СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

на заседании МО начальных классов

Протокол №___

от «___» августа 20__г.

Руководитель МО /______ /Г.И.Баздырева/

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________ /Л.В.Черникова/

Протокол №________

«_____» августа 20__г

« Утверждаю»

Директор школы

_______ /Т.В.Проскурина/

Приказ № ___

от «___» августа 20__ г.





Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Чтение»

4 «Б» класс



Уровень обучения: начальное общее (базовый)

Количество часов: за год 136 часов, в неделю 4 часа

Учитель: Сергеева Анастасия Александровна (учитель начальных классов)

Сроки реализации программы: 2022- 2023 учебный год









село 1-Засеймье

2022 год



Чтение.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение» в 4 «Б» классе образовательной области «Язык и речевая практика» составлена на основе нормативно-правовых инструктивно-методических документов:

1) Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

3) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

4) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

5)Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций, реализующих АООП, 1-4 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой - М.: Просвещение и Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций, реализующих АООП,. 0-4 кл. / Под ред. И.М. Бгажноковой. - СПб: Просвещение.

Программа ориентирована на использование учебника «Чтение» 4 класс, в 2-х частях, Ильина С.Ю., А.А. Богданова (Просвещение, 2020). Данный учебно-методический комплекс предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области "Язык и речевая практика".

6)Устава МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»

7) Учебного плана начального общего образования МОУ « 1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»» для обучающихся с ОВЗ (ИН,в-1)на 2020 – 2021 учебный год.


Чтение является важным учебным предметом в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Его направленность на социализацию личности, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .

Программа составлена с учетом уровня обученности учащихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода.

Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа (звуковой аналитико-синтетический), а также словесный, наглядный, практический.

Цель обучения:

- формирование навыков плавного послогового чтения;

Задачами уроков чтения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе являются:

  • воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;

  • формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;

  • формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

  • развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе определён обязательный базовый уровень планируемых результатов освоения курса.

Адаптированная рабочая программа по курсу «Чтение » составлена из расчета 4 часа в неделю,136 часов в год



I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение»


Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, наследие русской литературы;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и литературе других народов;

3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках чтения;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, в т.ч. в ходе обсуждения произведений художественной литературы;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках чтения;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках чтения;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами художественной литературы;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами художественной литературы;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям средствами художественной литературы.

Предметные результаты.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Язык и речевая практика» и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, включают умения:

- осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

- соблюдать при чтении паузы между предложениями;

- ставить логическое ударение и необходимую интонацию;

- отвечать на вопросы по прочитанному;

- выделять главную мысль произведения;

- участвовать в беседе;

- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;

- выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков;

- самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;

- рассказывать по аналогии с прочитанным;

- заучивать наизусть стихотворения, басни;

- выборочно пересказывать по рисункам;

- делить рассказ на части по плану.

Минимальный уровень:

• читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи

• отвечать на вопросы по прочитанному;

• читать про себя, выполняя задания учителя;

• выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

• читать диалоги по ролям;

• пересказывать прочитанное по частям;

• выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;

Достаточный уровень:

• осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

• пересказывать содержание прочитанного по вопросам;

• участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

• выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса


II. Содержание учебного предмета «Чтение»


Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, 
воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.

Рождественские рассказы.

Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.

Темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время – потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».

Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения.

Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение обучающимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного обучающимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.

Формы организации учебных занятий: урок «открытия нового знания», урок рефлексии, урок методологической направленности, урок развивающего контроля, комбинированный урок, театрализованный урок, урок – ролевая игра.


3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


урока


Тема урока


Кол-во

часов, отводимых на освоение каждой темы

Раздел 1. Школьная жизнь-12 ч

«Снова в школу» (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»)

1

Жил-был Учитель. Э. Мошковская

1

Чему учат в школе (в сокращении) М. Пляцковский

1

Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали»)

1

Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница»)

1

Шум и Шумок. По Е. Ильиной

1

Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов

1

Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити»)

1

Читалочка. В. Берестов

1

Зарубите на носу. По М. Бартеневу

1

Загадки

1

Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»

1

Раздел 2. Время листьям опадать-17ч

Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова

1

Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой

1

Подарки осени. Е. Благинина

1

Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу»)

1

Лес осенью. А. Твардовский

1

В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка»)

1

Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога»)

1

Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму

1

Осень. К. Бальмонт

1

Три сойки. По Ю. Ковалю

1

Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька»)

1

Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев

1

Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!»)

