СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ качества знаний обучающихся по предмету «Физическая культура»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших показателей всего учебного процесса является степень обученности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Анализ качества знаний обучающихся по предмету «Физическая культура»»

Анализ качества знаний обучающихся

по предмету «Физическая культура»

Учитель физической культуры Настругова О.В.

С 2017 года я работаю над методической проблемой: «Индивидуально-дифференцированный подход к организации обучения по физическому воспитанию».

Задачи, которые перед собой ставлю:

- повышение качества преподавания предмета;

- прививать любовь к ЗОЖ;

- применение традиционных и нетрадиционных методик, поиски различных форм занятий для совершенствования урока с целью развития познавательных потребностей, способностей, наклонностей учащихся;

- внедрение в практику современного педагогического опыта.

Результатом моей работы над методической проблемой стала деятельность Республиканской экспериментальной площадки по теме «Использование индивидуально-дифференцированного подхода на уроках физической культуры для активизации двигательной активности обучающихся через систему упражнений вариативного компонента образовательной программы по физической культуре». В октябре 2019 года выступила на районном методическом объединении с докладом по теме: «ГТО - путь к здоровью» (опыт работы), на педагогическом совете по теме: «Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа школы, как важный компонент ЗОЖ» (опыт работы). 26.03.2020 года приняла участие в Республиканском вебинаре c передовым опытом в экспериментальной деятельности по теме «Технология развития физических качеств на уроках физической культуры»., весной 2020 года - на педагогическом совете с докладом об итогах работы республиканской экспериментальной площадки. В июне-августе 2020 года подготовила к опубликованию методическое пособие: Использование индивидуально-дифференцированного подхода на уроках физической культуры для активизации двигательной активности обучающихся через систему упражнений вариативного компонента образовательной программы по физической культуре: / Методическое пособие / сост. Михайлюк С.И., Гасанова И.М., Настругова О.В., Кащенко О.В., Крюченко О.А., Киселева Л.Л, Воробьева. В мае 2020 года опубликовала 2 печатные работы:

- VIDEOUROKI (свидетельство№99753587 от 20.05.2020) «Технология развития физических качеств на уроках аэробики»;

- VIDEOUROKI (свидетельство №99753582 от 20.05.2020) Мастер-класс на тему: «Индивидуально-дифференцированный подход на уроках аэробики».

  В 2019-2020 учебном обновлены и оформлены   следующие стенды: «ГТО – путь к здоровью», «Тест-оценивание физической подготовленности», «Школьный физкультурно-спортивный клуб «Виктория», «Быстрее, выше, сильнее», «Делай снами, делай как мы, делай лучше нас», «Безопасность жизнедеятельности».

Одним из важнейших показателей всего учебного процесса является степень обученности обучающихся. В моей педагогической деятельности степень обученности учащихся - стабильная. 

Представим уровень обученности и качества знаний за последние 2 года.

(См. Таблицу 1)

Таблица 1.

Уровень обученности и качества знаний обучающихся

Учебный год

Класс

Средний балл

Качество знаний, %

Обученность, %

2018-2019

4,7

4,5

4,3

4

100

100

100

100

100

100

100

100

2019-2020

4,7

4,5

4,3

4

100

100

100

100

100

100

100

100

 Вывод: приведённые выше данные о качестве знаний обучающихся за 2 последних учебных года по физической культуре, а также анализ контрольных нормативов позволяют говорить о стабильной и положительной динамике.

              Данные результаты были достигнуты благодаря созданию атмосферы комфортности для обучающихся, умению действовать самостоятельно и правильному управлению процессом усвоения техники выполнения физических упражнений. Систематическое отслеживание, сравнительный анализ, проводимый по различным темам, позволяют проследить эффективность процесса обучения и развития. 

 Таблица 2.

Результаты физической подготовленности обучающихся 4а, 4б, 5а, 5б, 6а, 6б, 7а, 9а классов за 2019-2020 учебный год

Уровень выполнения

На начало учебного года

На конец учебного года

Динамика

Низкий

Нет

нет

+

Ниже средного

Нет

нет

+

Средний

11%

9%

+

Выше среднего

59%

51%

+

Высокий

30%

40%

+

Вывод: из приведённых в таблицах данных физической подготовленности прослеживается положительная динамика результатов обучающихся.

