СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ ОГЭ по английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ ОГЭ по английскому языку»

Методические рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета «Английский язык» на основе анализа результатов ОГЭ - 2022 в Кировской области


Макарова Марина Юрьевна,

учитель иностранного языка КОГОАУ ВГГ,

председатель региональной предметной комиссии по английскому языку,

Полушкина Галина Федоровна,

  1. старший преподаватель кафедры предметных областей

  2. КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»


  1. В Кировской области в рамках государственной итоговой аттестации в 2022 г. предмет «Английский язык» в качестве экзамена по выбору сдавали 708 участников. Динамика результатов ОГЭ по иностранным языкам в целом по Кировской области представлена в таблице 1.

              1. Таблица 1

Показатели

Английский язык

2018 г.

2019 г.

2022 г.

Количество

участников

625 чел.

724 чел.

708 чел.

Количество участников, получивших максимальный балл

6 чел.

5 чел.

9 чел.

Средняя отметка по региону

4,36

4,4

4,25

«5»

320 (51,20%)

378 (53,62%)

324

(45,*%)

«4»

214 (34,24 %)

236 (33,48 %)

243

(34,3%)

«3»

86 (13,76%)

88 (12,47%)

137

(19,4%)

«2»

5

(0,80%)

3

(0,43%)

4

(0,5%)

Наибольшее количество участников, выбирающих предмет «Английский язык» для сдачи ОГЭ в 2022г., было в следующих муниципальных образованиях: г. Киров – 459 человек, г. Кирово-Чепецк – 66 человек, Омутнинский район – 24 человека, Малмыжский район – 14 человек, г. Слободской – 23 человека, Вятскополянский район – 10 человек.

  1. Количество участников, которые сдали ОГЭ по английскому языку, составило 708 человек. Не справились с экзаменом 4 человек (0,5 %). Выполнили задания на максимальный балл – 9 человек. Показали отличные знания по английскому языку и получили за выполнение работы более 59 баллов – 324 участника.

  2. В 2019 году 53,62% участников ОГЭ получили отметку «5», что на 7,82 % выше показателя этого года, 33,48% участников ОГЭ получили отметку «4», что на 0,82% ниже показателя 2022 года. Количество участников, получивших отметку «3» в 2022 году повысилось на 6,92%. 4 выпускника получили отметку «2» (в 2019 году – 3 человека), что составляет 0,52% и всего на 0,078% выше прошлогоднего показателя.

  3. Лучшие результаты показали обучающиеся школ с углублённым изучением английского языка. Доля участников, получивших отметку «5», составила 59,7%.

  4. Процент выполнивших экзаменационную работу на «4» и «5» – 91,7%.

Выпускники 16 образовательных организаций показали наиболее высокие результаты ОГЭ. В них отсутствуют участники, получившие отметку «2». Доля участников, получивших отметки «4» и «5», в этих учреждениях составляет 100 %.

Высокие результаты по английскому языку показали следующие образовательные организации: КОГОАУ СШ пгт Арбаж, МБОУ СОШ с. Гордино Афанасьевского района, КОГОБУ СШ с УИОП г. Белая Холуница, КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур, МОКУ СОШ п. Бежбожник Мурашинского района, КОГОБУ СШ пгт Оричи, КОГОБУ СШ г. Орлова, МКОУ СОШ пгт. Пинюг Подосиновского района, МКОЙ СОШ с УИОП д. Стулово Слободского района, КОГОБУ СШ с УИОП пгт Мурыгино, КОГОАУ «Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка», МБОУ СОШ с УИОП №2 управления образования г. Котельнич, КОГОАУ ВГГ, КОГОАУ КЭПЛ, КОГОАУ ЛЕН, МКОУ СОШ №2 ЗАТО Первомайский Кировской области.


Результаты ОГЭ по английскому языку в 2022 году


Содержательный анализ результатов сдачи ОГЭ в 2022 г. по английскому языку позволяет сделать вывод, что лучше всего участники справились с заданиями из разделов «Письмо», «Аудирование», «Говорение», «Чтение». Несколько ниже результаты выполнения заданий из раздела «Грамматика и лексика».

Средний процент выполнения заданий по региону в разрезе разделов ОГЭ по английскому языку за 2022 г. представлен в таблице 2.

Таблица 2

Раздел

Аудирование

Чтение

Грамматика и лексика

Письмо

Устная часть

Задания

1-4

5

6-11

12

13-19

20-28

29-34

35

1

2

3

Средний процент выполнения

82,8

64,3

82

92,6

80,8


71,2

82

94,2

96,1

56,6

89,7


Анализ выполнения заданий раздела «Аудирование»


В разделе «Аудирование» были представлены:

  • задание базового уровня на понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации;

  • задание базового уровня на понимание основного содержания прослушанного текста;

  • задание повышенного уровня на полное понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации и представление её в виде несплошного текста (таблицы).

