СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» для учащихся 4 класса (Вариант 1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математика 4 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) ориентирована на «Математика. 4 класс в 2-х частях: учебнник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы» Т. В. Алышева, И. М. Яковлева, Москва «Просвещение», 2019 г.


Общая характеристика учебного предмета.

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и помощь в овладении доступными профессионально-трудовыми навыками.

Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:

  • формирование умственно доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.


Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Математика».


Класс

3

Год

Количество часов

5 часов

в неделю

170 часов


Содержание учебного предмета «Математика» в 4 классе


Нумерация

Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пределах 100.

Упорядочение чисел в пределах 100. Числа четные и нечетные.




Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения (мера) длины - миллиметр (1 мм). Соотношение: 1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм).

Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). Двойное обозначение времени.

Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени.


Арифметические действия

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью примера в строчку).

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений (с записью примера в столбик).

Способы проверки правильности выполнения вычислений при сложении и вычитании чисел. Проверка устных вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания обратным арифметическим действием.

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство умножения. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы проверки правильности выполнения вычислений при умножении и делении чисел (на основе использования таблиц умножения и деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и деления).

Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз

Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного компонента сложения.


Арифметические задачи

Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в ...», «меньше в ...»).

Простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью.

Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.


Геометрический материал

Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах).

Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Ломаные линии - замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника - замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника (квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные, смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге).

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

по итогам обучения в 4 классе


Планируемые личностные результаты


У обучающегося будут сформированы:

  • проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики и при выполнении домашнего задания;

  • умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, обосновать его (с помощью учителя);

  • элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении группой отдельных видов деятельности на уроке математики, умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;

- элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма;

- начальные навыки самостоятельной работы с учебником математики;

- начальные умения производить самооценку выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений, и при необходимости осуществлять необходимые исправления неверно выполненного задания;

- элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных жизненных задач;

- отдельные начальные представления о семейных ценностях, здоровом образе жизни, бережном отношении к природе, безопасном поведении в помещении и на улице.

Планируемые предметные результаты


Минимальный уровень

Достаточный уровень

Нумерация

- осуществление счета в пределах

100, присчитывая равными

числовыми группами по 2, 5;

присчитывая по 3, 4 (с помощью

учителя

- осуществление счета в пределах

100, присчитывая, отсчитывая

равными числовыми группами по 2,

3, 4, 5;

- умение упорядочивать числа в пределах 100

Единицы измерения и их соотношения

- знание единицы измерения (меры)

длины 1 мм, соотношения 1 см = 10

мм; выполнение измерений длины

предметов в сантиметрах и

миллиметрах (с помощью учителя);

- знание единицы измерения (меры)

длины 1 мм, соотношения 1 см = 10

мм; выполнение измерений длины

предметов в сантиметрах и

миллиметрах;

- умение определять время по часам

с точностью до 1 мин; называть

время одним способом

- умение определять время по часам

с точностью до 1 мин; называть

время тремя способами;

- выполнение сравнения чисел, полученных при измерении величин двумя мерами; упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой

Арифметические действия

- выполнение сложения и вычитания

двузначного числа с однозначным

числом с переходом через разряд (45

+ 6; 45 - 6) на основе приемов устных

вычислений;

- выполнение сложения и вычитания

двузначного числа с однозначным,

двузначным числом с переходом

через разряд (45 + 6; 45 - 6; 45 + 26;

45 - 26) на основе приемов устных

вычислений;

- выполнение сложения и вычитания

чисел в пределах 100 без перехода и с

переходом через разряд на основе

приемов письменных вычислений;

- знание таблицы умножения

однозначных чисел до 5;

- выполнение сложения и вычитания

чисел в пределах 100 без перехода и с

переходом через разряд на основе

приемов письменных вычислений;

- знание таблицы умножения всех

однозначных чисел и числа 10;

правила умножения чисел 1 и 0, на 1

и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

- понимание связи таблиц умножения

и деления, пользование таблицами

умножения на печатной основе для

нахождения произведения и

частного;

- понимание связи таблиц умножения

и деления, пользование таблицами

умножения на печатной основе для

нахождения произведения и

частного;

- знание и применение

переместительного свойства

умножения;

- знание и применение

переместительного свойства

умножения;

