СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по труду VIII вида 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по труду VIII вида 1 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 - 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2009 г.


Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;

  1. Методическое письмо «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.

  2. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.


Целью данной программы является:

- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

- уважение к людям труда;

- получение элементарных знаний по видам труда.


С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:

- формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.


Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).


Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.


В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития.

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2010-2011 учебном году».


Для реализации программного содержания используются следующие учебники и пособия:

- Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2006.

- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.

- Л.А. Кузнецова. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику РУЧНОЙ ТРУД в 1 классе. С.-Пб.: Просвещение. 2008.

- В.Г.Машинистов. Дидактический материал по трудовому обучению в 1 классе. Пособие для учащихся 1 класса. М.: Просвещение. 1999.

- Л.А. Неменская, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2008.


Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников данного класса. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ № 2 на 2014-2015 уч.год и рассчитана на 63 часа в год (2 часа в неделю).

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

значение производства товаров для жизни людей;

сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;

демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;

знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.





СОДЕРЖАНИЕ


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к проведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.


РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ


Упражнения в подготовке материала к лепке

Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т.п.).

Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке).

Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Пластическое свойство пластилина: холодный пластилин – твердый, теплый пластилин – вязкий и мягкий. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

П р и ё м ы р а б о т ы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).


РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Экскурсии в природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т.д.).

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.

Для слабых учащихся можно ограничиться наклеиванием цветков.

Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».

Технические сведения. Элементарные понятия о при­родных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабо­чего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требо­ваний.

Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.


РАБОТА С БУМАГОЙ


Практические работы

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по пря­мым линиям, изготовление книжечки.

Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги дли работы с разрезной азбу­кой и цифрами.

Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.

Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.

Изготовление по образцу стаканчика для семян.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Выре­зание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление ди­дактического материала по математике).

Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в ре­зании по кривым линиям).

Округление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).

Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом проч­ность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементар­ные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газет­ная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточ­ная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Приемы работы. Складывание с угла на угол и средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, округление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.



Умения

Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, через несколько занятий участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления. Ответы па вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т.д.). Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти. Представление о величине предметов.



РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ


Практические работы

Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.

Лепка по образцу букв и цифр на подложке.

Технические сведения. Применение глины при из­готовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пласти­ческого материала к работе: замачивание и замешивание гли­ны, определение ее готовности к работе, подогрев и разми­нание пластилина. Организация рабочего места и соблюде­ние санитарно-гигиенических требований при лепке.

Приемы работы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух полови­нок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытя­гивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плос­ких деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соеди­нение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.

Работа с природными материалами (несложные объем­ные изделия).


Практические работы

Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).

Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пласти­лина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, со­ломы, цветоножка из проволоки.

Изготовление по образцу бабочки из пластилина и кры­латок клена или мелких листьев.

Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).

Изготовление по образцу мышки из желудя или нерас­крывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволо­ки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и плас­тилина.

Технические сведения. Свойства природных мате­риалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.

Подготовка материала к работе. Сочетание цветов плас­тилина и природного материала. Ознакомление с натураль­ными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы. Рациональное использование плас­тилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.


РАБОТА С БУМАГОЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛЕЯ)


Практические работы

Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится группой по два че­ловека.

Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.

Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражне­ния в резании по размеченным кривым линиям.

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложен­ных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яб­лока, огурца, помидора).


Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.

Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка.

Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации.

Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги кле­ем с помощью кисти. Рациональное использование матери­ала (экономная разметка, использование остатков материа­ла для дальнейшей работы).

Симметричное вырезывание. Намазывание деталей ап­пликации клеем и наклеивание.


Умения

Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравне­ние образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом — по отдельным вопросам учителя. Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередую­щемуся с инструкцией, остальных изделий — с планирова­нием учеником ближайшей операции. Контроль с помощью учителя правильности расположения деталей, соблюдения пропорций, размеров. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостат­ков и достоинств с помощью учителя.

Пространственная ориентировка при выполнении объем­ных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и назы­вание с помощью учителя верха, правой, левой стороны листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.


РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ


Практические работы

Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.

Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (сетка). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.

Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.



РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)


Практические работы

Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грец­кого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.

Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).

Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).

Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, кры­латок клена и пластилина.

Оформление макетов изготовленными изделиями с со­зданием игровой ситуации.

Технические сведения. Свойства материалов, исполь­зуемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Органи­зация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инст­рументами.

Приемы работы. Соединение отдельных деталей с по­мощью пластилина.

Рациональное использование пластилина и материало­отходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.


РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ)


Практические работы

Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).

Составление по образцу орнамента в полосе из геомет­рических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чере­дующихся по форме и цвету.

Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Составление по образцу композиций: лодочка, пирамид­ка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, пра­вила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.

