Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Отрадный»
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО МО учителей ЕГЦ Протокол № ___ от «___»______20____г. Руководитель МО ___________/Алёхина Л.И./ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР Баляева Е.А./____________ «____»______20____ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы-интерната г. о. Отрадный ________________/Е.А. Андреев «____»______20___г. |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Природоведение» в 5 - 6 классах
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Составитель:
учитель биологии
Т.Н. Беднова
2023 -2024 года
Пояснительная записка.
ГБОУ школа - интернат г.о. Отрадный обеспечивает право на получение доступного образования всем детям и подросткам, независимо от степени выраженности дефектов интеллектуального развития с 7 до 18 лет.
Адаптированная рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.02 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Письмо Минобразования РФ от 18.09.02г. «29/2331-6 «О применении базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации» (1 вариант для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости).
Устав ГБОУ школы - интернат г.о.Отрадный.
Учебный план Учреждения на 2022-20223учебный год
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школы – итерната г. о Отрадный
- Методических рекомендаций по изучению курса «Природоведения» в 5 – 6 классах
(Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина)
Рабочая программа создана к завершённым линиям учебников «Природоведение. 5-6 классы», которая реализует требования Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Она адаптирована для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом рекомендаций ПМПК. При составлении программы учитывались следующие особенности обучающихся: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность операций анализа, синтеза, сравнения. Содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания. Формирование связной устной и письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания отчетливо проявляются при чтении текстов задач. Восприятие содержания носит фрагментарный характер. Испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании.
Им трудно понять материал во время фронтального объяснения, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность, низкий темп усвоения материала.
Природоведение – новый учебный предмет- является обобщением знаний обучащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. Это подготовка к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах.
Природоведение- интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.
Цель: освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально- личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Задачи:
Сообщать элементарные знаний о живой и неживой природе;
Демонстрировать тесные взаимосвязи между живой и неживой природой;
Формировать географические представления о формах поверхности, водоёмах, населении, городах и др.;
Воспитывать патриотические чувств, бережное отношение к природе, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
Формировать умения применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений, оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни).
Содержание программы курса природоведения сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных компетентностного, личностно–ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
При подаче материала обучающимся применяется типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Особое внимание уделено познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно–познавательной деятельности предполагается работа с картами, различным раздаточным, дидактическим материалом; индивидуальные задания; экскурсии; практические работы.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Адаптированная рабочая программа по Природоведению в 5-6 классах рассчитана на два года изучения.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По уровню обучаемости, проявляющейся в овладении знаниями, умениями и навыками по природоведению, обучающиеся могут быть разделены на четыре типологические группы (В.В.Воронкова, Павлова П.П.).
Первую группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания. Они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Вторую группу характеризует замедленный темп продвижения в овладении знаниями, умениями и навыками. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.
Третья группа обучающихся отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.
Четвертая группа характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих усвоение основ письма, простейшего счета и чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.
Класс | Обучающиеся | Возможности обучения предмета природоведение |
I группа |
6 | Т.Д. | Наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении программного материала. Полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь учителя. |
5 | Д.А., Г.К. |
| |
II группа |
6 | Г.Д., З.А., | Обучающиеся достаточно успешно обучаются в классе, овладевают программным материалом, но испытывают трудности. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, им постоянно требуется организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Наблюдается низкая активность внимания, их объём несколько отличается от возрастной нормы, повышенная утомляемость влияет на снижение концентрации внимания в конце урока, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Речь бедна, объяснения своих действий недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. |
5 | И.А.,К.М., К.Д.,Н.Н. |
| |
III группа |
6 | К.К., В.С., Н.В., Б.Д., Г.Д., Г.С. | Обучающиеся с трудом усваивают программный материал. Они отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушением внимания. Нуждаются в разнообразных видах помощи. Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное, трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Полученные знания могут применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. |
5 | Ш.С.,Н.Я., М.С., А.И. |
| |
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Природоведение» обобщает знания о природе, полученные обучающимися в 1 – 4 классах, осуществляет переход от первоначальных представлений к систематическим знаниям по географии и естествознанию и служит основой для них.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
- учебник: «Природоведение» для учащихся 5 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2021 г.
