МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БИРСКИЙ ФИЛИАЛ БАШГУ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 г. БИРСКА РБ
Психолого-педагогическое
и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в условиях цифровизации образования
СБОРНИК ДОКЛАДОВ
VI Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием
28 января 2022 г.
ЧАСТЬ I
Бирск 2022
УДК 159.9:616 ББК 88.48 К 63 | Печатается по решению редакционно-издательского совета Бирского филиала Башкирского Государственного университета |
Рецензенты:
Беляева О.А., кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петер- бургского государственного института психологии и социальной ра- боты,
Добротворская С.Г., доктор педагогических наук, профессор Казан- ского (Приволжского) университета,
Халикова Л.Р., декан факультета психологии, кандидат педагогиче- ских наук, доцент Башкирского государственного педагогического уни- верситета им. М. Акмуллы.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в условиях цифровизации образования: Сборник докладов VI Всероссийской научно- практической конференции с международным участием, 28 января 2022 г.: в 3-х ч. – Часть 1. Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья / Под ред. С.А. Бронникова, У.В. Хахалкиной. – Бирск: Бирский филиал Баш. гос. ун-та, 2022. – 112 с.
Сборник содержит материалы докладов участников VI Всероссий- ской научно-практической конференции с международным участием
«Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в условиях цифровизации образова- ния».
Материалы сборника рекомендуются специальным (коррекцион- ным) педагогам и психологам, логопедам, дефектологам, социальным работникам, учителям, студентам вузов, а также широкому кругу чита- телей.
© Коллектив авторов, 2022 |
© Бирский филиал Башкирского государственного университета, 2022 |
ЧАСТЬ I
КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ОРГКОМИТЕТ 7
К ЧИТАТЕЛЯМ 8
Александрова И.В., Басимова Г.Г., Нургалеева Д.М.
НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9
Альмиева В.Ф., Давлетшина А.Н.
СИНКВЕЙН, КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ 13
Ахметова Л.З.
ПО МАТЕРИАЛАМ II МЕЖДУНАРОДНОЙ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ
«СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ» Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (15.11.2021 Г.) 15
Ахунова Л.Ф., Ершова Т.Н., Панфилова Н.А.
АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ЛОГОПАТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ
ВРЕМЯ 18
Беляева Т.М.
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
Валиева Р.Х., Садретдинова С.Н., Яхина Л.Ф.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ 26
Венгилевских Ю.В., Бронников С.А.
ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 28
Винокурова Н.Н., Григорьева Н.П., Игнатьева Л.В. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ 33
Галлямутдинов В.Г.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 36
Дубровина И.А., Улыбина О.В.
ЗАКАЛИВАНИЕ КАК ЗАЩИТА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 38
Зыкова Е.Г., Шарифянова О.Б., Хахалкина У.В.
РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
ОРГКОМИТЕТ Председатель:
Бронников С.А. – заведующий кафедрой педагогики, психологии и со- циальной работы, кандидат педагогических наук, профессор БФ БашГУ, г. Бирск, РБ, Россия.
Заместители председателя:
Плотников А.А. – директор МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, РБ, Россия. Хахалкина У.В. – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы БФ БашГУ, г. Бирск, РБ, Россия.
Члены оргкомитета:
Коновалова Е.А. – начальник отдела науки и высшего образования Министерства образования и науки РБ, Россия.
Пономарев А.Ф. – заместитель директора по НИР БФ БашГУ, кандидат физико-математических наук, доцент, г. Бирск, РБ, Россия.
Басыров А.Р. – заместитель главы администрации по социальным вопросам МР «Бирский район», г. Бирск, РБ, Россия.
Резнов В.В. – начальник МКУ Управления образования МР «Бирский район» РБ, г. Бирск, РБ, Россия.
Логачева Л.Р. – декан социально-гуманитарного факультета, кандидат педагогических наук, доцент БФ БашГУ, г. Бирск, РБ, Россия.
Батурина О.С. – начальник научного отдела БФ БашГУ, кандидат психологических наук, доцент БФ БашГУ, г. Бирск, РБ, Россия.
Бочкарева Н.П. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель английского языка МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, РБ, Россия.
Зинова И.М. – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы БФ БашГУ, г. Бирск, РБ, Россия.
