муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 города Смоленска
Наталья Викторовна Аверченкова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 7 города Смоленска
Аналитическая справка
педагогической деятельности
за 2008-2011 годы
Смоленск 2012
Содержание
Общие сведения об учителе………………………………….3
Результаты педагогической деятельности…………………5
Научно-методическая деятельность………………………..9
Внеурочная деятельность..…………………………………..11
Обобщение опыта……………………………………………..13
Учебно-методическая база……………………………………14
Приложение………………………………………………………15
Общие сведения
1. | Фамилия, имя, отчество | Аверченкова Наталья Викторовна |
2. | Дата рождения | 29 декабря 1970 г |
3. | Образование | Смоленский государственный педагогический институт в 1994 г. По специальности русский язык и литература Квалификация : учитель русского языка и литературы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» в 2009 г. ( профессиональная переподготовка) Специальность: «Педагогика и психология» Квалификация: педагог-психолог |
4. | Трудовой стаж | 23 года |
5. | Педагогический стаж | 19 лет |
6. | Стаж работы в данном учреждении | 19 лет |
7. | Категория | I квалификационная категория |
Курсы повышения квалификации1
Название структуры | Где прослушаны курсы | Год и месяц | Проблематика курсов |
ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей» | г.Смоленск | 19.03.2007 – 26.06.2007 | Комплексные курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы |
Смоленский областной институт усовершенствования учителей | г.Смоленск | 4.06.2007. – 20.06.2007. | Повышение квалификации в области современных информационных технологий \ 1 уровень |
Смоленский гуманитарный университет | г.Смоленск | 28.01.2010. – 21.05.2010 | «Нейропсихологические особенности формирования высших психических функций у детей в процессе школьного обучения» |
Смоленский областной институт развития образования | г.Смоленск | 31.05.2011. – 17.06.2011. | Повышение квалификации в области современных информационных технологий \ 2 уровень |
Проект Кешер | | 24 сентября 2011 г. | Тренинг по теме: «Гендерное воспитание молодежи – как залог развития гражданского общества» |
ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования» | г.Смоленск | 05.12.2011 – 10.12.2011 | Семинар для учителей русского языка «ГИА – 9 по русскому языку как форма итоговой аттестации» |
Награды и поощрения2
Грамота Администрации города Смоленска и управления образования и молодежной политики , 2009 г.
Благодарственное письмо Смоленской областной универсальной библиотеки им. А.Т.Твардовского, 2011 г.
Результаты педагогической деятельности
Ориентация на реальное продвижение учащихся подтверждается результатами успеваемости и качества обученности учащихся, степени подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации.
Таблица 1. Русский язык.
Учебный год | Класс | Качество, % | Успеваемость,% |
2008-2009 | 8А | 52% | 96% |
| 8Б | 31% | 94% |
2009-2010 | 9А | 45% | 100% |
| 9Б | 33% | 100% |
2010-2011 | 10А | 72% | 100% |


Уровень учебных достижений учащихся по русскому языку свидетельствует о положительной динамике.
Таблица 2 . Литература
Учебный год | Класс | Качество, % | Успеваемость,% |
2008-2009 | 8А | 52% | 100% |
| 8Б | 38% | 100% |
2009-2010 | 9А | 77% | 100% |
| 9Б | 53% | 100% |
2010-2011 | 10А | 83% | 100% |


Уровень учебных достижений по литературе свидетельствует о росте качестве полученных знаний при стабильной 100-процентной успеваемости.
Все учащиеся 9 – х классов были аттестованы по результатам обязательного письменного экзамена в новой форме за курс основного общего образования, большинство из них подтвердили или повысили свои оценки.
Таблица 3.
Русский язык |
Учебный год | класс | Качество, % | Успеваемость,% |
2007-2008 | 10А | 25% | 86% |
2008-2009 | 11А | 29% | 100% |
Литература |
2007-2008 | 10А | 39% | 86% |
2008-2009 | 11А | 54% | 100% |
По результатам на Едином государственном экзамене по русскому языку в 2008-2009 учебном году ниже минимального количества баллов не получил никто из учащихся, средние показатели – 58,3 балла. Янковская Анна за ЕГЭ по русскому языку получила 85 баллов.
Учащиеся с интересом относятся к такому учебному предмету, как литература Смоленщины, что отражается на результатах: при 100-процентной успеваемости по данному предмету учащиеся имеют довольно высокие показания по качеству:
Таблица 4. Результаты .Литература Смоленщины.
Учебный год | Класс | Качество, % | Успеваемость, % |
2008 - 2009 | 9А | 46% | 100% |
| 9Б | 60% | 100% |
Об интересе к данному предмету говорит и то, что 29 % учащихся 9-х классов выбрали литературу Смоленщины для сдачи экзамена (региональный компонент) при прохождении государственной аттестации, показав при этом высокое качество подготовки – 92%.
3. Научно-методическая деятельность
В работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия по русскому языку и литературе, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации.
