полного (среднего) общего образования /Сборник нормативных документов. Русский язык, М: Дрофа, 2010,
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе:
1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего (полного) образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089, с изм. от 31.01.2012).
2. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …/Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253
3.Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 (ред. От 03.06.2011) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
4.Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»
5. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2008
6. Школьный учебный план на 2018-2019 учебный год.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; содержание дисциплины; учебно-тематический план, КИМы (список литературы); требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; ресурсное обеспечение рабочей программы; норму оценок
Общая характеристика курса
Особенности личности подростка с задержкой психического развития :
- сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;
- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;
- имеются легкие нарушения речевых функций;
- незрелость эмоциональной сферы и мотивации;
- несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений
- неустойчивость внимания.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
Активизация познавательной деятельности учащихся;
Повышение уровня их умственного развития;
Нормализация учебной деятельности;
Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
Социально-трудовая адаптация.
Содержание программы скорректировано с учетом рекомендаций и изменений, внесенных в программу обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). В содержание учебного курса «Русский язык» введены разделы, ориентированные на подготовку детей к восприятию последующего учебного материала. С учетом возможностей ребенка, из типовой программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений и навыков, формирование компетенции.
Основные цели и задачи
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения:
- вооружить учащихся знаниями базовой науки;
- организовать деятельность обучающихся в данной сфере познания;
- формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение;
- привить учащимся опыт решения лингвистических вопросов;
- формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
- обучать школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать изученные правила пунктуации, уметь правильно ставить знаки препинания в простом осложнённом предложении
Контрольные мероприятия: самостоятельная работа, контрольный диктант
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа для учащихся 8 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
совершенствование: речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – это знания, умение и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Курс русского по программе в 8 классе общеобразовательной школы рассчитан на 105 часов (3 часа в неделю), в 2018-2019 уч.г. добавлен 1 час, следовательно, курс русского языка составляет 140 часов (4 часа в неделю).
Формы организации учебного процесса:
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,синтаксический, лингвистический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных сообщений)
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, повествование, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм;
- групповая работа;
- коллективная работа;
- индивидуально - парная работа.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и другие;
- аудирование ( понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их связей);
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- составление тезисов;
- редактирование;
- участие в диалогах различных видов;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- составление опорных схем и таблиц;
- ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;
- конспектирование.
- реферирование;
- докладирование;
- рецензирование;
- аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка,применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета.
Традиционный урок
Формы текущего и итогового контроля
Информационно-коммуникационные технологии.
Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.
Раздел IV
Календарно-тематическое планирование. 8 кл.
№ п/п |
| Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные требования к ЗУН | Виды контроля и р/р
| ||||
| Функции русского языка в современном мире (1)
| |||||||||
1 | | Русский язык в современном мире | 1 | Комб. | Знать функции русского языка в современном мире. Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке. Уметь составить устное высказывание по опорному конспекту. | Выборочная проверка сам. работ. Фронт. опрос. | ||||
| Повторение изученного в V–VII классах (9+2) | |||||||||
2 | | Пунктуация и орфография. | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Знать осн. орфографические и пункт. нормы рус. языка. Уметь соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания. | Проверка домашнего задания, работа по теме урока, работа в тетради, работа с учебником. | ||||
3 | | Знаки завершения, разделения, выделения. | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Знать основные признаки простых и сложных предложений, особенности подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи. Уметь отличать простое предложение от сложного. | Взаимопроверка, выборочная проверка. | ||||
4 | | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | Проверка усвоения знаний, повторение и обобщение | Знать основные средства простых предложений в составе сложных. Уметь разделять запятой и выделять запятыми на на письме простое предложение от сложного. | Комментированное письмо, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ||||
