СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности на уроках Живой мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы учителя по активизации учебной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта строится с учетом особенностей формирования   познавательных процессов  у умственно отсталых  детей. Для развития интереса и активизации  деятельности учащихся необходимы наглядность, разнообразие видов, методов, форм, способов и приемов преподавания.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности на уроках Живой мир»



Матвеева Светлана Константиновна,

учитель начальных классов, 1 категория

МОКУ С(К)ОШ-И № 34 г. Якутска

Республика Саха (Якутия)



Активизация познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках «Живой мир»



Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно–воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Это особенно значимо, когда педагог работает в коррекционной школе.

Система работы учителя по активизации учебной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта строится с учетом особенностей формирования познавательных процессов у умственно отсталых детей. Для развития интереса и активизации деятельности учащихся необходимы наглядность, разнообразие видов, методов, форм, способов и приемов преподавания.

Естественнонаучные знания у младших школьников специальной коррекционной школы в основном формируются на материале изучаемого предмета в начальном звене «Живой мир». Природоведческий материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых школьников. На уроках учителя решают не только образовательные, но и коррекционные и воспитательные задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.

Обучая учащиеся с нарушениями интеллекта, которые имеют невысокую степень мотивации к обучению, перед учителем всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. Поэтому, чтобы целенаправленно формировать интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке, я использую различные методические и дидактические приёмы в своей работе, что помогает ученикам преодолевать их недостатки в психофизическом и интеллектуальном развитии. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно и сама по себе активность на уроке возникает нечасто. Чем глубже умственно отсталый ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет в процессе обучения, тем прочнее у него знания, умения и навыки. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности, так как процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.

Особым видом работы по формированию познавательной активности является создание ситуации успеха на каждом уроке. Мне, как педагогу, важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, повышения познавательного интереса представляет собой длительный процесс, складывающийся из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

На начальном этапе обучения у учащихся формируется первичный интерес к изучаемому предмету (преобладание внешних мотивов), целью которого является включение учащихся в урок, в этот период необходимо вызвать у учащихся заинтересованность во всем, что касается учебной деятельности по предмету. Во время этого этапа мною проводятся беседы с учащимися, анкетирование, классные часы. Каждый урок начинаю с какой-то новизны, интересного задания.

  • Например, учащиеся получают такое задание: Прочитайте зашифрованную тему урока. Тема урока: «Человек» (Ч-25, 6-Е, 13-Л, 16-О, 3-В, 6-Е, 12-К) Цель задания: тренировка логического мышления, внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.

  • Упражнение «Волшебный мешочек», детям показывается мешочек, где лежит некие предметы, которые относится к теме урока. Рассмотрим на примере темы «Гигиена человека»: в мешочек кладутся зубная щетка, мыло, мочалка, расческа и др. предметы гигиены. Дети должны перечислить их, и сами определить тему и цель урока.

  • Работа с картиной с изображениями природы, например, «Зима». Цель: учащиеся, опираясь на свой личный опыт и знания, полученные на предыдущих уроках, дают описание зимы, называют основные ее признаки.

Также в своей работе знакомлю учащихся с небольшими стихотворениями, например, при изучении темы «Птицы», к уроку были подобраны различные стихи о зимующих и перелетных птицах, о хищных птицах и др. Большую ценность представляют загадки, как один из видов обучающей игры. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Отгадывание загадок на уроках «Живого мира» можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

В своей работе на этапе восприятия для пробуждения интереса к изучаемому материалу также использую пословицы, поговорки, сказки, которые позволяли детям глубже почувствовать красоту природы, его зависимость от природы, родство с ней. Например, задание: «Восстанови пословицы» (части которых соединены неверно) и другие. Такой материал не только увлекает, но и заставляет задуматься. Развивает у детей самостоятельность, инициативу, развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас, тренирует внимание и память, закладывает основы творчества.

Активизируют познавательную деятельность и внеклассные мероприятия, так как важнейший путь активизации обучения предмету «Живой мир» в коррекционной школе – это связь урока с другими формами организации обучения. Он показывает учащимся практическую нужность получаемых знаний и позволяет активизировать их мышление и интерес на каждом этапе урока. Поэтому с целью повышения интереса к изучаемому предмету «Живой мир», в классе был организован кружок «Лекарственные растения Якутии», где учащиеся знакомятся с комнатными лекарственными растениями, а также с растениями, произрастающими в северных условиях. Обучение базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях по предмету «Живой мир» и выходит за пределы изучаемых тем. Они перекликаются с изучаемыми темами 1-4 классы: «Сезонные изменения в природе: наблюдение за жизнью растений в разное время года»; «Части растений»; «Наблюдение за жизнью растений в своей местности»; «Комнатные растения: уход за комнатными растениями» и др. Также в программу кружка включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, практическая работа, работа над проектной деятельностью.