Рязанова Т.В. – учитель информатики, МБОУ СОШ №7, г. Бирск, РБ, Россия.
Улыбина О.В. – кандидат психологических наук, доцент кафедры пе- дагогики, психологии и социальной работы БФ БашГУ, г. Бирск, РБ, Россия.
Фролова О.В. – кандидат психологических наук, доцент, руководитель Центра «Гармония», г. Бирск, РБ, Россия.
Хузина Ф.Х. – заместитель директора по воспитательной работе –
МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, РБ, Россия.
К ЧИТАТЕЛЯМ
Отличительной чертой, характеризующей современную систему образования, является изменение взглядов на обучение и воспитание де- тей с особыми возможностями здоровья и детей-инвалидов. Содержа- ние образования таких детей – один из факторов экономического и со- циального прогресса, обеспечивающих формирование человека и граж- данина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества в условиях цифровизации обра- зования.
Приоритетным направлением государственной образовательной политики России сегодня является развитие инклюзивного образова- ния. Главная задача инклюзивного образования – не только максималь- ное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование го- товности к социуму. Основными функциями инклюзивного процесса являются социальная адаптация, коррекция и реабилитация ребенка, ре- ализуемые в образовательном пространстве с применением цифровых технологий.
Ребенок с особыми возможностями здоровья и инвалид нужда- ются в службе, обеспечивающей психолого-педагогическую, медицин- скую и социальную помощь, следовательно, для успеха инклюзии в об- разовательном пространстве необходима чётко организованная и хо- рошо отлаженная комплексная модель организации. В связи с этим по- вышается значимость психолого-педагогического сопровождения, ока- зывающего комплексную помощь данной категории детей.
VI Всероссийская научно-практическая конференция с междуна- родным участием «Психолого-педагогическое и медико-социальное со- провождение лиц с особыми возможностями здоровья в условиях циф- ровизации образования» в очередной раз стала научно-практической площадкой в продвижении идеи инклюзии с целью её практического воплощения в образовании России.
В работе конференции приняли участие представители Дальнего и Ближнего зарубежья: Белоруссии, Дальнего Востока, Самары, Санкт- Петербурга, Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало- Ненецкого автономного округа, Чувашской Республики, Республики Татарстан, Свердловской области, Республики Башкортостан.
Участники конференции отметили актуальность проведения по- добных мероприятий и необходимость тесной связи вуза, школ и кор- рекционных учреждений в комплексном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении детей с ограниченными возможно- стями здоровья.
Оргкомитет конференции
Ахунова Л.Ф., Ершова Т.Н., Панфилова Н.А.,
г. Бирск, Россия
АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ЛОГОПАТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В настоящее время одной из главных задач учителя начальной школы является развитие у школьников индивидуальных способностей. Учитель должен научить: применять полученные знания на практике, адаптироваться в быстро меняющемся современном мире, реализовать себя во всем. Разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность обучающихся, развивать познавательные осо- бенности помогают педагогические технологии. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игра занимает особое место, по- тому что дети легко вовлекаются в игровую деятельность. Для обучаю- щихся начальных классов игра имеет огромное значение: это и учёба, и труд, и форма воспитания.
В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьез- ное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творче- ские способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педагог также отмечал, что «духов- ная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [3].
Класс, о котором идет речь, обучается в государственном бюд- жетном общеобразовательном учреждении Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Во 2
В классе 15 человек: 5 девочек и 10 мальчиков. Все дети посещали дет- ский сад, правилам общения обучены, способны оценивать свое пове- дение. В классе есть дети, как общительные, так и стеснительные, но все они доброжелательные, веселые, отзывчивые, любопытные. Ребята знают и стараются соблюдать правила поведения в школе и обществен- ном месте. Коллектив класса, можно сказать, сформирован, хотя состав класса менялся, начиная с подготовительного. В настоящее время ра- бота в основном идет по поддержанию дружеской обстановки внутри класса. Есть в классе внимательные, аккуратные, старательные дети, а есть и такие дети, которые требуют к себе постоянного внимания, по- мощи со стороны учителя. Каждый ребенок индивидуален, со своими способностями и проблемами развития. Непросто учителю одинаково хорошо научить всех детей. Особенно, самое трудное – сделать самым легким, увлекательным и интересным. Как же учить? Какой подход к ним подобрать? На помощь приходит игра. Несмотря на то, что дети уже не первоклассники, поиграть никто не отказывается, все с удоволь- ствием включаются в игру, независимо от индивидуальных особенно- стей развития. Во внеурочное время в начальной школе языковая игра не только возможна, но и обязательна, поскольку с помощью неё можно повысить уровень владения языком обучающихся. Вот в какие игры мы играем с детьми во внеурочное время.