5,6 | | Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. | 2 | Обобщение и закрепление изученного материала | Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Уметь правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм. | Инд. опрос, фронт. опрос, комментированное письмо, выборочная проверка. | ||||
7,8 | | Изложение с грамматическим заданием по упр. 26,27 | 2 | РР | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения). Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости. | Изложение | ||||
9,10 | | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 2 | Повторение и обобщение изученного материала | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Уметь правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи. | Индивидуальная проверка. Фронтальный опрос | ||||
11 | | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 кл.» | 1 | К | Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации | Диктант с грамматическим заданием. см. «ПР», стр.191 | ||||
12 | | Работа над ошибками | 1 | Урок анализа | Уметь обозначать графически условия выбора орфограмм | | ||||
| Синтаксис, пунктуация, культура речи (112+21) | |||||||||
13 | | Основные единицы синтаксиса | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Знать основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст. Уметь находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения. | Фронтальный опрос. | ||||
14.15 | | Текст как единица синтаксиса. | 2 | РР | Знать текст, его признаки. Уметь разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения | Взаимопроверка, фронтальный опрос, индивидуальная проверка. | ||||
16,17 | | Предложение как единица синтаксиса. | 2 | Комб. | Знать, что предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью. Уметь соотносить содержание предложения с фрагментами действительности. | Комментированное письмо, фронтальный опрос. | ||||
18 | | Сжатое изложение, упр.52 | 1 | РР | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения). Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости | Изложение | ||||
| Словосочетание (5) | |||||||||
19,20 | | Словосочетание как единица синтаксиса. | 2 | Комб. | Знать, что такое словосочетание, его функции. Уметь составлять и находить разные словосочетания. Определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла | Инд. опрос., выборочная проверка. | ||||
21 | | Виды словосочетаний | 1 | Комб. | Знать виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные. Уметь разграничивать разные виды словосочетаний по их значению; определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах | Проверка с комментированным чтением, инд. опрос. | ||||
22 | | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 1 | Комб. | Знать, что подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Уметь определять вид подчинительной связи; составлять словосочетания с заданным видом связи. | Фронт. опрос, выборочная проверка. | ||||
23 | | Синтаксический разбор словосочетаний | 1 | Комб. | Знать порядок устного и письменного синтаксического разбора словосочетаний. Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний | Разбор словосочетаний | ||||
|
| Простое предложение (7+1) | ||||||||
24 | | Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 | Комб. | Знать виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные. Уметь разграничивать односоставные и двусоставные предложения. | Фронтальный, индивидуальный опрос. | ||||
25 | | Порядок слов в предложении. | 1 | Комб. | В русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении. | Определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении. | ||||
26 | | Интонация, логическое ударение. | 1 | Комб. | Основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения. Уметь выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам. | Фронтальный опрос. Упражнения учебника | ||||
27,28 | | Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Простое предложение» | 2 | Повторение и обобщение изученного материала | Знать основные термины по разделу: предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные. Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные. Уметь выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении; составлять графическую интонационную схему предложения. | Задания, предложенные учителем - инд. | ||||
29 | | Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | 1 | К | Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации. | Диктант с грамматическим заданием. См. «ПР», | ||||
30 | | Работа над ошибками | 1 |
| Уметь обозначать графически условия выбора орфограмм. | | ||||
31 | | Описание памятника культуры | 1 | РР | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения). Уметь создавать тексты различных стилей и жанров, делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств | Сочинение | ||||
| Двусоставные предложения (20+5) Главные члены предложения (10+2) | |||||||||
32 | | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | | Знать способы выражения подлежащего. Уметь находить подлежащее и определять способы его выражения. | Взаимопроверка | ||||
33,34 | | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 2 | Комб. | Знать способы выражения сказуемого; Правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде. Определять способы выражения сказуемого; Уметь находить простое глагольное сказуемое. | Инд. проверка | ||||
35,36 | | Составное глагольное сказуемое. | 2 | Усвоение новых знаний | Знать основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции. Уметь находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи | Словарный диктант. Тестовая проверка. | ||||
37 | | Составное именное сказуемое Контрольный словарный диктант. | 1 | Комб. | Знать основные элементы составного именного сказуемого. Уметь находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части. | Контрольный словарный диктант. | ||||
