Тема: Александр II: начало правления. Крестьянская реформа
Учитель: я предлагаю начать урок словами немецкого политика Йозефа Геббельса: «Отними у народа историю – через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять как стадом»
ВОПРОС: Как вы ребята понимаете эти слова? О чем они говорят?
(ответ учащихся)
Учитель: 1855 год: на престол вступает новый император – Александр II, историческое имя которого ЦАРЬ ОСВОБОДИТЕЛЬ. В день коронации он простил все недоимки подушной подати, возвратил из ссылки всех осужденных по делу о тайных обществах 1825 года, но историческое имя «царь-освободитель» связано совсем с другими событиями.
Итак вопрос: с каким же событием связано прозвище Александра II. Запишите свои версии себе в тетради, а в конце урока посмотрим, правильные они у вас или нет
(ученики записывают свои версии в тетрадь)
Проверка домашнего задания
О чем мы говорили на прошлом уроке?
Терминологический диктант в устной форме с использованием раздаточного материала
Блиц-опрос:
Когда в Европе начался промышленный переворот
Когда наша страна вступила на путь промышленной революции
Какими были особенности промышленного переворота в России
К чему вело сохранение крепостного права
Предпринимались ли предшественниками Александра II попытки освободить крестьян
Новая тема урока
Учитель: XIX век отличался особой остротой крестьянского вопроса. Крестьяне боролись за свое раскрепощение. Крепостное право стало невыносимым. Оно вело к отставанию страны, тормозило экономику, вело к восстанию крестьян, явилось одной из причин поражения России в Крымской войне, на западе воспринималось как не цивилизованность, отсталость.
Неизбежность отмены крепостного права была очевидна всем, но это было очень непростым делом, т.к. затрагивало интересы всех слоев общества. И решить эту проблему предстояло Александру II, который 30 марта 1856 года произнес речь перед представителями московского дворянства. Он сказал: «сами вы знаете, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше если это произойдет сверху, нежели ждать когда это случится снизу».
ВОПРОС: Как вы понимаете эти слова: «лучше отменить свыше, нежели снизу»? (свыше с помощью реформ, снизу – революция)
УЧИТЕЛЬ: ребята, так о чем же мы с вами сегодня будем говорить, как вы думаете? Сформулируйте сами тему нашего урока. (дети формулируют тему урока)
Итак тема нашего урока: Александр II: начало правления. Крестьянская реформа.
Какими же будут цели нашего урока? На какие вопросы нам предстоит ответить?
- познакомиться с личностью Александра II
- узнать причины отмены крепостного права в России
- рассмотреть содержание и сущность крестьянской реформы
- оценить значение реформы для истории России
Приступаем к работе. 19 февраля 1855 года на российский престол вступил старший сын Николая I – Александр I. Каким же был новый император? Об этом нам сейчас расскажет Кулагин Никита.
УЧИТЕЛЬ: среди причин отмены крепостного права большинство историков называют две основные:
- это необходимость ликвидации отставания России от индустриально развитых стран
- это необходимость ослабления социального напряжения
Но помимо этого, к причинам относят
- кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования
- крепостные не были заинтересованы в результатах своего труда, поэтому снижался уровень с/х производства
- отсутствие свободных рук мешало развитию промышленности
- поражение в крымской войне показало экономическую отсталость России
- страны Европы смотрели на Россию как на страну, где существовало рабство, что подрывало авторитет государства
- усиливается крестьянское недовольство и движение
Поэтому реформа была осуществлена сверху, по воле власти, которая осознавала пагубность сохранения этого феодального института
Крепостничество тормозило индустриальное развитие страны и снижало международный авторитет России. Конечно две трети дворянства возражали против отмены крепостного права, но несмотря на это была начата работа по подготовке реформы.
19 февраля 1861 года император Александр II подписал манифест, возвещавший отмену крепостного права, а также ряд законов регулировавших проведение реформы
ЗАДАНИЕ: изучите материал учебника на стр. 119-120 п.4, и выпишите в бланк ответов основные моменты отражающие содержание данной реформы
(учащиеся выполняют задание)
- крестьяне сразу получали личную свободу
-крестьяне освобождались с землей, однако земля не сразу становилась их полной собственностью. Свой надел они должны были выкупить у помещика, по прежнему работая на барщине или выплачивая оброк
- государство помогало крестьянину совершить выкуп: 80% платило государство – 20% крестьяне. Эти 80% крестьяне должны были вернуть государству в течении 49 лет, так называемые «выкупные платежи»
- было четко указано, какие размеры земельных наделов крестьяне должны получить в каждом регионе
- система отрезков – прирезков
- крестьяне получив личную свободу должны были иметь самоуправление. Основой новой системы самоуправления становились «сельский сход» и «волостной сход»
ЗАДАНИЕ: заполните таблицу «Значение реформы»
Положительные черты | Отрицательные черты |
Реформа носила компромиссный характер: она была проведена с учетом интересов помещиков, государства и крестьян. А теперь возвращаемся к вопросу поставленному в начале урока: с каким же событием связано прозвище Александра II – освободитель. Посмотрим, насколько верными были ваши первоначальные предположения.
(ответы учащихся)
Да, именно за то что он дал в первую очередь свободу и личную независимость простым крестьянам, которые даже собой распоряжаться не могли, он стал царем – освободителем. Крестьянская реформа не смотря ни на что, имела огромное значение для России. Теперь все россияне становились свободными. Было уничтожено право собственности труд и личную свободу людей. Перед страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений. Александр II за эту историческую реформу получил почетное звание Царь-Освободитель.
В качестве итога и закрепления я предлагаю выполнить небольшое задание.
ЗАДАНИЕ: соотнесите положительные и отрицательные последствия крепостного права
Последствия крепостного права
А. Личная свобода крестьян
Б. Временно обязанное состояние
В. Крестьяне не получили право собственности на землю, ее нельзя было продавать
Г. Крестьяне могли переходить в другие сословия
Д. Крестьяне получили право поступать в учебные заведения
Е. Высокий размер выкупа
Ж. Система отрезков земли, крестьяне теряли лучшие земли
З. Крестьянин выкупал землю по ценам на 25 % выше рыночных
Положительные | Отрицательные |
| |
УЧИТЕЛЬ: А сейчас давайте вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой
- Познакомиться с личностью Александра II
- выяснить причины отмены крепостного права
- рассмотреть содержание реформы
- оценить значение реформы
А теперь напишите любые ваши ассоциации связанные со словосочетанием «крестьянская реформа» и назовите. (учащиеся выполняют задание)
Я начала наш урок словами немецкого политика Йозефа Геббельса, а закончить хочу словами стихотворения Н. А. Некрасова «Элегия», автор, задается вопросом: стало ли легче крестьянам после отмены крепостного права
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленьи…
«Довольно ликовать в наивном увлеченьи, -
Шепнула Муза мне. – Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»
УЧИТЕЛЬ: Так вот подумайте дома над этими строками, и выскажите свое мнение.
Домашнее задание параграф №16.