СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Природоведение» для 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год на изучение учебного предмета «Природоведение» отведено 2 часа в неделю 68 часов в год.

Срок реализации программы один учебный год (5 класс). Для детей с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Природоведение» для 5 класса»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Калманская средняя общеобразовательная школа им. Г.А.Ударцева с.Калманка Калманского района



ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет приказ от 30.08.2019 № 151

Протокол № 1 от 28.08.2019 Директор МБОУ Калманская СОШ

________Н.А. Анищенко











АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Природоведение»

для 5 класса

2019-2020 учебный год











Составитель:

Здерева Елена Григорьевна,

учитель биологии и химии,

высшая категория















Калманка

2019

1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для 5 класса составлена в соответствии с нормативно-правовых документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

  • Закона РФ от 18.07.1996 «Об образовании лиц с ОВЗ»

  • Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1599 2Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).

  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.06.2015 г. №26

  • Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью МБОУ Калманская СОш им.Г.А.Ударцева

• Авторской программы по учебному предмету «Природоведение» Т.М.Лифановой, Е.Н.Соломиной, входящей в Рабочие программы по учебным предметамФГОс образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5-9 класс.М.: Просвещение-2019 г.

Цель курса: подготовить учащихся к усвое­нию систематических биологических и географических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

  • сообщение элементарных знаний о живой и неживой приро­де;

  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой при­родой;

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной ра­боты;

  • воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у учащих­ся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и. главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.


Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год на изучение учебного предмета «Природоведение» отведено 2 часа в неделю 68 часов в год.

Срок реализации программы один учебный год (5 класс).


Используемый учебник:

«Природоведение.5класс»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2016 г.-176 с.




Природоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В то же время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах.

В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д.

Дети учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно- следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность учащихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.

Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу. Природоведение как учебный предмет включает следующие разделы: Земля - планета солнечной системы. Сезонные изменения в природе. Наша страна. Природа нашей Родины. Человек. Охрана здоровья. Экология. Охрана природы. Труд на пришкольном участке. Экскурсии и практические работы. Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.

        В процессе изучение темы «Сезонные изменения в природе» предлагается проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов.

        В  процессе изучения раздела программы «Наша страна» предполагается сформировать у обучающихся элементарные страноведческие понятия. Обучающиеся  знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.

        При изучении растительного и животного мира  в разделе «Живая природа» углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты, следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, особое внимание, уделяя вопросам охраны растительного и животного мира.
         Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.    
            Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).

         Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).




2. Планируемые результаты освоения курса природоведения 5 класс.

Личностные,предметные,метапредметные результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностные результатам освоения программы относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:

Минимальный уровень:

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях

иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире

относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса)

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые).

соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека.

соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнять несложные задания под контролем учителя;

адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.

Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение;

выделять существенные признаки групп объектов;

знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете

изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою

работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;

осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями

Метапредметные результаты

обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

что общего и в чем различие неживой и живой природы;

расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;

чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные

ископаемые);

основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и

человеком) и природными явлениями;

связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

выполнять рекомендуемые практические работы;


3.Содержание учебной программы по природоведению

Введение

Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

Вселенная

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.

Наш дом — Земля

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Воздух.

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Поверхность суши. Почва

Равнины, горы, холмы, овраги.

Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Гранит, известняки, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.

Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.

Вода

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.

Есть на Земле страна — Россия

Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.









Учебно-тематический план





Тема

Количество часов


Всего



Теоретических



Практические


Экскурсий

1

Введение

1

1


-

2

Вселенная

6

6


-

3

Наш дом - Земля

2

2


-

4

Воздух

9

8

1

-

5

Полезные ископаемые

14

13

1

-

6

Вода

14

12

2

-

7

Поверхность суши.Почва.

6

5

1


10

Есть на Земле – страна Россия

14

12

1

1


Повторение

2

2





68

61

6

1


































Коррекционно-развивающие задачи по природоведению

1. Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

2. Корректировать познавательную возможность и интересы.

3. Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.

4. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.

5. Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

· Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.

