Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Центр детского творчества «Луч»
городского округа Самара
Семинар «Алгоритм реализации целевой модели «Наставничество» в МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара»
Самара, 2022
Программа семинара
- Дата проведения семинара: 18.02.2022 г.
- Время проведения: 10.30-12.30
- Место проведения: МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара, 443044, г. Самара, ул. Цеховая, 185
- 10.30 – регистрация участников
- 10.30-11.30 – Алгоритм реализации целевой модели «Наставничество». Мохов Алексей Викторович, методист МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара
- 11.30-11.45 – «Участие наставников в мероприятиях и конкурсах Центра». Марковникова Лариса Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара
- 11.45-12.00Реализация целевой модели «Наставничество» в рамках адаптированной дополнительной программы «Армрестлинг для обучающихся с ОВЗ». Гребенюк Дмитрий Олегович, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара
- 12.00-12.30 – Обсуждение проблемных ситуаций, подведение итогов семинара.
Нормативная база внедрения наставничества
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
- Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам СПО, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»).
Национальный проект «Образование» Трансформация в сфере образования
к 2024 году не менее 70%
обучающихся и педагогических работников образовательных
организаций должны
быть вовлечены в
различные формы
наставничества и
сопровождения
Термины
•
– универсальная технология
п е ре д а ч и
опыт а ,
знаний,
Н а ст а вн и ч е ст в о формирования неформальное партнерстве.
навыков, компетенций,
м е та к о м п е т е н ц и й и ц е нно сте й ч е рез
взаи м о о б ога щ аю щ е е об щ е ние, основ а нное на д ов е рии и
- Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками , необходимыми для стимуляции
и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования
наставляемого.
- Н а ст а вл я е мый – у ч а с тник прогр а мм ы на ст авни че ст в а, к отор ы й ч е р е з
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
- Программа наставничества – комплекс мероприятий и действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Формы наставничества
- «Успевающий-неуспевающий»
- «Лидер-пассивный»
- « Р ав н ы й – р ав н о м у »
«Учащийся- учащийся»
- « Оп ыт н ы й п е д аг ог -м о л од о й с п е ц и ал и с т»
- « Л и д е р п е д аг о г и ч е с к о г о соо б щ е с т в а – п е д а г о г , и с пыт ыв а ю щ и й п р о б л е мы»
«Педагог-педагог»
«Студент-учащийся »
- «Успевающий-неуспевающий»
- «Лидер-равнодушный»
Организация работы наставнических пар или групп
Формирование наставнических пар или групп
Отбор и обучение наставников
Формирование базы наставников
Формирование базы наставляемых
Подготовка условий для запуска программы наставничества
Алгоритм действий по реализации целевой модели «Наставничество »
Завершение наставничества
Формирование базы наставляемых
Заполнение наставляемым или его законным представителем
Согласия на обработку персональных данных
- информировать родителей, педагогов, учащихся о возможностях и целях программы;
- организовать сбор данных о наставляемых по доступным каналам (родители/законные представители, классные руководители), в том числе сбор запросов наставляемых;
- включить собранные данные в базу наставляемых
- Ин ф о рм а ци о н н ые буклеты
- Консультации
- Анкетирование и опросы
- База данных о наставляемых
Формирование базы наставляемых
№
1.
п/п
ФИО
наставляемого
Контактные
Иванов И.И.
данные
Год
8927ХХХХХХХ
21.12.2012
[email protected]
рождения
Цель
Привлечение к
(исходя из
Срок реализации
участию в трёх
потребностей
12.02.2022-
комплекса
ФИО
проектах
наставляемого)
Кузнецов
12.09.2022
наставника
мероприятий
Форма
партнеров МБУ ДО
А.А.
студент-
(дд.мм.гг-
Место работы/
наставничества
«ЦДТ «Луч» с целью получения статуса руководителя проекта/
«МБУ»/
дд.мм.гг)
учебы
Результаты реализации
учащийся/
учащийся- учащийся/
Наставляемый был подготовлен к участию в
«ООО»
главной роли в отчетном концерте
комплекса мероприятий
Ссылка на
наставника
Здесь даётся ссылка на Интернет-
обратную связь
педагог-педагог
трёх конкурсных проектах
МБУ ДО
«ЦДТ «Луч»
наставляемого
от МБУ ДО «ЦДТ
ресурс, где размещена обратная связь
наставляемого от участия в
«Луч», по итогам
участия одержал победу в
программе наставничества и информация о достигнутых
результатах
конкурсе, получив, ведущую роль в проекте/выполнив 1 взрослый разряд
Сайт
ВК и тд.