- понимание смысла математических

отношений «больше в ...», «меньше в

...»; умение осуществлять в

практическом плане увеличение и

уменьшение в несколько раз данной

предметной совокупности и

предметной совокупности,

сравниваемой с данной, с отражением

выполненных операций в

математической записи (составлении

числового выражения); выполнение

увеличения и уменьшения числа в

несколько раз;

- понимание смысла математических

отношений «больше в ...», «меньше в

...»; умение осуществлять в

практическом плане увеличение и

уменьшение в несколько раз данной

предметной совокупности и

предметной совокупности,

сравниваемой с данной, с отражением

выполненных операций в

математической записи (составлении

числового выражения); выполнение

увеличения и уменьшения числа в

несколько раз;

- знание порядка действий в

числовых выражениях (примерах) без

скобок в два арифметических

действия, содержащих умножение и

деление (с помощью учителя);

- знание порядка действий в

числовых выражениях (примерах) без

скобок в два арифметических

действия, содержащих умножение и

деление;

- использование в собственной речи

названий компонентов и результатов

умножения и деления (с помощью

учителя)

- использование в собственной речи

названий компонентов и результатов

умножения и деления

Арифметические задачи

- выполнение решения простых

арифметических задач на увеличение,

уменьшение числа в несколько раз

(с отношением «больше в ...»,

«меньше в ...») в практическом плане

на основе действий с предметными

совокупностями, иллюстрирования

содержания задачи;

- выполнение решения простых

арифметических задач на увеличение,

уменьшение числа в несколько раз

(с отношением «больше в ...»,

«меньше в ...») на основе

моделирования содержания задачи с

помощью предметно-практической

деятельности, иллюстрирования

содержания задачи;

- выполнение решения простых

арифметических задач на нахождение

цены, количества на основе знания

зависимости между ценой,

количеством, стоимостью;

составление задач на нахождение

цены, количества (с помощью

учителя);

- выполнение решения простых

арифметических задач на нахождение

цены, количества на основе знания

зависимости между ценой,

количеством, стоимостью;

составление задач на нахождение

цены, количества;

- выполнение решения составной

арифметической задачи в два

действия (сложение, вычитание,

умножение, деление) на основе

моделирования содержания задачи (с

помощью учителя).

- составление краткой записи,

выполнение решения составной

арифметической задачи в два

действия (сложение, вычитание,

умножение, деление) на основе

моделирования содержания задачи.

Геометрический материал

- умение выполнить измерение

длины отрезка в сантиметрах и

миллиметрах, с записью числа,

полученного при измерении двумя

мерами; умение построить отрезок

заданной длины (в миллиметрах, в

сантиметрах и миллиметрах) (с

помощью учителя);

- умение выполнить измерение

длины отрезка в сантиметрах и

миллиметрах, с записью числа,

полученного при измерении двумя

мерами; умение построить отрезок

заданной длины (в миллиметрах, в

сантиметрах и миллиметрах);

- различение замкнутых,

незамкнутых кривых, ломаных

линий; вычисление длины ломаной;

- различение замкнутых,

незамкнутых кривых, ломаных

линий; вычисление длины ломаной;

- построение прямоугольника

(квадрата) с помощью чертежного

треугольника на нелинованной

бумаге (с помощью учителя);

- знание названий сторон

прямоугольника (квадрата);

построение прямоугольника

(квадрата) с помощью чертежного

треугольника на нелинованной

бумаге;

- узнавание, называние,

моделирование взаимного положения

двух геометрических фигур;

нахождение точки пересечения без

построения.

- узнавание, называние, построение,

моделирование взаимного положения

двух геометрических фигур;

нахождение точки пересечения.


Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умения учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, так как они во многом определяют уровень ее сформированное™ и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

  2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

  3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации навыков начальных логических операций.

  4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированное.


Личностные учебные действия

Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в

современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.


Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться к окружающим, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Регулятивные учебные действия

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в общей деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


Познавательные учебные действия

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • читать; писать; выполнять арифметические действия;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).


Планируемые результаты освоения обучающимися

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

в предметной области «Математика»

на конец обучения в младших классах (4 класс)


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика) на конец обучения в младших классах (4 класс):


Минимальный уровень:

- знание числового ряда 1-100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

- знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

  • понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части);

  • знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;

- понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

- знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

  • выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

  • знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

  • различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;

  • пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;

- определение времени по часам (одним способом);

  • решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;

  • решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);

  • различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;

  • узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;

- знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);

- различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.