Игра в слова. Цель: активизация лексики по изученным темам. Мы образуем две команды. При помощи считалки, выбираем, кому из ребят достанется мяч, кто больше назовет слов на заданную букву. За- тем мяч передаётся игроку из другой команды. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов. Например, по теме «Глаголы» нужно назвать слова, начинающиеся на букву Р. Очень весело, когда дети придумывают название команды на заданную букву.
Игра «Слова – наоборот». Цель: закрепить антонимы. Здесь со- всем просто, надо назвать слова противоположного значения. Ведущий становится в центр круга, кидает мяч и называет слово, а игрок проти- воположное. Куда-то исчезают и стеснительность, и зажатость, и боязнь неправильно ответить. В такой эмоциональной свободе все получается. Ребята переживают «ситуацию успеха». Причем антонимы подбира- ются легче, чем синонимы.
Игра «Поймай звук, назови слово». Цель: развитие фонематиче- ского слуха. Встаем в круг, выбираем начинающего игрока. Хором про- износим чистоговорку. Начинающий игрок определился. Он называет слово и передает мяч следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока очередь не дойдёт до первого игрока. В этой игре важно на первом
этапе правильно произнести слово, выделяя очень чётко последний звук в слове. Дети с удовольствием принимают помощь, не обижаются, и не расстраиваются.
Игра «Слова на-ок» Цель: образовывать уменьшительно-ласка- тельные наименования, соотносить действие с его названием. Дети встают в круг. По считалке выбирается водящий. Ему даётся в руки кор- зинка (иногда бывает и школьный рюкзак). Проводится словарная ра- бота. Объясняются слова: кузовок, обмолвишься. Ученик держит её, а ребята в это время говорят слова: «Вот тебе кузовок, клади в него, что на-ок. Обмолвишься – отдашь залог!». Ребёнок отвечает: «Положу я в кузовок» и называет слово, заканчивающееся на «ок». Например, замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, саха- рок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок. Игра про- должается до тех пор, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто оши- бается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли уча- стие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-ни- будь из детей вынимает залог по одному, предварительно, спрашивая:
«Чей залог выну, что тому делать?» Дети сами или с помощью взрос- лого назначают каждому залогу какое-то задание (назвать слово с ка- ким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)
Игра «Фразеологический зверинец». Цель: расширение словар- ного запаса обучающихся. Добавить недостающее слово – название жи- вотного.
Голоден как…(волк.) Хитёр, как…(лиса.) Труслив, как…(заяц.) | Нем как…(рыба.) Колючий как…(ёж.) Здоров как…(бык.) |
Если ребенок с интересом включается в процесс игры, стано- вится ее участником, то и работоспособность его увеличивается, изуча- емый материал становится легче для запоминания. Игра вырабатывает произвольность (умение следовать правилам), развивает речь, вообра- жение, пространственные и временные представления, помогает стиму- лировать мыслительную деятельность, концентрацию внимания, логи- ческое мышление, интерес к русскому языку. Подвижные игры разви- вают речь и логическое мышление. Ребенок, увлекаясь игрой, не заме- чает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, пра- вильно ставить ударения в словах, замедлять и ускорять темп речи, вы- делять голосом отдельные слова и выражения, то есть осваивает такое понятие, как интонация речи. Это способствует тому, что и в дальней- шем речь человека будет отличаться смысловой ясностью и выразитель- ностью.
Литература:
Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя / Н.П. Ани- кеева. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
Патрушева, И.В. Психология и педагогика игры: практикум по игротехнике / И.В. Патрушева. – Тюмень: Изд-во Тюменского государ- ственного ун-та, 2014. – 130 с.