Программа курса «Природоведение» состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
В 5 классе изучается Неживая природа: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия»
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, крупные города или другие объекты по усмотрению учителя в зависимости от региона). Изучение данного материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При проведении уроков используется глобус и физическая карта (принципы ее построения не раскрываются) для демонстрации территории России, крупных форм рельефа, морей и рек.
В 6 классе изучается Живая природа: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, выполняются совместно с учителем.
Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у обучащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы).
От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета:
Познавательные ценности - содержания курса позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Коммуникативные ценности - курс природоведения способствует формированию процесса общения, развитию грамотной речи. Приобретаемые навыки ориентиры на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Нравственные ценности - курс природоведения направлен на формирование ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Эстетические ценности - формируемые в курсе природоведения ценностные ориентиры, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Программа имеет коммуникативную направленность. В связи с этим выдвигаются задачи развития речи обучающихся, как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Обучение в данной школе - интернат г.о. Отрадный для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носит воспитывающий характер. При отборе программного учебного материала по природоведению учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут обучающимся стать полезными членами общества.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Природоведение» в 5 -6 классах входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). При планировании курса учитывается количество учебных недель -34 недели. Исходя из этого, общее количество часов по предмету составляет:
Количество часов |
Класс | В неделю | За год |
5 | 2 | 68 |
6 | 2 | 68 |
Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется учителем и может изменяться с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний и умений. Точное количество часов распределяется в соответствии с учебно-календарным планом.
С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов, практических работ.
4. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета.
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей страны, её населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьёй учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстниками в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой.
Формирование к готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений).
Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха).
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями нашей страны, достижениями науки (полёты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны – экологическое воспитание.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.)
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения, готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
5 класс.
Минимальный уровень:
узнавание и называние учебных объектов (формы поверхности, водоёмы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определённым группам (нефть- горючее полезное ископаемое);
называние сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
Соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
Соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- Выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- Адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
- Узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об узучаемых объектах по заданию учителя;
- Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- Отнесение изученных объектов к определённым группам с учётом различных оснований для классификации (золото- полезные ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
- Называние сходных по определённым признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
Выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
Участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно- гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
Осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Требования к познавательным БУД к курсу «Природоведение» 5 класс.
Обучающиеся должны знать, понимать, уметь:
что изучает природоведение;
предметы и объекты неживой природы;
название нашей планеты и её форму, значение Солнца для жизни на Земле;
свойства воды, воздуха и почвы;
названия полезных ископаемых, их свойства, использование человеком;
основные формы поверхности;
виды водоёмов;
название страны и её столицы, некоторых народов, её населяющих;
названия важнейших географических объектов;
наблюдать за сезонными изменениями в природе.
6 класс:
Минимальный уровень:
• узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
• представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
• отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
• называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (деревья, рыбы, птицы);
• соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
• соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
• выполнение несложных заданий под контролем учителя;
• адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
• узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
• представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
• отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
• называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
• выделение существенных признаков групп объектов;
• знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
• участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
• выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
• совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
• выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
• осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Базовые учебные действия:
Регулятивные:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные:
- умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами; - наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
5. Содержание программы учебного предмета.
5 класс.
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия» (Неживая природа).
Введение - 2 час
Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.
Вселенная - 6 час
Небесные тела: планеты звёзды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полёты в космос. Современные исследования. Смена дня и ночи. Смена времён года.
Сезонные изменения в природе.
Практические работы.
Зарисовки звёздного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.
Экскурсия (планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звёздным небом.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
Наш дом- Земля - 44 час.
Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера – 1 ч.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объём, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Движение воздуха. Тёплый воздух легче холодного, тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способ добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин, и другие металлы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Чёрные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства чёрных металлов: цвет, блеск, твёрдость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие чёрных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твёрдость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твёрдость, теплопроводность. Распознавание меди. Её применение.
Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование.
Охрана недр.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, Способность растворять некоторые твёрдые вещества (соль, сахар и др.). Учёт и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура плавления льда и кипения воды.
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадке, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Охрана воды.
Равнины, холмы, овраги. Горы.
Почвы- верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы.
Перегной- органическая часть почвы. Глина, песок и соли- минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаная и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и линистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы- плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Лабораторная работа. Давление и движение воздуха.
Практические работы:
Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
Зарисовка форм поверхности суши.
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
Заполнение схемы «Воды суши».
