СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по итоговому сочинению 2019

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по итоговому сочинению 2019»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Брянская СОШ»

Отчет-анализ итогового сочинения. 11 класс.

Проведение – 04.12.2019 года

Учитель русского языка и литературы- Сумина А.В.



Цель проведения сочинения - получение допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования при успешном написании итогового сочинения (изложения). Данный вид работы был направлен на выявление у выпускников широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, уровня речевой культуры, речевых компетенций, практической грамотности и фактической точности его письменной речи. Согласно заявлениям обучающихся 11 классов и их родителей на участие в итоговом сочинении было зарегистрировано 3 человека, фактически в промежуточной аттестации приняли участие 3 человека.

Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой в системе «зачет-незачет»), это форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза – до 10 баллов к результатам ЕГЭ).

Пять тематических направлений, по котором выпускники писали сочинение в декабре 2019 года, определило Министерство образования и науки РФ:


1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги

2. Надежда и отчаяние

3. Добро и зло

4. Гордость и смирение

5. Он и она

6 декабря на сайте ФИПИ (в онлайн-режиме) за 15 минут до начала экзамена были опубликованы на открытых информационных ресурсах (http://www.ege.edu.ru/, http://fipi.ru/) темы итогового сочинения.

Республика Дагестан

Комплект тем итогового сочинения

№ ИС04122019-02

НОМЕР

ТЕМА

113

Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?

202

Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?

313

Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?

407

Считаете ли Вы смирение добродетелью?

503

Что мешает взаимопониманию между любящими?



Сочинение проводилось в кабинете №1. В соответствии с приказом директора школы Валиджановой О.Н. была создана экспертная группа: Корнеева Л.В., Капаева Т.Н..,(учителя русского языка и литературы ), группа организаторов экзамена Анафоночкина Т.С., Паничкина О.А.

Руководитель – Корнеева Л.В. за 15 минут до начала экзамена распечатала темы сочинения. Темы сочинения были распечатаны на каждого участника 11 класса.

По указанию членов комиссии участники итогового сочинения заполнили регистрационные поля бланков. По завершении заполнения регистрационных бланков итогового сочинения всеми участниками член комиссии Корнеева Л.В. объявила начало и время окончания итогового сочинения. Работа выполнялась гелиевой ручкой с чернилами черного цвета.

Во время проведения итогового сочинения учащимся 11 класса запрещалось:

– иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения. На партах лежали орфографические словари. На написание сочинения отводилось 3 часа 55 минут.

Завершение итогового сочинения (изложения):

по истечении установленного времени члены комиссии объявили об окончании выполнения заданий. В организованном порядке члены комиссии произвели сбор бланков итогового сочинения у участников. Все бланки участников итогового сочинения и сопроводительные документы члены комиссии передали руководителю; руководитель после сбора материалов и заполнения, соответствующих форм передал все материалы техническому специалисту для копирования (сканирования) и передачи на проверку экспертной комиссии.

Сочинения учащихся проверяли по установленной системе: «зачет», «незачет».

Зачетная система оценивания используется в целях решения вопроса о допуске выпускника к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования.

Итоговые сочинения оценивались в системе «зачет» или «незачет» по следующим критериям:

Критерии оценивания итогового сочинения:

1.Соответствие теме


2.Аргументация. Привлечение литературного материала


3.Композиция и логика рассуждения


4.Качество письменной речи

5.Грамотность

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Сочинение оценивалось по пяти критериям, указанным выше. Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывался объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 250. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно - доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Члены комиссии школы –– Корнеева Л.В., Капаева Т.Н, председатель комиссии Корнеева Л.В.,, осуществили проверку итоговых сочинений учащихся 11 класса и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Проверка каждого сочинения проводилась однократно.

Результаты проверки итоговых сочинений и оценка были внесены в копию бланка регистрации.

Копии бланков итогового сочинения участников эксперты комиссии школы передали руководителю образовательной организации Валиджанова О.Н.



