Калмыкова Светлана Николаевна
учитель – дефектолог высшей категории
учитель-методист
Зугрэсской специальной общеобразовательной
школы – интерната №31
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
«АМО - технология» - эффективность использования в условиях специального обучения детей с ОВЗ
Данный материал будет полезен педагогам, осуществляющим образовательную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель статьи: обозначить одно из возможных направлений инновационных процессов, которые возможны для использования в специальных образовательных организациях.
Задача: поделиться опытом эффективного использования АМО технологии в области специального образования.
Руководствуясь требованиями Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, образовательную и коррекционную деятельность следует осуществлять с учетом системно-деятельностного и дифференцированного подходов. Реализация данных требований предполагает:
- использование разнообразных организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
- использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся с умственной отсталостью, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру, развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира, социальному взаимодействию со средой;
- специальное обучение способам усвоения общественного опыта, выработка умений действовать совместно со взрослыми, по показу, по подражанию, по словесной инструкции.
В свете новых ГОС необходимо строить коррекционно - обучающую среду с учетом того, что обучающиеся специальных школ будут ориентированы в своей деятельности не только на приобретение определенного набора знаний и умений, но и на раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Также стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии. Как создать эффективные условия обучения и обеспечить всестороннее и полноценное развитие личности?
Ответ давно известен - естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, приобрести социальные навыки, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
А теперь представьте, что мы лишаем игры наших детей. На что мы их обрекаем? Хорошо, есть перемены и время после школы. А если серьезно - можем ли мы использовать и время уроков для игры так, чтобы, оканчивая школу, ребята могли не только выживать, но и эффективно интегрироваться в современную сложную, насыщенную жизнь?
Понятно, что так просто не устроишь на уроке игру в прятки. Игра требует серьезного к себе отношения со стороны педагога. Умение организовать образовательный процесс на основе игровых методов требует понимания места и роли игры, учета психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся, четкого планирования, проявления творчества, умения сочетать образовательные цели и задачи с игровыми принципами и эффектами.
Для эффективной организации игрового образовательного процесса требуются специальные педагогические методы. Такие методы существуют, и называются они активные методы обучения (АМО). В основе этих методов заложен игровой принцип обучения, и включение в образовательный процесс позволяет создать открытую, мотивирующую к обучению среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Что же такое активные методы обучения?
Слайд 2
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Слайд 3
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения.
Слайд 4
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования урока с использованием АМО педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего урока и метапредметных целей. Понятно, что на первых порах, а особенно, когда педагог владеет небольшим количеством АМО, трудно подобрать ко всем этапам урока активные методы, которые бы образовывали слаженный ансамбль и выдавали в итоге великолепное произведение. Однако, по мере нарастания опыта, каждый педагог, использующий технологию АМО, должен стремиться к такому результату, в том числе за счет разработки собственных, авторских методов или адаптации известных АМО. Для обеспечения качественных результатов внедрения АМО необходимо соответствующая подготовка учителя, которая позволит осуществлять данную технологию системно, в течение всего цикла обучения, на каждом уроке.
Необходимо отметить еще один важный момент. Начиная работать с активными методами, педагогу легко увлечься их внешней стороной. Да, прелесть активных методов обучения в том, что в них хороша и внешняя сторона, и внутреннее содержание. Внешне АМО не обычны, используют игру, все обучающиеся вовлечены, активно работают, создается праздничная атмосфера всеобщего действа, у всех участников приподнятое настроение. Это, несомненно, способствует появлению тех позитивных эффектов, которые свойственны технологии АМО. Но этим АМО не ограничиваются и педагог должен хорошо понимать внутреннее содержание и суть АМО.
Внутреннее содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, наполнении каждого действия обучающегося смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придания этому процессу личностной значимости для каждого его участника.
Суть, ценное ядро данной технологии состоит в том, что обучающиеся благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить, не целью получить пятерку, а собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению - эффективное, насыщенное, полноценное качественное обучение становится выбором самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.
Хотела бы более подробно познакомить вас с активными методами, применяемыми последовательно в каждой фазе и на каждом этапе образовательного мероприятия с тем, чтобы увидеть и оценить технологию в деталях и в целом, проанализировать и лучше понять внешнюю сторону АМО, внутреннее содержание и суть активных методов.
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия. Активные методы (АМ) начала образовательного мероприятия.
