СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

Нажмите, чтобы узнать подробности

******************************************************************************

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»





КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ


«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 201__ г. №______




Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1 класс надомное обучение


на 2016/2017 учебный год






Составитель: Кандыба О.Н.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория








РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

МО учителей надомного обучения Методическим советом

Протокол от «___» _________ 201__ г. №____ Протокол от «___» ________ 201_ г. №___

Руководитель МО____________ Е. В. Четверкина Председатель МС__________ Л. Е. Лапутько


























Пояснительная записка.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для учащегося 1 класса надомного обучения Магарамова Артура представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программно-методических материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010 и на основании следующих документов :

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ(ред. от 13.07.2015);

  2. Закон ХМАО – Югры «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз (ред. от 11.03.2015);

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»:

  5. Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  8. Приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13.08.2015 № 1087;

  9. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 августа 2016 г. №10-Исх-7483 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2016-2017 учебном году»;

  10. Приказ от 19.08.2016 № 220 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года»;

  11. Приказ от 19.08.2016 № 217 «Об утверждении учебных планов на 2016-2017 учебный год»

  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  13. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 марта 2015 № 345 «Об утверждении плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  14. Приказ от 07 апреля 2015 г. «Об утверждении плана действий по обеспечению введения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  15. Приказ от 01.09.2016 № 275 «Об организации обучения на дому учащегося 1 класса Магарамова Артура».


Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащегося. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.


Цель, задачи


Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.


Основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти.


Наряду с вышеуказанными задачами на уроках «Окружающий природный мир» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • формирование и развитие реципрокной координации;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.



Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей.

Содержание обучения на уроках очень разнообразен, что определяется многооб­разием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком от­дельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные уп­ражнения и игры.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоцио­нальной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках окружающий природный мир необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреп­лялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.



Место учебного предмета в учебном плане


Образовательная область: окружающий мир

В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.


Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью

(интеллектуальными нару­шениями )

Ожидаемые личностные результаты:

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


Возможные предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

  • осознавать свою неразрывную связь с природой;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умеренной умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Уровни овладения предметными результатами

Знать

Уметь

  • Объекты неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, формах земной поверхности).

  • Временах года, характерные признаки времен года, погодных изменений, их влиянии на жизнь человека.

  • Животный и растительный мир, их значении в жизни человека.

  • Элементарные представления о течении времени.

  • Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.



  • Проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.

  • Учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).

  • Проявлять интерес к объектам живой природы.

  • Заботливо и бережно относиться к растениям и животным, уметь ухаживать за ними.

  • Соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

  • Различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

.



Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатами.


Достаточный уровень.

  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

  • Умение проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.

  • Умения распознавать и различать объекты неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

  • Умения распознавать и различать времена года, характерные признаки времен года, погодных изменений, их влиянии на жизнь человека.


  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

  • Умение проявлять интерес к объектам живой природы.

  • Умения распознавать и различать объекты животного и растительного мира (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

  • Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, осуществлять посильный ухода за ними.

  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.


3. Элементарные представления о течении времени:

  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

  • Умение распознавать течение времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Минимальный уровень.

  • Умение выполнять исследовательские действия с природным материалом: песок, вода, камни и др. доступным способом.

  • Умения совершать доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.

  • Умение проявлять интерес к природным объектам; исследовать природные объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и др.), узнавать природный объект.


Содержание учебного предмета

1 класс


Растительный мир.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, Лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года.

Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.


Животный мир.

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).


Объекты природы.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения

воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке.

Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.


Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток

по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами

года. Узнавание (различение) календаре (настенный, настольный и др.).

Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.


Тематическое планирование


Раздел и темы

учебного предмета, курса

Количество часов

Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении)

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

Раздел 1. Растительный мир

Представление о растениях, деревьях, фруктах. Представление об овощах, ягодах, грибах. Представление о травянистых растениях (цветах), представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в жизни. Представление о зерновых культурах, хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса. Различение растений природных зон жаркого пояса. Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов.


19 ч.


Формы занятий:

-индивидуальная

Виды уч. деятельности:

-слушание и объяснение учителя;

-работа с презентацией;

-работа с раздаточным

материалом, опорными схемами;

-рисование по шаблонам

-экскурсии.









- индивидуальный устный опрос;

- беседы.


Раздел 2. Животный мир

Представление о животном. Представление о домашних и диких животных. Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса и зонах жаркого. Представление о птице. Представление о домашних и перелетных птицах. Представление о рыбе. Представление о речных и морских рыбах. Изучение насекомых. Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).


20 ч.


Формы занятий:

-индивидуальная

Виды уч. деятельности:

-слушание и объяснение учителя;

-работа с презентацией;

-работа с раздаточным

материалом, опорными схемами;

-рисование по шаблонам

-экскурсии.


