Аналитическая справка
по результатам проведения всероссийской проверочной работы
по математике учащихся 4 «б» класса
Дата проведения: 25 апреля 2021 года.
Назначение КИМ для проведения проверочной работы по математике – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволила осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Проведение Всероссийских проверочных работ осуществлялось в соответствии с инструкцией для образовательной организации по проведению работ и системой оценивания их результатов.
В классе 32 обучающихся, выполняли работу 30 человек.
Всего учащимся предстояло выполнить 12 заданий, на выполнение которых отводится 45 минут. Максимальное количество баллов за выполнение работы – 20.
Задание 1
Проверяет умение выполнять сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1). С заданием не справились 3 ученика.
Задание 2
Проверяет умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий. С заданием не справились 3 ученика.
Задание 3
Проверяет умение решать арифметическим способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью. С заданием не справились 6 учеников.
Задание 4
Выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. С заданием не справились 15 учеников.
Задание 5
Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверяется заданием 5. Пункт 1 задания предполагает вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата. Пункт 2 задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника. С первым пунктом задания не справились 17 учащихся, со вторым пунктом задания не справились 19 учащихся.
Задание 6
В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц. С первым заданием не справились 2 ученика, со вторым заданием не справились 10 учеников.
Задание 7
Контролируется умение выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000). Не справились с заданием 17 учащихся.
Задание 8
Выполнение задания предполагает использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Так, задание 8 поверяет умение решать арифметическим способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью. При этом в задании 8 необходимо выполнить действия, связанные с использованием основных единиц измерения величин (длина, вес). С заданием 8 справились 6 учеников.
Задание 9
Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролируется заданиями 9 и 12. Задание 9 связано с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). С первым и вторым пунктами задания не справились 13 человек.
Задание 10
Проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию, представленную в виде текста, строить связи между объектами. С заданием 10 не справились 12 учеников.
Задание 11
Овладение основами пространственного воображения выявляется заданием 11. Оно предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости. С заданием не справились 14 учеников.
Задание 12
Задание 12 требует умения решать текстовые задачи в три-четыре действия. С заданием справились 2 ученика.
Успешное выполнение обучающимися заданий 10–12 в совокупности с высокими результатами по остальным заданиям говорит о целесообразности построения для них индивидуальных образовательных траекторий в целях развития их математических способностей.
Итоги ВПР отражены в таблице:
Всего учащихся | Выполняли работу | Ср. балл | Качество знаний | Успеваемость |
32 | 30 | 3,7 | 60 % | 90% |
Из приведенной таблицы видно, что учащиеся в целом успешно справились с выполнением заданий по формированию умения выполнять элементарные арифметические действия.
Более успешно выполнены обучающимися задания, в которых проверялись умения выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, умения решать задачи арифметическим способом, умения читать и анализировать готовые несложные таблицы.
Выполнены на недостаточном уровне задания, в которых проверялось умение решать текстовые задачи, овладение основами пространственного воображения (описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости); логического алгоритмического мышления.
Типичные ошибки:
- в вычислениях с большими числами (длинные цепочки вычислений);
- в заданиях-конструкциях;
- в текстовых задачах на применение соответствующих действий.
Проблемы, помешавшие более успешному выполнению заданий: перевод текстового условия в математическую модель и выполнение арифметических действий. Результаты выполнения данных заданий в очередной раз актуализируют вопрос о развитии навыков самоконтроля у обучающихся.
Большое количество ошибок, особенно в текстовых задачах, связано с тем, что ученики не могут правильно прочитать условие задания.
Выводы:
1. У обучающихся хорошо развиты следующие умения:
- выполнение арифметических действий с числами и числовыми выражениями;
- работа с таблицами и диаграммами;
- представление, анализ и интерпретация данных;
- использование начальных математических знаний для описания окружающих предметов, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
2. Результаты работы показали наличие ряда проблем в математической подготовке обучающихся, в том числе:
- затруднения в изложении своего мнения и его аргументации в соответствии с поставленными задачами;
- испытывают трудности при решении задач, связанных с повседневной жизнью;
- установление зависимости между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий.
3. Усилить работу по формированию умения решать логические задачи, задачи в четыре действия, а также те, где необходимо производить расчёт времени.
4. Применять дифференцированный подход в процессе обучения.
Аналитическая справка
по результатам проведения всероссийской проверочной работы
по русскому языку учащихся 4 «б» класса
Дата проведения: 20 апреля 2021 года.
Назначение ВПР по окружающему миру – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволила осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Проведение Всероссийских проверочных работ осуществлялось в соответствии с Инструкцией для образовательной организации по проведению работ и системой оценивания их результатов.
В классе 32 обучающихся, выполняли работу 29 человек.
Работа содержала 15 заданий. Максимальное количество баллов – 38.
Задания части 1 проверочной работы направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми синтаксическими и морфологическими умениями, а также логическими, общеучебными универсальными действиями.
Задание 1 проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности. С первой частью задания не справились 8 учеников, со второй частью – 1 ученик.
Задания 2 и 3 предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями. Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении (учебноязыковое синтаксическое опознавательное умение); задание 3 (п. 1) – умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, задание 3 (п. 2) – умение распознавать изученные части речи в предложении (учебноязыковое морфологическое опознавательное умение). С задание 2 не справились 15 учащихся, с заданием 3 (1) и 3 (2) – 10 учащихся.