Изготовление макетов форм поверхности суши.
Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».
Экскурсии (1 час.).
Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы).
Межпредметные связи
Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.
Есть на Земле страна Россия- 13 час
Россия- Родина моя. Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны.: Чёрное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона.
Москва –столица России.
Санкт- Петербург.
Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток или другие города европейской и азиатской частей России (по усмотрению учителя).
Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.
Ваш город (посёлок, село, деревня). Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоёмы. Занятия населения. Достопримечательности.
Обобщение раздела «Неживая природа» (2 часа).
Практические работы:
Зарисовка государственного флага России.
Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.п.).
Изготовление альбома «Россия- наша Родина».
Нахождение России на политической карте.
Составление рассказа о своём городе, посёлке, селе, деревне.
Изготовление альбома «Наш город (посёлок, село, деревня)».
Экскурсии.
Экскурсия по городу или посёлку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности).
Межпредметные связи.
Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
6 класс
«Растительный мир», «Животный мир», «Человек» (Живая природа).
Введение (1ч)
Растительный мир Земли (17ч.)
Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
Практические работы:
Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений.
Изготовление гербариев отдельных растений.
Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Приготовление отвара лекарственных трав.
Экскурсии в парк, сквер.
Животный мир Земли(34ч.)
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Практические работы:
Зарисовки животных разных групп. Выделение главных частей (органов) тела. Наблюдения за животными в разное время года. Зарисовка животных в разные времена года. Игры на классификацию животных по месту обитания. Уход за домашним питомцем.
Экскурсии в зоопарк, зоологический музей.
Человек(13ч.)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
5 класс. Природоведение – 68 часов
№ п.п. | Раздел. Тема. | Кол-во часов по разделу, теме. | Воспитательный потенциал |
| Введение | 2 | |
1 | Что такое природоведение? | 1 | Воспитывать активное природоохранительное отношение к природе. |
2 | Предметы и явления неживой и живой природы | 1 | Формировать ответственное отношения к окружающей среде |
| Вселенная | 6 | |
3 | Небесные тела: планеты, звёзды. Экскурсия (планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звёздным небом. | 1 | Формировать у обучающихся представления о существующих в природе взаимосвязях. |
4 | Солнечная система. Солнце. | 1 | Формировать осознание ценности, целостности и многообразии окружающего мира, своего места в нём. |
5 | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. | 1 | Воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы. |
6 | Полёты в космос. Практическая работа: Зарисовка звёздного неба, формы Земли и Луны, космического корабля. | 1 | Воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы. |
7 | Смена дня и ночи | 1 | Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. |
8 | Смена времён года. Сезонные изменения в природе. | 1 | Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. |
| Наш дом-Земля | 44 | |
9 | Планета Земля. Оболочки Земли | 1 | Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек. |
| Воздух | 9 | |
10 | Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 | Формировать экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. |
11 | Свойства воздуха. | 1 | Формировать понятие взаимосвязи организма и среды. |
12 | Давление и движение воздуха. Лабораторная работа: Давление и движение воздуха | 1 | Формирование позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом. |
13 | Температура воздуха. Термометр. | 1 | Формировать понятие взаимосвязи организма и среды. |
14 | Движение воздуха в природе. Ветер. | 1 | Формировать понятие взаимосвязи организма и среды. |
15 | Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Практическая работа: Проведение опытов, демонстрирующих свойства воздуха. | 1 | Формировать понятие взаимосвязи организма и среды. |
16 | Состав воздуха. Углекислый газ и азот. | 1 | Формировать понятие взаимосвязи организма и среды. |
17 | Значение и охрана воздуха. | 1 | Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. |
18 | Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана. Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана воздуха». | 1 | Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе. |
| Полезные ископаемые | 14 | |
19 | Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи. | 1 | Формировать у обучающихся систему ценностных отношений к природе и роли человека в ней, способствовать формированию мировоззрения заботливого хозяина своего края. |
| Полезные ископаемые , используемые в качестве строительных материалов | | Формировать заботливое, бережное отношение к природе, её богатствам. |
20 | Гранит, известняк. | 1 | Воспитывать понимание непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию. |
21 | Песок, глина | 1 | Осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимание положительных и негативных последствий деятельности человека. |
| Горючие полезные ископаемые | | Формировать умение объяснять причины сокращения количества полезных ископаемых. Воспитывать основы гуманного отношения к природе, окружающему миру в целом. |