В текущем учебном году были выбраны следующие учебно – методические комплекты :
Класс | Учебник |
9 | Русский язык.9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений \ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; научн.ред. Н.М.Шанский]. М.: Просвещение, 2011. |
11 | Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2008 |
Класс | Учебник |
9 | Литература. 9 класс:Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч.\С.А.Зинин,В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев – М: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. |
11 | Литература.11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. \ В.А. Чалмаев , С.А. Зинин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. |
Класс | Учебник |
9 | Литература Смоленщины (Учебник – хрестоматия по литературному краеведению). 9 класс. Автор – составитель Г.С.Меркин. В 2-х томах. ТРАСТ – ИМАКОМ Смоленск, 1994. |
Чтобы сделать урок интересным, информативным мною чаще всего используются следующие методики:
Эти методики позволяют мне учитывать индивидуальные особенности развития школьников, формируют социальную компетентность учащихся, способствует лучшему закреплению изученного на уроках материала, могут быть использованы на любом уровне обучения и в любом классе. Использование выше названных методик повышает интерес учащихся к изучению русского языка и литературы, развивает у них навыки самостоятельной, поисковой и творческой работы.
Второй год работаю над темой по самообразованию « Организация проектной деятельности на уроках литературы и русского языка».
4. Внеурочная деятельность
Для повышения интереса к изучению русского языка и литературы мною ведется разносторонняя внеурочная работа с учащимися: подготовка школьников к научно-практическим конференциям («М.В. Ломоносов - «отец русской поэзии», "Листая времени страницы…" Нравственные уроки Д.С. Лихачева ), подготовка к участию в предметных школьных олимпиадах, организации работы научного общества учащихся «Крылья Пегаса».
Результаты системной работы в указанном направлении свидетельствует о положительной динамике:
наблюдается рост количественных и качественных показателей участия школьников в конкурсах и конференциях;
наблюдается положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.
Наиболее интересные темы, над которыми работали учащиеся 9-11 классов при подготовке к Школьным дням науки за последние 3 года:
«Забытые имена. М.А.Лохвитская» (ФилипповаА.);
«Иван Бунин и Смоленщина» (Майорова И.);
«Тема войны в творчестве А. Твардовского и М.Шолохова» (Остапенко А.);
«В.С.Высоцкий - поэт и бард» ( АндрееваЮ.);
«Размышления над творчеством О.Э.Мандельштама» (Шеменкова М.);
«Отражение времен в творчестве О.Э.Мандельштама» (Майорова И.);
«Диалог времен и культур в лирике О.Э.Мандельштама» ( Асатрян А.);
«Мир поэзии В.С.Высоцкого» (Филиппова А.);
«Тема войны в творчестве В.С.Высоцкого» (Остапенко А.)
Позитивными показателями деятельности являются результаты, достигнутые школьниками в конкурсах различного уровня: 2011 г. : в областном историко-литературном краеведческом конкурсе «Навстречу 1150 –летию г.Смоленска», проведенного в дни празднования 180-летнего юбилея Смоленской областной универсальной библиотеки им. А.Т.Твардовского, Семенова Виктория (9А класс) заняла 1 место, а Никитина Елизавета
(9Акласс) заняла 3 место.3
5. Обобщение опыта
В 2009-2010 учебном году в рамках работы педагогических советов прошла презентация методической копилки учителей , классных руководителей, воспитателей группы продлённого дня и МО классных руководителей начального, среднего и старшего звена по темам педсоветов «Современный урок», «Реализация Программы развития школы –основное условие индивидуального развития обучающихся»». В качестве обобщения опыта мною был дан урок в 9А классе с применением информационных технологий по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными». 4
Одним из ведущих направлений во внеклассной работе школы стало проведение правовой пропаганды и пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся и родителей. В рамках городского семинара мною, как классным руководителем, были подготовлены и проведены родительское собрание и открытый классный час в 9А классе на тему: «Дорога, которую мы выбираем»5
Необходимо так же отметить, что класс, классным руководителем которого я была, в феврале 2010 г. в деловой игре «Знаю ли я закон?», проведённой на базе Смоленского филиала МЮИ, заняла 1 место.
6. Учебно-методическая база
Для организации предпрофильного обучения учащихся девятых классов мною разработана программа элективного курса «Подготовка к написанию сжатого изложения».6 Элективный курс имеет практическую направленность. Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в старших классах»7 охватывает учебный материал всех содержательных блоков, разделов школьного курса русского языка. При этом эти знания и умения по тому или иному разделу востребованы при выполнении всех трех частей экзаменационного теста. В планировании предусмотрено определение уровня усвоения учащихся разделов школьного курса русского языка, выявление пробелов в формировании важнейших умений, ознакомление с особенностями экзаменационной работы и используемой системы оценивания, проведение тренингов на основе материалов, приближенных к формату экзаменационной работы, организацию системы индивидуального консультирования.
Программы прошли внутреннюю экспертизу.
Для подготовки учащихся 9-х и 11-х классов к итоговой аттестации мною собран обширный дидактический материал, который регулярно обновляется.
Пополняется дидактическим материалом копилка творческих работ учащихся: сообщения, рефераты, презентации.
1 Копии свидетельств. Приложение 1- 6
2 Копии грамот. Приложение 7 - 8
3 Приложение 9 - 10
4 Материалы к уроку даны в Приложении 11-12
5 Материалы к классному часу даны в Приложении13
6 Приложение14
7 Приложение 15
15