Достаточный уровень:

- знание числового ряда 1-100 в прямом и обратном порядке;

  • счет присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;

  • откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

  • знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;

- знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

- понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

- знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

- знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

  • выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

  • знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

  • различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);

  • знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;

  • определение времени по часам тремя способами с точностью до 1

мин;

- решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;

  • краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;

  • различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;

- узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;

знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;

вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.


Просмотр содержимого документа
«математика_тематическое планирование»

Тематическое планирование

п/п


Название темы

урока в

теме


Тема урока

Дата

проведения

План

Факт

1

Нумерация чисел

1 – 100

(повторение)

1

Ряд круглых десятков в пределах 100. Сравнение и упорядочение круглых десятков. Разряды и их место в записи числа. Состав двузначных чисел из десятков и единиц.



2

2

Моделирование чисел, полученных при измерении стоимости в пределах 100 р., с помощью монет достоинством 10 р., 5 р., 2 р., 1 р. на основе знания десятичного состава двузначных чисел.



3

3

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Числовой ряд в пределах 100. Место каждого числа в числовом ряду. Получение следующего и предыдущего чисел. Сравнение и упорядочение чисел в пределах 100.



4

4

Сложение и вычитание в пределах 100 на основе присчитывания, отсчитывания по 10, по 1; разрядного состава чисел, с использованием переместительного свойства сложения. Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2 арифметических действия (сложения, вычитания).



5

5

Решение простых, составных задач в 2 арифметических действия (сложение, вычитание). Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи.



6

6

Прямая, луч, отрезок. Многоугольники.



7

Числа, полученные при измерении величин

1

Величины (стоимость, длина, масса, ёмкость, время), единицы измерения величин (меры).



8

2

Числа, полученные при измерении величин.



9

Мера длины – миллиметр

1

Мера длины – миллиметр.



10

2

Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах).



11

Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи)

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд приёмами устных вычислений, с помощью записи примеров в строчку: сложение и вычитание круглых десятков.



12

2

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд приёмами устных вычислений, с помощью записи примеров в строчку: сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел.



13

3

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд приёмами устных вычислений, с помощью записи примеров в строчку: сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков.



14

4

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд приёмами устных вычислений, с помощью записи примеров в строчку: сложение и вычитание двузначных чисел.



15

5

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд приёмами устных вычислений, с помощью записи примеров в строчку: получение в сумме круглых десятков и числа100.



16

6

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд приёмами устных вычислений, с помощью записи примеров в строчку: вычитание однозначных, двузначных чисел и круглых десятков и числа 100.



17


7

Взаимосвязь сложения и вычитания. Проверка вычитания обратным действием – сложением.



18


8

Увеличение, уменьшение на несколько единиц в пределах 100, с записью выполненных операций в виде числового выражения (примера).



19


9

Отрезок. Прямые. Углы и их виды. Построения.



20

Контроль и учёт знаний

1

Контрольная работа «Сложение и вычитание без перехода через десяток в пределах 100».



21

Меры времени

1

Меры времени.



22

2

Определение времени по часам с точностью до 1 мин двумя способами.



23

Замкнутые, незамкнутые кривые линии

1

Замкнутые, незамкнутые кривые линии.



24

Окружность, дуга

1

Окружность, дуга.



25

Умножение чисел

1

Умножении как сложение одинаковых чисел (слагаемых). Замена сложения умножением; замена умножения сложением (в пределах 20).



26

2

Простые арифметические задачи на нахождение произведения; выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи.



27

3

Составные задачи в 2 арифметических действия (сложения, вычитания, умножения). Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи.



28

Таблица умножения числа 2

1

Таблица умножение числа 2. Выполнение табличных случаев умножения числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения на 2.



29

2

Умножение чисел, полученных при измерении величин одной мерой.



30

3

Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение).



31

Деление чисел

1

Моделирование действий деления (на равные части) в предметно – практической деятельности с отражением выполненных действий в математической записи (составление примера). Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4 равные части (в пределах 20).



32

2

Простые арифметические задачи на нахождение частного; выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями.