Данные результаты были достигнуты:

- путём индивидуальной работы с учащимися;

- на основе входящего мониторинга;

- нетрадиционных методов и приёмов обучения (создание ситуации успеха, работа по ЗОЖ);

- повышением учебной мотивации обучающихся.

 Физкультурно--оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе играет огромную роль в процессе становления физически развитого и ведущего здоровый образ жизни личности. Наше общество многое делает для того, чтобы наши дети получили всестороннее развитие: умственное, духовное, этическое, эстетическое, нравственное и, конечно же, физическое. На уроках физической культуры невозможно реализовать все задачи по физическому развитию личности и здесь на помощь приходит внеклассная и оздоровительная работа. Результатом работы ШФСК «Виктория» является участие обучающихся в школьных, районных, городских и республиканских соревнованиях:

Результативность ШФСК «Виктория»

2019-2020 учебный год

1.

Районные соревнования по футболу «Кожаный мяч»

среди юношей 2006-2007 г.р.

I место

Яковлев П., Калиниченко А., Федосов Д., Мирошниченко Д., Головатенко И., Иванов Д., Лехман А., Подмогильный Е., Офлидис А.

2.

Городские соревнования по футболу «Кожаный мяч»

среди юношей 2006-2007 г.р.

участие

Яковлев П., Калиниченко А., Федосов Д., Мирошниченко Д., Головатенко И., Иванов Д., Лехман А., Подмогильный Е., Офлидис А.

2.

Районные соревнования по бадминтону

I место

Александров К.




3.

Районные соревнования по баскетболу (девушки)

III место


Горбатюк А., Палаткина Д., Ботичева П., Комарова О., Галкина С., Говтва А., Коваленко И.

3.

Открытый Кубок Донецкой Народной Республики по спортивной аэробике и фитнесу «Зимний бал аэробики»



Инд. дети

I место

Пара дети

I место

Танцевальная гимнастика

дети

II место



Брюхно М.


Бойко А., Брюхно М.

Колышева В.,Чубченко М.,

Прасолова Д, ГорбачевскаяМ., Рожанкова Е, Брюхно М., Катунина В., Литвиничева А.

6.

Районные соревнования по волейболу (мальчики)

III место

Пащенко Д., Чепа К., Мотылев Н., Казаков Н., Фульон К., Хребтов В., Краснозубов В., Александров К., Лозаков Д.

7.

Районные соревнования по фитнес аэробике

II место

Щербина А. Пятаева М., Косорукова А., Семенова Е., Муравенко В., Рыбалко Д.

8.

Районные соревнования по фитнес аэробике

I место

Колышева В.,Чубченко М., Прасолова Д, ГорбачевскаяМ., Рожанкова Е, Брюхно М., Катунина В., Литвиничева А.

9.

Районные соревнования групп поддержки

III место

Колышева В.,Чубченко М., Прасолова Д, ГорбачевскаяМ., Рожанкова Е, Чернявская В, Катунина В., Раткевич А.

10.

Районные соревнования по спортивной аэробике

I место

Брюхно М., Бойко А.

11.

Международный фестиваль спорта и искусства Соколенок Донбасса» районный этап

I место

Самойлович Д., Чернявская В., Мирошниченко Д., Лехман А., Головатенко И., Федосов Д., Прокопюк И., Петренко А., Синенко Р., Колышева В., Иваненко В., Чубченко М.. Сироткина В., Алиева Ф., Прасолова Д., Иванова А.

12.

Военно-патриотическая игра «Бравые парни»

II место

Щербина Е., Пащенко Д., Краснозубов В., Александров К., Казаков Н, Мотылев Н., Чепа К., Буренин Д.,

Хребтов В.

13.

Международный фестиваль спорта и искусства Соколенок Донбасса» городской этап

II место

Самойлович Д., Чернявская В., Мирошниченко Д., Лехман А., Чудаков В., Федосов Д., Прокопюк И., Петренко А., Синенко Р., Северов А., Сироткин Н., Колышева В., Иваненко В., Чубченко М.. Сироткина В., Алиева Ф., Прасолова Д., Иванова А.

14.

Районные соревнования

по легкой атлетике

«Старты ГТО»

II место

Лозаков Д., Кравченко Д., Офлидис А., Подмогильный Е., Кириллов Д., Щербина А., Пащенко А., Горбатюк А., Корниенко В., Сироткина В., Иванова А.