К активным методам начала образовательного мероприятия относятся АМ приветствия и знакомства, целеполагания, выяснение ожиданий и опасений.
Слайд 5
Активные методы приветствия и знакомства.
Перед началом учебного дня обучающимся, да и учителю тоже, необходимо время, чтобы настроиться на рабочий лад, создать позитивную атмосферу в классе, установить хороший контакт с обучающимися. Для этого можно использовать активные методы приветствия.
Причем, применять данные методы можно не только на первом уроке. Для того чтобы перестроиться с литературы на математику или с физкультуры на экономику, можно начать урок с соответствующего метода приветствия. Да и вообще, если вы приходите в класс и видите сонные унылые лица, начните урок неожиданно, воспользовавшись АМ приветствия и знакомства! Такие методы, как "Самолетик пожеланий", "Мой цветок", "Галерея портретов", "Поздоровайся локтями", "Любимый предмет", помогут вам задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Из собственного опыта применения АМ на этапе инициации (приветствие, знакомство) могу сказать, что намного эффективнее, в плане коммуникации, ответной реакции со стороны обучающихся, проходят уроки, которые я начинала методами «Поздоровайся глазами», «Поздоровайся ладошками», «Поздоровайся локтями». Эти смешные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между обучающимися и учителем.
Надо ли каждый урок начинать проведения активных методов инициации? Некоторые педагоги считают, что тратить время на подобные "безделушки" не имеет смысла, лучше это время потратить на изучение темы.
Действительно, если каждый урок начинать с метода "самолетик пожеланий", то вместо ожидаемых эффектов можно получить нечто противоположное. Планируя тот или иной этап урока, подбирая или разрабатывая для него АМ, педагог должен помнить о цели применения АМО и учитывать закладываемые эффекты. Именно целеполагание, планируемые результаты и методы их достижения определяют включение конкретных АМО в логику урока.
Очень важно учитывать и то, что сегодняшние требования к образованию, выраженные в новых государственных стандартах, делают ставку не только на приобретение тематических знаний и умений обучающихся, но и не в меньшей степени, на универсальные учебные действия, навыки работы в команде, умение эффективно коммуницировать, быть толерантным, - и на другие важные навыки. Посвящая весь урок только изучению узкого предмета, педагог не достигнет указанных эффектов, а значит, требуется менять подход к построению урока и каждой его части. Каждый этап урока должен обладать дополнительным образовательным потенциалом, и этот потенциал реализуется через активные методы обучения.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений.
Плавный переход от выходных к учебе (или от одного урока к другому), благодаря инициации, совершился комфортно и эффективно, теперь можно переходить к непосредственному погружению в содержание образовательного мероприятия. С чего логичнее будет начать? Ответ известен - поставить ориентиры, ясные, понятные и личностно значимые для всех учащихся класса. Для этого надо определить цели урока и те эффекты, которые проявятся у обучающихся по завершению обучения.
Уяснение целей любого урока позволяет обучающемуся понять, каких результатов он должен достигнуть к моменту завершения урока, сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам, начать погружение в изучаемый материал. Недаром, методы целеполагания часто называют методами погружения или вхождения в тему. Ясное представление результатов, которых от него ожидают, помогает ребенку почувствовать себя уверенно, сконцентрироваться на ключевых моментах и активно включиться в работу.
Не менее важно четко обозначить личностный смысл каждого урока для обучающегося с тем, чтобы все участники образовательного процесса четко понимали, какое значение имеют для них приобретаемые знания и умения, как они могут помочь в жизни, в продолжении обучения, в будущей работе, в общении с другими людьми. Постановка цели урока и определение ребёнком, подростком личностного значения эффектов обучения делает осмысленным весь ход образовательного процесса, обеспечивает мотивацию в процессе урока и яркие позитивные эмоции по достижению поставленной цели (ситуация успеха).
Выяснение возможных опасений обучающихся очень важно для создания безопасной, психологически комфортной обстановки в классе, школе. Озвучивание и проговаривание опасений сейчас практически не встречается в школе, однако педагогическое значение этого метода очень велико. Не просто вызвать у ребенка доверие к взрослому человеку. Но если он видит, что взрослый на его стороне, заинтересованно выслушивает его опасения, в обязательном порядке учитывает их в дальнейшем и всячески помогает предупредить наступления нежелательных моментов, тогда можно рассчитывать на возникновение доверительных отношений между педагогом и обучающимся. Такие методы, как "Инструментальный пазл", "Прогноз погоды", "Список покупок", "Дерево ожиданий", "Разноцветные листы", позволяют эффективно провести постановку целей урока и выяснение ожиданий и опасений обучающихся.