Сухомлинский, В.А.; АПН СССР; сост.: О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1981. – 145 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ СБОРНИКА
Абрамова Алина Ивановна – воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Александров Никита Владимирович – студент 2 курса, факультета педагогики, Бирского филиала Башкирского государственного универ- ситета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Александрова Ирина Владимировна – учитель-логопед, ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Александрова Лариса Николаевна – воспитатель, МБДОУ
«Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Алексеева Надежда Владимировна – воспитатель, МБДОУ
«Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Аликова Светлана Маникаевна – воспитатель, МАДОУ Дет- ский сад № 11 «Солнышко», г. Бирск, Республика Башкортостан, Рос- сия.
Альмиева Венера Файрюзовна – учитель начальных классов, ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тя- желыми нарушениями речи, г. Бирск, Республика Башкортостан, Рос- сия.
Андреева Инна Николаевна – старший воспитатель, МБДОУ
«Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Андреева Наталия Ивановна – воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Антонова Надежда Валерьевна – магистр 3 курс, по направле- нию подготовки 44.04.01 – «Педагогическое образование», профилю подготовки – современный образовательный менеджмент Бирского фи- лиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Респуб- лика Башкортостан, Россия; заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Лицей № 1 им. Ф. Булякова, с. Мишкино, Республика Башкортостан, Россия.
Асылгареева Светлана Александровна – воспитатель, МА- ДОУ Детский сад № 9 «Алёнушка», г. Бирск, Республика Башкорто- стан, Россия.
Ахметова Лиля Заитовна – учитель-логопед, МБОУ СОШ № 1
г. Янаул, Россия.
Ахметова Радмила Александровна – учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 1, с. Старобалтачево, Республика Башкортостан, Россия; магистр 3 курса, по направлению подготовки 44.04.01 – Педагогическое
образование, профилю подготовки – современный образовательный ме- неджмент, Бирского филиала Башкирского государственного универси- тета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Ахметшина Светлана Евгеньевна – учитель начальных клас- сов, МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Ахунова Ляйсан Фазитовна – учитель-логопед, первой катего- рии, ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, г. Бирск, Республика Башкортостан, Рос- сия.
Басимова Гульнара Гайданиевна – учитель-логопед, ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Белобородова Ольга Анатольевна – учитель начальных клас- сов, МБОУ СОШ № 4, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Беляева Ольга Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры управления социальной сферой, Санкт-Петер- бургского государственного института психологии и социальной ра- боты, г. Санкт-Петербург, Россия.
Беляева Тамара Михайловна – педагог-психолог, МБДОУ «ДС
«Василёк», г. Тарко-Сале, ЯНАО, Россия.
Бочкарев Владимир Валерьевич – учитель труда, МБОУ СОШ
№8, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Бочкарева Наталья Петровна – учитель английского языка, за- меститель директора по учебно-воспитательной работе, МБОУ СОШ
№ 7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Бронников Сергей Анатольевич – кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедры педагогики, психологии и соци- альной работы Бирского филиала Башкирского государственного уни- верситета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Бронникова Эмма Петровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей и прикладной математики, Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Букина Анастасия Игоревна – студентка 2 курса, факультета педа- гогики, Бирского филиала Башкирского государственного универси- тета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Валиева Рузалия Хатмулловна – воспитатель, ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми наруше- ниями речи, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Васильева Елена Ивановна – воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Васильева Татьяна Витальевна – воспитатель, МБДОУ «Дет- ский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Венгилевских Юлия Владимировна – студентка 5 курса, соци- ально-гуманитарного факультета, направление подготовки: 44.03.02 Педагогическое образование; направленность (профиль): Психология и социальная педагогика Бирского филиала Башкирского государствен- ного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Ветлина Нина Владимировна – учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Винокурова Нина Николаевна – воспитатель, МБДОУ «Дет- ский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Гайдукевич Светлана Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий, инсти- тут инклюзивного образования, Белорусский государственный педаго- гический университет имени Максима Танка, г. Минск, Республика Бе- ларусь.
Галиакберова Люзия Ахатовна – учитель, МБОУ СОШ, с. Кашкино, Аскинского района, Республика Башкортостан, Россия. Галиева Камилла Робертовна – студентка 2 курса, факультета филологии и межкультурных коммуникаций Бирского филиала Баш- кирского государственного университета, г. Бирск, Республика Баш-
кортостан, Россия.
