Муниципальное общеобразовательное учреждение
«1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО начальных классов Протокол №___ от «___» августа 20__г. Руководитель МО /______ /Г.И.Баздырева/ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________ /Л.В.Черникова/ Протокол №________ «_____» августа 20__г | « Утверждаю» Директор школы _______ /Т.В.Проскурина/ Приказ № ___ от «___» августа 20__ г. |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Чтение»
4 «Б» класс
Уровень обучения: начальное общее (базовый)
Количество часов: за год 136 часов, в неделю 4 часа
Учитель: Сергеева Анастасия Александровна (учитель начальных классов)
Сроки реализации программы: 2022- 2023 учебный год
село 1-Засеймье
2022 год
Чтение.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение» в 4 «Б» классе образовательной области «Язык и речевая практика» составлена на основе нормативно-правовых инструктивно-методических документов:
1) Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
3) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5)Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций, реализующих АООП, 1-4 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой - М.: Просвещение и Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций, реализующих АООП,. 0-4 кл. / Под ред. И.М. Бгажноковой. - СПб: Просвещение.
Программа ориентирована на использование учебника «Чтение» 4 класс, в 2-х частях, Ильина С.Ю., А.А. Богданова (Просвещение, 2020). Данный учебно-методический комплекс предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области "Язык и речевая практика".
6)Устава МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»
7) Учебного плана начального общего образования МОУ « 1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»» для обучающихся с ОВЗ (ИН,в-1)на 2020 – 2021 учебный год.
Чтение является важным учебным предметом в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Его направленность на социализацию личности, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .
Программа составлена с учетом уровня обученности учащихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.
Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа (звуковой аналитико-синтетический), а также словесный, наглядный, практический.
Цель обучения:
- формирование навыков плавного послогового чтения;
Задачами уроков чтения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе являются:
воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;
формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
В программе определён обязательный базовый уровень планируемых результатов освоения курса.
Адаптированная рабочая программа по курсу «Чтение » составлена из расчета 4 часа в неделю,136 часов в год
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение»
Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, наследие русской литературы;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и литературе других народов;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках чтения;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, в т.ч. в ходе обсуждения произведений художественной литературы;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках чтения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках чтения;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами художественной литературы;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами художественной литературы;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям средствами художественной литературы.
Предметные результаты.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Язык и речевая практика» и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, включают умения:
- осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
- соблюдать при чтении паузы между предложениями;
- ставить логическое ударение и необходимую интонацию;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- выделять главную мысль произведения;
- участвовать в беседе;
- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
- выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков;
- самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;
- рассказывать по аналогии с прочитанным;
- заучивать наизусть стихотворения, басни;
- выборочно пересказывать по рисункам;
- делить рассказ на части по плану.
Минимальный уровень:
• читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи
• отвечать на вопросы по прочитанному;
• читать про себя, выполняя задания учителя;
• выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
• читать диалоги по ролям;
• пересказывать прочитанное по частям;
• выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;
Достаточный уровень:
• осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
• пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
• участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
• выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса
II. Содержание учебного предмета «Чтение»
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора,
воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.
Рождественские рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.
Темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время – потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение обучающимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного обучающимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.
Формы организации учебных занятий: урок «открытия нового знания», урок рефлексии, урок методологической направленности, урок развивающего контроля, комбинированный урок, театрализованный урок, урок – ролевая игра.
