Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бугульдейская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока
по предмету «Математика», 3 класс
авторы учебника С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев.
УМК «Школа 2100»
Ф.И.О. педагога: Иванова Ирина Дашиевна,
учитель начальных классов.
Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное.»
Цель: вывести и освоить новый алгоритм умножения двузначного числа на однозначное на основе распределительного свойства умножения.
Задачи: - закрепить понятия: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые; сформировать умение применять рациональный способ при умножении двузначного числа на однозначное;
- развивать навыки планирования и контроля своей деятельности, сотрудничества и самооценки деятельности; формулирования темы и цели урока с помощью учителя, определения успешности выполнения задания в диалоге с учителем, умение наблюдать и делать выводы;
- воспитывать положительную учебную мотивацию, чувство уважения к мнению другого человека, умение выслушивать партнера.
Прогнозируемые результаты.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве; делать выбор.
Предметные: учащиеся освоят прием внетабличного умножения двузначного числа на однозначное, применяя его при решении задач, числовых выражений.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД: формировать умение выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено учащимися и того, что неизвестно.
ПознавательныеУУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать, сформировать представление о деятельности исследователя; развивать умение использовать информацию.
Коммуникативные УУД: развитие математической речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: беседа, деятельностный метод обучения, проблемный диалог.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Средства обучения: учебник, рабочие тетради, сказочный герой «Снеговик», карточки, презентация,
Ход урока:
№ | Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | Самоопределение к учебной деятельности Цель: активизация учащихся. - настроить детей на работу. | -Прочитайте записанное на доске высказывание. - «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Д. Пойа. - Как, по-вашему, доска готова к уроку математики? - Как узнать кто из вас прав? - Посмотрим в конце урока. -Вместе с нами сегодня будет работать наш гость - Снеговичок. |
Учащиеся читают и высказывают свое мнение. (каждый желающий) | Личностные результаты: самоопределение |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений к деятельности Цель: создание проблемной ситуации. Слайд №2 | - Дан ряд чисел 7,12, 8, 36, 5, 49 -Прочитайте числа. На какие группы их можно разделить? -Что такое однозначное число? Двузначное? -Все однозначные выписать в 1 столбик и умножить на 4. - Все двузначные- во 2 столбик и тоже умножить на 4. | Дети читают числа и предлагают свои варианты группировки чисел(по признаку четное-нечетное, однозначное-двузначное). Дети называют признаки однозначных и двузначных чисел. Дети самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради.. 7*4=28 12*4= 8*4=32 36*4= 5*4=20 49*4= |
Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты. Коммуникативные УУД: - сотрудничество с учителем и учащимися |
3 | Постановка учебной задачи
Слайд №3 | -Вы смогли выполнить все задания? -Чем задания 2 столбика не похожи на задания 1 столбика? -Значит, чему мы должны научиться сегодня на уроке? -Какая будет тема урока? | Дети говорят, что примеры 2 столбика не решили. В этих примерах двузначное число умножается на однозначное. А такие примеры мы не решали. Каждый озвучивает свою цель работы (моя цель - научиться решать примеры, где умножается двузначное число на однозначное), вместе формулируют тему урока. | Регулятивные УУД: - учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; ПознавательныеУУД: - делать выводы на основе обобщения умозаключений. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной речи. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: первичное формулирование на основе наблюдений алгоритма умножения двузначного числа на однозначное.