Раздел 3. Объекты природы

Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о значении объектов природы в жизни человека.

8 ч.


Формы занятий:

-индивидуальная

Виды уч. деятельности:

-слушание и объяснение учителя;

-работа с презентацией;

-работа с раздаточным

материалом, опорными схемами;

-рисование по шаблонам

-экскурсии.

Раздел 4. Временные представления

Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).

21 ч.


Формы занятий:

-индивидуальная

Виды уч. деятельности:

-слушание и объяснение учителя;

-работа с презентацией;

-работа с раздаточным

материалом, опорными схемами;

-рисование по шаблонам

-экскурсии.

Итого


68 ч.




















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.


Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». № 189 от 29.12.2010 года.


Технические средства обучения

  • Компьютер

  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся:

Наглядный учебный материал:

  • объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и др.;

  • наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки);

  • муляжи овощей, фруктов;

  • пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;

  • изображения сезонных изменений в природе;

  • аудио и видеоматериалы.


Дидактический материал:

  • Комплекты заданий на развитие психических процессов.

  • Комплект «Загадки – отгадки».

  • Комплект раскрасок.


Учебные пособия:

  • Программно методические материалы «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010. – 181 с.



Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта в данном классе не предусматриваются. Он осуществляется в виде мониторинга.

Этапы мониторинга:

1. Стартовая диагностика: проводится в начале учебного года, для выявления уровня актуального развития ребёнка, его потенциальные возможности.

2. Итоговая диагностика: проводится в конце учебного года, определяет характер динамики развития и позволяет составить дальнейший образовательный маршрут ребёнка.

п/п

Изучаемый раздел

Индикаторы

На начало года


На конец года

1

Сезонные изменения

Признаки осени



Признаки зимы



Признаки весны



Признаки лета



2

Живая природа

Различать животных, птиц. Домашних и диких животных



3

Неживая природа

Признаки дня



Признаки ночи



Иметь представления о неживой природе








Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций


1. Пассивное участие / соучастие:


- действие выполняется взрослым

(ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

-

2.Активное участие. Действие выполняется ребенком:


- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции

(изображения или вербально)

ди

- по подражанию или образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

Сформированность представлений


  1. Представления отсутствуют

-

  1. Не выявить наличие представлений

?

  1. Представления на уровне:


- использования по прямой подсказке

пп

- использования с косвенной подсказкой

(изображение)

п

- самостоятельного использования

+















Календарно тематическое планирование.


урока

Дата проведения

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы

и приемы

Формируемые

БУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Словарь

план

факт

1 четверть – 17 ч.




Временные представления.

1.

02.09


Человек и природа.

Дать первоначальное понятие «человек и природа».

Вводный урок

Создание увлекательных ситуаций, беседа, игровые приёмы.


Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению. Владение правилами поведения в учебной ситуации.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

Называть изученные объекты явления; различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе

Слушать и отвечать на вопросы с помощью учителя.




Природа.

2.

06.09


«Осень, в гости просим!»


Формирование первоначальных представлений времён года –осень.

Урок формирования новых знаний

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.

3.

09.09


Одежда и обувь человека осенью.

Замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Демисезонная.

4.

13.09


Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

Формирование представлений явления природы осенью. Собрать и оформить гербарий «Осенние листья».

Комбинированный

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Составления гербария.

Листопад.

5.

16.09


Занятия и труд людей осенью.

Дать представления о труде людей в зависимости от времени года.

Комбинированный

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Огород, сад, сбор урожая.




Растительный мир

6.

20.09


«Что нам осень принесла?». Экскурсия.

Уточнить и систематизировать знания учащегося об осени.

Экскурсия

Беседа, дид. игра.

Уважительное и бережное отношение к окружающему миру; заинтересовать в приобретении и расширение знаний; установка на здоровый образ жизни Расширение словаря умение отвечать на поставленный вопрос,

называть растения по их виду и признаку.





различать домашних и диких животных, рыб, насекомых, птиц, описывать их повадки, образ жизни; называть изученные объекты.



7.

23.09


Дары осени. Овощи.

Уточнить и расширить знания о овощах (узнавание – различение).

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Овощи.

8.

27.09


Значение овощей в жизни человека.

Расширить представления значения овощей в жизни человека, способы переработки.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Переработать, заготовить.

9.

30.09


Дары осени. Фрукты.

Уточнить и расширить знания о фруктах (узнавание – различение).

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Фрукты.

10.

04.10


Значение фруктов в жизни человека.

Расширить представления значения фруктов в жизни человека, способы переработки.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Переработать, заготовить, собрать.

11.

07.10


Что такое ягоды?

Уточнить и расширить знания о ягодах (узнавание – различение).

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Ягода.


12.