Формирование базы наставников
Заполнение наставниками или его законным представителем
согласия на обработку персональных данных
- Информационные буклеты, и н ф о рм а ци я на с а й те Центра (раздел «Наставничество»)
- Анкетирование и опросы
- Консультации
- Встречи
- База данных о наставниках
- информировать коллектив, учащихся и их родителей о запуске программы;
- собрать данные о потенциальных наставниках из числа педагогов и обучающихся
Формирование базы наставников
№
1.
ФИО наставника
п/п
Контактные
Петрова И.Н.
Место работы/ учебы наставника
8909ХХХХХХХ
данные
Основные
МБОУ
[email protected]
Наставник
ООО
компетенции,
Срок
обладает
достижения,
12.02.2022
реализации
ФИО
организаторски ми
интересы
Иванова М.С.
12.09.2022
комплекса
Форма
наставляемых
наставника
компетенциям и, является победителем и призеров в таких
Место работы/ учебы
мероприятий
Студент-
наставниче
конкурсах как: ПЕРЕЧИСЛИТ Ь
Результаты реализации комплекса мероприятий
(дд.мм.гг-
учащийся
наставляемых
МБУ
ства
Наставляемый был подготовлен к участию в трёх конкурсных проектах … по итогам участия одержал победу в проекте …став/
ОСНОВНЫЕ,
Ссылка на обратную связь наставляемого
дд.мм.гг)
сфера
получив
Здесь даётся ссылка на Интернет- ресурс, где размещена обратная связь наставляемого от участия в программе наставничества и информация о достигнутых результатах
интересов
наставника:
проектная
деятельность,
спорт,
фотография,
медиа
(информация берётся из анкеты)
Отбор и обучение наставников
- организовать отбор наставников
- обучение наставников
- Обучение эффективным коммуникациям
- Разбор этапов реализации программы наставничества
- Анкетирование наставников и собеседование (образование, опыт работы, достижения, сильные и слабые стороны, хобби, увлечения;
- ожидания от участия в программе наставничества;
- мотивация на участие в программе наставничества;
- наличие времени)
Формирование наставнических пар или групп
- Встречи наставников и наставляемых, опрос участников :
- С кем из наставников вы бы хотели работать в рамках программы наставничества?
- Кто может помочь вам достичь желаемых целей?
- С кем из наставляемых вы бы хотели работать в рамках программы наставничества?
- Кому вы сможете помочь в рамках выбранных наставляемым целей, если они были озвучены?
- Консультации
- Подбор пар/групп
- Разработать инструменты (например, анкеты, опросники) и организовать встречи для формирования пар или групп
- оформить соглашения пар/групп
Составление портфолио и плана работы наставнической группы
- Титульный лист
- Анкета наставника
- План работы наставнической группы
- Программы, планы проведения мероприятий. Отчеты о проведении наставническими группами/парами мероприятий
- Самоанализ по итогам года
- Фотоотчеты, копии приказов, грамот, дипломов, таблицы достижений и тд.
Департамент образования Администрации городского округа Самара
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Луч»
городского округа Самара
Утверждаю
Директор
МБУ ДО «ЦДТ «Луч»
г.о. Самара
_________________С.Г. Юрова «____»_____________20_____г.
Индивидуальный план
(комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары/группы*
Форма наставничества: учащийся-учащийся
ФИО наставника: Иванов И.И.
ФИО наставляемых: Петров А.А., Сидоров А.А.
Цель реализации Целевой модели наставничества в данной наставнической паре/группе: Подготовка к мероприятиям, конкурсам, олимпиадам/участие в проекте/участие в отчетном концерте, мероприятии/ освоение образовательного курса/совместная организация, проведение социально-значимого мероприятия
Индивидуальный план (комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары/группы
№
Наименование знаний, умений, навыков, которые необходимо сформировать, развить
п/п
Закрепление поставленной техники борьбы
2.
Содержание
3.
Постоянное сопровождение тренировочных занятий для: улучшения техники выполнения упражнений
Сроки
деятельности
Увеличить физическую силу в армрестлинге
изучения базовых упражнений в армрестлинге
В течении учебного года
Укрепить связочный аппарат
Форма
4.