Галимуллина Фидалия Фидаитовна – учитель начальных клас- сов, МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Галлямутдинов Вадим Галеевич – учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Рос- сия.
Гафурова Гульназ Ярашевна – учитель начальных классов, МБОУ «Технологический лицей «Алгоритм», г. Казань, Республика Та- тарстан, Россия; магистр 3 курса, по направлению подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование, профилю подготовки – современный об- разовательный менеджмент, Бирского филиала Башкирского государ- ственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Григорьева Неллия Петровна – воспитатель, МБДОУ «Дет- ский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Гумерова Ирина Забировна – студентка 5 курса, факультета педагогики, Бирского филиала Башкирского государственного универ- ситета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Гумерова Ольга Николаевна – учитель начальных классов, МБОУ Лицей, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Гусева Светлана Васильевна –воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Давлетшина Альфинур Нурханифовна – учитель начальных классов, ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучаю- щихся с тяжелыми нарушениями речи, г. Бирск, Республика Башкорто- стан, Россия.
Добротворская Светлана Георгиенвна – доктор педагогиче- ских наук, профессор кафедры педагогики, Института психологии и об- разования Казанского (Приволжского) университета, г. Казань, Респуб- лика Татарстан, Россия.
Дубровина Ирина Александровна – магистр 1 курс, по направ- лению подготовки 44.04.01 – «Педагогическое образование», профилю подготовки – профессионально-педагогический инжиниринг в образо- вательной деятельности Бирского филиала Башкирского государствен- ного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Евсецова Елена Андреевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бир- ского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Ершова Татьяна Николаевна – учитель-логопед высшей кате- гории, ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучаю- щихся с тяжелыми нарушениями речи, г. Бирск, Республика Башкорто- стан, Россия.
Зайнакаева Алена Анатольевна – магистр 3 курса, по направ- лению подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование, профилю подготовки – современный образовательный менеджмент, Бирского фи- лиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Респуб- лика Башкортостан, Россия; педагог дополнительного образования МБДОУ детский сад «Белый медвежонок» с. Газ-Сале Тазовский район ЯНАО, Россия.
Зиганшина Сугда Фагимовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бир- ского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Зыкова Елена Геннадьевна – психолог, МБДОУ ПОГ «Детский сад №69 комбинированного вида», г. Полевской, Свердловская область, Россия.
Иванова Наталия Юрьевна – воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Игнатьева Людмила Валерьевна – музыкальный руководи- тель, МБДОУ «Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Респуб- лика, Россия.
Игонина Юлия Николаевна – учитель физической культуры, МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Ипаева Олеся Васильевна – студентка 5 курса, факультета пе- дагогики Бирского филиала Башкирского государственного универси- тета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия; учитель начальных классов, МБОУ СОШ с. Старопетрово, Республика Башкортостан, Рос- сия.
Искандарова Альфира Гиндалифовна – учитель, ГБОУ Бир- ская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Казакова Зинира Мансуровна – педагог-психолог, МАДОУ Детский сад № 11 «Солнышко», г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Казанцева Татьяна Владимировна – учитель-логопед, МА- ДОУ Детский сад № 11 «Солнышко», г. Бирск, Республика Башкорто- стан, Россия.
Князева Татьяна Александровна – учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Ковригина Анастасия Вячеславовна – учащаяся 10 класса, Предуниверситария НИЯУ МИФИ, Федеральное государственное авто- номное образовательное учреждение высшего образования Националь- ный исследовательский ядерный университет МИФИ, г. Москва, Рос- сия.
Комаровских Елена Александровна – учитель английского и французского языков, БМАОУ СОШ № 9, г. Березовский, Свердловская область, Россия.
Краснова Светлана Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Кузнецова Вероника Леонидовна – воспитатель, МАДОУ Дет- ский сад № 7 «Улыбка», г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Кулай Антон Сергеевич – студент 4 курса, Высшей школы ин- формационных и социальных технологий, Уфимского государствен- ного нефтяного технического университета, г. Уфа, Республика Баш- кортостан, Россия.