Развивается интерес и повышается активность на уроках и внеклассных мероприятиях через проведение экскурсий. В совокупности с уроком и различными видами учебно–практических занятий экскурсии в природу играют важную роль в развитии познавательного интереса. Ведь экскурсии учат наблюдать, сравнивать, сопоставлять, проводить практические работы. При наблюдении, у учащихся развивается не только зрительная, слуховая память, но и развивается любознательность, интерес к исследовательской деятельности.

На следующем этапе работы по активизации деятельности учащихся создаю условия для формирования более глубокого интереса к учебной деятельности, необходимых для наиболее эффективного влияния внешних и внутренних факторов на отношение к учебной деятельности. Главными задачами этого этапа являются формирование мотивов учебной деятельности, интереса к знаниям, вооружение учащихся способами деятельности. Особое внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества обучения. Подробнее остановлюсь на некоторых приемах:

  • Найди «лишнее слово» (повторение тем: «Домашние животные»; «Дикие животные») Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания.

КОШКА СОБАКА ВОЛК КОРОВА

ЛИСА МЕДВЕДЬ КОЗА ЗАЯЦ

  • Найди «лишнее слово» Закрепление темы: «Сезонная одежда детей». Цель: повторить виды сезонной одежды, развитие внимания.

ЮБКА ФУТБОЛКА ПАЛЬТО КОЛГОТКИ РУБАШКА

КУРТКА БРЮКИ ПЛАТЬЕ МАЙКА САРАФАН

  • «Третий лишний» Цель: Тренировка логического мышления. Повторение темы: «Детеныши животных». Детёныши: козлёнок, телёнок, ягнёнок, жеребёнок, телёнок, лисёнок.

  • Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. Задание: Среди буквенного текста вставлены слова. Ученик должен найти и подчеркнуть эти слова (первая строка– названия животных, вторая-овощи). Например: Левммедведьакморжбфзаяцйсволкютгсло; Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн

  • «Восстанови картину». Цель: Коррекция низкого уровня развития восприятия и ориентировки в пространстве. Инструкция: перед вами отдельные детали предмета или картинки, вы должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет (наподобие мозаики), например, картину осени при изучении темы «Осень. Сезонные изменения в природе», рисунок животного леса, например, при изучении темы «Животные леса зимой» и др.

На своих уроках для активизации познавательной деятельности учащихся стараюсь создавать проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску решения учебной задачи. Особенно больший интерес у детей вызывает решение таких проблемных жизненных ситуаций, которые они могут обсудить, опираясь на свой личный опыт.

В своей работе по повышению познавательного интереса и активности использую различные дидактические игры, в том числе ролевые. Особенно влияют на эффективность обучения учащихся ролевые игры. Наличие сюжета развивает у ребят воображение, мышление, волю, способствует вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, предполагает личностный подход к игровой ситуации, стимулирует познавательную активность учащихся. Например, предлагаю учащимся такие игры:

  • Дидактическая игра «Отгадай-ка!» для развития памяти, внимания и речи Цель: тренировать внимание, речь, память. Ход игры: Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти описать какой-либо из изучаемых предметов так, чтобы товарищи угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. Например, дать описание птицы, домашнего животного, животного леса, насекомого и др.

  • «Рассеянный наборщик». Цель: повторить названия домашних животных; развитие внимания, мышления, памяти. Инструкция: правильно расставить буквы так, чтобы получить слово (свинья, овца, кролик, лошадь, индюк).

ЯИНВСЬ

ВОАЦ

ШОДЬЛА

РКОИКЛ

КЮНДИ

  • Игра «Поиск». Задание: учащиеся ищут в учебнике новые слова - термины.

  • “Справочное бюро”, с целью повторить слова - природоведческие термины.

  • «Зоопарк », цель игры: повторить и закрепить тему «Дикие животные», и другие дидактические игры: «Найди половинку», «Угадай» и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение, не боясь отрицательной оценки или сделать что-то не так как обычно.