38 | | Повторение видов сказуемых | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Знать виды сказуемых. Уметь определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации. Пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей; использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека. | Выполнение предложенных заданий и упражнений | ||||
39,40 | | Изложение с элементами сочинения – рассуждения | 2 | РР | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения). Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости. | Изложение с элементами сочинения | ||||
41,42 | | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | Комб. | Знать, что тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения; правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении Уметь употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире. | Объяснительный диктант | ||||
43 | | Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» | 1 | К | Уметь на письме соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы | Диктант с грамматическим заданием См. «ПР», стр.211 | ||||
| Второстепенные члены предложения (10+3) | |||||||||
44 | | Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении | 1 | Комб. | Знать виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство. Уметь находить в предложении второстепенные члены. | Словарно-орфографическая работа | ||||
45 | | Дополнение. | 1 | Комб. | Знать, что такое дополнение, основные способы его выражения; виды дополнений: прямые и косвенные; способы выражения прямого дополнения . Уметь распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения; разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого. | Фронт. опрос Инд. задания.. | ||||
46 | | Определение. | 1 | Комб. | Знать, что такое определение; виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное. Уметь разграничивать определение и именную часть составного сказуемого; распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения | Объяснительный диктант. Инд. задания. | ||||
47,48 | | Изложение по упр. 139 | 2 | РР | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения). Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости. | Изложение | ||||
49 | | Приложение. Знаки препинания при нем. | 1 | Комб. | Знать, что такое приложение; способы выражения приложения; правила постановки дефиса при приложении; правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом Уметь находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их; использовать приложения в речи; согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях. | Упр-я из учебника. Инд. задания. | ||||
50 | | Обстоятельство | 1 | Комб. | Знать, что такое обстоятельство, способы его выражения. Уметь находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы, использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи | Задания, предложенные учителем | ||||
51 | | Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. Тест. | 1 | Комб. | Знать обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, знаки препинания при нем. Уметь разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения. | Задания, предложенные учителем | ||||
52 | | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Знать порядок устного и письменного разбора. Уметь производить устный и письменный разбор | Инд. работа | ||||
53 | | Характеристика человека | 1 | РР | Знать: характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности. Уметь составлять характеристику человека | изложение | ||||
54 | | Повторение по теме «Двусоставные предложения» | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Знать основные термины по разделу: второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства. Уметь использовать второстепенные члены предложения в речи. | Тестовые задания по вариантам | ||||
55 | | Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение» | 1 | К | Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации. | Диктант с грамматическим заданием См. «ПР», стр.222 | ||||
56 | | Работа над ошибками | 1 | | Уметь обозначать графически условия выбора орфограмм. | | ||||
| Односоставные предложения (12+3) | |||||||||
57 | | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения | 1 | Усвоение новых знаний | Знать, что грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Уметь разграничивать односоставные и двусоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений. | Словарный диктант | ||||
58 | | Назывные предложения | 1 | Усвоение новых знаний | Знать, что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена, текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка). Уметь распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения. | Фронт. опрос. Тест. | ||||
59,60 | | Определённо-личные предложения | 2 | Усвоение новых знаний Закрепление | Знать, что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена; текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках). Уметь распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения; разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения; | Анализ текста. | ||||
61,62 | | Неопределённо-личные предложения. | 2 | Усвоение новых знаний Закрепление | Знать, что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена; текстообразующую роль неопределенно-личных предложений. Уметь распознавать неопределённо-личные предложения находить их главный член, определять способ его выражения; разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением | Фронт. опрос. Анализ текста | ||||
63 | | Инструкция | 1 | РР | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения). Уметь создавать тексты различных стилей и жанров | Текст-инструкция | ||||
64,65 | | Безличные предложения | 2 | Усвоение новых знаний Закрепление | Знать, что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена; функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию). Уметь разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека; находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения; использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации. | Словарный диктант. Инд. работа. | ||||