33

Деление на 2

1

Таблица деления на 2. Выполнение табличных случаев деления на 2 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 2.



34

2

Числа чётные и нечётные. Деление чисел, полученных при измерении величин одной мерой.



35

3

Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, деление).



36

4

Взаимосвязь умножения и деления. Взаимосвязь таблиц умножения числа 2 и деления на 2. Деление по содержанию (по 2).



37

5

Простые арифметические задачи на нахождение частного; выполнение решения задач на основе действий с предметными совокупностями.



38

6

Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, деление).



39

Контроль и учёт знаний

1

Контрольная работа «Умножение и деление чисел. Таблица умножения и таблица деления на 2».



40

Сложение с переходом через разряд (устные вычисления)

1

Сложение двузначного числа с однозначным числом с переходом через разряд приемами устных вычислений (запись примера в строчку).



41

2

Нахождение значения числового выражения (решение примера) с помощью моделирования действия с использованием счётного материала, с подробной записью решения путём разложения второго слагаемого на два числа.



42

3

Выполнение вычислений на основе переместительного свойства сложения. Присчитывания равными числовыми группами по 3, 4 в пределах 100.



43

4

Составные задачи в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Составление задач по предложенному сюжету, краткой записи.



44

5

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд приёмами устных вычислений (запись примера в строчку).



45

6

Нахождение числового выражения (решение примера) с подробной записью решения путём разложения второго слагаемого на два числа.



46

7

Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление).



47

Ломанная линия

1

Ломанная линия.



48

Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления)

1

Вычитание однозначного числа и двузначного числа с переходом через разряд приёмами устных вычислений (запись примера в строчку).



49

2

Нахождение числового выражения (решение примера) с помощью моделирования действия с использованием счётного материала, с подробной записью решения путём разложения второго слагаемого на два числа.



50

3

Отсчитывание равными числовыми группами по 3, 4 в пределах 100. Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 6 в пределах 100.



51

4

Измерение длины отрезков ломаной, сравнение их по длине.



52

5

Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд приёмами устных вычислений (запись примера в строчку).



53

6

Нахождение значения числового выражения (решение примера) с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа.



54

7

Построение ломанной линии из отрезков заданной длины.



55

Контроль и учёт знаний

1

Контрольная работа «Сложение и вычитание с переходом через разряд (устные вычисления)».



56

Замкнутые, незамкнутые ломаные линии

1

Замкнутые, незамкнутые ломаные линии.



57

Таблица умножения числа 3

1

Табличное умножение числа 3 в пределах 20. Табличные случаи умножения числа 3 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения).



58

2

Таблица умножения числа 3, её составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения.



59

3

Выполнение табличных случаев умножения числа 3 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 3. Переместительное свойство умножения.



60

Деление на 3

1

Деление предметных совокупностей на 3 равные части (в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составление примера).



61

2

Таблица деления на 3, её составление с использованием таблицы умножения числа 3, на основе знания взаимосвязи умножения и деления.



62

3

Выполнение табличных случаев деления на 3 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 3.



63

4

Деление по содержанию (по 3). Дифференциация деления на равные части и по содержанию.



64

Таблица умножения числа 4

1

Табличное умножение числа 4 в пределах 20. Табличные случаи умножения числа 4 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения).



65

2

Таблица умножения числа 4, её составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения.



66

3

Выполнение табличных случаев умножения числа 4 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 4.



67

4

Нахождение произведения на основе знания переместительного свойства умножения с использованием таблиц умножения.



68

Деление на 4

1

Деление предметных совокупностей на 4 равные части (в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составление примера).



69

2

Таблица деления на 4, её составление с использованием таблицы умножения числа 4, на основе знания взаимосвязи умножения и деления.



70

3

Выполнение табличных случаев деления на 4 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 4. Деление по содержанию (по 4).



71

Длина ломаной линии

1

Длина ломаной линии.



72

Таблица умножения числа 5

1

Табличное умножение числа 5 в пределах 20. Табличные случаи умножения числа 5 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения).



73

2

Таблица умножения числа 5, её составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения.



74

3

Выполнение табличных случаев умножения числа 5 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 5.



75

Деление на 5

1

Деление предметных совокупностей на 5 равных частей (в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составление примера).



76

2

Таблица деления на 5, её составление с использованием таблицы умножения числа 5, на основе взаимосвязи умножения и деления.