3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы |
Раздел 1. Школьная жизнь-12 ч |
| «Снова в школу» (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома») | 1 |
| Жил-был Учитель. Э. Мошковская | 1 |
| Чему учат в школе (в сокращении) М. Пляцковский | 1 |
| Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали») | 1 |
| Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница») | 1 |
| Шум и Шумок. По Е. Ильиной | 1 |
| Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов | 1 |
| Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити») | 1 |
| Читалочка. В. Берестов | 1 |
| Зарубите на носу. По М. Бартеневу | 1 |
| Загадки | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь» | 1 |
Раздел 2. Время листьям опадать-17ч |
| Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова | 1 |
| Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой | 1 |
| Подарки осени. Е. Благинина | 1 |
| Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу») | 1 |
| Лес осенью. А. Твардовский | 1 |
| В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка») | 1 |
| Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога») | 1 |
| Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму | 1 |
| Осень. К. Бальмонт | 1 |
| Три сойки. По Ю. Ковалю | 1 |
| Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька») | 1 |
| Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев | 1 |
| Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!») | 1 |
| Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому | 1 |
| Время листьям опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад») | 1 |
| Загадки | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …» | 1 |
Раздел 3: «Делу – время, потехе – час»-7ч |
| Пекла кошка пирожки… (русская потешка) | 1 |
| Сенокос (чешская потешка) | 1 |
| Карусели. По Л. Пантелееву | 1 |
| Прятки. По Н. Носову | 1 |
| Считалки | 1 |
| Жмурки. По М. Булатову | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час» | 1 |
Раздел 4. В мире животных-13 ч |
| Бодливая корова. По К. Ушинскому | 1 |
| Упрямый котёнок. По В. Бирюкову | 1 |
| Пушок. По В. Гаранжину | 1 |
| Томка. По Е. Чарушину | 1 |
| Охотник и собаки. По Б. Житкову | 1 |
| Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос») | 1 |
| Хитрый бурундук. Г. Снегирёв | 1 |
| Барсучья кладовая. По А. Баркову | 1 |
| Гостья. По А. Дорохову | 1 |
| Игрушки лисят. Г. Корольков | 1 |
| Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел») | 1 |
| Загадки | 1 |
| Обобщающий урок по теме «В мире животных» | 1 |
Раздел 5. Жизнь дана на добрые дела-9 ч |
| Миша-мастер. Г. Ладонщиков | 1 |
| Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1 | 1 |
| Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2 | 1 |
| Михаськин сад. В. Хомченко | 1 |
| Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего дома») | 1 |
| Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву | 1 |
| Котёнок. Е. Благинина | 1 |
| Птичка. В. Голявкин | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела» | 1 |
Раздел 6. Зима наступает-24 ч |
| Снег идёт. По. Л. Воронковой | 1 |
| Снегурочка. А. Слащёв. Часть 1 | 1 |
| Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2 | 1 |
| Зима (отрывок) И. Суриков | 1 |
| Декабрь (отрывок) С. Маршак | 1 |
| Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1 | 1 |
| Ёлка. По В. Сутееву. Часть 2 | 1 |
| Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной | 1 |
| Где лежало «спасибо»? | 1 |
| На горке. По Н. Носову. Часть 1 | 1 |
| На горке. По Н. Носову. Часть 2 | 1 |
| Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 1 | 1 |
| Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2 | 1 |
| Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский | 1 |
| Зимняя сказка. П. Головкин | 1 |
| Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1 | 1 |
| Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2 | 1 |
| Снежная шапка. В. Бирюков | 1 |
| В шубах и шапках. По А. Тумбасову | 1 |
| Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» | 1 |
| Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспособился») | 1 |
| Зимние приметы. По А. Спирину | 1 |
| Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская. Произведения о зиме. | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Зима наступила» | 1 |
Раздел 7. Весёлые истории-9ч |
| Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.1 | 1 |
| Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2 | 1 |
| Одни неприятности. Г. Остер | 1 |
| Однажды утром. М. Пляцковский | 1 |
| Почему комары кусаются. В. Бирюков | 1 |
| Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак | 1 |
| Две лишние коробки. По О. Кургузову | 1 |
| Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Весёлые истории» | 1 |
Раздел 8. Полюбуйся, весна наступает…-13 ч |
| Март. В. Алфёров | 1 |
| Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1 | 1 |
| Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2 | 1 |
| Забота. Е. Благинина | 1 |
| Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому | 1 |
| Последняя льдина. По В. Бианки | 1 |
| Весна. А. Плещеев | 1 |
| Скворцы прилетели. По А. Баркову | 1 |
| Всему свой срок. По Э. Шиму | 1 |
| Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин | 1 |
| Весенний вечер. По Ю. Ковалю | 1 |
| Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…!» | 1 |
Раздел 9. В мире волшебной сказки-10 ч |
| Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении) | 1 |
| Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении) | 1 |
| Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) | 1 |
| Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) | 1 |
| У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина) | 1 |
| Подарки феи. По Ш. Перро | 1 |
| Подарки феи. По Ш. Перро | 1 |
| Горшочек каши. Братья Гримм | 1 |
| Наши сказки. По В. Порудоминскому | 1 |
| Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки» | 1 |
Раздел 10. Родная земля-10 ч |
| Царь-колокол. М. Ильин | 1 |
| Город на Неве. С. Васильева | 1 |
| Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко | 1 |
| Сочинение на тему. С. Вербова | 1 |
| Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово») | 1 |
| Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном») | 1 |
| Защита. А. Усачёв | 1 |
| Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю | 1 |
| День Победы. Т. Белозёров | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Родная земля» | 1 |
Раздел 11. Лето пришло-12 ч. |
| Ливень. С. Козлов | 1 |
| Тучка. Г. Граубин | 1 |
| Хитрый одуванчик. Н. Павлова | 1 |
| Хитрый одуванчик. Н. Павлова | 1 |
| Одуванчик. Е. Благинина | 1 |
| Встреча со змеёй. По А. Дорохову | 1 |
| Летний снег А. Бродский | 1 |
| После зимы будет лето. В. Голявкин | 1 |
| Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская | 1 |
| Летние приметы. По А. Спирину | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Лето пришло» | 1 |
| Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете | 1 |