66 | | Рассуждение Составление текста - рассуждения | 1 | РР | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения). Совершенствовать и редактировать собственные тексты; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их. | Сочинение | ||||
67 | | Изложение с элементами сочинения | 1 | РР | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения). Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости | Изложение с элементами сочинения | ||||
68 | | Неполные предложения. | 1 | Усвоение новых знаний | Знать, что такое неполные предложения варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения. Уметь распознавать неполные предложения определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом | Анализ текста | ||||
69 | | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 | Комб. | Знать порядок устного и письменного разбора. Уметь производить устный и письменный разбор. | Инд.работа | ||||
70 | | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения». | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Знать группы односоставных предложений, односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные) односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующую роль. Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места | Задания, предложенные учителем | ||||
71 | | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | 1 | К | Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации. | Диктант с грамматическим заданием См. «ПР», стр.237 | ||||
| Простое осложненное предложение (32+7) | |||||||||
72 | | Понятие об осложнённом предложении. Контрольный словарный диктант. | 1 | Усвоение новых знаний | Знать, что такое осложнённое предложение способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения). Уметь определять способ осложнения предложения. | Фронт. опрос | ||||
| Однородные члены предложения (12+4) | |||||||||
73 | | Понятие об однородных членах | 1 | Комб. | Знать, что такое однородные члены предложения, способы выражения однородных членов (все члены предложения). Уметь распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией, составлять графические схемы однородных членов. | Объяснительный диктант | ||||
74 | | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | Комб. | Знать правило постановки знаков препинания, связанных только перечислительной интонацией. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией. | Проверочная работа | ||||
75,76 | | Изложение по тексту «Сравнительная характеристика Лели и Наташи» (упр.242) | 2 | РР | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения). Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости | Изложение | ||||
77 | | Однородные и неоднородные определения | 1 | Усвоение новых знаний | Знать, что такое однородные и неоднородные определения. Уметь разграничивать однородные и неоднородные определения. | Объяснительный диктант | ||||
78 | | Сочинение «Сравнительная характеристика двух одноклассников». (упр.264) | 1 | РР | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения). Уметь создавать тексты различных стилей и жанров | Сочинение | ||||
79,80 | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 2 | Усвоение новых знаний Закрепление | Знать основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных; правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные. Уметь правильно ставить знаки препинания | Объяснительный диктант | ||||
81,82 | | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 2 | Усвоение новых знаний Закрепление | Знать правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие). Уметь находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания; интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. | Анализ предложений. Тест , см «ПР», стр.249 | ||||
83 | | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 | Закрепление | Знать порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами. Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор предложения с однородными членами. | Задания, предложенные учителем | ||||
84 | | Отзыв в книгу посетителей выставки о картине В.Е.Попкова «Осенние дожди». (упр. 281) | 1 | РР | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); уметь создавать тексты различных стилей и жанров. | Отзыв | ||||
85 | | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | 1 | Закрепление | Знать порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами. Уметь производить устный и письменный пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | Анализ предложений | ||||
86,87 | | Повторение и обобщение по теме «Однородные члены предложения» Повторим орфографию. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 2 | Повторение и обобщение изученного материала | Знать основные термины по разделу: предложение, однородные члены предложения. Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения. Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения. Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов. Обобщающие слова, однородные члены предложения. Уметь интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. | Тест. Объяснительный диктант. См. «ПР», стр.253 | ||||
88 | | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | К | Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации | См. «ПР», стр.254 | ||||
| Обособленные члены предложения (18+3) | |||||||||
89 | | Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. | 1 | Усвоение новых знаний | Знать, что обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире; графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления. Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении; выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления. | Словарный диктант | ||||