Куфтерина Елена Евгеньевна – учитель начальных классов, МБОУ СОШ №7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Любимова Галина Юрьевна – воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Мартынова Людмила Ивановна – заведующий, МАДОУ Дет- ский сад № 10 «Огонек» г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Мешкова Светлана Сергеевна – воспитатель, МБДОУ «Дет- ский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Михайлова Лия Георгиевна – инструктор по физической куль- туре, МБДОУ «Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Респуб- лика, Россия.
Москова Ольга Геннадьевна – воспитатель, МАДОУ Детский сад № 11 «Солнышко», г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Муллагалиева Гулюся Фагиловна – учитель-логопед, ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Набиева Антонина Николаевна – магистр 3 курса, по направ- лению подготовки 44.04.01 – «Педагогическое образование», профилю подготовки – современный образовательный менеджмент, Бирского фи- лиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Респуб- лика Башкортостан, Россия; начальник отдела по воспитательной ра- боте и социальным вопросам, Бирского филиала Башкирского государ- ственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Набиева Гульшат Рамзиловна – учитель-логопед, МБДОУ дет- ский сад № 1, с. Верхнеяркеево, Илишевского района Республики Баш- кортостан, Россия.
Набиуллин Азамат Ревинерович – кандидат физико-математи- ческих наук, доцент кафедры информатики и экономики, Бирского фи- лиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Респуб- лика Башкортостан, Россия.
Накарякова Татьяна Михайловна – учитель начальных клас- сов, МБОУ СОШ № 4, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Никитина Антонина Сергеевна – педагог-психолог, МБДОУ
«Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Николаева Анастасия Юрьевна – воспитатель, МБДОУ «Дет- ский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Николаева Елена Николаевна – воспитатель, МБДОУ «Дет- ский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Никулина Ирина Николаевна – воспитатель, МАДОУ Детский сад № 11 «Солнышко», г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Нургалеева Дания Маратовна – учитель-логопед, ГБОУ Бир- ская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Осёнова Татьяна Анатольевна – студентка 5 курса, факультета филологии и межкультурных коммуникаций Бирского филиала Баш- кирского государственного университета, г. Бирск, Республика Баш- кортостан, Россия.
Осипова Алина Федоровна – музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Панфилова Надежда Анатольевна – воспитатель высшей ка- тегории, ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучаю- щихся с тяжелыми нарушениями речи, г. Бирск, Республика Башкорто- стан, Россия.
Петрова Калиса Анатольевна – воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Печёнкина Елена Сафаевна – учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 4, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Плотников Андрей Александрович – директор МБОУ СОШ
№ 7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Плотникова Елена Владимировна – учитель математики, МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Прокопьева Лариса Виссарионовна – воспитатель, МБДОУ
«Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Прокопьева Оксана Александровна – воспитатель, МБДОУ
«Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Ромова Алина Александровна – студентка 3 курса, факультета педагогики Бирского филиала Башкирского государственного универ- ситета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Ружьева Марина Витальевна – воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 133», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Садретдинова Светлана Николаевна – учитель, ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми наруше- ниями речи, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Садрисламова Лиана Фоатовна – магистр 3 курса, по направ- лению подготовки 44.04.01 – «Педагогическое образование», профилю подготовки – современный образовательный менеджмент, Бирского фи- лиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Респуб- лика Башкортостан, Россия; преподаватель ГАПОУ РБ «Бирский ме- дико-фармацевтический колледж», г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Самойлова Елена Николаевна – воспитатель, МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 «Улыбка», г. Бирск, Республика Башкортостан, Рос- сия.
Сапегин Константин Васильевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Сахипова Алина Альфиратовна – студентка 4 курса, соци- ально-гуманитарного факультета, Бирского филиала Башкирского гос- ударственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Рос- сия.
Селянина Людмила Валерьевна – учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 4, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Сулима Ирина Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной педагогики и логопедии, Государ- ственный институт психологии и социальной работы, г. Санкт-Петер- бург, Россия.
Тазетдинова Юлия Александровна – кандидат физико-матема- тических наук, доцент кафедры информатики и экономики, Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Рес- публика Башкортостан, Россия.
Тимергазина Резеда Муллахматовна – учитель математики, МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Токарева Надежда Фёдоровна – учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Третьякова Елена Юрьевна – учитель английского языка, МБОУ СОШ № 2, г. Пушкино, Московская область, Россия.