Результат
Выполнить – 2 взрослый разряд
(очная/
улучшить тактику борьбы за столом
Очная
Областной турнир по армрестлингу «Кубок пекаря»
дистанционная)
3 место
Открытый турнир по армрестлингу День физкультурника
1 место
Присвоен – 2 спортивный разряд
Областной Новогодний турнир по армрестлингу
2 место
Знания и умения из программы «Армрестлинг»
В результате освоения программы 1 года обучения учащиеся будут:
знать
- основные техники выполнения физических упражнений, на развитие силы, выносливости; основные базовые техники ведения борьбы в армрестлинге; планировать, вести учет и анализ тренировочных и соревновательных нагрузок; анализировать и планировать тактику борьбы; формировать морально-волевые качества у обучающихся, посредствам занятий физической культуры и спортом;
- основные техники выполнения физических упражнений, на развитие силы, выносливости;
- основные базовые техники ведения борьбы в армрестлинге;
- планировать, вести учет и анализ тренировочных и соревновательных нагрузок;
- анализировать и планировать тактику борьбы;
- формировать морально-волевые качества у обучающихся, посредствам занятий физической культуры и спортом;
- правила соревнований и нормы поведения на них.
уметь
- самостоятельно применять знания в планировании и проведении отдельного учебного занятия;
- составлять комплексы специальных физических упражнений;
- самостоятельно вести борьбу на городских и областных соревнованиях.
Результат («Армрестлинг»)
2.1. Учебно-тематическое планирование программы первого года обучения
На данном этапе приоритетными являются воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа, развитие физических и морально-волевых качеств, выявление необходимых задатков и способностей обучающихся для занятия армрестлингом, отбор перспективных обучающихся.
Итоговые показатели для обучающихся:
- Выполнить контрольные упражнения по ОФП и СФП для зачисления на базовый уровень программы.
- Согласно нормам и требованиям ЕВСК выполнить 3 юношеский разряд.
*Комплекс мероприятий в рамках организации работы наставнической пары/группы необходимо планировать и реализовывать с учетом следующих документов Центра и примерных форматов работы:
Наставническая
пара/группа
Наименование разработанных и действующих документов
«Учащийся - учащийся»
Примерные форматы работы
- Программа воспитания
- Планы воспитательной работы
- Дополнительные общеобразовательные программы
- Программы деятельности детских/молодежных общественных объединений, волонтерских объединений и иных детских/молодежных формирований
- Программы экскурсионной деятельности
- Программы/планы деятельности музеев
- Программы/планы по работе с одаренными/талантливыми детьми и молодежью
- Программы/планы по профилактике правонарушений обучающимися
- Программы реализации тематических смен в оздоровительных организациях
- Программы/планы по профессиональному самоопределению обучающихся
- Иные программы/планы, действующие в образовательной организации
- Проектная деятельность
- Подготовка к мероприятиям, конкурсам, олимпиадам
- Совместное посещение или организация мероприятий
- Клуб по интересам с лидером-наставником
- Образовательные практики "Дети-детям"
- Кейс-турниры
- Имиджмейкинг
- Форсайты
- Нетворкинги
- Митапы
- Воркшопы
- Сетевые проекты
- Образовательные курсы
- Тематические оздоровительные смены
- Социально значимая деятельность
- Волонтерская (добровольческая) деятельность
«Педагог – педагог»
- Программа развития образовательной организации
- Годовой план работы образовательной организации
- Планы работы методического совета
- Программы/дорожные карты методического/кадрового сопровождения деятельности
- Программы/планы повышения квалификации
- Программы/планы самообразования
- Дорожные карты/программы/планы по повышению уровня профессиональных компетенций педагогических работников Программы/планы по поддержке профессиональной деятельности молодых специалистов и т.п.