- Что общего и в чем различие неживой и живой природы.
· Расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы.

- Чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые).
· Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
· Основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь

- Что изучает природоведение;

- Основные свойства воды, воздуха и почвы;

- Основные формы поверхности Земли;

- Простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- Основные санитарно-гигиенические требования;

- Название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;

- Названия важнейших географических объектов;

- Правила поведения в природе.



· Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности; давать им обобщенные названия.

- Устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями.

· Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.

· Выполнять рекомендуемые практические работы.

· Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда.

· Соблюдать правила поведения в природе. (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их не губить растения;

- Демонстрировать простейшие опыты;

- Проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения;

- Называть разнообразных представителей животного и растительного мира;

- Ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;

- Соблюдать правила элементарной гигиены;

-Оказывать простейшую медицинскую помощь.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по природоведению

Оценка

Базовый уровень

Минимально необходимый уровень

«5»

Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет.

Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя

«4»

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя

«3»

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п.п.

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1.

Небесные тела: планеты, звёзды.

1



2.

Солнце. Солнечная система.

1



3.

Исследование космоса.

1



4.

Обобщающий урок по разделу: «Вселенная».

1



5.

Планета Земля.

1



6.

Воздух.

1



7.

Значение воздуха для жизни на Земле.

1



8.

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги.

1



9.

Поверхность суши. Горы.

1



10.

Почва.

1



11.

Полезные ископаемые.

1



12.

Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф.

1



13.

Свойства воды.

1



14.

Вода в природе.

1



15.

Воды суши: ручьи, реки.

1



16.

Воды суши: озёра, болота, пруды. Сезонные изменения.

1



17.

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

1



18.

Обобщающий урок по разделу: «Наш дом – Земля».

Проверочная работа за I четверть.

1



19.

Разнообразие растительного мира.

1



20.

Среда обитания растений.

1



21.

Части растения.

1



22.

Деревья, кустарники, травы.

1



23.

Лиственные деревья.

1



24.

Хвойные деревья.

1



25.

Дикорастущие и культурные кустарники.

1



26.

Травы.

1



27.

Декоративные растения.

1



28.

Лекарственные растения.

1



29.

Комнатные растения.

1



30.

Охрана растений.

1



31.

Обобщающий урок по разделу: «Растительный мир Земли».

1



32.

Разнообразие животного мира.

Проверочная работа за II четверть.


1



33.

Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов.

1



34.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

1



35.

Насекомые.

1



36.

Рыбы.

1



37.

Птицы.

1



38.

Звери.

1



39.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне.

1



40.

Уход за животными в живом уголке.

1



41.

Певчие птицы. Птицы живого уголка.

1



42.

Аквариумные рыбки.

1



43.

Собаки.

1



44.

Домашние кошки.

1



45.

Охрана животных. Заповедники и заказники.

1



46.

Обобщающий урок по разделу: «Животный мир Земли».

1



47.

Как устроен наш организм.

1



48.

Как работает наш организм.

1



49.

Здоровье человека.

1



50.

Осанка.

1



51.

Органы чувств.

1



52.

Здоровое питание.

Проверочная работа за III четверть.

1



53.

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

1



54.

Оказание первой медицинской помощи.

1



55.

Обобщающий урок по разделу: «Человек».

1



56.

Россия – Родина моя.

1



57.

Население и народы России.

1



58.

Москва – столица России.

1



59.

Санкт-Петербург.

1



60.

Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1



61.

Города России. Новосибирск, Владивосток.

1



62.

Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов.

1



63.

Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

1



64.

Растительный мир России.

1



65.

Животный мир России.

1



66.

Охрана природы. Заповедники и заказники.

1



67.

Наш город (село, деревня).

1



68.

Обобщающий урок по разделу: «Есть на земле страна Россия».

Проверочная работа за год.

1






4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1.Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2016 г.-176 с.

2.Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Т.М.Лифанова, О.А. Дубровина. – Москва, «Просвещение», 2019.

3. Методические рекомендации по природоведению.5-6 класс ./Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.М.: Просвещение,2017 г.