В своей практике, на данном этапе урока, для выяснения опасений и ожиданий обучающихся я использую АМ «Что на сердце у меня». После того, как обучающиеся познакомились с темой и целями урока, осознали, каких результатов им нужно достичь к концу урока, они при помощи сигнальных карт могут озвучить свои опасения и ожидания. Некоторые ребята используют яркую сигнальную карточку и говорят, что в начале урока «у них на сердце легко», они смогут хорошо поработать на уроке и получить хорошую оценку. А некоторые сомневаются в своих силах, высказывают опасения, что могут допустить много ошибок, плохо прочитать и т.д., поднимают черную сигнальную карту, что значит - «у них на сердце тяжело». Этот метод позволяет мне определить обучающихся «группы риска» на уроке, оказать им помощь таким образом, чтобы дети поверили в свои силы, успешно справились с заданием. Данный метод продолжаем использовать и на этапе рефлексии, когда обучающиеся также поднимают сигнальные карты, оценивая результат своей работы. Очень часто, в конце урока, черные карточки уже не используются.
Какие задачи решаются этапом выяснения целей, ожиданий и опасений?
Проведение данного этапа необходимо и важно для определения личностного смысла обучения. Обучающимся с ОВЗ зачастую нелегко сформулировать цели своего обучения, а при помощи активных методов это задание им будет под силу.
Слайд 6
АМ второй фазы образовательного мероприятия
Работа над темой. К ним относятся АМ закрепления изученного материала, АМ презентации нового учебного материала, АМ организации самостоятельной работы над темой.
Понятно, что не на всех уроках требуется этап закрепления изученного материала и проверки домашнего задания, но там, где этот этап необходим, более эффективно было бы использовать активные методы. Давайте сравним преимущества традиционных форм проведения данного этапа с технологией нового формата.
Традиционно проверкой домашнего задания является устный опрос. Преимущества устного опроса: учителем проверено знание части учебного материала у нескольких обучающихся, у них же – оценка уровня развития речи и мышления. Остальные учащиеся, как правило, выполняют пассивную роль.
С использованием активных методов данный этап можно организовать в виде командной игры (принципы формирования команд на каждом уроке могут быть различными: по цвету одежды, личные симпатии обучающихся, предложения учителя и т.д.) Класс делится на 4 команды(3 команды игроков, 4 – эксперты). Учитель заранее готовит три вопроса по изученной теме и методом жребия, случайного выбора или дифференцированно (если обучающиеся разделены по вариантам сложности) выдает задания группам. За определенное время группа готовит ответ на данный вопрос, стараясь наиболее ярко представить свою команду во время ответа. Эксперты в это время тоже обсуждают, какие ключевые моменты должны отразить в своих выступлениях команды. По истечении времени каждая команда презентует свой ответ, это может быть выступление как одного обучающегося, так и нескольких. Если эксперты считают, что ответ на вопрос дан неполный, могут задать дополнительный вопрос команде. После выступления всех команд эксперты озвучивают свои оценки. Итог игры подводит учитель. Такой вариант проверки домашнего задания каждый педагог может организовать с учетом интеллектуальных возможностей обучающихся, временных рамок урока и других важных параметров этапа.
Эффекты применения АМО на этапе проверки домашнего задания:
Активное вовлечение всех обучающихся в обсуждение.
Заинтересованное внимание к выступлению одноклассников.
Повторный подробный разбор темы при подготовке ответов.
Лучшее запоминание и прочное усвоение темы.
Оценка знаний и умений друг друга.
Самооценка.
Развитие командного духа, ответственности, взаимовыручки.
Развитие самостоятельности, лидерских качеств, повышение самооценки.
Формирование и развитие умений публичных выступлений.
Формирование УУД.
Согласитесь, коллеги, достойные результаты, значительно превышающие таковые при репродуктивной форме обучения.
Такими же эффективными являются и активные методы презентации нового учебного материала.
