Анализ и самоанализ воспитательного мероприятия
Воспитательное мероприятие является одной из организационных форм, широко используемых в урочной и внеурочной воспитательной работе педагога начальных классов. Воспитательная работа учителя начальных классов в качестве классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий с определенной воспитательной целью (целями). Это – классные часы, конкурсы, викторины, проекты, встречи, утренники, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т.д.
Значение подобного способа организации деятельности учащихся начальной школы состоит в том, что оно позволяет выработать у детей определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные, моральные и нравственные потребности, ответственность за свои поступки. Также воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести младших школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое «последействие», т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Исключение одного звена этой цепочки разрушает систему, снижает эффективность мероприятия. К тому же каждый из этапов уже есть процесс воспитания, позволяющий включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятельность.
Последовательно продвигаясь от идеи-цели и педагогического осмысления мероприятия через обсуждение содержания и возможностей каждого и класса в целом, через планирование, выбор лидеров и совета дела, распределение поручений в микрогруппах к его осуществлению.
Главными моментами в анализе воспитательного мероприятия должны выступать:
- анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;
- оптимальность применяемых форм и методов;
- реализация поставленных целей;
- отношение педагога и воспитанников;
- профессионализм педагога.
Примерный план анализа (самоанализа) внеклассного мероприятия
1. Общие сведения:
- дата проведения;
- образовательное учреждение;
- класс (классы);
- педагог, который подготовил и проводит мероприятие;
- название мероприятия;
- цель и задачи мероприятия (на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие);
- психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: соответствие занятия общим воспитательным задачам, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся и их интересам.
2. Анализ подготовки мероприятия:
- кто был инициатором данного мероприятия;
- в чем и как проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся при подготовке к мероприятию;
- удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.
3. Анализ хода мероприятия:
- организация класса (группы);
- выполнение единого речевого режима;
- соответствие структуры занятия (целям и задачам, содержанию и методам обучения);
- учебная документация педагога;
- мотивация деятельности;
- целесообразность методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями;
- актуализация опорных знаний;
- контакт с детьми;
- уровень самостоятельности детей;
- наличие дифференцированного подхода;
- доступность (научность) изложения материала;
- межпредметные связи;
- практическая направленность мероприятия;
- использование личного опыта детей;
- оценивание деятельности детей;
- выполнение санитарно-гигиенических норм;
- рациональность использования времени;
- наличие заданий (творческого, поискового и т.д.) характера;
- уровень самоанализа мероприятия педагога.
4. Деятельность педагога:
- убедительность, четкость, доступность, образность, эмоциональность, логичность раскрытия цели и задач предстоящей деятельности;
- уровень содержательности, интереса и организованности, в котором проходила данная работа;
- какие знания приобрели учащиеся и ходе мероприятия, какие социальные установки, чувства и убеждения формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие;
- какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение, каких результатов достигли;
- эффективны ли были выбранные формы и методы работы;
- уровень эффективности использования ИКТ и ТСО;
- как сказалось проведенное мероприятие на формировании общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношения;
- возможные последствия этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности; воздействие на учащихся;
- эмоционально-эстетическая отзывчивость на мероприятие;
- этика труда, художественной деятельности;
- эстетика поведения мероприятия;
- форма проведения рефлексии;
- роль и место классного руководителя, социального педагога, руководителя кружка, воспитателя группы продленного дня на данном занятии (методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива);
- что способствовало проведению данной работы с учащимися (или наоборот, мешало);
- какие педагогические качества учителя проявились при проведении воспитательной работы с учащимися;
- проявился ли педагогический такт педагога, в чем именно (отмечены ли случаи нетактичности).
5. Общая оценка воспитательного мероприятия:
- насколько удалось решить поставленные задачи и цели (возможные причины успехов, неудач и ошибок);
- общая оценка воспитательной ценности проведенной работы;
- психолого-педагогические выводы и предложения в адрес педагога и учащихся.