15.

Районные соревнования по футболу

среди юношей 2005 г.р.

III место

Александров К., Головатенко И., Офлидис А, Федосов Д., Буренин Д., Калиниченко А., Мирошниченко Д.

16.

Открытое первенство КДЮСШ№5 г. Донецка по спортивной аэробике

Инд.

I место


Пара

I место

Танцевальная гимнастика

I место


Брюхно М.



Брюхно М.,

Литвиничева А.

Колышева В.,Чубченко М., Прасолова Д, ГорбачевскаяМ., Рожанкова Е, Брюхно М., Катунина В., Литвиничева А.

На базе МОУ «Школа №120 г. Донецка» с сентября 2017 по июнь 2020 года проводился эксперимент (работала Республиканская экспериментальная площадка). В нем принимали участие параллели 4-х, 5-х, 6-х классов.

Рассмотрим и обсудим результаты экспериментальной деятельности.

На подготовительном этапе осуществлялся анализ кадрового, ресурсного потенциала школы, анализ медико-педагогического сопровождения; анализ нормативно-правового обеспечения и литературных источников; подбор методов исследования. Все испытуемые были разделены на две группы: экспериментальные классы (ЭК) и контрольные классы (КК). Проведено тестирование, позволившее определить исходные показатели развития физических качеств, состояния здоровья, уровня удовлетворенности к занятиям физической культурой и спортом и микроисследованиям по определению готовности учителей, учащихся и родителей к педагогическому эксперименту, занятости детей в секциях и кружках спортивной направленности и выявить однородность исследуемых групп.

На практическом этапе в содержание календарно-тематического планирования в экспериментальных классах введен третий урок аэробики как инновационная технология развития физических качеств. В контрольных классах применялась общепринятая методика проведения уроков физической культуры.

При проведении уроков аэробики применялась 3-частная структура (подготовительная часть, основная часть, заключительная часть, которые составляют 20, 70 и 10 % времени соответственно).

На третьем (обобщающем) этапе на основе использования метода математической статистики обработали полученные результаты, сравнили прирост показателей степени физической подготовленности между участниками эксперимента и со стандартами ГФСК «ГТО ДНР», а также провели анализ эффективности использования третьего урока аэробики.

Проведенные на заключительном этапе эксперимента контрольно-педагогические испытания позволили констатировать, что в КК прирост показателей в тесте «бег 30 м» составил – 14,3 %, в тесте «прыжок в длину с места» - 15,64%, в тесте «поднимание туловища в сед за 30 сек» - 18,18 %, в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» - 37 %, в тесте «челночный» бег 4*9 м» - 10,76 %, в тесте «наклон туловища вперед из положения сидя» - 42,41 %, в тесте «бег 500 м» - 10,06 %. У обучающихся ЭК к концу эксперимента значения прироста в тесте «бег 30 м» составили – 15,65 %, в тесте «прыжок в длину с места» - 16,43 %, в тесте «поднимание туловища в сед за 30 сек» - 24 %, в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» - 50 %, в тесте «челночный» бег 4*9 м» - 12,63 %, в тесте «наклон туловища вперед из положения сидя» - 85,15 %, в тесте «бег 500 м» - 15,03 %. Результаты эксперимента выявили прирост в развитии скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей (ловкости), выносливости и гибкости. Полученные результаты представлены в таблице 4 и в диаграммах 1-7.

Таблица 4 – Динамика развития физических качеств в контрольных и экспериментальных классах

№ п/п

Виды испытаний

Октябрь 2017 (средний показатель)

Октябрь 2019

(средний показатель)

Прирост, %

К

Э

К

Э

К

Э

1.

Бег 30м, сек

6,14

6,06

5,32

5,18

14,3

15.65

2.

Прыжок в длину с места, см

135,09

144,11

158,02

169,91

15,64

16,43

3.

Поднимание туловища в сед за 30 сек, раз

20

22

24

28

18,18

24

4.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

13

12

19

20

37

50

5.

«Челночный» бег 4*9 м, сек

12,14

12,2

10,9

10,75

10,76

12,63

6.

Наклон туловища вперед из положения сидя, см

+5,48

+4,12

+8,43

+10,23

42,41

85,15

7.