Улыбин Владислав Сергеевич – студент 4 курса, Высшей школы информационных и социальных технологий, Уфимского госу- дарственного нефтяного технического университета, г. Уфа, Респуб- лика Башкортостан, Россия.
Улыбина Олеся Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бир- ского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Феклистова Светлана Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий, инсти- тут инклюзивного образования, Белорусский государственный педаго- гический университет имени Максима Танка, г. Минск, Республика Бе- ларусь.
Фролова Ольга Викторовна – кандидат психологических наук, доцент, руководитель Центра «Гармония», г. Бирск, Республика Баш- кортостан, Россия.
Хаматнурова Айгуль Раифовна – студентка 4 курса, по направлению подготовки 44.03.02. – Психолого-педагогическое образо- вание, направленность (профиль) – Психология и социальная педаго- гик, Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Хамзина Эльза Фаварисовна – магистр 3 курс, по направлению подготовки 44.04.01 – «Педагогическое образование», профилю подго- товки – современный образовательный менеджмент Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия; учитель английского языка МОАУ СОШ № 10
«Центр образования» г. Нефтекамск, Республика Башкортостан, Рос- сия.
Хамидуллина Лидия Камиловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Ханова Юлия Ильхамовна – магистр 3 курса, по направлению подготовки 44.04.01 – «Педагогическое образование», профилю подго- товки – современный образовательный менеджмент, Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия; учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 1, пос. Ханымей, Пуровского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, Россия.
Харисова Эльвира Раязовна – воспитатель, МАДОУ «Лукомо- рье», г. Ноябрьск, Тюменская область Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия.
Хахалкина Ульяна Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Черников Илья Сергеевич – студент 2 курса, факультета фи- зики и математики, Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Черникова Марина Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального об- разования, Бирского филиала Башкирского государственного универси- тета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Чернышова Татьяна Ивановна – учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Шаверская Дарья Андреевна – студентка 2 курса, факультета филологии и межкультурных коммуникаций, Бирского филиала Баш- кирского государственного университета, г. Бирск, Республика Баш- кортостан, Россия.
Шамшиева Жанна Валентиновна – учитель начальных клас- сов, МБОУ СОШ № 7, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Шамшитова Ангелина Ивановна – магистр 1 курса, по направ- лению подготовки 44.04.01 – «Педагогическое образование», профилю подготовки – Профессионально-педагогический инжиниринг в образо- вательной деятельности, Бирского филиала Башкирского государствен- ного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия; педагог дополнительного образования, МБУ ДО ЦДЮТ «Путник», с. Мишкино, Республика Башкортостан, Россия.
Шарифянова Ольга Борисовна – воспитатель, МАДОУ Дет- ский сад № 10 «Огонек» г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Шевченко Людмила Дмитриевна – студентка 5 курса, факуль- тета педагогики, Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Шириязданова Эльвира Вильевна – учитель-логопед, МБОУ СОШ № 5, г. Дюртюли, Республика Башкортостан, Россия.
Юмакаева Альбина Фаритовна – учитель английского языка, ГБОУ СОШ пос. Черновский, г. Самара, Волжского района, Россия.
Яхина Лилия Фанзировна – учитель, ГБОУ Бирская коррекци- онная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия.
Научное издание
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в условиях цифровизации образования
Сборник докладов
VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
28 января 2022 г.
Часть 1.
Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопро- вождение лиц с особыми возможностями здоровья
Ответственные за выпуск:
Бронников Сергей Анатольевич, к.п.н., профессор Хахалкина Ульяна Викторовна, к.п.н., доцент
Технический редактор
Улыбина Олеся Викторовна, к.п.н., доцент
Представленные материалы докладов печатаются без изменений в авторской редакции. Авторы опубликованных работ несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, статистических данных, собствен- ных имен, географических названий и прочих сведений.
При перепечатке материалов докладов ссылка на данный сборник трудов и авторов обязательна.
Подписано в печать 05.02.2022 г. Форма 60х84 1/16. Бумага офсетная.
Печать текста на ризографе с оригинал-макета. Гарнитура Times. Усл.-печ.л. 6,50. Уч.-изд.л. 6,35.
Заказ 186. Тираж 100 экз.
Цена договорная.
452453, Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная, 10.
112
Бирский филиал БашГУ