22 | Горючие полезные ископаемые. Торф. | 1 | Формировать у обучающихся систему ценностных отношений к природе и роли человека в ней, способствовать формированию мировоззрения. |
23 | Каменный уголь. Свойства. | 1 | Воспитывать понимание непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию. |
24 | Добыча и использование каменного угля. | 1 | Осознавать смысл приобретаемых знаний; понимание, где ещё могут пригодиться полученные знания. Оценивать вред, наносимый окружающей среде. |
25 | Нефть: внешний вид и свойства. | 1 | Воспитывать умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека. |
26 | Добыча и использование нефти | 1 | Воспитание ответственности за свое поведение, учение, труд. |
27 | Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. | 1 | Формировать способность адекватно оценивать ту или иную ситуацию, применять меры безопасности в экстремальных ситуациях; |
27 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов | | Осознавать смысл приобретаемых знаний; понимание, где ещё могут пригодиться полученные знания. |
28 | Чёрные металлы. Сталь. Чугун. | 1 | Воспитывать понимание непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию. |
29 | Цветные металлы. | 1 | Воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе. |
30 | Благородные (драгоценные) металлы. | 1 | Воспитывать способность увидеть прекрасное в природных объектах. |
31 | Охрана полезных ископаемых. Урок обобщения и контроля знаний. | 1 | Формировать у обучающихся систему ценностных отношений к природе и роли человека в ней, способствовать формированию природоохранительного мировоззрения. |
32 | Полезные ископаемые. Охрана полезных ископаемых. Практическая работа: Заполнение таблицы «Полезные ископаемые». | 1 | Воспитывать понимание непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию. |
| Вода | 14 | |
33 | Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 1 | Способствовать овладению методами: наблюдение и описание природных объектов и процессов. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности обучающихся). |
34 | Свойства воды. | 1 | Способствовать пониманию взаимосвязи организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. |
35 | Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. | 1 | Воспитание эмоционально-ценностного отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования; понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества. |
36 | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | 1 | Способствовать воспитанию бережливости и экономии. |
37 | Три состояния воды. Температура и её измерение. | 1 | Воспитывать понимание того, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмысление необходимость ответственного и бережного отношения к ней. |
38 | Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. | 1 | Воспитывать понимание необходимости рационального использования водных ресурсов. |
39 | Свойства воды. Лабораторная работа: Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды. | 1 | Формировать умение оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. |
40 | Работа воды в природе. | 1 | Формировать основы экологической культуры на примере значения и охраны водных ресурсов. |
41 | Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | Формировать умение приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды. |
42 | Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе. | 1 | Формировать умение приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды. |
43 | Воды суши: ручьи, реки | 1 | Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. |
44 | Озёра, болота, пруды. Практическая работа: Заполнение схемы «Воды суши». | 1 | Формировать основы экологической грамотности, усвоение правил нравственного поведения в мире природы и людей. Воспитывать уважение и любовь к своей малой Родине через познание и сохранение родной природы. |
45 | Моря и океаны. Использование и охрана воды. | 1 | Формировать основы экологической грамотности, усвоение правил нравственного поведения в мире природы и людей. |
46 | Охрана воды. Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана воды». | 1 | Формировать осознание необходимость природоведческих знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства. |
| Поверхность суши. Почва. | 6 | |
47 | Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. | 1 | Воспитывать способность увидеть прекрасное в природных объектах. |
48 | Горы. Практическая работа: Изготовление макетов форм поверхности суши. | 1 | Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. |
49 | Почва- верхний слой земли. Состава почвы. Практическая работа: Проведение опытов, демонстрирующих свойства почвы. | 1 | Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. |
50 | Разнообразие почв. Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы). | 1 | Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы. |
51 | Основное свойство почвы- плодородие. Обработка почвы. | 1 | Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. |
52 | Охрана почвы. Урок обобщения и контроля знаний. | 1 | Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. |
| Есть на Земле страна Россия | 13 | |
53 | Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Практическая работа: Зарисовка государственного флага России. | 1 | Формировать патриотическое, нравственное мышление обучающихся, воспитывать любовь к Родине, понимание великого прошлого и великого будущего нашей страны. |
