1. Орг. Момент 2. Цели и задачи урока 2.Изучение новой тем 3. Практическая работа. 4. Подведение итогов. | Здравствуйте. На этом уроке мы с познакомимся с алгоритмом и его формальным исполнителем. Узнаем что такое алгоритм, свойства алгоритма, основные алгоритмические конструкции, различные виды исполнителей. Алгоритм решения задачи – это конечная последовательность четко сформулированных правил решения определенного класса задач………. результат деятельности человека – это последовательно выполненная совокупность действий. Оказывается, ребята, что, придумывая ход решения задачи, можно найти оптимальную последовательность действий. Это означает, что нужно не просто решить задачу, а решить ее с минимальными затратами. Любой алгоритм должен быть построен с соблюдением определенных правил, согласованных с его свойствами. Основные свойства алгоритмов: понятность, т.е. алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в его систему команд. Алгоритм не должен быть рассчитан на принятие каких-либо самостоятельных решений исполнителем, не предусмотренных составленным алгоритмом. определенность: данное свойство требует от алгоритма быть строгим и четким. Все символы, действия, операции должны быть общепринятыми или заранее четко и однозначно определены. Не допускается двусмысленность, неоднозначность. дискретность: данное свойство требует от алгоритма пошаговую запись и выполнение, т.е. процесс решения задачи расчленен на отдельные элементарные действия – шаги. результативность – означает, что алгоритм должен быть результативным. При этом говорят: отрицательный результат тоже результат. массовость алгоритма: данное свойство заключается в том, что каждый алгоритм, разработанный для решения некоторой задачи должен быть применим для решения задачи этого типа при всех значениях допустимых переменных. ( На экране видеопроектора перечисляются все 5 свойств алгоритмов, которые учащиеся записывают). Для представления алгоритмов используют несколько способов: ( На экране видеопроектора перечисляются 3 способа представления алгоритмов, учащиеся записывают). Самым простым считается первый способ - словесно-формульный способ (т.е. с помощью слов и формул). Это наиболее простая запись алгоритма не требует строгих форматов и правил. Приведите, пожалуйста, пример алгоритма «Заварка чая». (Учащиеся отвечают) Например: вскипятить воду; окатить заварочный чайник кипятком; насыпать заварку в чайник; залить кипятком; закрыть крышку; накрыть полотенцем. Некоторые учащиеся привели пример перевозки козла, волка и капусты; другие – алгоритм умывания и многие другие примеры). Графическое описание алгоритма – здесь используются геометрические фигуры для обозначения каких-либо команд, называемых блоками. Этот способ обладает большей наглядностью. Хорошо просматривается структура алгоритма. Блок-схема представляет собой систему связанных геометрических фигур. Каждая фигура обозначает один этап процесса решения задачи и называется блоком. Порядок выполнения этапов указывается стрелками, соединяющими блоки. Запись алгоритмов на алгоритмическом языке требует определенной четкости и строгости. В алгоритмическом языке используются служебные слова, которые обычно выделяются подчеркиванием. Необходимо также выдерживать правила смещения записи. Оно подчеркивает структуру алгоритма, делает его легко читаемым и более понятным. А теперь после ознакомления вы практически по – решаете задачи. Задача № 1: Составьте алгоритм решения задачи. Два солдата подошли к реке и увидели, как на лодке катаются два мальчика. Солдатам необходимо переправиться на другой берег. Составьте алгоритм переправы солдат на другой берег, если лодка вмещает либо одного солдата, либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает. Задача № 2: Составить словесно-пошаговое описание и блок- схему известных сказок. Про колобка Про золотую рыбку Про репку Три поросенка Теремок Красная шапочка Три медведя Кот в сапогах Золушка Морозко Волк и семеро козлят Бременские музыканты Дюймовочка Задача №3: Переведите содержание стихотворений на язык блок-схемы: Н. Заболоцкий «Царица мух» Если ты, мечтой томим, Знаешь слово Элоим, Муху странную бери, Муху в банку посади, С банкой по полю ходи, За приметами следи. Если муха чуть шумит, Под ногою медь лежит. Если усиком ведёт, К серебру тебя зовёт. Если хлопает крылом, Под ногами злата ком. А.С. Пушкин Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С.Пушкин Жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! День веселья, верь, настанет. Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с основными понятиями исполнителя и алгоритма. Вам следует повторить материал и следующие понятия сегодняшнего урока: 1. алгоритм 2. исполнитель 3. свойства алгоритмов А на следующем уроке мы продолжим изучение учебных исполнителей. |