Приемы работы. Размещение на листе бумаги элемен­тов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.



РАБОТА С НИТКАМИ


Практические работы

Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматы­вание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.

Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узел­ков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.

Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к ша­почке.

Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разре­заются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблю­дение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

Приемы работы. Связывание ниток и завязывание бан­тиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кис­точки.


Умения

Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чуче­лом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в слож­ных изделиях операция указывается учителем).

Осуществление текущего самоконтроля с помощью учи­теля. Отчет по вопросам учителя о последовательности изго­товления несложного изделия. Краткая оценка своего изде­лия с указанием достоинств и недостатков. Пространствен­ная ориентировка: правильное расположение деталей с со­блюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сто­рон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и назы­вание положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирова­ние понятий большой маленький, широкий узкий, длин­ный — короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.


РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ)


Практические работы

Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на под­ставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты: «Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу», «Колобок», «Весна»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.).

Технические сведения. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательнос­ти. Использование материалоотходов при оформлении ма­кетов. Инструменты, организация рабочего места.

Приемы работы. Закрепление деталей на подставке. Ис­пользование цвета пластилина в макете. Рациональное исполь­зование случайных материалов (ветки, бумага, картон).



РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ)


Изготовление по образцу растительного орнамента в по­лосе.

Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.

Правила составления растительного орнамента.

Организация рабочего места. Правила безопасной рабо­ты с клеем и режущими инструментами.

Приемы работы. Размещение на листе бумаги элемен­тов аппликации, их наклеивание.





РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ)


Практические работы

Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам спосо­бом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (заклад­ка для книг).

Вышивание по готовым проколам геометрических фи­гур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.

Вышивание по рисунку, составленному учителем, с са­мостоятельным прокалыванием и последующим раскраши­ванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.

Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составлен­ному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Выши­вание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного проши­вания.

Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Соче­тание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Орга­низация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблю­дение санитарно-гигиенических требований при работе.

Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на од­ном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.



Умения

Ориентировка в задании, сравнение образца с натураль­ным объектом, чучелом, муляжом с частичной помощью учителя. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее. Уме­ние по вопросам дать отчет о последовательности изготов­ления изделий. Контроль правильности выполнения изделий с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка свое­го изделия. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними, операций, материалов, инструментов, приспособлений.



Межпредметные связи

Математика. Счет в пределах 10. Представление о тре­угольнике, квадрате, прямоугольнике, круге.

Изобразительное искусство. Основные и дополни­тельные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, гео­метрический и растительный орнамент.

Развитие устной речи на основе изучения пред­метов и явлений окружающей действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при от­ветах на вопросы.

Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года долж­ны усвоить основные приемы работы с различными матери­алами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планирова­нии ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, ле­вую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы.




Дополнительная литература:

- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс, 2004. – 240с.

- Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.

- Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.

- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.

- Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.

- В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.




Тематическое планирование по трудовому обучению в 1 классе

п/п

Тема урока

(этап проектной

или

исследовательской деятельности)

Количество часов

Тип урока

(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля.

Измерители.

Элементы дополнитель-ного содержания

Дата

1 четверть(17 часов)

I. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.

1.









Вводное занятие.

Человек и жизнь.

1

Урок введения новых знаний.

Беседа о труде и профессиях. Требования к поведению во время урока труда.

Знать наиболее распространенные профессии; технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами.

Текущий.

Беседа.

Диафильм

«О профессиях».


2.










Лепка «Лесенка».

1

Урок введения новых знаний.

Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности.

Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия.

Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы.

Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.

Диафильм «Глина».


3.






Лепка «Забор».

1


Урок разви-тия умений и навыков.

Овладение навыками работы с пластилином.

Текущий. Практическая работа.



Лепка «Домик».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий.

Практическая работа.



4.




Лепка «Ёлка».

1

Урок развития умений и навыков.

Овладение приемами работы стекой. Выполнение объемного изделия.

Уметь выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия; пооперационно выполнять за учителем работу по словесной инструкции с показом приемов изготовления.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

Распределение рабочего времени.


5.



Лепка «Самолет».

1

Урок введения новых знаний.

Тематический.



6.





Лепка по образцу «Бусы».

1

Урок введения новых знаний.

Лепка предметов шаровидной формы.

Тематический.

Практическая работа.



7.




Лепка по образцу «Ягоды».

1

Урок развития умений и навыков.

Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность.


Текущий. Практическая работа.



8.




Лепка по образцу «Мяч».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Практическая работа.



9.




Лепка по образцу «Кукла-неваляшка».

1

Урок развития умений и навыков.

Изготовление игрушки из двух шаров различной величины.

Текущий. Практическая работа.