Бег 500 м

2,40

2,36

2,17

2,03

10,06

15,03










Диаграмма 1 - Динамика развития быстроты в контрольных и экспериментальных классах

Диаграмма 2 - Динамика развития скоростно-силовых качеств в контрольных и экспериментальных классах







Диаграмма 3 - Динамика развития силы мышц туловища в контрольных и экспериментальных классах

Диаграмма 4 - Динамика развития силы рук в контрольных и экспериментальных классах






Диаграмма 5 - Динамика развития ловкости в контрольных и экспериментальных классах

Диаграмма 6 - Динамика развития гибкости в контрольных и экспериментальных классах








Диаграмма 7 - Динамика развития выносливости в контрольных и экспериментальных классах

Сравнительный анализ полученных значений позволил выявить во всех исследуемых величинах межгрупповые отличия между ЭК и КК. Данные отражены в диаграмме 8.

Диаграмма 8 - Динамика прироста физических качеств в контрольных и экспериментальных классах



Показатели оценки физической подготовленности приведены в таблице 5- 6.

Таблица 5 - Оценка показателей физической подготовленности (2017 г.)

№ п/п

Тест-оценивание физической подготовленности

«5»

«4»

«3»

«2»

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

1.

Бег 30м, сек

7

4

10

10

11

18

14

14

2.

Прыжок в длину с места, см

6

4

4

8

8

14

24

19

3.

Поднимание туловища в сед за 30 сек, раз

9

8

8

10

10

10

15

17

4.

Бег 500 м, мин; сек

1

2

5

5

15

20

21

18

5.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

7

9

7

10

12

11

16

15

6.

«Челночный» бег 4*9 м, сек

2

5

1

4

7

10

32

26

7.

Наклон туловища вперед из положения сидя

4

5

9

5

12

18

17

17

Всего

36

37

44

52

75

101

139

126



Таблица 6 - Оценка показателей физической подготовленности (2019 г.)

№ п/п

Тест-оценивание физической подготовленности

«5»

«4»

«3»

«2»

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

1.

Бег 30м, сек

1

20

14

10

19

7

11

7

2.

Прыжок в длину с места, см

12

19

15

8

11

11

7

6

3.

Поднимание туловища в сед за 30 сек, раз

20

32

8

4

7

4

10

4

4.

Бег 500 м, мин; сек

16

26

10

5

8

5

11

8

5.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

32

29

8

8

-

1

5


6

6.

«Челночный» бег 4*9 м, сек

10

12

7

9

5

6

23

17

7.

Наклон туловища вперед из положения сидя

14

17

5

10

15

9

11

8

Всего

105

155

67

54

65

43

78

56


Анализ данных показывает, что количество обучающих в 2019 году с оценкой «5» увеличилось в КК в 2,9 раза, в ЭК в 4,2 раза, с оценкой «4» соответственно в КК в 1,7 раза, а в ЭК в 1,03 раза, количество учащихся с оценкой «3» уменьшилось в КК в 1.15 раза, в ЭК в 2,35 раза , с оценкой «2» соответственно в КК в 1,75 раза, в ЭК в 2,22 раза. Данные приведены в диаграмме 9.

Диаграмма 9 - Динамика оценки показателей физической подготовленности



Анализ данных распределения учащихся на медицинские группы по физической культуре представлен в диаграмме 10.

Диаграмма 10 - Распределение обучающихся экспериментальных и контрольных классов на медицинские группы


На основании мониторинга уровня удовлетворенности учащимися

уроками физической культурой можно сделать вывод, что уроки аэробики положительно повлияли на эмоциональную сферу учащихся и на формирование активного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся. Результаты приведены в диаграмме 11.

Д иаграмма 11 - Динамика уровня мотивации к занятиям физической культурой в контрольных (КК) и экспериментальных классах (ЭК)

Участники эксперимента удовлетворены уроками физической культуры: общий средний балл в ЭК находится в I-ом (высоком) уровне удовлетворенности, а в контрольных в I и II (хорошем) уровне.

В 2019 году занятость обучающихся ЭК в секциях и кружках спортивной направленности увеличилась на 18 %, а кол-во учащихся участвующих в соревнованиях районного, городского и республиканского уровней соответственно на 53%. Данные отражены в диаграммах 12-13.

