Актуальные проблемы современного школьного филологического образования.
Цель: выявить актуальные проблемы в современном школьном филологическом образовании: понять остроту данных проблем; найти пути решения.
На мой взгляд, самыми распространёнными проблемами в школьном филологическом образовании являются:
Потеря интереса учащихся к чтению.
Снижение грамотности среди учащихся.
Просмотр кинофильмов по произведению школьной программы становится неактуальным в среде школьников.
Высокая нагрузка на учителей- филологов
Оснащённость классного кабинета; использование цифровизации в недостаточной мере.
Уменьшение часов развития речи в 5- 11 классах по предмету русский язык.
Недостаточность часов русского языка в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ.
По первому вопросу о потере интереса учащихся к чтению, хотелось бы сказать следующее. Если в средних классах произведения школьной программы есть в учебниках литературы, то чем старше класс, тем тексты для учащихся становятся малодоступными, в школьных учебниках их нет, а в школьной библиотеке осталось мизерное количество книг, например, вместо положенных 30 экземпляров в библиотечном фонде только 3-4 книги. Многие произведения в средних классах благодаря малому объёму можно прочитать в классе. Чем старше класс, тем проблематичнее становится учителю требовать от обучающихся - прочтения произведений большого объёма. Учитель – филолог согласен на то, чтобы самому рассказывать, пересказывать произведение, чтобы как-то решить вопрос о прочтении произведения в старших классах. Данная ситуация отклоняется от норм школьного образования. Так что же делать учителю русского языка и литературы, чтобы учащиеся заинтересовались чтением книг и познанием произведений? Ведь большую часть времени учащихся занимают гаджеты, где ученики по большей части играют в игры, причём мало обучающие, мало познавательные игры, а иногда и просто демонстрационные, т.е. такие игры, где игрок просто наблюдает, как играют другие, не участвуя сам, является его пассивным наблюдателем.
Первое решение данной проблемы, на мой взгляд, это оснащение библиотечного фонда образовательной организации, ведь в школьной библиотеке должны находиться книги не только изучаемых предметов, но и художественная литература. Если мест в библиотеке недостаточно, то книги можно хранить в классной библиотеке, что повысит доступность книг для обучающихся.
По какой ещё причине ученики не читают произведения или читают с малой охотой произведения школьной программы, да и не только школьной программы, но и в целом? Связано это с тем, что есть многочисленные сайты, где можно прочитать произведение в кратком содержании. Что это? Плюс или минус для учителя? Считаю это большим минусом, так как это расслабляет учащихся, готовиться теперь они могут быстро и поверхностно, ведь краткое содержание не даёт углубленного изучения произведения. Учащиеся считают, что чтение краткого содержания иногда является достаточным при подготовке к уроку. Учителю бывает иногда сложно определить, читал ли ученик полное произведение или его краткое содержание. В данное нелёгкое время для образования, считаю, что нужно обратить внимание на просмотр художественных фильмов по произведениям школьной программы. Отечественная киноиндустрия является кладезью ярких прекрасных фильмов для просмотра. Ведь имена таких замечательных актёров как Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Алла Ларионова, Георгий Миляр, Владимир Зельдин и многих, многих других, могут стать для молодого поколения малозначащими, неизвестными, забытыми. Этого нельзя допустить, ведь это история нашей страны, судьбы людей, вложивших немалый вклад в её развитие и процветание. В школах должны быть специально оформленные мини – кинозалы, где в комфортных условиях можно будет просмотреть кинофильм.
2. Снижение грамотности среди обучающихся. Считаю, что грамотность учащихся становится хуже, они совершают элементарные ошибки, например, в словах – воин – воен, питомец – петомец, и т.д. Связано это также с гаджетами, где для общения друг с другом дети могут отправить голосовое сообщение или сообщение, при наборе которого слово появляется самостоятельно. Также нет должного контроля в оформлении текстов на различных сайтах, где в текстах есть ошибки, неправильное оформление речевого текста, использование ненормативной лексики и т.д.
Таким образом, для того, чтобы грамотность учащихся была на высоком уровне нужно – обращать их внимание на наличие ошибок в интернет – ресурсах, проводить чаще зрительные диктанты как на уроке, так и в домашнем задании.
3. Просмотр кинофильма по произведению школьной программы иногда является «подарком» для учителя. По данному вопросу хотелось бы добавить, что в связи с тем, что школьники не мотивированы читать произведения хотя бы школьной программы, то просмотр фильмов явился бы положительным моментом в просвещении обучающихся. Старому советскому кинематографу тяжело конкурировать с You Tube, с Тик Током и другими информационными интернет – площадками. Данные каналы предоставляют информацию кратко, зрелищно, ёмко. Очень актуальны непродолжительные ролики. У детей срабатывает чувство нежелания смотреть длинные ролики, продолжительные фильмы, это начинает их утомлять. Поэтому просмотр фильма должен быть совместным, с взрослым, массовым. Нужно привить в детях желание смотреть фильмы классической мировой литературы.
4. Высокая нагрузка на учителей - филологов. Самая высокая нагрузка взвалена именно на учителей – филологов. Обязательный экзамен для 9 и 11 классов, причем экзамены являются разными по структуре. Кроме подготовки к ОГЭ и ЕГЭ существуют промежуточные аттестации в выпускных классах, в 9 классе – Итоговое собеседование, в 11 классе - Итоговое сочинение. Подготовка к итоговой аттестации в 9 классе идёт совместно с изучением курса русского языка. Кроме того идёт двойная нагрузка на учителя, если обучающиеся выбирают ОГЭ и ЕГЭ по литературе.
