СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрессия у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проявления агрессии, причины возникновения, способы преодоления.

Просмотр содержимого документа
«Агрессия у детей»

Агрессия у детей

Всем детям свойственно ссориться, спорить, обижаться друг на друга. Проявления агрессивности с целью защиты и адаптации в опасной ситуации, без причинения вреда и оскорблений, не считается нарушением. Агрессивность может усиливаться в критические периоды возрастного развития ребёнка, в которые малышу особенно нужна поддержка и понимание взрослого. Ситуативные проявления агрессивности характерны для дошкольников. Задача взрослых научить детей мирно разрешать конфликты, чтобы ссоры и споры разрешались, и дело не доходило до драки. Постоянное переживание агрессии, проявления агрессии, как устойчивой формы поведения – становится проблемой для семьи ребенка, детского коллектива, и, конечно, для самого ребёнка, у «агрессивных» малышей очень часто не бывает друзей. Ребенок не умеет контактировать со сверстниками, не знает, как включиться в игру, может подойти и отнять игрушку, напугать или стукнуть, сверстники опасаются «агрессоров», избегают общения, сторонятся.

Причины проявления агрессии бывают разные. Деструктивное поведение может проявляться, как реакция протеста, когда ребёнок демонстрирует своё недовольство или как требование получить желаемое. Милый и добродушный малыш, сталкиваясь с отказом, кардинально меняется, он будет добиваться своей цели любым способом, может закатить истерику, плакать, бить или кусать «обидчика». Ребёнок может выражать свой гнев, когда чувствует, что его не любят, его чувства никого не волнуют, и сам перестает беспокоиться о чувствах окружающих. Если взрослые не интересуются внутренним миром ребенка, предоставляя ему желаемое без лишних вопросов, малыш привыкает получать все неприемлемым способом, не анализируя свое поведение. Современный ритм жизни, зачастую побуждают родителей отвлечь детей компьютером, гаджетами, бесконтрольное времяпрепровождение перед экраном вызывает истощение нервной системы ребёнка, а стрельба в компьютерных играх, бехобидных на первый взгляд, оседает в психике малыша, находя выход в деструктивном поведении. Непослушания и капризы детей, побуждают родителей к наказаниям, негативный пример, частые наказания, приводят к использованию такой же модели поведения детьми. В агрессии многие родители склонны обвинять окружение ребенка, не задумываясь, что он просто принес с собой модель домашнего общения. Дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в детском саду. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Ссоры между родителями, другими членами семьи не проходят бесследно для малыша. Они вызывают страх и протест, которые впоследствии выльются во вспышки агрессии. Зачастую родители даже не подозревают, что их ребенок сильно чего-то боится. Подавленные страхи, высокое эмоциональное напряжение проявляются плаксивостью, тревожностью, желанием постоянно защищаться и проявлять агрессию.

Спокойная беседа с ребенком, обсуждение сложной ситуации во время конфликта, либо после него – лучший способ противостоять агрессивному поведению. С малышом нужно разговаривать. Ведь он еще не знает, как правильно себя вести, не осознает своё эмоциональное состояние. Доверительные отношения – залог зарождения собственной мотивации ребенка слушать своего родителя. Родителям важно научиться сглаживать конфликтные ситуации, снижать уровень агрессии ребёнка, переключая его на другие занятия. Гнев вполне можно и нужно перевести в мирное русло, для этого необходимо: вслух озвучить состояние ребенка, чтобы он научился распознавать свои эмоции, например: «Кажется, ты злишься на что-то». Присоединиться к чувствам ребенка, это поможет малышу освободиться от агрессии: «Я понимаю, что ты рассердился…». Тем самым взрослый показывает, что готов выслушать малыша, помочь ему, расширить его представления о том, что ему не понравилось, что стало причиной агрессии. Очень важно обсудить случившееся в спокойном тоне, помочь ребенку выразить гнев цивилизованно. Гнев должен уйти, но не через укусы, рев, ругань, плевки и драку. Можно предложить ребенку порычать, как тигр, покидать мягкие кубики, потопать – прогнать злость, наполнить воображаемый воздушный шарик злостью и отпустить его. Гнев можно нарисовать, а затем скомкать эту бумагу, или порвать ее. Взрослый может тоже принимать участие в этом увлекательном действии. Можно «проиграть» ситуацию с помощью игрушек, проговорить обиды и помириться в итоге игры.

Коррекция агрессивного поведения необходима именно у детей дошкольного возраста, именно в этот период формируются черты характера, ведь переход в школьную жизнь с новыми требованиями, ещё больше может усугубить проявления агрессии. В дошкольный период закладываются основные социальные нормы, правила и стратегии взаимоотношений человека в обществе. Способность ребенка к конструктивному взаимодействию в новой социальной среде является основой для создания дружеских отношений и формирования адекватного поведения при возникновении спорных моментов и конфликтных ситуаций. Вместе с ребёнком анализируйте причины и последствия возникающих напряжённых моментов, обсуждайте, как вести себя в будущем в подобных случаях и, как можно исправить положение, какие шаги предпринять, чтобы сохранять дружеские отношения с детьми.