Диаграмма 12 - Динамика занятости обучающихся экспериментальных и контрольных классов в секциях и кружках спортивной направленности

Диаграмма 13 - Динамика участия учащихся экспериментальных классов в соревнованиях районного, городского и республиканского уровня

89% учащихся экспериментальных классов успешно выполнили нормативы комплекса ГФСК «ГТО ДНР» (1 – золотой,20 – серебряных, 10 – бронзовых значка).




Диаграмма 14 – Результаты выполнения нормативов комплекса ГФСК «ГТО ДНР»

В сложном и многогранном процессе физического воспитания одним из главных направлений является использование современных технологий на уроках физической культуры.

Полученные в ходе проведенного эксперимента результаты подтвердили эффективность использования третьего урока аэробики как инновационной технологии развития физических качеств. В результате повысилась: мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата, творческая активность в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях.

В целом свою работу за 2019-2020 учебный год считаю на достаточном уровне.

Выводы:

1. Повышение качества урока физической культуры в русле обновления содержания школьного образования возможно при его ориентации на достижение показателей, характеризующих уровень обученности, воспитанности, развития и здоровья школьников и основанных на учете индивидуальных особенностей, потребностей, отношения к занятиям физической активностью и мотивации всех участников образовательного процесса.

2. В качестве основных показателей качества уроков физической культуры, сгруппированных соответственно составляющим образовательного процесса по предмету «Физическая культура», целесообразно выделить следующие: 1) показатели качества обучения школьников (уровень знаний учащихся; успеваемость учащихся по предмету «Физическая культура»); 2) показатели качества воспитания школьников (дисциплинированность учащихся на уроках физической культуры; отношение учащихся к предмету «Физическая культура»; интерес учащихся к физкультурно-спортивной деятельности; 3) показатели качества развития школьников (уровень развития у учащихся физических способностей); 4) показатели качества оздоровления школьников (число учащихся, имеющих подготовительную группу здоровья; число учащихся, болеющих простудными заболеваниями в течение учебного года; уровень травматизма среди учащихся на уроках физической культуры).

3. Основными организационно-педагогическими условиями повышения качества уроков физической культуры в современной школе являются: 1) изменение действующей вариативной части программы за счёт внесения в её содержание коррективов, учитывающих индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся к урокам физической культуры, а также образовательные возможности школы; 2) усиление и расширение образовательной направленности школьной физической культуры за счет её ориентации на качественные показатели обучения, воспитания, развития, оздоровления детей; 3) активное внедрение в методику проведения школьных уроков физической культуры современных информационных образовательных технологий; 4) формирование и развитие у педагогов физической культуры теоретической составляющей профессиональной компетентности в соответствии с современными достижениями теории и практики физической культуры; 5) оснащение школы современными средствами материально-технического обеспечения уроков физической культуры, обеспечивающих качественное усвоение учащимися программного материала.

4. Проверка эффективности реализации организационно-педагогических условий повышения качества уроков физической культуры в современной школе по следующим показателям: 1) анализ динамики развития двигательных качеств школьников в течение учебного года; 2) прирост уровня теоретической составляющей профессиональной компетентности учителей физической культуры за счёт прохождения курсов повышения квалификации, вебинаров, обмена опытом, участия в профессиональных конкурсах; 3) улучшение организации и проведения уроков учителями физической культуры, благодаря реализации условий повышения качества их профессиональной деятельности и образовательной среды по предмету «Физическая культура»; 4) интерес школьников к урокам физической культуры и качество освоения ими программного материала; уровень дисциплины учащихся на уроке, а также общая и моторная плотность уроков; 5) рост общей успеваемости школьников по предмету физической культуры; 6) количество учащихся, прогуливающих уроки без уважительных причин; 7) отношение учащихся к предмету «Физическая культура».

Задачи по повышению качества знаний на 2020-2021 учебный год:

- продолжать научно-методическую работу;

- обеспечить оптимизацию учебно-воспитательного процесса с применением элементов инновационных методов обучения и осуществления межпредметных связей;

- обеспечить образовательную, воспитательную, оздоровительную, развивающую направленность учебного процесса;

- формировать у учащихся умения и навыки самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

- обеспечить индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса с учетом состояния здоровья, уровня физического развития, двигательной подготовленности и пола учащихся, учета мотивов и интересов учащихся к занятиям физическими упражнениями;

- использовать разнообразные организационные формы, средства, методы и приемы обучения;

- достижение оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении каждого урока с учетом состояния здоровья.