Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Калманская средняя общеобразовательная школа им. Г.А.Ударцева с.Калманка Калманского района
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогический совет приказ от 30.08.2019 № 151
Протокол № 1 от 28.08.2019 Директор МБОУ Калманская СОШ
________Н.А. Анищенко
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Природоведение»
для 5 класса
2019-2020 учебный год
| | Составитель: Здерева Елена Григорьевна, учитель биологии и химии, высшая категория |
Калманка
2019
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для 5 класса составлена в соответствии с нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Закона РФ от 18.07.1996 «Об образовании лиц с ОВЗ»
Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1599 2Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.06.2015 г. №26
Адаптированной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью МБОУ Калманская СОш им.Г.А.Ударцева
• Авторской программы по учебному предмету «Природоведение» Т.М.Лифановой, Е.Н.Соломиной, входящей в Рабочие программы по учебным предметамФГОс образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5-9 класс.М.: Просвещение-2019 г.
Цель курса: подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и. главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год на изучение учебного предмета «Природоведение» отведено 2 часа в неделю 68 часов в год.
Срок реализации программы один учебный год (5 класс).
Используемый учебник:
«Природоведение.5класс»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2016 г.-176 с.
Природоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В то же время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах.
В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д.
Дети учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно- следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность учащихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.
Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу. Природоведение как учебный предмет включает следующие разделы: Земля - планета солнечной системы. Сезонные изменения в природе. Наша страна. Природа нашей Родины. Человек. Охрана здоровья. Экология. Охрана природы. Труд на пришкольном участке. Экскурсии и практические работы. Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.
В процессе изучение темы «Сезонные изменения в природе» предлагается проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов.
В процессе изучения раздела программы «Наша страна» предполагается сформировать у обучающихся элементарные страноведческие понятия. Обучающиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
При изучении растительного и животного мира в разделе «Живая природа» углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты, следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, особое внимание, уделяя вопросам охраны растительного и животного мира.
Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).
2. Планируемые результаты освоения курса природоведения 5 класс.
Личностные,предметные,метапредметные результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностные результатам освоения программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях
иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире
относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса)
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые).
соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека.
соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнять несложные задания под контролем учителя;
адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение;
выделять существенные признаки групп объектов;
знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;
вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою
работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями
Метапредметные результаты
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
что общего и в чем различие неживой и живой природы;
расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;
чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные
ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;
устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и
человеком) и природными явлениями;
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
выполнять рекомендуемые практические работы;
3.Содержание учебной программы по природоведению
Введение
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Поверхность суши. Почва
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.
Есть на Земле страна — Россия
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Всего | Теоретических | Практические | Экскурсий |
1 | Введение | 1 | 1 | | - |
2 | Вселенная | 6 | 6 | | - |
3 | Наш дом - Земля | 2 | 2 | | - |
4 | Воздух | 9 | 8 | 1 | - |
5 | Полезные ископаемые | 14 | 13 | 1 | - |
6 | Вода | 14 | 12 | 2 | - |
7 | Поверхность суши.Почва. | 6 | 5 | 1 | |
10 | Есть на Земле – страна Россия | 14 | 12 | 1 | 1 |
| Повторение | 2 | 2 | | |
| | 68 | 61 | 6 | 1 |
Коррекционно-развивающие задачи по природоведению
1. Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
2. Корректировать познавательную возможность и интересы.
3. Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.
4. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.
5. Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь |
· Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства. - Что общего и в чем различие неживой и живой природы. · Расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы. - Чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые). · Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней. · Основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь - Что изучает природоведение; - Основные свойства воды, воздуха и почвы; - Основные формы поверхности Земли; - Простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); - Основные санитарно-гигиенические требования; - Название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию; - Названия важнейших географических объектов; - Правила поведения в природе. | · Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности; давать им обобщенные названия. - Устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями. · Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. · Выполнять рекомендуемые практические работы. · Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда. · Соблюдать правила поведения в природе. (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их не губить растения; - Демонстрировать простейшие опыты; - Проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения; - Называть разнообразных представителей животного и растительного мира; - Ухаживать за домашними животными и комнатными растениями; - Соблюдать правила элементарной гигиены; -Оказывать простейшую медицинскую помощь. |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по природоведению
Оценка | Базовый уровень | Минимально необходимый уровень |
«5» | Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет. | Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя |
«4» | Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя | Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя |
«3» | Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. | Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п.п. | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
1. | Небесные тела: планеты, звёзды. | 1 | | |
2. | Солнце. Солнечная система. | 1 | | |
3. | Исследование космоса. | 1 | | |
4. | Обобщающий урок по разделу: «Вселенная». | 1 | | |
5. | Планета Земля. | 1 | | |
6. | Воздух. | 1 | | |
7. | Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 | | |
8. | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. | 1 | | |
9. | Поверхность суши. Горы. | 1 | | |
10. | Почва. | 1 | | |
11. | Полезные ископаемые. | 1 | | |
12. | Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф. | 1 | | |
13. | Свойства воды. | 1 | | |
14. | Вода в природе. | 1 | | |
15. | Воды суши: ручьи, реки. | 1 | | |
16. | Воды суши: озёра, болота, пруды. Сезонные изменения. | 1 | | |
17. | Моря и океаны. Использование и охрана воды. | 1 | | |
18. | Обобщающий урок по разделу: «Наш дом – Земля». Проверочная работа за I четверть. | 1 | | |
19. | Разнообразие растительного мира. | 1 | | |
20. | Среда обитания растений. | 1 | | |
21. | Части растения. | 1 | | |
22. | Деревья, кустарники, травы. | 1 | | |
23. | Лиственные деревья. | 1 | | |
24. | Хвойные деревья. | 1 | | |
25. | Дикорастущие и культурные кустарники. | 1 | | |
26. | Травы. | 1 | | |
27. | Декоративные растения. | 1 | | |
28. | Лекарственные растения. | 1 | | |
29. | Комнатные растения. | 1 | | |
30. | Охрана растений. | 1 | | |
31. | Обобщающий урок по разделу: «Растительный мир Земли». | 1 | | |
32. | Разнообразие животного мира. Проверочная работа за II четверть. | 1 | | |
33. | Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов. | 1 | | |
34. | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. | 1 | | |
35. | Насекомые. | 1 | | |
36. | Рыбы. | 1 | | |
37. | Птицы. | 1 | | |
38. | Звери. | 1 | | |
39. | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне. | 1 | | |
40. | Уход за животными в живом уголке. | 1 | | |
41. | Певчие птицы. Птицы живого уголка. | 1 | | |
42. | Аквариумные рыбки. | 1 | | |
43. | Собаки. | 1 | | |
44. | Домашние кошки. | 1 | | |
45. | Охрана животных. Заповедники и заказники. | 1 | | |
46. | Обобщающий урок по разделу: «Животный мир Земли». | 1 | | |
47. | Как устроен наш организм. | 1 | | |
48. | Как работает наш организм. | 1 | | |
49. | Здоровье человека. | 1 | | |
50. | Осанка. | 1 | | |
51. | Органы чувств. | 1 | | |
52. | Здоровое питание. Проверочная работа за III четверть. | 1 | | |
53. | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. | 1 | | |
54. | Оказание первой медицинской помощи. | 1 | | |
55. | Обобщающий урок по разделу: «Человек». | 1 | | |
56. | Россия – Родина моя. | 1 | | |
57. | Население и народы России. | 1 | | |
58. | Москва – столица России. | 1 | | |
59. | Санкт-Петербург. | 1 | | |
60. | Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1 | | |
61. | Города России. Новосибирск, Владивосток. | 1 | | |
62. | Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов. | 1 | | |
63. | Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. | 1 | | |
64. | Растительный мир России. | 1 | | |
65. | Животный мир России. | 1 | | |
66. | Охрана природы. Заповедники и заказники. | 1 | | |
67. | Наш город (село, деревня). | 1 | | |
68. | Обобщающий урок по разделу: «Есть на земле страна Россия». Проверочная работа за год. | 1 | | |
4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2016 г.-176 с.
2.Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Т.М.Лифанова, О.А. Дубровина. – Москва, «Просвещение», 2019.
3. Методические рекомендации по природоведению.5-6 класс ./Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.М.: Просвещение,2017 г.