СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ и самоанализ воспитательного мероприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерный план анализа (самоанализа) внеклассного мероприятия

Просмотр содержимого документа
«Анализ и самоанализ воспитательного мероприятия»

Анализ и самоанализ воспитательного мероприятия

Воспитательное мероприятие является одной из организационных форм, широко используемых в урочной и внеурочной воспитательной работе педагога начальных классов. Воспитательная работа учителя начальных классов в качестве классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий с определенной воспитательной целью (целями). Это – классные часы, конкурсы, викторины, проекты, встречи, утренники, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т.д.

Значение подобного способа организации деятельности учащихся начальной школы состоит в том, что оно позволяет выработать у детей определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные, моральные и нравственные потребности, ответственность за свои поступки. Также воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести младших школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое «последействие», т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Исключение одного звена этой цепочки разрушает систему, снижает эффективность мероприятия. К тому же каждый из этапов уже есть процесс воспитания, позволяющий включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятельность.

Последовательно продвигаясь от идеи-цели и педагогического осмысления мероприятия через обсуждение содержания и возможностей каждого и класса в целом, через планирование, выбор лидеров и совета дела, распределение поручений в микрогруппах к его осуществлению.

Главными моментами в анализе воспитательного мероприятия должны выступать:

- анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;

- оптимальность применяемых форм и методов;

- реализация поставленных целей;

- отношение педагога и воспитанников;

- профессионализм педагога.

Примерный план анализа (самоанализа) внеклассного мероприятия

1. Общие сведения:

- дата проведения;

- образовательное учреждение;

- класс (классы);

- педагог, который подготовил и проводит мероприятие;

- название мероприятия;

- цель и задачи мероприятия (на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие);

- психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: соответствие занятия общим воспитательным задачам, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся и их интересам.

2. Анализ подготовки мероприятия:

- кто был инициатором данного мероприятия;

- в чем и как проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся при подготовке к мероприятию;

- удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

3. Анализ хода мероприятия:

- организация класса (группы);

- выполнение единого речевого режима;

- соответствие структуры занятия (целям и задачам, содержанию и методам обучения);

- учебная документация педагога;

- мотивация деятельности;

- целесообразность методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями;

- актуализация опорных знаний;

- контакт с детьми;

- уровень самостоятельности детей;

- наличие дифференцированного подхода;

- доступность (научность) изложения материала;

- межпредметные связи;

- практическая направленность мероприятия;

- использование личного опыта детей;

- оценивание деятельности детей;

- выполнение санитарно-гигиенических норм;

- рациональность использования времени;

- наличие заданий (творческого, поискового и т.д.) характера;

- уровень самоанализа мероприятия педагога.

4. Деятельность педагога:

- убедительность, четкость, доступность, образность, эмоциональность, логичность раскрытия цели и задач предстоящей деятельности;

- уровень содержательности, интереса и организованности, в котором проходила данная работа;

- какие знания приобрели учащиеся и ходе мероприятия, какие социальные установки, чувства и убеждения формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие;

- какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение, каких результатов достигли;

- эффективны ли были выбранные формы и методы работы;

- уровень эффективности использования ИКТ и ТСО;

- как сказалось проведенное мероприятие на формировании общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношения;

- возможные последствия этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности; воздействие на учащихся;

- эмоционально-эстетическая отзывчивость на мероприятие;

- этика труда, художественной деятельности;

- эстетика поведения мероприятия;

- форма проведения рефлексии;

- роль и место классного руководителя, социального педагога, руководителя кружка, воспитателя группы продленного дня на данном занятии (методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива);

- что способствовало проведению данной работы с учащимися (или наоборот, мешало);

- какие педагогические качества учителя проявились при проведении воспитательной работы с учащимися;

- проявился ли педагогический такт педагога, в чем именно (отмечены ли случаи нетактичности).

5. Общая оценка воспитательного мероприятия:

- насколько удалось решить поставленные задачи и цели (возможные причины успехов, неудач и ошибок);

- общая оценка воспитательной ценности проведенной работы;

- психолого-педагогические выводы и предложения в адрес педагога и учащихся.