11.10


Грибы.

Уточнить и расширить знания о грибах, узнавание – различение съедобных и несъедобных грибов.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Грибы: съедобные и несъедобные.

13.

14.10


Значение грибов в жизни человека.

Расширить представления значения грибов в жизни человека, способы переработки.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Переработать, заготовить, собрать.

14.

18.10


Растения: деревья, кусты, травы.

Выявить уровень представлений о растениях; дать чёткие понятия частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка лист, цветок).

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Деревья, кусты, травы.

15.

21.10


Деревья: лиственные, хвойные, плодовые.

Дать представлениястроения дерева (ствол, корень, ветки, листья); узнавание (различение) лиственных, хвойных, плодовых деревьев.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Лиственные, хвойные, плодовые.


16.

25.10


Кустарники.

Дать понятие «кустарник», особенностей внешнего строения кустарника.

Урок новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Кустарник.

17.

28.10


Растения в природе и жизни человека.

Расширить представления значения растений в природе и в жизни человека.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.


2 четверть – 14 ч.




Животный мир.

18.

08.11


Птицы: домашние и дикие.

Дать представления о домашних и диких птицах.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Уважительное и бережное отношение к окружающему миру; заинтересовать в приобретении и расширение знаний; установка на здоровый образ жизни Расширение словаря умение отвечать на поставленный вопрос.

Различать домашних и диких животных, рыб, насекомых, птиц, описывать их повадки, образ жизни; называть изученные объекты.


Домашние и дикие птицы.

19.

11.11


Перелетные и зимующие птицы.

Расширить знания учащегося о зимующих и перелётных птицах.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Зимующие и перелётные птицы.

20.

15.11


Водоплавающие птицы.

Расширить представления о птицах, дать понятие водоплавающая птица.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Водоплавающая птица.

21.

18.11


Значение птиц в жизни человека.

Расширить представления значения птиц в жизни человека.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.





Временные представления

22.

22.11


"Здравствуй, зимушка-зима!".

Выявить и систематизировать представления о зиме.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению. Владение правилами поведения в учебной ситуации.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

Называть изученные объекты явления; различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе

Слушать и отвечать на вопросы с помощью учителя.


Декабрь, январь, февраль.

23.

25.11


Зимние явления природы (снег, метель, лед).

Дать представление о явлениях природы зимой.

Комбинированный

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Снег, метель, лёд, гололёд.

24.

29.11


Изменения, происходящее в жизни животных в зимний период.

Дать представления о жизни животных в зимний период.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.


25.

02.12


Что делают растения зимой? Елка.

Систематизировать представления о жизни растений зимой, хвойное дерево.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Хвойные деревья – ель.

26.

06.12


Одежда и обувь человека зимой.

Замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них.

Комбинированный

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Зимняя.

27.

09.12


Занятия и труд людей зимой.

Дать представления о труде людей в зависимости от времени года.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.


28.

13.12


Зимние забавы.

Уточнить и систематизировать знания о зимних забавах.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Лыжи, коньки, санки и т.д.




Животный мир.

29.

16.12


Домашние животные.

Уточнение представлений о домашних животных, формировать умение сравнивать.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Уважительное и бережное отношение к окружающему миру; заинтересовать в приобретении и расширение знаний.

Расширение словаря умение отвечать на поставленный вопрос.

Различать домашних и диких животных, рыб, насекомых, птиц, описывать их повадки, образ жизни; называть изученные объекты.


Домашние.

30.

20.12


Животные живущие в квартире: кошка, собака.

Расширить представления о домашних животных на примере кошки, собаки.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Кошка, собака.

31.

23.12


Домашние животные в жизни человека.

Расширить представления значения домашних животных в жизни человека.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.


3 четверть – 21 ч.

32.

10.01


Дикие животные.

Уточнение представлений о диких животных, формировать умение сравнивать.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.


Волчонок, лисёнок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок.

33.

13.01


Дикие животные в жизни человека.

Расширить представления значения диких животных в жизни человека.

Комбинированный

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.


34.

17.01


Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса.

Дать представления о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж.

35.

20.01


Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса.

Дать представления о животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Верблюд, лев, жираф, слон, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил.

36.

24.01


Животные.

Обобщить и систематизировать знания о животных.

Обобщающий

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.





Объекты природы.

37.

27.01


Солнце и луна. Значение для человека и животных.

Дать представление о значении солнца и луны в жизни человека и в природе.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Заинтересовать в приобретении и расширение знаний.

Расширение словаря. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Солнце, луна

38.

31.01


Воздух и вода. Значение для человека и животных.

Дать представление о значении воздуха и воды в жизни человека и в природе.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Воздух.

39.

03.02


Огонь. Значение для человека.