«Студент – учащийся»
- Конкурсы
- Курсы
- Творческие мастерские
- Школы молодого педагога Школы педагогического мастерства
- Серии семинаров
- Разработки информационно-методических пособий, сборников
- Образовательные и проектные сессии
- Тренд-сессии
- Хаккатоны
- Форумы
- Деловые игры
- Образовательные курсы
- Программы воспитания
- Планы воспитательной работы
- Дополнительные общеобразовательные программы
- Программы деятельности детских/молодежных общественных объединений, волонтерских объединений и иных детских/молодежных формирований
- Программы экскурсионной деятельности
- Программы/планы по работе с одаренными/талантливыми детьми и молодежью
- Программы/планы по профилактике правонарушений обучающимися
- Программы тематических смен в оздоровительных организациях Программы/планы по профессиональному самоопределению обучающихся
- Программы/планы деятельности музеев
- Иные программы/планы, действующие в образовательной организации
- Проектная деятельность
- Совместное участие в мероприятиях
- Экскурсии в место обучения наставника Присутствие на занятиях (определение образовательной траектории)
- Выездные мероприятия
- Совместное создание проекта или продукта
- Клуб по интересам с лидером-наставником
- Кейс-турниры
- Имиджмейкинг
- Форсайты
- Нетворкинги
- Митапы
- Воркшопы
- Сетевые проекты
- Образовательные курсы
- Тематические смены в оздоровительных организациях
- Социально значимая деятельность
- Волонтерская (добровольческая) деятельность
Самоанализ по итогам года:
(заполняется самостоятельно учащимся в конце учебного года)
- 1. Итоги учебного года для меня стали _______________________________
- 2. Из того, что я планировал (а), мне удалось выполнить_________________
- 3. Невыполненным осталось___потому что____________________________
- 4. В результате изучения курса для меня стало важным__________________
- 5. В этом учебном году для меня самым значимым и запоминающимся было_____________________________________________________________
- 6. Мои представления о себе за прошедший учебный год изменились______
- 7. На сегодня для меня наиболее предпочтительным является_____________
Организация работы наставнических пар/групп
- выбрать форматы взаимодействия для каждой пары или группы
- проанализировать сильные и слабые стороны участников для постановки цели и задач
- организовать сбор обратной связи от наставников, наставляемых для мониторинга результатов программы
- собрать данные от наставляемых для мониторинга влияния программы на их показатели
- разработать систему поощрения
наставников
- Встречи наставников и наставляемых:
- встреча-знакомство
- пробная рабочая встреча
- встреча-планирование
- Комплекс последовательных встреч с обязательной рефлексией и обратной связью
- Итоговая встреча
- Консультации
Завершение программы наставничества в 2021-2022 учебном году
- организовать сбор обратной связи
наставляемых, провести рефлексию (что узнал нового, что уже знал, умел), подвести итоги мониторинга влияния программы на наставляемых
- организовать сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности программы
- поощрить наставников
- организовать праздничное событие
для представления результатов наставничества
- сформировать долгосрочную базу наставников
наставляемых с Куратором
- Оформление отчетов о результатах реализации программы Наставничества
- База данных лучших программ и практик
Форма отчета по итогам учебного года
Отчёт наставника
о результативности проделанной работы
за 20__-20__ учебный год
- Ф.И.О. наставляемого:
- Ф.И.О. наставника:
- Цель: (из плана)
- Задачи: (из плана)
- Прогнозируемый результат: (из плана)
- Формы работы: (из плана)
- Основные виды деятельности: ( организация помощи в овладении…, отслеживание результатов… и тд.
- Основные направления работы: (из плана, можно разделить на этапы, описание конкретных форм взаимодействия, мероприятий)
- Наставляемому была оказана помощь: ( в приобретении практических навыков, необходимых для…, в выработке умения применять теоретические знания в практической деятельности, в приобретении опыта по освоению…)
- Вывод: За прошедший год наставляемый укрепился в своём выборе направления деятельности. За это время наставляемый показал достаточно хороший уровень… Наставляемый обладает высокой целеустремлённостью, коммуникабельностью, исполнителен и добросовестен в учебе, а главное – у него есть непреодолимое стремление к приобретению…
Глоссарий современных форм работы
Кейс-метод
(англ. Case method - кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая описание реальных социальных, экономических и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации
Имиджмейкинг
Система мероприятий, направленная на формирование имиджа персоны, организации, идеи, которая будет наиболее благоприятным для целевой группы
Форсайт
(англ. Foresight - взгляд в будущее). Это интеллектуальная технология по созданию желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения
Нетворкинг
(англ. Networking, net - сеть и work - работа), деятельность, направленная на формирование полезных/эффективных и деловых связей
Митап
(англ. Meet up - встреча "на ногах") встреча специалистов единомышленников для обсуждения тех или иных вопросов, обмена опытом в неформальной обстановке
Воркшоп
Буквально "workshop" переводится как "мастерская". Демонстрация рабочего процесса опытного мастера для широкой аудитории с целью поделится практическими навыками в каком-либо ремесле
Тренд-сессия
Форма проектной деятельности, при которой решение проблем достигается через призму отраслевых федеральных и мировых трендов
Хаккатон
(англ. Hack - хакер и marathon - марафон) - это площадка встречи разных специалистов из одного направления деятельности, где они могут познакомиться друг с другом, обменяться знаниями и идеями или придумать совместный проект, над которым будут работать в дальнейшем
Форум
Образовательные и диалоговые площадки для обмена опытом, общения с экспертами
Сетевой проект
Учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность, организованная на основе компьютерной телекоммуникации (электронная почта, социальная сеть, Web-сайт)