90,91, 92, | | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | 3 | Усвоение новых знаний Закрепление Тест | Знать виды обособленных определений, правило обособления обособленных определений. Уметь правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений. | Орфограф. диктант. Анализ предложений Объяснительный диктант. Тест см.»ПР», стр.259 | ||||
93, 94 | | Рассуждение на дискуссионную тему | 2 | РР | Знать понятия ораторская речь, ее особенности. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. | Сочинение-рассуждение | ||||
95,96, 97 | | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 3 | Усвоение новых знаний Закрепление Повторение и обобщение изученного | Знать правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение). Уметь распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления; объяснять использование тире для выделения приложения. | Орфограф.диктант Тестовые задания см.»ПР»,стр.264, 266 Объяснительный диктант | ||||
98,99, 100 | | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 3 | Усвоение новых знаний Закрепление Повторение и обобщение изученного | Знать способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот); правило обособления обстоятельств. Уметь распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления. | Орфограф.диктант Задания см.»ПР», стр. 270 Творческая работа, стр.272 | ||||
101, 102, 103 | | Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при них. | 3 | Усвоение новых знаний Закрепление Повторение и обобщение изученного | Знать виды уточняющих членов предложения, правила их выделения Уметь находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль.. | Контрольный словарный диктант. Тестовые задания см.»ПР»,стр. 274 Проверочная работа, стр.276 | ||||
104 | | Сочинение «Изобретение наших дней» | 1 | РР | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения). Уметь создавать тексты различных стилей и жанров | Сочинение | ||||
105 | | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 | Изучение нового материала | Знать порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами. Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор предложения с обособленными членами. | Разбор предложений | ||||
106 | | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | 1 | Изучение нового материала | Знать порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами. Уметь производить устный и письменный пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | Задания см.»ПР»,стр. 279 | ||||
107, 108 | | Повторение по теме «Обособленные члены предложения». | 2 | Повторение и обобщение изученного | Знать об обособлении, обособленные определения, приложения, обстоятельства. Уметь использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. | Задания см.»ПР»,стр. 281 | ||||
109 | | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | К | Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации | См. «ПР», стр.282 | ||||
| Слова, грамматически не связанные с членами предложения (21+2) | |||||||||
| Обращения (4 ч) | |||||||||
110 | | Обращение. Назначение обращения. | 1 | Усвоение новых знаний | Знать, что такое обращение; способы выражения обращения. Уметь находить обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее. | Выполнение заданий, предложенных учителем | ||||
111 | | Распространенные обращения. | 1 | Комб. | Знать, что такое распространенное обращение уметь использовать распространенные обращения в речи. | Конструирование предложений с распр. обращениями | ||||
112 | | Выделительные знаки препинания при обращении | 1 | Комб. | Знать правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). Уметь распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях. | Фронт. опрос. Объяснительный диктант. | ||||
113 | | Употребление обращений | 1 | Закрепление | Знать правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация). Уметь определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями; определять текстообразующую роль обращений. Использовать обращения в речи. | Инд.работа. | ||||
| Вводные и вставные конструкции (5+1) | |||||||||
114 | | Вводные и вставные конструкции | 1 | Усвоение новых знаний | Знать, что такое вводные слова. Уметь интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения. | Словарный диктант | ||||
115, | | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | 1 | Усвоение новых знаний | Знать группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Уметь находить вводные слова и вставные конструкции в тексте. | См. «ПР», стр 287 | ||||
116, 117 | | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 2 | Усвоение новых знаний закрепление | Знать правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме. Уметь распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания. | Тестовое задание См. «ПР», стр 289 | ||||
118 | | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | Комб. | Знать, что такое вставные конструкции, их назначение; правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме. Уметь находить вставные конструкции в тексте | Сам. работа | ||||
119 | | Публичное выступление | 1 | РР | Знать изученное о публицистическом стиле, признаки стиля, жанры публицистического стиля. Уметь строить публичное выступление на общественно значимую тему. | Подготовка публичного выступления | ||||
| ||||||||||
120 | | Междометия в предложении | 1 | Усвоение новых знаний
| Знать, что такое междометие, его назначение; правила выделения междометий на письме уметь распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях.. | Объяснительный диктант | ||||
121 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | Комб. | Знать порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разборов предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Уметь производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | Сам.работа учащихся | ||||