54 | Моря и океаны, омывающие берега России | 1 | Формировать у обучающихся базовых национальных ценностей, более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. |
55 | Равнины и горы на территории нашей страны | 1 | Воспитывать понимание взаимосвязи и взаимодействия природы, населения и его хозяйственной деятельности; экологическое образование и воспитание обучающихся. |
56 | Реки и озёра России. | 1 | Воспитывать гармонию в отношениях с окружающим миром: с природой, с другими людьми и самим собой. |
57 | Москва- столица России. Практическая работа: Нахождение России на политической карте. | 1 | Воспитывать любовь к России, её уникальной природе, природным ресурсам, понимание рационального природопользования. |
58 | Санкт- Петербург | 1 | Воспитывать любовь к России, её уникальной природе, природным ресурсам, понимание рационального природопользования. |
59 | Ярославль, Владимир. Города Золотого кольца. | 1 | Формировать основы экологической культуры. |
60 | Нижний Новгород, Казань, Волгоград | 1 | Формировать осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям, формирование и развитие осознанного отношения к прошлому и настоящему многонационального народа России. |
61 | Новосибирск, Владивосток | 1 | Формировать представления о существующих в природе взаимосвязях и на их основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. |
62 | Население и народы России. Практическая работа: Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.д. ). | 1 | Воспитывать у учащихся толерантность, умение жить в мире, терпимо относиться к взглядам, обычаям, традициям других народов. |
63 | Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Практическая работа: Составление рассказа о своём городе, посёлке, селе, деревне. Практическая работа: Изготовление альбома «Наш город (посёлок, село, деревня)» | 1 | Воспитывать уважение и любовь к своей малой Родине через познание и сохранение родной природы, истории, культуры. Формировать важнейшие качества личности, как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде. |
64 | Экскурсии по городу или посёлку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности) | 1 | Воспитывать уважение и любовь к своей малой Родине через познание и сохранение родной природы, истории, культуры. Формировать важнейшие качества личности, как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде. |
65-66 | Обобщающий урок по разделу «Есть на земле страна Россия». Практическая работа: Изготовление альбома «Россия- наша Родина» | 2 | Воспитание чувства гордости за свою Родину, ее богатства и необыкновенную красоту России. |
67 | Неживая природа. Обобщающий урок. | 1 | Расширять общеобразовательный кругозор обучающихся. |
68 | Урок контроля знаний. | 1 | Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. |
| | | |
| | | |
6 класс – 68 часов.
| № п.п. | Раздел. Тема. | Кол-во часов по разделу, теме. | Воспитательный потенциал |
| | Введение. | 1 | |
| 1 | Живая природа. | 1 | Способствовать воспитанию любви к родной природе, чувства гражданской ответственности за охрану и рациональное использование, сохранность растительного мира. |
| | Растительный мир. | 17 | |
| 2 | Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений. | 1 | Способствовать воспитанию любви к родной природе, чувства гражданской ответственности за охрану и рациональное использование, сохранность растительного мира |
| 3 | Деревья, кустарники и травы. ПР Зарисовки деревьев, кустарников, трав. | 1 | Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при проведении практической работы. |
| 4 | Лиственные деревья. Дикорастущие и культурные. | 1 | Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности |
| 5 | Хвойные деревья. Ель, сосна. Лиственница. | 1 | Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. |
| 6 | Дикорастущие кустарники. | 1 | Обеспечивать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. |
| 7 | Культурные кустарники. | 1 | Формировать способность адекватно оценивать ту или иную жизненную ситуацию. |
| 8 | Травы (дикорастущие и культурные). ПР Сезонные наблюдения за растениями. | | Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. |
| 9 | Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. ПР Зарисовка растений в разные времена года. | 1 | Рассматривать биологические процессы в развитии: – приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение для всего живого; Формировать способность адекватно оценивать ту или иную жизненную ситуацию. |
| 10 | Лекарственные растения. Правила сбора. Использование. ПР «Заваривание лекарственных трав» | 1 | Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при проведении лабораторной работы. |
| 11 | Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. ПР Уход за комнатными растениями. | 1 | Обеспечивать высокую творческую активность при постановке опыта. |
| 12 | Растительный мир разных районов Земли. | 1 | Обеспечивать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся. |
| 13 | Растительный мир разных районов Земли. | 1 | Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе. |
| 14 | Растительный мир нашей страны. | 1 | Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой. |
| 15 | Растительный мир нашей страны. | 1 | Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы. Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. |
| 16 | Растения нашей местности: дикорастущие и культурные. ПР. Изготовление гербариев. | 1 | Формировать положительную мотивацию учебной деятельности, воспитать уважение и любовь к своей малой Родине через познание и сохранение родной природы, истории, культуры. |
