СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активная гражданская позиция обучающихся с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности обучающихся с ОВЗ является одной из важнейших задач современного образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
««Активная гражданская позиция обучающихся с ОВЗ»»

 «Активная гражданская позиция обучающихся с ОВЗ»         Рыбакова Лариса Владимировна

«Активная гражданская позиция обучающихся с ОВЗ»

Рыбакова Лариса Владимировна

Трудно воспитывать человека в наше время, особенно подростков. Трудно потому, что кроме школы они добывают много знаний из других источников, всё это нужно осмыслить, переварить. (В.А. Сухомлинский) Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности обучающихся с ОВЗ является одной из важнейших задач современного образовательного процесса.

Трудно воспитывать человека в наше время, особенно подростков.

Трудно потому, что кроме школы они добывают много знаний из других источников, всё это нужно осмыслить, переварить.

(В.А. Сухомлинский)

Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности обучающихся с ОВЗ является одной из важнейших задач современного образовательного процесса.

Каково содержание стержневых социальных качеств личности?

Каково содержание стержневых социальных качеств личности?

Жизненная позиция Пассивная Активная Готовые взгляды, ценности, образцы поведения, нет попыток их анализировать Неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить Критическое отношение к действительности Выбор «линии наименьшего сопротивления» Отказ от инициативы, направленной на изменение окружающей среды Постоянная потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире Положительное отношение к нововведениям, если они санкционированы сверху Стремление сделать жизнь лучше Боязнь нового, ориентация на стереотипы мышления, отказ от собственной инициативы

Жизненная позиция

Пассивная

Активная

Готовые взгляды, ценности, образцы поведения, нет попыток их анализировать

Неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить

Критическое отношение к действительности

Выбор «линии наименьшего сопротивления»

Отказ от инициативы, направленной на изменение окружающей среды

Постоянная потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире

Положительное отношение к нововведениям, если они санкционированы сверху

Стремление сделать жизнь лучше

Боязнь нового, ориентация на стереотипы мышления, отказ от собственной инициативы

Социальная активность Активная гражданская позиция Гражданские качества Гражданское самосознание

Социальная активность

Активная гражданская позиция

Гражданские качества

Гражданское самосознание

Социальная активность Отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, которое обеспечивает самореализацию личности Гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности Глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность Сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития

Социальная активность

Отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, которое обеспечивает самореализацию личности

Гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности

Глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность

Сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития

Гражданское самосознание  Развивается с опорой на жизненную позицию личности: Осознание, оценка своего знания; осознание, оценка нравственного облика и интересов; осознание, оценка идеалов и мотивов поведения; целостная оценка самого себя.

Гражданское самосознание

Развивается с опорой на жизненную позицию личности:

  • Осознание, оценка своего знания;
  • осознание, оценка нравственного облика и интересов;
  • осознание, оценка идеалов и мотивов поведения;
  • целостная оценка самого себя.
Гражданское самосознание  Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях: Чувство любви к Родине; чувство ответственности за свои поступки и действия; инициативность, самостоятельность; формирование и развитие положительных мотивов.

Гражданское самосознание

Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях:

  • Чувство любви к Родине;
  • чувство ответственности за свои поступки и действия;
  • инициативность, самостоятельность;
  • формирование и развитие положительных мотивов.
Гражданская позиция  Задача становления активной гражданской позиции личности Формирование сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом; определение своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Гражданская позиция

Задача становления активной гражданской позиции личности

  • Формирование сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом;
  • определение своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.
Гражданская позиция  Становление активной гражданской позиции подростков – сложный процесс развития интегративного качества личности Социальная активность и инициатива; сочетание личностных и гражданских ценностей; осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Гражданская позиция

Становление активной гражданской позиции подростков – сложный процесс развития интегративного качества личности

  • Социальная активность и инициатива;
  • сочетание личностных и гражданских ценностей;
  • осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.
Гражданская позиция  Деятельность педагога: Определить формы и методы взаимодействия;  помочь детям найти себя в жизни, самоопределиться;  привить навыки, которые помогли бы успешно функционировать в изменяющем мире; помочь приобрести профессию

Гражданская позиция

Деятельность педагога:

  • Определить формы и методы взаимодействия;
  • помочь детям найти себя в жизни, самоопределиться;
  • привить навыки, которые помогли бы успешно функционировать в изменяющем мире;
  • помочь приобрести профессию
Этапы становления качеств личности Использование возможностей среды для собственного развития Готовность к проявлению «Я» IV этап Становление качеств личности – готовность к выбору III этап Осознание своего «Я» II этап I этап

Этапы становления качеств личности

Использование возможностей среды для собственного развития

Готовность к проявлению «Я»

IV этап

Становление качеств личности – готовность к выбору

III этап

Осознание своего «Я»

II этап

I этап

Формирование гражданской позиции начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час.  Позиция каждого – это результат долгих трудов всех, кто работал над формированием мыслей, души, жизненной позиции человека.

Формирование гражданской позиции начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час.

Позиция каждого – это результат долгих трудов всех, кто работал над формированием мыслей, души, жизненной позиции человека.

Основные формы взаимодействия Центра и семьи Организация встреч учащихся с военнослужащими Приглашение семей в которых есть ветераны войны Привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий Изучение семейных традиций Организация и проведение семейных встреч, конкурсов, викторин Организация совместных экскурсий в музеи

Основные формы взаимодействия Центра и семьи

Организация встреч учащихся с военнослужащими

Приглашение семей в которых есть ветераны войны

Привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий

Изучение семейных традиций

Организация и проведение семейных встреч, конкурсов, викторин

Организация совместных экскурсий в музеи

Реализация гражданского образования  на первой ступени  (начальная школа) Развивается творческий потенциал Закладываются основные моральные ценности, нормы поведения Начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего отечества  Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют интегрироваться в сообщество и способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог

Реализация гражданского образования на первой ступени (начальная школа)

Развивается творческий потенциал

Закладываются основные моральные ценности, нормы поведения

Начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего отечества

Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют интегрироваться в сообщество и способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог

Реализация гражданского образования  на второй ступени  (средние классы) Продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка  Помощь в приобретении знаний и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе Обогащение учащихся знаниями об истории отечества, познание элементарных моральных и правовых норм

Реализация гражданского образования на второй ступени (средние классы)

Продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка

Помощь в приобретении знаний и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе

Обогащение учащихся знаниями об истории отечества, познание элементарных моральных и правовых норм

Реализация гражданского образования  на третьей ступени  (9-11 классы) Углубление знаний о правах людей Углубление знаний о процессах, происходящих в различных сферах общества Определение гражданской позиции человека, его социально-политической ориентации

Реализация гражданского образования на третьей ступени (9-11 классы)

Углубление знаний о правах людей

Углубление знаний о процессах, происходящих в различных сферах общества

Определение гражданской позиции человека, его социально-политической ориентации

 Главное в формировании гражданской позиции - системный подход, создание условий для их самопознания и самовоспитания. Важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой образовательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитание культурного человека, гражданина и патриота.

Главное в формировании гражданской позиции - системный подход, создание условий для их самопознания и самовоспитания.

Важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой образовательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитание культурного человека, гражданина и патриота.

Роль классного руководителя в формировании гражданской позиции Задача: воспитание личности способной самостоятельно построить успешную жизнь Классный руководитель – воспитатель, друг, координатор, советчик, психолог; ведущая линия - воспитание у школьников активной гражданской позиции.

Роль классного руководителя в формировании гражданской позиции

Задача: воспитание личности способной самостоятельно построить успешную жизнь

  • Классный руководитель – воспитатель, друг, координатор, советчик, психолог;
  • ведущая линия - воспитание у школьников активной гражданской позиции.
Роль классного руководителя в формировании гражданской позиции Эффективная воспитательная работа: Получать отклик на мероприятие, личностное отношение происходящему; воспитательный материал должен проходить через ум, сердце и душу ребенка и оставлять прочный след в сознании будущего гражданина,  прививать и закреплять нравственные качества.

Роль классного руководителя в формировании гражданской позиции

Эффективная воспитательная работа:

  • Получать отклик на мероприятие, личностное отношение происходящему;
  • воспитательный материал должен проходить через ум, сердце и душу ребенка и оставлять прочный след в сознании будущего гражданина,
  • прививать и закреплять нравственные качества.