В процессе обучения педагогу постоянно приходится сообщать новый материал обучающимся. Сегодня нередко учителя используют цифровые технологии. Мультимедийные презентации позволяют красочно и доступно рассказывать детям об основных моментах изучаемой темы. Это действительно эффективное средство подачи нового материала, если презентация качественно приготовлена и обладает интерактивностью. Но, к сожалению, еще не в каждом школьном кабинете есть необходимое оборудование. В этом случае не менее эффективным будет использование активных методов обучения вместо традиционного монолога учителя. Для данного этапа рекомендуется использовать такие АМО: метод «Инфо - угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Золотой ключик». Данные методы позволят вам эффективно сориентировать обучающихся в теме, сообщить информацию, необходимую для организации самостоятельной работы, представить обучающимся основные направления движения для работы с новым материалом.
После успешной подачи нового материала следует грамотно переходить к самостоятельной работе обучающихся над темой урока. Задача педагога на данном этапе – организовать работу так, чтобы обучающимся было интересно детально прорабатывать новый материал, раскрыть свои возможности, использовать жизненный опыт и ранее полученные знания, проявить активность, приобрести практический опыт.
В этом вам смогут помочь такие активные методы обучения, как: «Ульи», «Визитные карточки», «Светофор», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.
Эффективно и эффектно можно завершить урок, внеклассное мероприятие, педсовет или родительское собрание с использованием АМ релаксации и АМ рефлексии.
Активные методы релаксации.
Традиционное образование, нацеленное на «закачивание» жестко регламентированной информации в головы учеников, не сильно озабочено другими вопросами, которые важны для обучающихся. Но если игнорировать потребности обучающихся в комфортной обстановке, движениях, высказываниях их собственного мнения, самостоятельности, в творчестве и отдыхе, то вряд ли удастся организовать эффективную, плодотворную и результативную учебно – воспитательную работу.
Поэтому важной задачей педагога является формирование и поддержание такой атмосферы, в которой обучающиеся будут вместе с вами с удовольствием стремиться к познанию через общение, совместную деятельность. Обучение должно восприниматься не как тяжелая обязанность, а как увлекательный процесс, через который происходит познание ребенком реальной жизни, в котором можно на практике применить свои способности. При таком подходе педагог может обоснованно рассчитывать на заинтересованное, мотивированное участие ребят в образовательном процессе.
Комфортная психологическая обстановка на уроке способствует тому, что обучающиеся открывают в себе новые возможности, достигают успеха, получают мощный положительный эмоциональный заряд, который вдохновляет на активное развитие.
При этом педагог обязан «держать руку на пульсе» тех процессов, которые происходят на уроке. Важно не только обеспечивать высокий уровень вовлеченности обучающихся в процесс познания, но и внимательно контролировать степень эффективности их работы. А она имеет пределы, связанные с физической, психологической и эмоциональной усталостью.
Поэтому при первых признаках усталости, психологического напряжения, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации.
Весело и эффективно восстановить энергию не выходя из класса, вам помогут такие активные методы: «Энергия – 1», «Роботы», «Красная шапочка и Серый волк», «Земля, воздух, огонь и вода». Если учитель сам принимает участие в этих упражнениях, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнениях.
Здорово, когда все используемые активные методы обучения и даже разминки подобраны по теме урока. Отличная подготовительная работа! Но, если не удалось найти или самостоятельно разработать метод, соответствующий теме, стоит вспомнить главную цель разминки – перевести статику в динамику, дать организму возможность встряхнуться, поработать мышцам, чтобы кровь активнее побежала по сосудам, наполняя ткани и мозг энергией. И, если при этом разминка будет на произвольную тему, то и в этом случае произойдет позитивный эффект. Применение методов релаксации целесообразно и уместно по необходимости. Как правило, небольшая пауза не мешает основному процессу, а наоборот, позволяет создать эффективные условия для продолжения обучения.
Слайд 7
АМ подведения итогов урока
Подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучений позволяют обучающимся еще раз «пропустить через себя» все произошедшее на уроке, оценить приобретенные знания и умения, выявить успехи и неудачи, определить степень достижения целей (ожиданий).
Визуализация такой «дорожной карты» позволяет обеспечить системность обучения и оценить результаты коррекционной работы. Не менее ценным является и то, что у обучающегося появляется осознанность и осмысленность своих действий, проявляется ясное понимание того, как вложенные усилия содействуют личному развитию и росту. Такое осознание способствует приобретению жизненно важных навыков и умений, укрепляет мотивацию и уверенность ребят в собственных силах.