Слайд№4 | 12*4 –Как можно вычислить? - Подумайте и предложите свой способ выполнения задания . Снеговик тоже подумает и предложит свои способы. За работу! (Работа в парах). - Давайте посмотрим , какие способы нашёл Снеговик? 12*4=12+12+12+12= 12*4=(7+5)*4=7*4+5*4= 12*4=(10+2)*4=10*4+2*4=) - Как рассуждал Снеговик ? (Дети объясняют). - Есть среди решений ваш способ или похожий? - Какой способ вы считаете самым лучшим? Объясните свой выбор. -Давайте возьмем следующее выражение. 36*4- Какой способ здесь работает? Значит, какой способ наиболее эффективный? - Какой можно сделать вывод? -Сравните вывод, сделанный нами, с выводом в учебнике. Вывод: Чтобы умножить двузначное число на однозначное , нужно представить число в виде суммы разрядных слагаемых, а затем каждое слагаемое умножить на число и полученные результаты сложить. | Дети в процессе совместной работы предлагают свои способы решения. (10+2)*4, 12+12+12+12+12
Дети проговаривают каждый способ Снеговика и находят третий способ решения выражения.
Дети аргументируют свой выбор.
Дети работают в парах в тетрадях: (30+6)*4=30*4+6*4=144 Делают вывод: Надо двузначное число сначала заменить суммой разрядных слагаемых, а потом 1 слагаемое и 2слагаемое умножить на 4 и полученные произведения сложить. Дети читают правило в учебнике и делают обобщение: этот способ работает для всех выражений такого вида. |
РегулятивныеУУД: планирование, прогнозирование; Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Познавательные УУД: - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование |
5 | Физкультминутка | Видеоролик «Весёлая зарядка» https://www.youtube.com/watch?v=C84BaGhn3Q4 | Выполняют движение | |
6 | Первичное закрепление во внешней речи. Цель: самостоятельное выведение наиболее удобного способа действий при умножении двузначных чисел на однозначное. | - Найди значение выражений: 23*6, 42*3 (Работа в парах) -Договоритесь, кто сначала будет проговаривать, а потом поменяетесь ролями. Фронтальная проверка задания. ( Для проверки ) |
Дети решают оба примера с проговариванием и делают записи в тетради:
23*6=(20+3)*6=20*6+3*6=138; 42*3=(40+2)*3=40*3+2*3=126 |
Регулятивные УУД: - сверять свои действия и при необходимости , исправлять ошибки с помощью учителя; Коммуникативные УУД: - управление поведением партнера; |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа по карточкам. На зеленой карточке задания, а на желтой эталон для проверки. -Ребята, каждый выберите для себя задание, выполните его и проверьте по желтой карточке. А) Если ты хорошо усвоил прием. Реши задачу. На столе стояли 4 вазы с конфетами, по 23 конфеты в каждой. Сколько в вазах конфет? Б) Если ты хорошо усвоил прием, но затрудняешься при счете. Выполни умножение.13*6, 21*3 В) Если затрудняешься в применении этого приема. Объясни, как найдено произведение и реши по образцу:36*5 |
Дети выбирают посильное для себя задание, выполняют в тетради и проверяют по эталону, исправляют ошибки, проговаривают правило. |
Личностные результаты: - самоопределение; Регулятивные УУД: - контроль, оценка, коррекция Познавательные УУД: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. |
8 | Итог урока
Слайд № 6 | - Вернемся к началу урока. - Скажите, выражение, записанное на доске подходит к уроку математики? «Лучший способ изучить что-либо-это открыть самому.» Д. Пойа. - Объясните. -Добились поставленной цели? -Молодцы! Спасибо за работу! |
Дети доказывают, что большую часть работы выполняли сами, сами открыли новое знание. |
Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
9 | Рефлексия деятельности
Слайд № 7 | Оцените свою работу на уроке. Сегодня на уроке математики Я - узнал, открыл для себя… - научился, смог… - могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
Самостоятельные ответы детей. | Личностные: смыслообразование; Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные УУД: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
10 | Домашнее задание
Слайд №8 | Домашнее задание разноуровневое. - Кто хочет проверить свои силы в трудном задании, выполните задание №7 и № 23 на стр.57 - Кто хочет выполнить задание полегче- стр.57,№10, №11. - Задание творческого характера: стр.56 №3. |
Дети находят задание в учебнике, выбирают и записывают в дневник
| |