Наименование

ОО

Кол-во

учащихся,

писавших

итоговое

сочинение

(изложение)

Анализ итогов

проведения

итогового

сочинения

(изложения)

Возникшие

проблемы

Пути решения

проблем

Муниципальное

казенное

общеобразовательное

учреждение

«Брянская СОШ»

3

Зачет – 3


1 критерий – 3 зачета

«Соответствие теме»

Все обучающиеся в той или иной степени уверенно рассуждали на выбранную тему, коммуникативный замысел есть в каждой работе.


2 критерий – 3 зачета

«Аргументация. Привлечение литературного материала»

Все обучающиеся в работе умело использовали литературный материал (2 человека построили рассуждение на примере одного произведения, 1-на примере двух), показав разный уровень осмысления художественного текста.


3 критерий – 3 зачета

«Композиция и логика рассуждения»

Все обучающиеся показали умение логично выстраивать рассуждение, аргументированно высказывать мысли. Грубых ошибок, мешающих пониманию смысла сказанного, в сочинениях не было.


4 критерий – 0 зачетов

«Качество письменной речи»

3 обучающихся получили «незачет» по этому критерию из-за низкого качества речи, большого количества речевых недочетов. Лексика бедная. Грамматические конструкции однообразные.


5 критерий – 3 зачета

«Грамотность»

по данному критерию было небольшое количество грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.



  1. Обучающиеся испытывают трудности при написании объёмной работы.

  2. У некоторых обучающихся слабо развит навык аргументированного пересказа, обеспечивающий грамотную передачу информации с использованием оценки изложенных автором событий, с привлечением собственных фактов. 

  3. Обучающиеся очень мало читают, намного сократили интеллектуальное общение, косноязычны из-за виртуального общения.

  1. На уроках развития речи по русскому языку и литературе систематически работать с текстовой информацией с целью формирования коммуникативной компетентности обучающихся: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте.

  2. Развитие всех видов речевой деятельности учащихся в их единстве и взаимосвязи, формирование метапредметных умений и навыков.

  3. Использование просмотрового, поискового, исследовательского чтения с ориентацией на отбор нужной информации. Совершенствование на уроках гуманитарных дисциплин навыков работы обучающихся со справочной, литературоведческой и лингвистической литературой.

  4. Обучение написанию сочинений разных жанров развивающего, исследовательского характера на уроках русского языка и литературы на протяжении всех лет обучения.



Итоги сочинения:

Оценивалось в сочинении не только умение школьников высказывать свои мысли, но и грамотность, правда, по системе зачет - незачет. Можно сделать вывод, что из 3 учащихся получили «зачет» – это составило 100% успеваемости по предмету.

Типичные ошибки, допущенные учащимися:

-последовательность предложений в тексте;

- морфологическая характеристика слова

- знаки препинания в СПП и ССП

- знаки препинания при обособленных членах предложения

-правописание Н и –НН- в суффиксах различных частей речи

- правописание НЕ и НИ

- функционально-смысловые типы речи

- правописание личных окончаний глаголов;

- выявление ошибки в образовании формы слова.


Выводы и предложения:


  1. Учителю русского языка Суминой А.В., взять под контроль вопрос подготовки обучающихся к экзаменам, разработать план по ликвидации пробелов в знаниях, а также по заполнению бланков ЕГЭ обучающихся через урочную деятельность.

  2. Классному руководителю Суминой А.В., довести результаты итогового сочинения по русскому языку до сведения родителей выпускников 11 класса на родительском собрании.

  3. Руководителю МО Корнеевой Л.В. обсудить результаты итогового сочинения по русскому языку на заседании ШМО.

Необходимо отметить, что итоговое сочинение является промежуточной аттестацией школьников и допуском к сдаче ЕГЭ. Баллы, полученные за сочинение, по решению вуза могут быть учтены при поступлении - их суммируют с результатами ЕГЭ. После проверки в школе сочинения направлены в единую базу данных. При поступлении в вузы, которые решат учитывать эту форму экзамена (что будет заранее объявлено в их правилах приема), сочинение может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ. Выпускник может по своему желанию представить итоговое сочинение в качестве индивидуального достижения, тогда вуз возьмет из базы его сочинение и самостоятельно оценит.


Справку составила заместитель директора по УВР

Корнеева Л.В. 8.12.2019 год