Дать представление о значении огня в жизни человека, правила обращения с огнём.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Огонь.

40.

07.02


Земная поверхность: горы, суша, водоёмы, леса.

Дать первоначальные представления о формах земной поверхности.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Горы, суша, водоёмы, лес.

41.

10.02


Полезные ископаемые. Добыча и значение в жизни человека.

Дать понятие «полезные ископаемые», добыча и значение их в жизни человека.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Уголь, гранит, известняк, песок, глина и др.

42.

14.02


Растения и животные леса.

Систематизировать понятия о растениях и животных леса, правила поведения в лесу.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.


43.

17.02


Луг. Луговые цветы.

Дать первоначальное понятие «луг», луговые цветы.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Луговые цветы.




Растительный мир.

44.

21.02


Травянистые растения.

Дать первоначальное представление «травянистые» растения.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Уважительное и бережное отношение к окружающему миру; заинтересовать в приобретении и расширение знаний; установка на здоровый образ жизни Расширение словаря умение отвечать на поставленный вопрос,

называть растения по их виду и признаку.


Петрушка, укроп, базилик, мята, одуванчик, подорожник, крапива.

45.

28.02


Комнатные растения. Уход.

Систематизировать знания о комнатных растениях, особенности ухода за комнатными растениями.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Герань, кактус, фиалка, фикус.

46.

03.03


Зерновые культуры. Хлеб.

Дать первоначальное представление «зерновых» культур.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы.

47.

04.03


Растения природных зон холодного пояса.

Дать представления о растениях, обитающих в природных зонах холодного пояса.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Мох, карликовая берёза.

48.

07.03


Растения природных зон жаркого пояса.

Дать представления о растениях, обитающих в природных зонах жаркого пояса.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук.




Временные представления.

49.

10.03


Части суток: утро, день, вечер, ночь.

Дать представления о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь)

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению. Владение правилами поведения в учебной ситуации.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя, правильно сидеть за партой.

Называть изученные объекты явления; различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе

Слушать и отвечать на вопросы с помощью учителя.


Утро, день, вечер, ночь

50.

14.03


Неделя. Представление о неделе.

Дать представления о неделе как о последовательности 7 дней.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

51.

17.03


Месяц. Соотнесения месяцев с временами года.

Дать представления о годе как о последовательности 12 месяцев.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.


52.

21.03


Явления природы: солнце, ветер.

Учить учащихся замечать и называть явления природы.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Солнце, ветер.

4 четверть – 16 ч.

53.

07.04


Оживает все кругом! (Весна).

Выявить и систематизировать представления о весне.

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.



54.

11.04


Растения весной.

Дать представления о жизни растений в весенний период.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Ромашка, фиалка, колокольчик, василёк, подснежник, ландыш.

55.

14.04


Одежда и обувь весной.

Замечать весеннее изменения в природе и рассказывать о них.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Демисезонная.

56.

18.04


Занятия и труд людей весной.

Дать представления о труде людей в зависимости от времени года.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.


57.

21.04


Времена года, и их характерные признаки.

Систематизировать знания о временах года, узнавание (различение) времён года (весна, лето, осень, зима).

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.





Животный мир.

58.

25.04


Животные весной.

Расширить представления о жизни животных весной.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Уважительное и бережное отношение к окружающему миру; заинтересовать в приобретении и расширение знаний; установка на здоровый образ жизни Расширение словаря умение отвечать на поставленный вопрос.

Различать домашних и диких животных, рыб, насекомых, птиц, описывать их повадки, образ жизни; называть изученные объекты.



59.

28.04


Речные и морские рыбы.

Дать понятие «рыба», строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Сом, окунь, щука

60.

02.05


Животные, живущие в квартире.

Расширить представления о животных, живущих вместе с человеком; уход за ними.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.

Кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки.

61.

05.05


Значение речных рыб в природе, жизни человека.

Дать представление о значении речных рыб в жизни человека и в природе.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.


62.

12.05


Насекомые.

Дать понятие «насекомые», узнавание (различение).

Урок формирования новых знаний

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан

63.

13.05


Значение насекомых в природе, жизни человека.

Формирование значения насекомых в жизни человека и в природе.

Комбинированный

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.





Повторение.

64.

16.05


Закрепление: "Животные".

Обобщить и систематизировать знания по данной теме.


Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


65.

19.05


Закрепление: "Птицы".

Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.


66.

23.05


Закрепление: "Растения".


Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.


67.

26.05


Закрепление: "Объекты природы".


Обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. материал, использование опорных схем.


68.

30.05


Скоро лето!

Викторина "Когда это бывает?".

Выявить и систематизировать представления о лете.

Обобщающий урок

Беседа.

Объяснение.

Демонстрация.

Упражнения.

Работа с тетрадью.


Итого за год 68 часов