Просмотр содержимого документа
«актуализация знаний при устном счете»
10
Примерная структура проблемного урока:
Организационный момент –
Актуализация знаний –
воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания,
фиксирование затруднения в деятельности по известной норме;
Постановка учебной задачи –
определение затруднения, его место,
определение необходимости нового знания;
«Открытие» обучающимися нового знания –
выдвижение гипотезы,
проверка гипотезы;
Первичное закрепление –
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе –
Повторение –
включение нового материала в систему знаний,
решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала;
Итог занятия –
Проблемные ситуации при определении темы урока
Прочитайте числа: (на доске) 345, 453, 187, 354.
Что заметили?
Какое число лишнее?
Почему?
Какое задание с этими числами можно предложить? (можно записать в порядке возрастания или убывания; выполнить сложение и вычитание, записать числа в виде суммы разрядных слагаемых)
Как называются все эти числа?
Сегодня на уроке мы продолжим работу с натуральными числами.
Разгадав кроссворд, вы можете определить тему урока.
По горизонтали:
Сколько вершин, сторон, углов в треугольнике? (три)
Часть прямой, ограниченная двумя точками. (отрезок)
Какая фигура получится, если последовательно соединить три точки, не лежащие на одной прямой? (треугольник)
Как по-другому назвать расстояние между двумя точками? (длина)
Какое слово можно записать по вертикали? (точка)
Попробуйте сформулировать тему урока.
В каких единицах измеряется длина?
Решив все примеры и расположив ответы в порядке возрастания, вы сможете прочитать три слова, которые являются темой нашего урока. (плоскость, прямая, луч).
81 : 9 | С | | 15 * 0 | П | | 7000 + 90 + 6 | Ч |
15 * 3 | С | | 32 : 32 | Р | | 30 000 + 4000 + 9 | Л |
17 – 9 | О | | 17 * 10 | М | | 10 000 + 900 + 1 | У |
33 + 16 | Т | | 90 : 10 | Я | | | |
44 * 0 | П | | 16 + 14 | А | | | |
13 * 1 | К | | 90 – 30 | Я | | | |
63 : 63 | Л | | | | | | |
96 * 100 | Ь | | | | | | |
300 : 10 | О | | | | | | |
Наводящие вопросы
Как называется инструмент, при помощи которого измеряют длину отрезка?
Рассмотрите линейку. Деления, которые вы на ней видите, образуют шкалу.
Вспомните и назовите приборы и инструменты, на которых есть шкалы (термометр, линейка, весы, спидометр и т.д)
Сегодня на уроке мы будем изучать шкалы и координаты.
Математическое лото
На парту выдают карточку лото и полоски бумаги размером в одну ячейку карточки. Учитель читает примеры, а учащиеся закрывают на карточке соответствующие ответы. Работу можно проводить как в паре, так и индивидуально. По расположению закрытых ячеек учитель легко увидит вычисления каждого учащегося. Из оставшихся незакрытыми букв можно складывать слова, которые подскажут тему урока. Данная работа хороша тем, что карточку можно использовать в течение нескольких уроков.
296 С | 513 З | 1000 М | 499 Н |
877 П | 630 У | 45 О | 555 Т |
40 М | 8 Е | 90 Ь | 4 А |
7 Р | 57 И | 96 Е | 14 Р |
Число 28 уменьшите в 4 раза.
Из числа 90 вычтите 82.
Число 500 увеличьте на 13.
Число 111 умножьте на 5.
Из числа 900 вычтите 23.
Число 114 разделите на 2.
Число 9 умножьте на 5.
Из числа 500 вычтите 1
Число 42 разделите на 3.
Число 45 увеличьте в 2 раза.
Число 100 уменьшите на 4.
Помощь примера
На доске: 320 + 485 + 80
Найдите значение выражения (885)
Как вы вычисляли?
Какие свойства сложения использовали?
Сформулируйте тему урока.