Для педагога подведение итога урока не менее важно, чем для обучающихся. Необходимо оценить не только действия и результаты обучающихся, но и свою работу, что получилось хорошо, а что оказалось нереализованным до конца. Анализ проведенного урока и рефлексия помогают педагогу совершенствовать свое мастерство, повышать качество проводимых уроков. При внедрении АМО технологии в практику, нам, педагогам, предстоит заниматься этим регулярно, чтобы мастерство применения технологии соответствовало уровню самой технологии.
Таким образом, подведение итогов урока должно быть четко продумано и спланировано, в тоже время оно должно оставаться интересным, творческим и содержательным для всех участников образовательного мероприятия.
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы, как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся. Из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с учащимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.
Школа, в которой обучение ведется с использованием активных методов обучения, где на уроках царит дружелюбная творческая атмосфера сотрудничества, где ребята за время обучения, помимо изучения основных предметов, овладевают универсальными учебными действиями и ключевыми компетентностями – именно такая школа нужна обществу. Уверена, что вскоре и вы сами начнете обучать своих коллег премудростям АМО технологии, ведь так здорово всем вместе создать в школе пространство активного и увлекательного обучения.
Я завершаю свой небольшой ознакомительный экскурс с технологией АМО. Понятно, что в одной статье невозможно охватить все направления технологии АМО и осознать, насколько эффективной она является. Это можно сделать, только используя активные методы на уроках, адаптировав их к своей практике, либо создавая свои, авторские методы.
Мой личный опыт использования данной технологии не так уж велик. На практике я использую АМ всего лишь год. Данную технологию я выбрала в рамках работы над педагогической проблемой «Личностно – ориентированный подход в системе специального обучения детей с ОВЗ», а также для реализации проблемы школы «Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся с ОВЗ, как основное условие их успешной социализации».
Слайд 8
Для детального изучения АМО - технологии я прошла обучение на таких дистанционных курсах Образовательного портала «Мой университет»:
- дистанционный курс «Активные методы обучения»;
- дистанционный курс «Разработка по технологии АМО (активные методы обучения) занятия в условиях внедрения ФГОС по коррекционной педагогике»;
- дистанционный курс «Технология активных методов и модерации – современная образовательная технология ФГОС».
Изучила материалы электронных сборников:
- Лазарев Т. В. «Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1. Технология АМО»;
- Электронный сборник «Копилочка активных методов обучения».
Полученные знания помогли мне внедрить в практику работы некоторые активные методы, которые удачно «прижились» на моих уроках и доказывают свою эффективность и результативность в проведении коррекционной работы:
- по развитию речи, овладению техникой речи;
- по коррекции отдельных сторон психической деятельности;
- по развитию основных мыслительных операций;
- по развитию различных видов мышления;
- по коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- по коррекции индивидуальных пробелов в знаниях.
Призываю всех творческих педагогов, которые уже используют данную технологию на практике, или же педагогов, которых заинтересовала практика использования активных методов обучения. Если вы хотите разнообразить свои уроки, строить свою педагогическую деятельность в свете новых требований к специальному образованию, предлагаю объединить свои усилия в изучении технологии АМО, обмениваться мнениями и опытом по использованию активных методов в практике. В каком формате может проходить наше общение? Это может быть создание виртуального педагогического сообщества, сайт, блог и т.д. Ваши предложения я всегда рада принять на свой электронный адрес.
Удачи нам в этом начинании! Всех поздравляю с наступающим учебным годом, желаю плодотворной, эффективной работы, достижения педагогических высот!
Спасибо за внимание!
Литература
Лазарев Т. В. Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1. Технология АМО [Электронный ресурс]: Образовательный портал «Мой университет» / Международный Институт Развития ЭкоПро. - 2012. – Режим доступа: http://moi-universitet.ru/
Электронный сборник Копилочка активных методов обучения: Образовательный портал «Мой университет» – Режим доступа: http://moi-universitet.ru/
Материалы электронного курса «Активные методы обучения» - Режим доступа: http://moi-universitet.ru/besplatnye-kursy-povysheniya-kvalifikacii-dlya-pedagogov?product_id=981
Материалы электронного курса «Разработка по технологии АМО (активные методы обучения) занятия в условиях внедрения ФГОС по коррекционной педагогике» - Режим доступа: http://moi-universitet.ru/besplatnye-kursy-povysheniya-kvalifikacii-dlya-pedagogov?product_id=1038