На следующем этапе обучения, задача которого состоит в формировании у каждого ученика в пределах доступных ему возможностей повышения интереса к предмету на возможно более высоком уровне. Здесь, как учителю, мне необходимо формировать внутри самой учебной деятельности ориентацию учащихся на способ добывания знаний, а не только на сами знания. Работа учителя по формированию познавательного интереса должна основываться на коррекции интеллектуальной деятельности детей с нарушением интеллекта. На данном этапе мною используются упражнения, задания творческого характера. Он отличается более самостоятельным, более творческим выполнением заданий. Одним из приемов для активизации деятельности учащихся на уроке - работа с небольшими тематическими кроссвордами, которые составляются на базе основного программного материала с зашифрованными природоведческими понятиями и терминами. Чтобы работать с кроссвордами учащиеся должны иметь определенный накопленный словарный запас и опыт работы с ними. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки общей эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. На уроках использую и такой прием для повышения активизации учащихся как викторины, связанные с темой урока и поставленные в занимательной форме. Викторины помогают быстро, интересно повторить пройденный материал, выявить пробелы в знаниях отдельных учащихся. Викторина возбуждает интерес, развивает сообразительность, повышает внимание учащихся, усиливает эмоциональную сторону учебного материала, оживляя урок. Иногда, например, в качестве домашнего задания, чтобы повысить интерес ребят к изучаемой теме, предлагаю ребятам самим попробовать сочинить загадки о растениях и животных. Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил.

В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются различные виды, формы и методы повторения. Определённое место в работе учителя занимают тесты. Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом им напоминает отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов. Как и в работе с занимательными материалами, при работе с тестами активизируется мыслительная деятельность, любопытство, что в свою очередь выступает основой развития любознательности. Предлагаю некоторые из них:

3 класс: Тест № 1. Тема: «Грибы съедобные и несъедобные». Задание: выдели красным цветом грибы, которые мы называем несъедобными: Белый гриб, сыроежки, подосиновик, лисички, бледная поганка, груздь, мухомор, опята, подберёзовик.

Тест № 2. Тема: «Лиственные и хвойные деревья». Задание: найди и подчеркни хвойные деревья: Берёза, ель, ива, сосна, осина, тополь, лиственница, дуб.

Тест № 3. Тема: Сосна

  1. Сосна – это: (подчеркни правильный ответ)

Деревья кустарник трава

  1. Где растет? ______________________________

  2. Сосна – это: (подчеркни правильный ответ)

Хвойное лиственное

  1. Сосна–это: (подчеркни правильный ответ)

Светолюбивое тенелюбивое

  1. Имеются ли плоды _______

  2. Запиши части дерева______________________

  3. Какую пользу приносит? ___________________

Тесты применяется на разных этапах урока, чаще при повторении ранее изученного и закреплении нового материала. В работе с тестами совершенствуется внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль, умение обобщать знания, чётко формулировать ответ.

Хороший результат для активизации познавательной активности учащихся на уроках «Живой мир» показывает проведение нетрадиционных уроков. Такие уроки как: урок аукцион, урок-путешествие, урок-игра и др. Все эти нестандартные формы проведения уроков позволяют повторить, закрепить и обобщить полученные знания. Нестандартные уроки способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта и повышают уровень их общего развития.

Таковы некоторые виды, использованных мною приемов и методов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках «Живой мир». Все вместе взятые, приемы помогают мне воспитывать у детей стремление к знаниям, желание узнавать новое, формировать активную жизненную позицию, учить экологически грамотному поведению в природе.

Таким образом, применение новых педагогических технологий, методов и приемов активизации работы с учащимися с нарушениями интеллекта на занятиях и вне занятий, использование приемов стимулирования познавательной деятельности, оказывает влияние на развитее познавательной активности детей в учебном процессе.

Литература:

  1. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С. Выготский. – М., 1966. - 75 с.

  2. Губанова, О.В. Использование игровых приемов на уроках./О.В.Губанова,И.С.Левкина //Начальная школа.-1997.- № 6.-с.12-13.

  3. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева.: Книга для учителя. — М.: 1993.- 197 с.

  4. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - М.: АПКРО, 2005. - 212 с.

  5. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика, 2009. - №2. - С. 5-8.

  6. Степанова, О.В. Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями / О.А. Степанова – М.: «Академия» 2003. - 56.с.

  7. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников /Н.Ф.Талызина.- М: 1988. - 97 с.

  8. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников./Т.И. Шамова.- М.: Педагогика, 1982. –208 с.

  9. Щукина, Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. — 358 с.















© 2016 1540 30