Разделение на группы
На доске: 45 + 16 19 – с a + b a + 34 61 – 13
45 + 16 a + 34
61 – 13 19 – с
a + b
Что входит в состав выражений левого столбика? (числа и знаки)
Подумайте, как их можно назвать. (числовые)
Как назовем выражения правого столбика? (буквенные)
Попробуйте определить тему урока.
Круговые примеры.
Можно использовать готовый слайд либо бумажные карточки или просто записать выражения на доске. Суть этого задания заключается в том, что результат одного примера является началом следующего. Учащимся дается первый пример, далее, вычисляя, они должны показать стрелочками или выложить по порядку следующие примеры. Заканчивается круг примеров тем, с которого начали.
29 + 18 155 + 25 100 – 69 27 + 2 47 + 53
31 * 5 126 – 99 180 : 6 30 + 96
Выполните дополнительные задания:
Найдите карточку, на которой записано частное.
Прочитайте выражение разными способами.
Найдите карточку с произведением.
Прочитайте по-разному.
Составьте задачу по выражению любой карточки.
Как называются эти выражения?
Исходя их заданий устного счета, попробуйте сформулировать тему урока.
Убери лишнее
На доске (экране): a + 34 x – 13 = 48 y + 41
52 + x c – 57
Рассмотрите записи.
Выберите лишнее (x – 13 = 48)
Почему вы так решили? Объясните (это равенство)
Кто помнит, как называется это равенство? (уравнение)
Кто может сформулировать тему нашего урока.
Графический диктант
Ответ «да» соответствует _, ответ «нет» -
.
125х = 1000; х = 8 | 6) 99х = 99; х = 1 |
х: 16 = 4; х = 4 | 7) 84 : х = 6; х = 12 |
75 : х = 3; х = 25 | 8) х : 76 = 1; х = 76 |
х * 9 = 810; х = 9 | 9) х : 71 = 0; х = 0 |
47х = 0; х = 0 | 10) х : 29 = 11; х = 319 |
Ключ: _
_
Найдите пару
Для выражений из левого столбика найдите пару из правого. Соедините их стрелочками.
5х + 3х – 4 8а
(5 + у )* 4 4х
4а * 3 45х
2а – а + 7а 48х
12у – 7у – 2 8х – 4
4х * 6 *2 20 + 4у
9 * х * 5 12а
5у – 2
3у
Какие выражения остались без пары?
Как вы думаете, почему я их включила?
Какие свойства умножения применяют при упрощении выражений?
Для чего нужно хорошо уметь упрощать выражения, где это пригодится? (при решении уравнений и задач)
Сформулируйте тему урока.
Это только некоторые приемы проблемного обучения, которые можно применять при актуализации знаний и определении темы урока.
Просмотр содержимого презентации
«актуализация знаний при устном счете»
5
1
8
2
15
7
1
Проблемное обучение
4
3
6
13
1
9
Проблемные ситуации
при определении темы урока
- Прочитайте числа : (на доске)
345, 453, 187, 354 .
Что заметили?
- Какое число лишнее?
- Почему?
- Какое задание с этими числами можно предложить?
- Как называются все эти числа?
Сегодня на уроке мы продолжим работу с натуральными числами.
Разгадайте кроссворд
По горизонтали:
углов в треугольнике?
- Часть прямой, ограниченная двумя точками
- Какая фигура получится, если последовательно соединить три точки, не лежащие на одной прямой?
- Как по-другому назвать расстояние между двумя точками?
- Какое слово можно записать по вертикали?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- В каких единицах измеряется длина?
3
4
1
2
Решите все примеры и расположите ответы в порядке возрастания
вы сможете прочитать три слова, которые являются темой нашего урока.
81 : 9
15 * 3
С
С
17 – 9
О
15 * 0
33 + 16
Т
32 : 32
44 * 0
П
17 * 10
Р
П
13 * 1
90 : 10
К
63 : 63
7000 + 90 + 6
М
Я
Ч
16 + 14
96 * 100
30 000 + 4000 + 9
Л
Ь
Л
90 – 30
А
10 000 + 900 + 1
300 : 10
Я
О
У
Наводящие вопросы
- Как называется инструмент, при помощи которого измеряют длину отрезка?
