СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация речи у детей логопатов во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В настоящее время одной из главных задач учителя начальной школы является развитие у школьников индивидуальных способностей. Учитель должен научить: применять полученные знания на практике, адаптироваться в быстро меняющемся современном мире, реализовать себя во всем. Разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность обучающихся, развивать познавательные особенности помогают педагогические технологии. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Просмотр содержимого документа
«Активизация речи у детей логопатов во внеурочное время»

Ахунова Л.Ф., Ершова Т.Н., Панфилова Н.А.,

г.Бирск, Россия

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ЛОГОПАТОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В настоящее время одной из главных задач учителя начальной школы является развитие у школьников индивидуальных способностей. Учитель должен научить: применять полученные знания на практике, адаптироваться в быстро меняющемся современном мире, реализовать себя во всем. Разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность обучающихся, развивать познавательные особенности помогают педагогические технологии. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игра занимает особое место, потому что дети легко вовлекаются в игровую деятельность. Для обучающихся начальных классов игра имеет огромное значение: это и учёба, и труд, и форма воспитания.

В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педагог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [3].

Класс, о котором идет речь, обучается в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Во 2 В классе 15 человек: 5 девочек и 10 мальчиков. Все дети посещали детский сад, правилам общения обучены, способны оценивать свое поведение. В классе есть дети, как общительные, так и стеснительные, но все они доброжелательные, веселые, отзывчивые, любопытные. Ребята знают и стараются соблюдать правила поведения в школе и общественном месте. Коллектив класса, можно сказать, сформирован, хотя состав класса менялся, начиная с подготовительного. В настоящее время работа в основном идет по поддержанию дружеской обстановки внутри класса. Есть в классе внимательные, аккуратные, старательные дети, а есть и такие дети, которые требуют к себе постоянного внимания, помощи со стороны учителя. Каждый ребенок индивидуален, со своими способностями и проблемами развития. Непросто учителю одинаково хорошо научить всех детей. Особенно, самое трудное – сделать самым легким, увлекательным и интересным. Как же учить? Какой подход к ним подобрать? На помощь приходит игра. Несмотря на то, что дети уже не первоклассники, поиграть никто не отказывается, все с удовольствием включаются в игру, независимо от индивидуальных особенностей развития. Во внеурочное время в начальной школе языковая игра не только возможна, но и обязательна, поскольку с помощью неё можно повысить уровень владения языком обучающихся. Вот в какие игры мы играем с детьми во внеурочное время.

Игра в слова. Цель: активизация лексики по изученным темам. Мы образуем две команды. При помощи считалки, выбираем, кому из ребят достанется мяч, кто больше назовет слов на заданную букву. Затем мяч передаётся игроку из другой команды. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов. Например, по теме «Глаголы» нужно назвать слова, начинающиеся на букву Р. Очень весело, когда дети придумывают название команды на заданную букву.

Игра «Слова – наоборот». Цель: закрепить антонимы. Здесь совсем просто, надо назвать слова противоположного значения. Ведущий становится в центр круга, кидает мяч и называет слово, а игрок противоположное. Куда-то исчезают и стеснительность, и зажатость, и боязнь неправильно ответить. В такой эмоциональной свободе все получается. Ребята переживают «ситуацию успеха». Причем антонимы подбираются легче, чем синонимы.

Игра «Поймай звук, назови слово». Цель: развитие фонематического слуха. Встаем в круг, выбираем начинающего игрока. Хором произносим чистоговорку. Начинающий игрок определился. Он называет слово и передает мяч следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока очередь не дойдёт до первого игрока. В этой игре важно на первом этапе правильно произнести слово, выделяя очень чётко последний звук в слове. Дети с удовольствием принимают помощь, не обижаются, и не расстраиваются.

Игра «Слова на-ок» Цель: образовывать уменьшительно-ласкательные наименования, соотносить действие с его названием. Дети встают в круг. По считалке выбирается водящий. Ему даётся в руки корзинка (иногда бывает и школьный рюкзак). Проводится словарная работа. Объясняются слова: кузовок, обмолвишься. Ученик держит её, а ребята в это время говорят слова: «Вот тебе кузовок, клади в него, что на-ок. Обмолвишься – отдашь залог!». Ребёнок отвечает: «Положу я в кузовок» и называет слово, заканчивающееся на «ок». Например, замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залог по одному, предварительно, спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети сами или с помощью взрослого назначают каждому залогу какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Игра «Фразеологический зверинец». Цель: расширение словарного запаса обучающихся. Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден как…(волк.)

Хитёр, как…(лиса.)

Труслив, как…(заяц.)

Нем как…(рыба.)

Колючий как…(ёж.)

Здоров как…(бык.)

Если ребенок с интересом включается в процесс игры, становится ее участником, то и работоспособность его увеличивается, изучаемый материал становится легче для запоминания. Игра вырабатывает произвольность (умение следовать правилам), развивает речь, воображение, пространственные и временные представления, помогает стимулировать мыслительную деятельность, концентрацию внимания, логическое мышление, интерес к русскому языку. Подвижные игры развивают речь и логическое мышление. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, правильно ставить ударения в словах, замедлять и ускорять темп речи, выделять голосом отдельные слова и выражения, то есть осваивает такое понятие, как интонация речи. Это способствует тому, что и в дальнейшем речь человека будет отличаться смысловой ясностью и выразительностью.

Список литературы

1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. – 143 с.

2.Патрушева И.В. Психология и педагогика игры: практикум по игротехнике – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного ун-та,2014. – 130 с.

3.Сухомлинский В.А.; АПН СССР; сост.: О.С.Богданова, В.З.Смаль, А.И. Сухомлинская. – М.:Педагогика,1981.– 145 с.