1

Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому

1

Время листьям опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад»)

1

Загадки

1

Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …»

1

Раздел 3: «Делу – время, потехе – час»-7ч

Пекла кошка пирожки… (русская потешка)

1

Сенокос (чешская потешка)

1

Карусели. По Л. Пантелееву

1

Прятки. По Н. Носову

1

Считалки

1

Жмурки. По М. Булатову

1

Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час»

1

Раздел 4. В мире животных-13 ч

Бодливая корова. По К. Ушинскому

1

Упрямый котёнок. По В. Бирюкову

1

Пушок. По В. Гаранжину

1

Томка. По Е. Чарушину

1

Охотник и собаки. По Б. Житкову

1

Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос»)

1

Хитрый бурундук. Г. Снегирёв

1

Барсучья кладовая. По А. Баркову

1

Гостья. По А. Дорохову

1

Игрушки лисят. Г. Корольков

1

Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел»)

1

Загадки

1

Обобщающий урок по теме «В мире животных»

1

Раздел 5. Жизнь дана на добрые дела-9 ч

Миша-мастер. Г. Ладонщиков

1

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1

1

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2

1

Михаськин сад. В. Хомченко

1

Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего дома»)

1

Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву

1

Котёнок. Е. Благинина

1

Птичка. В. Голявкин

1

Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела»

1

Раздел 6. Зима наступает-24 ч

Снег идёт. По. Л. Воронковой

1

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 1

1

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2

1

Зима (отрывок) И. Суриков

1

Декабрь (отрывок) С. Маршак

1

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1

1

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 2

1

Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной

1

Где лежало «спасибо»?

1

На горке. По Н. Носову. Часть 1

1

На горке. По Н. Носову. Часть 2

1

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 1

1

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2

1

Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский

1

Зимняя сказка. П. Головкин

1

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1

1

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2

1

Снежная шапка. В. Бирюков

1

В шубах и шапках. По А. Тумбасову

1

Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некра­сова «Мороз, Красный нос»

1

Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспосо­бился»)

1

Зимние приметы. По А. Спирину

1

Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская. Произведения о зиме.

1

Обобщающий урок по теме «Зима наступила»

1

Раздел 7. Весёлые истории-9ч

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.1

1

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2

1

Одни неприятности. Г. Остер

1

Однажды утром. М. Пляцковский

1

Почему комары кусаются. В. Бирюков

1

Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак

1

Две лишние коробки. По О. Кургузову

1

Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе

1

Обобщающий урок по теме «Весёлые истории»

1

Раздел 8. Полюбуйся, весна наступает…-13 ч

Март. В. Алфёров

1

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1

1

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2

1

Забота. Е. Благинина

1

Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому

1

Последняя льдина. По В. Бианки

1

Весна. А. Плещеев

1

Скворцы прилетели. По А. Баркову

1

Всему свой срок. По Э. Шиму

1

Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин

1

Весенний вечер. По Ю. Ковалю

1

Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву

1

Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…!»

1

Раздел 9. В мире волшебной сказки-10 ч

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина)

1

Подарки феи. По Ш. Перро

1

Подарки феи. По Ш. Перро

1

Горшочек каши. Братья Гримм

1

Наши сказки. По В. Порудоминскому

1

Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки»

1

Раздел 10. Родная земля-10 ч

Царь-колокол. М. Ильин

1

Город на Неве. С. Васильева

1

Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко

1

Сочинение на тему. С. Вербова

1

Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово»)

1

Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном»)

1

Защита. А. Усачёв

1

Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю

1

День Победы. Т. Белозёров

1

Обобщающий урок по теме «Родная земля»

1

Раздел 11. Лето пришло-12 ч.

Ливень. С. Козлов

1

Тучка. Г. Граубин

1

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

1

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

1

Одуванчик. Е. Благинина

1

Встреча со змеёй. По А. Дорохову

1

Летний снег А. Бродский

1

После зимы будет лето. В. Голявкин

1

Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская

1

Летние приметы. По А. Спирину

1

Обобщающий урок по теме «Лето пришло»

1

Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете

1