- Рассмотрите линейку. Деления, которые вы на ней видите, образуют шкалу.
- Вспомните и назовите приборы и инструменты, на которых есть шкалы
Сегодня на уроке мы будем изучать шкалы и координаты
- Какое слово вам непонятно?
- Понять значения новых слов нам поможет учебник.
Математическое лото
- Число 28 уменьшите в 4 раза.
- Из числа 90 вычтите 82.
- Число 500 увеличьте на 13.
- Число 111 умножьте на 5.
- Из числа 900 вычтите 23.
- Число 114 разделите на 2.
- Число 9 умножьте на 5.
- Из числа 500 вычтите 1
- Число 42 разделите на 3.
- Число 45 увеличьте в 2 раза.
- Число 100 уменьшите на 4.
- Из оставшихся букв составьте слово
- Какое действие сегодня мы будем повторять?
296
С
877
П
513
З
630
У
40
М
1000
М
499
Н
45
О
7
Р
8
Е
555
Т
90
Ь
57
И
4
А
96
Е
14
Р
Помощь примера
На доске: 320 + 485 + 80
- Найдите значение выражения
- Как вы вычисляли?
- Какие свойства сложения использовали?
Сформулируйте тему урока.
Разделение на группы
На доске:
45 + 16 19 – с a + b a + 34 61 – 13
- На какие две группы можно разделить эти выражения?
- Запишите в два столбика.
- Что входит в состав выражений левого столбика?
- Подумайте, как их можно назвать.
- Как назовем выражения правого столбика?
Попробуйте определить тему урока.
Круговые примеры.
Выполните дополнительные задания:
- Найдите карточку, на которой записано частное.
- Прочитайте выражение разными способами.
- Найдите карточку с произведением
29 + 18
55 + 25
100 – 69
27 + 2
47 + 53
31 * 5
126 – 99
180 : 6
30 + 96
.
- Прочитайте по-разному.
- Составьте задачу по выражению любой карточки.
- Как называются эти выражения?
Исходя их заданий устного счета, попробуйте сформулировать тему урока.
Убери лишнее
На доске (экране):
a + 34 x – 13 = 48 y + 41
52 + x c – 57
- Рассмотрите записи.
- Выберите лишнее
- Почему вы так решили? Объясните
- Кто помнит, как называется это равенство?
Кто может сформулировать тему нашего урока.
Графический диктант
Ответ « да » соответствует _, ответ « нет » -
- Какие действия вам приходилось выполнять в графическом диктанте?
- Как связаны эти действия между собой?
Определите тему урока.
2) х : 16 = 4; х = 4
6) 99х = 99; х = 1
3) 75 : х = 3; х = 25
7) 84 : х = 6; х = 12
8) х : 76 = 1; х = 76
4) х * 9 = 810; х = 9
5) 47х = 0; х = 0
9) х : 71 = 0; х = 0
10) х : 29 = 11; х= 319
Найдите пару
Для выражений из левого столбика найдите пару из правого. Соедините их стрелочками.
5х + 3х – 4 8а
(5 + у )* 4 4х
4а * 3 45х
2а – а + 7а 48х
12у – 7у – 2 8х – 4
4х * 6 *2 20 + 4у
9 * х * 5 12а
5у – 2
3у
http://www.google.ru/search?q=%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82+%D0%B2+%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D1%83&hl=ru&newwindow=1&client=opera&hs=Daa&rls=ru&channel=suggest&prmd=ivns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=tU8dToW3JcfpObqXkIcJ&ved=0CCMQsAQ лист в клетку
Автор : Грачева Татьяна Ивановна , учитель начальных классов
МОУ «Русскополянская гимназия №1»
«http://pedsovet.su/»