Задание 4 направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативных универсальных учебных действий; задание 5 проверяет умение классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения). С заданием 4 не справился 1 ученик, с заданием 5 – 10 учеников.
В задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. С заданием не справились 8 человек.
Задание 7 проверяет предметное коммуникативное умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения общеучебными универсальными учебными действиями: адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста. С заданием не справились 8 человек.
Задание 8 предполагает адекватное понимание и анализ обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации (общеучебные и логические универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме (правописные умения); одновременно с этим умение задавать вопрос показывает и уровень владения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями, а умение преобразовывать воспринятую информацию в речевое высказывание – уровень владения общеучебными универсальными действиями. С заданием не справились 8 человек. С заданием не справились 13 человек.
Задание 9 выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. С заданием не справились 18 человек.
В задании 10 одновременно проверяется: учебно-языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения. С заданием не справились 10 человек.
Задания 11–14 проверяют знание обучающимися основных языковых единиц и направлены на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ структуры слова; преобразование структурной схемы слова в слово; анализ грамматических признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов; установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений. Задание 11 позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу; задания 12–14 – уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки. С заданием 11 не справились 16 человек, с заданием 12 (1) – 14 человек, с заданием 12 (2) – 10 человек, с заданием 13 (1) – 10 человек, с заданием 13 (2) – 9 человек, с заданием 14 – 7 человек.
Задание 15 предполагает адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия); умение на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы (предметное коммуникативное умение, логические универсальные учебные действия), способность строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения); задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), осознания эстетической функции русского языка (личностные результаты). С заданием 15 (1) не справились 19 человек, с заданием 15 (2) – 17 человек.
Необходимо отметить, что проверяемые в заданиях 4, 6–10 и 15 умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.
В соответствии с рекомендациями по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале результаты выполнения ВПР по окружающему миру следующие:
Всего учащихся | Выполняли работу | Ср. балл | Качество знаний | Успеваемость |
32 | 29 | 3,3 | 52 % | 72,5% |
Таблица наглядно демонстрирует, что учащиеся в целом успешно справились с выполнением проверочной работы.
Типичные ошибки:
- безударные гласные в корне слова;
- правописание окончаний глаголов;
- Е/Ё после шипящих в корнях слов;
- знаки препинания в однородных членах.
Выводы и предложения:
1.Анализ качественных результатов по русскому языку позволяет сделать выводы, что учащиеся 4 «б» класса написали работу на среднем уровне, но большинство учащихся достигли планируемых результатов. Результативность выполнения проверочных работ составляет 72,5 %, качество знаний 52%, средний балл составил 3,3.
2. Результаты ВПР показали наличие ряда проблем в освоении содержании учебного предмета и формировании УУД:
- недостаточное развитие навыков проведения логических рассуждений;
- сформированы в недостаточной степени умения формулировать основную мысль текста и письменно ее оформлять, задавать вопрос по тексту;
- затруднения в использовании знако-символических средств представления информации для построения высказывания в соответствии с учебными задачами;
- затруднения в умении составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
3. Выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка.
4. Совершенствование работы с текстом на уроках литературного чтения, русского языка в плане определения основной мысли текста, построения последовательного плана, развития коммуникативных УУД.
Аналитическая справка
по результатам проведения Всероссийской проверочной работы
по русскому языку
учащихся 4 «б» класса
2020-2021 учебный год
27 апреля 2021 года в 4 «б классе МАОУ «СОШ 37» прошла Всероссийская
проверочная работа по окружающему миру.
Назначение ВПР по окружающему миру – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволила осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Проведение Всероссийских проверочных работ осуществлялось в соответствии с Инструкцией для образовательной организации по проведению работ и системой оценивания их результатов.
Работа содержала 10 заданий. Максимальное количество баллов – 31. В соответствии с рекомендациями по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале результаты выполнения ВПР по окружающему миру следующие:
Всего учащихся | Выполняли работу | Ср. балл | Качество знаний | Успеваемость |
32 | 29 | 3,6 | 61 % | 97% |
Таблица наглядно демонстрирует, что учащиеся в целом успешно справились с выполнением проверочной работы.
Типичные ошибки:
- затруднения в классификации предметов и объектов на основании заданных классификаций по схемам;
- затруднения в умении сравнивать действия и условия разных объектов;
- неумение мыслить логически;
- неумение устанавливать причинно-следственные связи этапов осуществления определенной деятельности;
- неумение рассуждать, составлять связный текст.
Выводы:
1.Результаты ВПР показали наличие ряда проблем в освоении содержании учебного предмета и формировании УУД:
- обучающиеся недостаточно владеют умениями делать вывод на основе проведенного опыта, проводить аналогии, строить рассуждения.
- недостаточный уровень сформированности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них; понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры, знаний обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы.
2.Вырабатывать у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи этапов осуществления определенной деятельности.
3.В содержание уроков по окружающему миру включать задания на формирование умений работать с текстом, проводить сравнение разных объектов и делать выводы, логически мыслить.