«Активная гражданская позиция обучающихся с ОВЗ»
Рыбакова Лариса Владимировна
Трудно воспитывать человека в наше время, особенно подростков.
Трудно потому, что кроме школы они добывают много знаний из других источников, всё это нужно осмыслить, переварить.
(В.А. Сухомлинский)
Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности обучающихся с ОВЗ является одной из важнейших задач современного образовательного процесса.
Каково содержание стержневых социальных качеств личности?
Жизненная позиция
Пассивная
Активная
Готовые взгляды, ценности, образцы поведения, нет попыток их анализировать
Неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить
Критическое отношение к действительности
Выбор «линии наименьшего сопротивления»
Отказ от инициативы, направленной на изменение окружающей среды
Постоянная потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире
Положительное отношение к нововведениям, если они санкционированы сверху
Стремление сделать жизнь лучше
Боязнь нового, ориентация на стереотипы мышления, отказ от собственной инициативы
Социальная активность
Активная гражданская позиция
Гражданские качества
Гражданское самосознание
Социальная активность
Отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, которое обеспечивает самореализацию личности
Гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности
Глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность
Сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития
Гражданское самосознание
Развивается с опорой на жизненную позицию личности:
- Осознание, оценка своего знания;
- осознание, оценка нравственного облика и интересов;
- осознание, оценка идеалов и мотивов поведения;
- целостная оценка самого себя.
Гражданское самосознание
Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях:
- Чувство любви к Родине;
- чувство ответственности за свои поступки и действия;
- инициативность, самостоятельность;
- формирование и развитие положительных мотивов.
Гражданская позиция
Задача становления активной гражданской позиции личности
- Формирование сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом;
- определение своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.
Гражданская позиция
Становление активной гражданской позиции подростков – сложный процесс развития интегративного качества личности
- Социальная активность и инициатива;
- сочетание личностных и гражданских ценностей;
- осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.
Гражданская позиция
Деятельность педагога:
- Определить формы и методы взаимодействия;
- помочь детям найти себя в жизни, самоопределиться;
- привить навыки, которые помогли бы успешно функционировать в изменяющем мире;
- помочь приобрести профессию
Этапы становления качеств личности
Использование возможностей среды для собственного развития
Готовность к проявлению «Я»
IV этап
Становление качеств личности – готовность к выбору
III этап
Осознание своего «Я»
II этап
I этап
Формирование гражданской позиции начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час.
Позиция каждого – это результат долгих трудов всех, кто работал над формированием мыслей, души, жизненной позиции человека.
Основные формы взаимодействия Центра и семьи
Организация встреч учащихся с военнослужащими
Приглашение семей в которых есть ветераны войны
Привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий
Изучение семейных традиций
Организация и проведение семейных встреч, конкурсов, викторин
Организация совместных экскурсий в музеи
Реализация гражданского образования на первой ступени (начальная школа)
Развивается творческий потенциал
Закладываются основные моральные ценности, нормы поведения
Начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего отечества
Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют интегрироваться в сообщество и способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог
Реализация гражданского образования на второй ступени (средние классы)
Продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка
Помощь в приобретении знаний и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе
Обогащение учащихся знаниями об истории отечества, познание элементарных моральных и правовых норм
Реализация гражданского образования на третьей ступени (9-11 классы)
Углубление знаний о правах людей
Углубление знаний о процессах, происходящих в различных сферах общества
Определение гражданской позиции человека, его социально-политической ориентации
Главное в формировании гражданской позиции - системный подход, создание условий для их самопознания и самовоспитания.
Важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой образовательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитание культурного человека, гражданина и патриота.
Роль классного руководителя в формировании гражданской позиции
Задача: воспитание личности способной самостоятельно построить успешную жизнь
- Классный руководитель – воспитатель, друг, координатор, советчик, психолог;
- ведущая линия - воспитание у школьников активной гражданской позиции.
Роль классного руководителя в формировании гражданской позиции
Эффективная воспитательная работа:
- Получать отклик на мероприятие, личностное отношение происходящему;
- воспитательный материал должен проходить через ум, сердце и душу ребенка и оставлять прочный след в сознании будущего гражданина,
- прививать и закреплять нравственные качества.