| 17 | Урок обобщения и коррекции знаний, умений и навыков. | 1 | Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности |
| 18 | Красная книга России. Красная книга Самарской области. ПР Определение растений по месту произрастания. | 1 | Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного поведения, воспитывать ответственность за настоящее и будущее своей страны. |
| | Животный мир. | 33 | |
| 19 | Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. | 1 | Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения разнообразия животного мира. |
| 20 | Животные. Основные группы животных. | 1 | Расширять общеобразовательный кругозор обучающихся. |
| 21 | Насекомые. | 1 | Формировать положительную мотивацию учебной деятельности. |
| 22 | Бабочки, стрекозы, жуки. | 1 | Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. |
| 23 | Кузнечики, муравьи, пчёлы. | 1 | Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. |
| 24 | Рыбы. | 1 | Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы. |
| 25 | Морские и речные рыбы. | 1 | Способствовать овладению методов биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности обучающихся). |
| 26 | Земноводные: лягушки, жабы. | 1 | Воспитывать понимание роли жизни: – формировать умение определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов . |
| 27 | Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы. | 1 | Воспитывать понимание роли жизни: – формировать умение определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов |
| 28 | Птицы. | 1 | Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы |
| 29 | Ласточки, скворцы, снегири, орлы. Лебеди, журавли, чайки. | 1 | Формировать умение анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Воспитывать готовность к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. |
| 30 | Урок повторения и контроля знаний. | | Формировать умение анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Воспитывать готовность к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. |
| 31 | Птицы нашего края. Охрана птиц. ПР Изготовление кормушек. | 1 | Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы. Экологическое, патриотическое воспитание. |
| 32 | Млекопитающие. | 1 | Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы |
| 33 | Млекопитающие суши. | 1 | Способствовать овладению методов биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности обучающихся). |
| 34 | Млекопитающие морей и океанов. | 1 | Обеспечивать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся. |
| 35 | Домашние животные в городе и деревне. | 1 | Воспитывать понимание роли жизни: – формировать умение определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов |
| 36 | Сельскохозяйственные животные: лошади. | 1 | формировать заботливое, бережное отношение к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. |
| 37 | Сельскохозяйственные животные: коровы. | 1 | формировать заботливое, бережное отношение к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. |
| 38 | Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы. | 1 | Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. |
| 39 | Домашние птицы. | 1 | Формировать умение анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Воспитывать готовность к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. |
| 40 | Уход за животными в живом уголке или дома. ПР Составление правил ухода за домашними животными. | 1 | Воспитывать уважение к труду и результатам труда. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
| 41 | Аквариумные рыбки. | 1 | Способствовать овладению методов биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности обучающихся). |
| 42 | Попугаи, канарейки. | 1 | Воспитывать понимание взаимосвязей между живыми организмами, человеком и природой. |
| 43 | Морские свинки, хомяки, черепахи. | 1 | Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы. |
| 44 | Домашние кошки. | 1 | Воспитывать гуманное отношение к природе, окружающему миру в целом. |
| 45 | Собаки. | 1 | Воспитывать гуманное отношение к природе, окружающему миру в целом. |
| 46 | Животные холодных районов Земли. | 1 | Способствовать овладению методам биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности обучающихся). |
| 47 | Животные умеренного пояса. | 1 | Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы. |
| 48 | Животные жарких районов Земли. | 1 | Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. |
| 49 | Животный мир нашей страны. | 1 | Способствовать осознанию уязвимости, хрупкости природы, пониманию положительных и негативных последствий деятельности человека. |
| 50 | Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России. | 1 | Формировать осознание необходимости естественнонаучных знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства. |
| 51 | Урок обобщения и коррекции знаний, умений и навыков. | 1 | Способствовать овладению методам биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности обучающихся). |
| 52 | Животные нашей местности. Красная книга Самарской области. | 1 | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Экологическое, патриотическое воспитание. |
| | Человек. | 14 | |
| 53 | Как устроен наш организм. ПР. Важнейшие органы человеческого тела( таблицы, муляжи) | 1 | Формировать понятия о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья. |
