СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные формы работы с родителями

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолог в образовательном процессе является одним из главных зеньев работы с семьей. И то, какие методы он выбирает для активизации участия и заинтересованности родителей в образовании и воспитании своих детей зависит успешность такой работы.

Просмотр содержимого документа
«Активные формы работы с родителями»

Материал подготовила

педагог-психолог

Лабинского филиала

ГБУ КК «Центр диагностики

и консультирования»

Волокитина Е.В.

13 февраля 2019 г.

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

  В результате взаимовлияния индивидов в семье последняя выступает как персональная микросреда развития личности. Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркально: для взрослого семья — производное от «я», для ребенка «я» — производное от семьи.

              Поэтому психологическое сопровождение учащихся и их родителей осуществляется по следующим направлениям:

  1. Психологическое просвещение – повышение психологической грамотности родителей.

  2. Психологическая профилактика – предупреждение возможного неблагополучия в развитии детско-родительских отношений.

  3. Психологическое консультирование – оказание помощи в решении проблем, возникающих в детско-родительских отношениях.

  4. Психодиагностика – исследование детско-родительских отношений посредством комплекса психодиагностических методик.

  5. Психологическая коррекция – устранение нарушений детско-родительских отношений.

       Благодаря системному подходу психологи работают в следующей парадигме:

  • Семья – некая ценность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы.

  • Проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений. Если семья в тупике, то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не устраняют, но создают видимость стабильности.

Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, соц. педагога, учителя и психолога мы можем эффективнее решать задачи сопровожде­ния личностного и возрастного развития детей группы риска.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими парт­нерами школы в деле профилактики аддиктивного поведения?

— Верить в важность и необходимость совме­стных действий, поднимать авторитет се­мьи;

— воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для разви­тия;

— учитывать интересы родителей;

— опираться на жизненный опыт родителей;

— отказаться от модели «тушения пожара в семье», когда проблема носит явно выра­женный или хуже того — хронический характер, ориентироваться на профилакти­ческую работу;

— обращаться к ресурсам семьи, не концент­рироваться на ее недостатках;

— верить, что любая семья имеет сильные стороны.

К наиболее важным предпосылкам организа­ции работы с родителями, на наш взгляд, отно­сятся:

— поддержка со стороны руководства (пред­полагает правильную аргументацию необ­ходимости);

— сотрудничество с классными руководителя­ми (позволяет снять возможную напряжен­ность);

— мотивация родителей (необходимы аргумен­ты для соответствующих действий);

— умение вовлечь в работу родителей для достижения согласованных целей (через организацию обсуждения и планирование);

— хороший контакт и эффективное взаимо­действие с родителями (через создание до­верительной рабочей обстановки, устраня­ющей неопределенность и неуверенность в отношениях);

Хорошо зарекомендовали себя в работе с родителями такие методы как:

КРУГЛЫЙ СТОЛ С «РАМКОЙ»

Это метод, который позволяет не только создать проблемную ситуацию у родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать. В то же время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя. Поэтому мы считаем этот метод более активным, чем проблемные лекции.

Круглый стол — это встреча родителей учащихся одного класса, которым для обсуждения предлагается какая-либо тема, значимая для класса. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается «рамка», то есть ряд заданий и вопросов. Круглый стол, в отличие от ранее рассмотренных форм, дает возможность родителям не только получить полезную информацию и осознать собственную родительскую позицию, но и сравнить ее с позициями других родителей. Для многих родителей важна возможность высказаться — рассказать о своих трудностях взаимодействия с ребенком. Для других — интересно сравнить проявления других учащихся с проявлениями своего, что дает им возможность по-новому оценить его, увидеть какие-либо незнакомые ранее аспекты.

Не менее важным является круглый стол и для психолога, который получает возможность лучше узнать, понять родителей, приобретает их доверие.

Итогом круглого стола является совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Поэтому можно сказать, что круглый стол является оптимальной формой для формирования общего воспитательного поля вокруг ребенка.

«Школа любящих родителей».

«Школа любящих родителей» проводится один раз в месяц.

В рамках занятий Школы, родители могут свободно побеседовать, обсудить общие проблемы, поделиться «наболевшим», имеющимся опытом по воспитанию ребенка, такие занятия лучше всего организовать в формате «за чашкой чая».



Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Полезность таких встреч родителей состоит в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Родительские чтения — очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Тематическая консультация. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. Родители должны получать квалифицированный совет. При инновационном подходе эффективность может быть повышена при соблюдении принципа консультирования в сочетании с обратной связью, т.е. того, как влияют консультации на решение конкретных проблем.

Посещение семьи. Считается традиционным мероприятием.Активным оно может стать при условии активизации родителей при непосредственном их участии в данном процессе: взаимопосещений, родительских «десантов» и др.

Диагностика

Диагностика

Использование тестов для изучения родителями особенностей своей личности. Требования: (каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции)

Позволяет получить информацию для раздумий, рассуждений переживаний; побудить к самоанализу




Творческая мастерская - форма работы, позволяющая создать условия для совместного творчества детей и родителей

Сама творческая атмосфера встреч побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а так же познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.

На родительских собраниях, всю информацию можно представить в виде   электронной презентации, в ней наглядно, убедительно и доступно можно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков. Обязательно каждому родителю выдается распечатка этого материала. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам. Могу с уверенностью сказать, что с использованием ИКТ процент посещения родительских собраний увеличился.

Микрогруповая работа с родителямиПриглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Также разумно пригласить на эту встречу специалиста-профессионала в данной сфере.

Если родители озвучат свою проблему и услышат, что в других семьях практически такое же состояние дел, то у них уже «камень с души упадет» — они не одиноки в этой проблеме. На микрогрупповом собрании в разговор вступают и те родители, которые уже сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным), и у остальных родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не «пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации. Собирается только часть родителей . Поэтому разговор получается кулуарный, приватный. Родители уверены в том, что другие мамы и папы не узнают о проблемах их детей. Такие микрогрупповые собрания можно практиковать и между классами, то есть собирать родителей из разных классов параллели.








© 2021, 270 1