Далее, в связи с такой нагрузкой на учителя русского языка и литературы молодые педагоги не торопятся идти в образовательные организации. Увеличилось увольнение учителей русского языка и литературы, в первую очередь причиной такого увольнения считаю именно загруженность учителя, высокие требования и низкая оплата труда. Высокая нагрузка, низкая заработная плата ведёт к низкой мотивации в работе, тем самым сказывается на качестве труда и её результативности. Кроме того, обеспечивая школы информационно – технологическим оборудованием, руководство зачастую не берёт во внимание такой факт, как информационно – технологическая грамотность педагогов. Ведь новые информационные технологии несут в себе массу функций, которыми иногда учитель не владеет в полном объёме.
После того как обучающийся подготовлен к сдаче ГИА, то преподавателя также привлекают к процессу проведения ОГЭ и ЕГЭ, затем - проверка экзаменационных работ, где прежде педагог должен пройти курсы. Считаю, что учитель должен подготовить учащихся к сдаче экзамена, а далее проведение ГИА и проверка экзаменационных работ должна проводиться другими организациями образовательной сферы.
Оснащённость классного кабинета; использование цифровизации в недостаточной мере.
Существует также проблема как оснащение кабинета ИКТ. Для выпускных классов, таких как 9 и 11 классы наличие кабинетов с технологическим оборудованием считаю обязательным. Так как наличие данного оборудования напрямую связано с качеством образования, с результатом ГИА. Наличие технологического оборудования, также как и наличие индивидуального кабинета учителя – филолога повышает производительность труда, делает работу учителя эффективной и продуктивной. Для того, чтобы учитель в полной мере овладел ИКТ, образовательная организация должна проводить курсы ИКТ для сотрудников ОО, проводить данные курсы нужно ежегодно для повышения квалификации работников данной организации. При этом курсы должны быть бесплатными.
6. Уменьшение часов развития речи в 5- 11 классах. Готовясь к данной теме « Актуальные проблемы современного школьного филологического образования» заметила, что в календарно – тематическом планировании 2023 – 2024 года в «Конструкторе» произошли изменения в распределении часов развития речи.
Часы развития речи были уменьшены:
5 класс
Было 15 часов развития речи (изложение – 7; сочинение -8)
Стало – 8 часов р/р (картины в учебнике 5 класса – 8)
Сочинение/изложение (обучающее) -1
Изложение (обучающее). Подробное изложение текста -1
Сочинение (обучающее). Описание картины - 1
Сочинение. Устный рассказ – 1
Сочинение-описание картины – 1
Изложение с элементами сочинения (обучающее) -1
Изложение выборочное – 1
Сочинение-описание картины- 1
Сочинение на тему «Весна» - 1
6 класс
Было – 20 часов р/р (изл -8; соч – 12)
Стало – 14 часов
Сочинение-описание (обучающее) Изложение (обучающее) Сочинение-описание природы и местности Сжатое изложение. Смысловой анализ текста Изложение подробное/сжатое Сочинение-описание внешности человека Сжатое изложение. Смысловой анализ. Сжатое изложение (обучающее) Сочинение. Сбор материала Сочинение-описание картины |
Сочинение на морально-этическую тему (обучающее) Изложение. Смысловой анализ текста Изложение (обучающее) |
Сочинение-описание действий
7 класс
Было – 18 часов (и – 8; с- 10)
Стало – 5 часов (5 часов – к/р)
8 класс
Было – 12
Стало – 6
9 класс
Было – 18 ч
Стало – 6 ч
10 класс
Было – 6 ч
Стало – 2 ч
Изложение с творческим заданием - 1
Сочинение - 1
11 класс
Было- 4 ч
Стало – 3 ч
Сочинение (обучающее)
Итоговый контроль "Пунктуация. Основные правила пунктуации". Сочинение
Итоговый контроль "Функциональная стилистика. Культура речи". Сочинение
Таким образом, наглядно видно как по новому КТП «Конструктор» изменились часы развития речи по русскому языку в 5 – 11 классах. Уменьшение часов по развитию речи считаю плохим показателем, ведь именно на таких видах работы происходила основная работа по развитию творческих способностей учащихся, формирование их мировоззренческих взглядов.
7.Недостаточность часов русского языка в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ.
При подготовке к ЕГЭ важно количество часов по предмету. Русский язык является обязательным предметом при сдаче ЕГЭ в 11 классе. Уже в 10 классе начинается подготовка к данному экзамену. 2 часа в неделю в 10 и 11 классе считаю недостаточными для подготовки ГИА в 11 классе, так как именно в этих классах происходит интенсивная подготовка к ЕГЭ. Считаю, что 4 часа в неделю как в 10, так и в 11 классе было бы достаточно для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
В завершении всего вышесказанного хочу отметить то, какие же проблемы современного школьного филологического образования являются наиболее актуальными. Это высокая нагрузка учителей – филологов, недостаточная оснащённость кабинетов, информационно – технологическая грамотность педагогов, изменения в КТП, недостаточное количество часов в 10- 11 классах. В связи с этим предлагаю пути решения данных проблем:
Просмотр кинофильмов по произведениям школьной программы сделать обязательным; создать все условия для данного просмотра (выделение часов в КТП, предоставления зала)
В связи с повышенной нагрузкой учителей – филологов производить оплату труда выше, чем остальным педагогам.
Проводить ежегодные бесплатные курсы по повышению ИКТ, обеспечить наличием отдельного кабинета, полностью оснащённого ИКТ, для учителей, преподающих в 9-11 классах.
Новое КТП «Конструктор» должно быть пересмотрено, проведена корректировка в распределении часов, касающихся развития речи учащихся. Увеличить часы развития речи в 5-11 классах.
Увеличить количество часов по предмету русский язык в 10 – 11 классах до 4 часов в неделю. Такое количество часов поспособствует улучшению качества образования и значительно увеличит процент сдачи ЕГЭ по предмету русский язык.