| 54 | Как работает наш организм. | 1 | Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. |
| 55 | Здоровый образ жизни человека. ПР. Твой распорядок дня. | 1 | Формировать умение применять знания при соблюдении правил повседневной гигиены, культуры питания. Воспитывать культуру здорового и безопасного образа жизни. |
| 56 | Осанка. ПР. Какие упражнения направлены на поддержание правильной осанки | 1 | Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины. |
| 57 | Органы чувств. ПР Определение качеств и свойств предметов с помощью органов. | 1 | Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности. |
| 58 | Правила гигиены. ПР. Составление правил личной гигиены. | 1 | Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. |
| 59 | Здоровое питание. | 1 | Воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике. |
| 60-61 | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. | 2 | Осознавать смысл приобретаемых знаний; понимание, где ещё могут пригодиться полученные знания. |
| 62-63 | Оказание первой медицинской помощи. ПР. Измерение частоты пульса, температуры тела, давления | 1 | Создать условия для освоения приёмов оказания первой доврачебной помощи с целью сохранения здоровья и помощи людям. |
| 64 | Профилактика простудных заболеваний. | 1 | Осознавать единство и целостность организма человека, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. |
| 65 | Специализации врачей. | 1 | Формировать нравственные качества: трудолюбие, взаимопомощь, активное участие в совместной творческой деятельности, умение эффективно работать в коллективе. |
| 66 | Медицинские учреждения нашего города. Телефон экстренной помощи. | 1 | Знать и понимать влияние факторов риска на здоровье человека. Осваивать приёмы рациональной организации труда и отдыха. |
| 67 | Урок обобщения и контроля знаний. | 1 | Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. |
| 68 | Экскурсия в поликлинику города. | 1 | Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающего сообщества путем соблюдения гигиенических, профилактических и эпидемиологических правил. |
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности, их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
1. Слушание объяснений учителя.
2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
3. Самостоятельная работа с учебником.
4. Работа с популярной литературой.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
1. Наблюдение за демонстрациями учителя.
2. Просмотр учебных фильмов.
3. Объяснение наблюдаемых явлений.
4. Анализ проблемных ситуаций.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
1. Работа с раздаточным материалом.
2. Сбор и классификация коллекционного материала.
3. Постановка фронтальных опытов.
4. Выполнение лабораторных работ.
Формы организационной работы на уроке: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки обучающихся.
В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить только отдельные обучающиеся. Остальные обучающиеся могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений.
Контроль над знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в виде текущей и промежуточной аттестации. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам. Промежуточная аттестация обучающихся может осуществляться в форме устного опроса или с помощью тестовых карт, разрабатываемых учителем. Организуя устный опрос, учитель, в соответствии с уровнем учебных возможностей обучающегося, формулирует вопросы из пройденного материала в течение четверти, полугодия или учебного года таким образом, чтобы они были правильно поняты при прочтении или объявлении устно. Тестовые задания должны учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности и восприимчивости к усвоению знаний в процессе учебного процесса. При затруднениях обучающегося в чтении и понимании смысла прочитанного текста задания, учитель сам читает задание, а обучающийся выбирает правильный ответ и называет его.
Формы контроля знаний и умений учащихся.
В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:
Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.
Оценивание результатов освоения образовательной программы по предмету осуществляется по пятибалльной системе в соответствии с «Положением о системе оценивания обучающихся» Учреждения.
Контрольные работы 5-6 классах: | 2 |
| 1 |
| 1 |
Календарно-тематический план учебного предмета (Приложение 1)
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Литература основная:
Учебники:
«Природоведение» для учащихся 5 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2021 г.
«Природоведение» для учащихся 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2022 г.
Дополнительная:
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,2000. – С152-172.
Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.
Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.
Что такое? Кто такой? В 3-х т. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – Т.2.
Презентации к урокам по природоведению.
Цикл видеофильмов.
Таблицы, настенные карты.
http://tana.ucoz.ru- современные уроки природоведения.
Технические средства обучения: телевизор, ноутбук, проектор, экран.
Интернет-ресурсы и другие электронно-информационные источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих и развивающих компьютерных программ:
www.zanimatika.ru
http://metodisty.ru
www.viki.rdf.ru
http://eleklim.ucoz.ru
http://nsportal.ru
http://pedsovet.su/
http://school-collection.edu.ru
http://igraemsdetmy.ru
http://peressa2009.narod2.ru/
36