122 | | Обобщающий урок по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | 1 | Повторение и обобщение изученного | Знать вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции; междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова; публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля; функции знаков препинания, сочетание знаков препинания. Уметь интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями; пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста. | См. «ПР», стр 295 | ||||
123 | | Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | 1 | К | Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации | См. «ПР», стр.296 | ||||
| Чужая речь (7 +1) | |||||||||
124 | | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | 1 | Повторение изученного | Знать, что такое чужая речь; способы передачи чужой речи (прямая/косвенная); структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть). Уметь интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью; разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части; распространять комментирующую часть предложений с чужой речью. | Объяснительный диктант | ||||
125 | | Прямая речь и косвенная речь | 2 | Усвоение новых знаний. Закрепление | Знать структуру предложений с косвенной речью; текстообразующую роль предложений с косвенной речью. Уметь разграничивать предложения с прямой и косвенной речью; обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль; | Инд. работа | ||||
126 | | Прямая речь | 1 | Комб. | Знать структуру предложений с прямой речью; правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь заменять прямую речь косвенной; конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания; | Словарный диктант См. «ПР», стр.300 | ||||
127 | | Диалог | 1 | Комб. | Знать, что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога. Уметь объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему. | Объяснительный диктант. | ||||
127 | | Рассказ | 1 | РР | Знать, что такое рассказ, его признаки. Уметь строить рассказ | Сочинение | ||||
128 | | Цитата | 1 | Комб. | Знать, что такое цитата способы введения цитаты в авторский текст; правила пунктуационного оформления цитат. Уметь распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании; вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью; определять текстообразующую роль цитаты; использовать цитаты в речи. | Орфограф.диктант | ||||
129 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь» | 1 | Комб. | Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью | См. «ПР», стр.307 | ||||
| Повторение и систематизация изученного в VIII классе (6+1) | |||||||||
130 | | Синтаксис и морфология | 1 | Повторение и обобщение | Знать о взаимосвязи синтаксиса и морфологии. Уметь производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи | Фронт. опрос Тестовые задания См. «ПР», стр.309 | ||||
131 | | Синтаксис и пунктуация | 1 | Повторение и обобщение | Знать о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации. Уметь, пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте; разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение) | Фронт. опрос Тестовые задания См. «ПР», стр.312 | ||||
132133 | | Изложение, упр.443 | 2 | РР | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения). Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости | Изложение | ||||
134 | | Синтаксис и культура речи | 1 | Повторение и обобщение | Знать взаимосвязи синтаксиса и культуры речи. Уметь правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов. | Фронт. опрос Тестовые задания См. «ПР», стр.315 | ||||
135136 | | Синтаксис и орфография | 2 | Повторение и обобщение | Знать о взаимосвязи синтаксиса и орфографии. Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания. | Фронт. опрос Тестовые задания См. «ПР», стр.316 | ||||
137 | | Итоговый контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | К | Уметь соблюдать в практике письма изученные правила орфографии и пунктуации | См. «ПР», стр.317 | ||||
138 | | Работа над ошибками | 1 | | Обозначать графически условия выбора орфограмм | | ||||
139140 | | Резервное время | | | | |
В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен
знать/понимать
основные нормы русского литературного языка;
словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;
грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные);
признаки распространённых и нераспространённых предложений, полных т неполных;
осложнённые предложения (предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями, с обособленными членами);
уметь
опознавать единицы синтаксиса;
проводить анализ словосочетаний предложений;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс 8 класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений,
речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложения и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным вопросам.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Учебно-методический комплекс
Программа (автор, название программы, источник) | Учебник (автор, название, издательство, год издания)… | Учебная методическая литература для учащихся | Учебно-методическая литература для учителя | Инструментарий для проверки знаний учащихся (автор, название, издательство, год издания) |
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2008. |
|
| Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).. Говорите, пожалуйста, правильно./ П.А.Клубков. _ СПб.: Норинт, 2001. |
|
Мультимедийные пособия
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов
Интернет-ресурсы
http://umnikprofi.ru (личный сайт учителя)
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru/
Словари: http://www.sv
http://slovari.yandex.ru/Фанфара/правописание/
http://dict.t-mm.ru/lopatin/g/goroh.html
Правила по русскому языку http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/title.htm
Правописание согласных http://www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_Conson.htm#b_sub6
Опорный орфографический компакт http://www.sever-press.ru ook/index.htm#cont
Орфоэпический диктант http://comjuor.crimea.edu/dict
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
16