77

3

Выполнение табличных случаев деления на 5 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 5. Деление по содержанию (по 5).



78

Двойное обозначение времени

1

Двойное обозначение времени.



79

Контроль и учёт знаний

1

Контрольная работа «Умножение и деление чисел. Таблица умножения и таблица деления на 3, на 4, на 5».



80

Таблица умножения числа 6

1

Табличное умножение числа 6 в пределах 20. Табличные случаи умножения числа 6 в пределах 100 (на основе взаимосвязи сложения и умножения).



81

2

Таблица умножения числа 6, её составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения.



82

3

Выполнение табличных случаев умножения числа 6 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 6.



83

4

Цена, количество, стоимость. Краткая запись в виде таблицы простых арифметических задач на нахождение стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.



84

Деление на 6

1

Деление предметных совокупностей на 6 равных частей (в пределах 20, 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составление примера).



85

2

Таблица деления на 6, её составление с использованием таблицы умножения числа 6, на основе взаимосвязи умножения и деления.



86

3

Выполнение табличных случаев деления на 6 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 6. Деление по содержанию (по 6).



87

4

Простые арифметические задачи на нахождение цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; краткая запись задачи в виде таблице, её решение.



88

5

Нахождение длины замкнутой ломаной линии.



89

Прямоугольник

1

Прямоугольник.



90

Таблица умножения числа 7

1

Табличные случаи умножения числа 7 в пределах 100 (на основе переместительного свойства умножения, взаимосвязи сложения и умножения).



91

2

Таблица умножения числа 7, её составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения.



92

3

Выполнение табличных случаев умножения числа 7 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 7.



93

4

Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 7 в пределах 100.



94

5

Составление по краткой записи (в виде таблицы) и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью.



95

6

Построение прямоугольника с помощью чертёжного треугольника (на нелинованной бумаге) по заданным длинам его сторон.



96

Увеличение числа в несколько раз

1

Увеличение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно – практической деятельности («больше в …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составление числового выражения).



97

2

Увеличение в несколько раз предметной совокупности в процессе выполнения предметно – практической деятельности («увеличить в …»)



98

3

Увеличение числа в несколько раз.



99

4

Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа в несколько раз (отношением «больше в …») и способом её решения: краткая запись задачи; выполнение решения задачи в практическом плане на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; запись решения и ответа задачи.



100

Деление на 7

1

Таблица деления на 7, её составление с использованием таблицы умножения числа 7, на основе знания взаимосвязи умножения и деления.



101

2

Деление предметных совокупностей на 7 равных частей (в пределах 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составление примера).



102

3

Выполнение табличных случаев деления на 7 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 7. Деление по содержанию (по 7).



103

Уменьшение числа в несколько раз

1

Уменьшение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно – практической деятельности («меньше в …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составление числового выражения).



104

2

Уменьшение в несколько раз предметной совокупности в процессе выполнения предметно – практической деятельности («уменьшить в …»)



105

3

Уменьшение числа в несколько раз.



106

4

Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа в несколько раз (отношением «меньше в …») и способом её решения: краткая запись задачи; выполнение решения задачи в практическом плане на основе моделирования предметной ситуации; запись решения и ответа задачи.



107

Контроль и учёт знаний

1

Контрольная работа «Умножение и деление чисел. Таблица умножения и таблица деления на 6 и на 7. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз».



108

Квадрат

1

Квадрат.



109

Таблица умножения числа 8

1

Табличные случаи умножения числа 8 в пределах 100 (на основе переместительного свойства умножения, взаимосвязи сложения и умножения).



110

2

Таблица умножения числа 8, её составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения.



111

3

Выполнение табличных случаев умножения числа 8 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 8.



112

4

Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 8 в пределах 100.



113

Деление на 8

1

Таблица деления на 8, её составление с использованием таблицы умножения числа 8, на основе знания взаимосвязи умножения и деления.



114

2

Деление предметных совокупностей на 8 равных частей (в пределах 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составление примера).



115

3

Выполнение табличных случаев деления на 8 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 8. Деление по содержанию (по 8).



116

4

Составление и решение простых и составных арифметических задач, содержащих отношения «меньше в …», «больше в …», по краткой записи, по предложенному сюжету.



117

Меры времени

1

Меры времени.