Соотношение частей.


10.



Лепка по образцу овощей и фруктов.

1

Урок – закрепление.

Предметы круглой формы: яблоко, помидор, апельсин.

Текущий. Практическая работа.



11.

Лепка по образцу овощей и фруктов.

1

Урок – закрепление.

Предметы овальной формы: сливы, огурец, картофель.

Уметь составлять композицию на тарелке.

Текущий. Практическая работа.



II. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.


12-13.







Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

2

Урок – экскурсия.

Сбор листьев, цветов, семян-крылаток клена, шишек, сучков и др.

Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, хрупкость засушенных листьев.

Текущий. Беседа.

Сбор и сушка природного материала.


14-15.



Аппликация «Лист большой, лист маленький».

2

Урок введения новых знаний.

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев.

Уметь аккуратно наклеивать на плотную бумагу сухих хрупких листьев.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.



16.





Аппликация «Ваза с цветами».

1

Урок введения новых знаний.

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветов, вазы из бумаги.

Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку.

Составлять простые композиции из листьев и цветов.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.



17.

Аппликация «Отлет птиц».

1

Урок развития умений и навыков.

Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев.

Текущий. Практическая работа.

Соотношение частей.


2 четверть (14 часов)


III. РАБОТА С БУМАГОЙ.


1.



Изготовление записной книжечки.

1

Урок введения новых знаний.

Изделия из бумаги.


Уметь сгибать и разрывать бумагу по прямым линиям.

Текущий. Практическая работа.



2.




Наборная линейка по образцу.

1

Урок введения новых знаний.

Изделие для работы с разрезной азбукой и цифрами.

Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой.

Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

Распределение

рабочего

времени.


3.




«Летающая птица».

1

Урок развития умений и навыков.

Изготовление изделия по образцу.

Текущий. Практическая работа.



4.




«Шапочка-пилотка».

1

Урок развития умений и навыков.

Изготовление по образцу шапочки из газетной бумаги.

Текущий. Практическая работа.



5.




«Стаканчик для семян».

1

Урок развития умений и навыков.

Технология изготовления изделия из бумаги.

Текущий. Практическая работа.



6.




«Волшебные ножницы».

1

Урок введения новых знаний.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги.


Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

Ножницы и шаблон.


7.






Изготовление дидактического материала по математике.

1

Урок развития умений и навыков.

Уметь правильно держать ножницы (работа обеих рук); резать бумагу по прямым и кривым линиям.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.



IV. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.


8.




Лепка по образцу: морковка, перец, груша.

1

Урок введения новых знаний.

Изготовление изделий овальной формы.

Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оценивать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.



Текущий. Практическая работа.



9.




Лепка «Грибы».

1

Урок развития умений и навыков.

Лепка двумя способами: из целого куска глины и составление из двух половинок шара.

Текущий. Практическая работа.



10.




Лепка по образцу «Цифры и буквы».


1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.



11.



Лепка «Ёжик».

1

Урок введения новых знаний.

Использовать дополнительный природный материал: крылатки клена, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха.

Текущий. Практическая работа.



12.




Лепка «Цветок».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Практическая работа.

Основы композиции.


13.




Лепка «Бабочка».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Практическая работа.



14.





Изготовление по образцу «Рыбка».

1

Урок развития умений и навыков.

Изготовление поделки из еловой шишки, хвост и плавники из пластилина.





Уметь соединять плоские детали с объемными.Правильно располагать дета-ли, соблюдать про-порции и размеры.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.



3 четверть (17 часов)

1




Изготовление по образцу «Мышка».

1

Урок развития умений и навыков.

Поделка из шишки (хвост из мочалки или проволоки).

Уметь соединять плоские детали с объемными. Правильно располагать деталей, соблюдать

Текущий.

Практическая работа. Анализ работ.



2




Изготовление по образцу «Пирамидка».

1

Урок развития умений и навыков.

Ознакомление с натуральными объектами; сочетание цветов пластилина и природного материала.

Уметь скатывать и раскатывать, расплющивать куски пластилина.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.



3

Лепка «Утенок».

1

Урок развития умений и навыков.

Уметь соединять детали приемом

примазывания.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.



V. РАБОТА С БУМАГОЙ.

4

Ёлочные гирлянды (цепочка).

1

Урок развития умений и навыков.

Групповая работа. Изготовление поделки из полос цветной бумаги.

Уметь пользоваться ножницами и клеем.

Текущий. Практическая работа в группах.

Сочетания цветов, оттенки.


5

Гирлянда «Змейка».

1

Урок – закрепление.

Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.

Уметь пользоваться ножницами, клеем; сочетать цвета бумаги.

Текущий. Практическая работа в группах.