118

Таблица умножения числа 9

1

Табличные случаи умножения числа 9 в пределах 100 (на основе переместительного свойства умножения, взаимосвязи сложения и умножения).



119


2

Таблица умножения числа 9, её составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения.



120


3

Выполнение табличных случаев умножения числа 9 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 9.



121


4

Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 9 в пределах 100.



122

Деление на 9

1

Таблица деления на 9, её составление с использованием таблицы умножения числа 9, на основе знания взаимосвязи умножения и деления.



123

2

Деление предметных совокупностей на 9 равных частей (в пределах 100) с отражением выполненных действий в математической записи (составление примера).



124

3

Выполнение табличных случаев деления на 9 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 9. Деление по содержанию (по 9).



125

4

Простые арифметические задачи на нахождение количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; краткая запись задачи в виде таблицы, её решение.



126

Пересечение фигур

1

Пересечение фигур.



127

Умножение 1 и на 1

1

Умножение 1 и на 1.



128

Деление на 1

1

Деление на 1.



129

Контроль и учёт знаний

1

Контрольная работа «Умножение и деление чисел. Таблица умножения и таблица деления на 8 и на 9. Умножение и деление на 1».



130

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления)

1

Сложение и вычитание без перехода через разряд. Запись примера в столбик. Алгоритм письменного выполнения сложения, вычитания чисел в пределах 100.



131

2

Сложение и вычитание без перехода через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): сложение двузначных чисел.



132

3

Сложение и вычитание без перехода через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): вычитание двузначных чисел.



133

4

Сложение и вычитание без перехода через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): сложение, вычитание двузначных чисел и круглых десятков.



134

5

Письменное выполнение сложения как способ проверки устных вычислений.



135

6

Сложение с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): сложение двузначных чисел.



136

7

Сложение с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): сложение двузначных чисел.



137

8

Сложение с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): сложение двузначных чисел, получение 0 в разряде единиц.



138

9

Сложение с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): сложение двузначных чисел, получение 0 в разряде единиц.



139

10

Сложение с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): сложение двузначных чисел, получение в сумме числа 100.



140

11

Сложение с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): сложение двузначных чисел, получение в сумме числа 100.



141

12

Сложение с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): сложение двузначного и однозначного чисел.



142

13

Проверка правильности выполнения письменного сложения перестановкой слагаемых.



143

14

Вычитание с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): вычитание двузначного числа из круглых десятков.



144

15

Вычитание с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): вычитание двузначного числа из круглых десятков.



145

16

Вычитание с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): вычитание двузначных чисел.



146

17

Вычитание с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): вычитание двузначных чисел.



147

18

Вычитание с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): вычитание двузначных чисел, получение в разности однозначного числа.



148

19

Вычитание с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): вычитание двузначных чисел, получение в разности однозначного числа.



149

20

Вычитание с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): вычитание однозначного числа из двузначного числа.



150

21

Вычитание с переходом через разряд. Выполнение приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик): вычитание однозначного числа из двузначного числа.



151

22

Проверка правильности выполнения письменного вычитания обратным действием – сложением.



152

Контроль и учёт знаний

1

Контрольная работа «Сложение и вычитание с переходом через разряд (письменные вычисления)».



153

Умножение 0 и на 0

1

Умножение 0 и на 0.



154

Деление 0 на число

1

Деление 0 на число.



155

Взаимное положение геометрических фигур

1

Взаимное положение геометрических фигур.



156

Умножение 10 и на 10

1

Умножение 10 и на 10.



157

Деление на 10

1

Деление на 10.



158

Нахождение неизвестного слагаемого

1

Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой «х».



159

2

Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного слагаемого.



160

3

Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой.



161

Повторение

1

Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи)



162

2

Таблица умножения и таблица деления.



163

3

Сложение с переходом через разряд (устные вычисления).



164

4

Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления).



165

5

Увеличение числа в несколько раз. Уменьшение числа в несколько раз.



166

6

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) без перехода через разряд и с переходом через разряд.



167

7

Умножение 1 и на 1. Деление на 1. Умножение 0 и на 0. Деление 0 на число. Умножение 10 и на 10. Деление на 10.



168

8

Нахождение неизвестного слагаемого



169

Контроль и учёт знаний

1

Контрольная работа за курс 4 класса.



170



Итоговый урок математики за курс 4 класса.