6

Аппликация «Флажки».

1

Урок развития умений и навыков.

Упражнение в резании по размеченным прямым и кривым линиям.

Уметь ориентироваться в задании. Сравнивать изделие с натураль-ным объектом.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.



7

Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам.

1

Урок развития умений и навыков.

Симметричное вырезывание овощей: огурца, помидора.

Знать правила безопасности с режущими инструментами и клеем.

Уметь симметрично вырезывать детали.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

Выявление

эстетического в простом

материале.


8

Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам.

1

Урок – закрепление.


9

Лепка по образцу рельефов букв и цифр.

1

Урок развития умений и навыков.

Рельефы букв и цифр на подкладной доске.

Знать вид лепки: на плоскости (рельеф).

Уметь рационально использовать пластилин. Располагать цифры и буквы на доске.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.



10

Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

1

Урок введения новых знаний.

Технология изготовления фигуры человека. Определение формы, размеров, последовательности изготовления по показу учителя.

Знать вид лепки круглая (скульптура).

Уметь лепить двумя способами: из целого куска и присоединение отдельных деталей.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

Понятие об экономном расходовании материалов.


11

Изготовление по образцу «Птичка».

1

Урок введения новых знаний.

Поделка из шишки ели, пластилина и веточек.


Знать свойства материалов, используемые для работы.

Текущий. Практическая

работа. Анализ работ.



12

Изготовление по образцу «Кораблик».

1

Урок развития умений и навыков.

Изготовление по образцу из скорлупы грецкого ореха, ракушек, сосновой коры.

Знать свойства материалов.

Уметь соединять детали с помощью пластилина.

Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.



13

Изготовление по образцу «Сова».

1

Урок развития умений и навыков.

Отработка навыков пользования инструментами, использование подручных материалов.


Текущий. Практическая

работа.

Анализ работ.



14

Изготовление по образцу «Поросенок».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Практическая

работа.



15

Изготовление по образцу «Пингвин».

1

Урок – закрепление

Текущий. Практическая работа.



VI. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ).

16

Аппликация «Снеговик».

1

Уро введения новых знаний.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур.

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации.


Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации.

Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их.


Текущий. Практическая работа.



17

Аппликация «Домик».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Практическая работа.



4 четверть (15 ч)


1

Аппликация «Орнамент в полосе».

1

Урок развития умений и навыков.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур.

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации.


Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации.

Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их.

Текущий. Практическая

работа.



2

Самостоятельное изготовление по образцам орнамента в квадрате.

1

Урок – закрепление.

Текущий. Практическая

работа.

Анализ работ.



3

Композиция «Лодочка, пирамидка, фрукты, овощи».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.



VII. РАБОТА С НИТКАМИ.


4

Знакомство со свойствами ниток.

1

Урок введения новых знаний.



Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку.

Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются.

Уметь завязывать узелки, бантики.

Текущий. Практическая работа.



5

Витье шнура из толстых цветных ниток.

1

Урок введения новых знаний.

Текущий. Практическая работа.



6

Изготовление кисточки.

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Практическая работа.

Отделка (изде-лия, деталей): аппликация, вышивка.


VIII. РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ).


7

Лепка на тему русской народной сказки «Репка».

1

Урок введения новых знаний.

Коллективная работа по образцу и представлению.

Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности Закреплять детали на подставке; рационально использовать подручный материал.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

Природные материалы. Их свойства: цвет, пластичность, упругость, прочность, плотность, влагонепрони-цаемость.


8

Лепка. На тему русской народной сказки «Колобок».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Практическая работа.


9

Лепка по образцу «Снегурочка в лесу».

1

Урок развития умений и навыков.

Отработка навыка лепки фигуры человека.

Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.


10

Лепка по образцу «За грибами».

1

Урок – закрепление

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в лепке.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.



IX. РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ).


11

Аппликация «Растительный орнамент в полосе».

1

Урок развития умений и навыков.

Составление геометрического и растительного орнамента.

Знать правила составления орнамента.

Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации, наклеивать их.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.



X. РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ).


12

Практическая работа с нитками и иголкой.

1

Урок введения новых знаний.

Упражнения по вдеванию нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки.

Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение.

Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам.

Текущий.

Практическая работа.



13

Вышивание по готовым проколам «Круг, квадрат, треугольник».

1

Урок введения новых знаний.

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.



14

Вышивание по готовым проколам «Овощи».

1

Урок развития умений и навыков.

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

Самостоятельное

прокалывание с последующим раскрашиванием.

У детей разные рисунки.

Уметь правильно держать инструменты, пользоваться наперстком. Вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте.

Текущий.

Практическая работа.



15

Вышивание по готовым проколам «Фрукты».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Практическая работа.