Таблица 3


Обозначение

задания

в работе

Проверяемые умения

Уровень сложности задания


Средний процент

выполнения задания

по региону

1

Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации

Б

86

82,8


75,8


74,9


94,8

5

Понимание основного содержания прослушанного текста

Б

64,3

6

Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации и представление её в виде несплошного текста (таблицы)

П

95,2

82

7

75,3

8

72,8

9

91,2

10

94,9

11


95,2

Анализ результатов показывает, что большинство участников ОГЭ по английскому языку успешно справляются с этим разделом. В 2022 году средний процент выполнения задания из раздела «Аудирование» составил 76,32%. Однако участники экзамена испытывали определенные затруднения при выполнении задания базового уровня 5 – понимание основного содержания прослушанного (средний процент выполнения всего задания – 64,3%). Экзаменуемые при выборе ответа опираются не на смысл текста, а на отдельные слова и словосочетания и не учитывают тот факт, что иногда в вариантах ответа даются перифразы, синонимы, антонимы. Данное задание требовало умений работать с информацией, т.е. не только предметных умений, но и метапредметных: анализировать, сопоставлять, делать выводы. Успешно экзаменуемые справились с заданием повышенного уровня (понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации и представление её в виде несплошного текста (таблицы)) – 82%.


Анализ выполнения заданий раздела «Чтение»


В разделе «Чтение» были представлены следующие задания:

  • задание базового уровня сложности на понимание основного содержания прочитанного текста;

  • задание повышенного уровня сложности на понимание в прочитанном тексте запрашиваемой информации.

  1. Таблица 4

Обозначение

задания

в работе

Проверяемые умения

Уровень сложности задания


Средний процент

выполнения задания

по региону

12

Понимание основного содержания текста

Б

92,6

13

Понимание в прочитанном тексте запрашиваемой информации



П

81,4

80,8

14

90,2

15

65

16

73,4

17

90,1

18

81,4

19

84,4

20

81,4

Анализ результатов показывает, что большинство участников ОГЭ по английскому языку более успешно справляются с этим разделом. В 2020 году средний процент выполнения задания из раздела «Чтение» составил 86,7%. Процент выполнения задания 12 базового уровня – 92,6%. Также успешно экзаменуемые справляются с заданием 13-19 (повышенный уровень сложности) – 80,8%. Ошибки при выполнении заданий данного раздела аналогичны ошибкам, которые участники допускают в разделе «Аудирование». В основном, это объясняется тем, что эти два вида речевой деятельности являются рецептивными и имеют в своей основе схожие механизмы восприятия и осмысления текстов. Особого внимания требует отработка механизмов восприятия зрительных текстов. При подготовке рекомендуется опираться на пошаговый подход, помогающий постепенно формировать микроумения стратегий работы с текстом в зависимости от вида чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее).


Анализ выполнения заданий раздела «Грамматика и лексика»


В разделе «Грамматика и лексика» проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами на основе предложенных текстов. Здесь представлены только задания базового и повышенного уровня сложности. Задания базового уровня предполагали заполнение пропуска в связном тексте:

  • 20-28 – путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму;

  • 29-34 – путем образования родственного слова от предложенного опорного слова с использованием аффиксации.

Таблица 5

Обозначение

задания

в работе

Проверяемые умения

Уровень сложности задания

Средний процент

выполнения задания

по региону

20

Грамматические навыки

употребления нужной

морфологической формы

данного слова в

коммуникативно-значимом

контексте


Б

84,5

71,2

21

80

22

69,5

23

75

24

56,5

25

72,7

26

72,2

27

63,3

28

67,5

29

Лексико-грамматические навыки образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации

в коммуникативно-

значимом контексте.

Б

78,5

82

30

86

31

89,6

32

83,4

33

74,9

34


78,5



Процент выполнения задания раздела «Грамматика и лексика» в 2022 году (76,6%).

Задания 20-34 в данном разделе проверяет грамматические навыки. Типичными ошибки – употребление глаголов в формах Past и Future Simple, Present Perfect, Passive Voice. Разброс ответов участников из групп 1 и 2 весьма велик, например, became. В ответах участников встречаются следующие формы, часть из которых просто не существует в английском языке: had becomed, becames, have became, was becomen, was becomed, has became и т.д. Данные примеры демонстрируют непонимание экзаменуемыми функций, смысла грамматических форм глагола, контекста, в котором они уместны, элементарное незнание их форм, способов их образования. Помимо названных выше грамматических ошибок, были и орфографические ошибки, когда пропускались или добавлялись буквы, например becomming.

Многие участники не знают формы неправильных глаголов: писали choosed вместо chose, maked вместо made, thinked вместо thought. Есть ошибки, связанные с модальными глаголами, так, например, вместо could употребляли was could, will can. Есть ошибки в простых местоимениях разных видов: личных (вместо their – them, themselves, this, theirs; вместо mine – my, me, myself, it; вместо me – I am, myself). В самых простых случаях употребления числительных (вместо first – ones, once, thirst; вместо second – first, twice, twerty), во множественном числе существительных (вместо women – womans, womens, womental, she; вместо teeth – tooths, teenth, theeth, toothpast), в степенях сравнения прилагательных (вместо coldest – most cold, best, coolest, most colding, most coldly, better, coldiest, coldly, most coldest; вместо most popular – popularity, populary, popularest, populairng, best popular, inpopular, populated, population). Эти ошибки демонстрируют невероятно низкий уровень коммуникативной компетенции у участников.

Кроме того, приведенные примеры показывают, что выпускники не знают частей речи, формата заданий, путают задания на проверку грамматических навыков и на словообразование. Данные ошибки свидетельствуют о том, что, не усвоив учебный материал в начальной школе, обучающиеся не смогли ликвидировать эти пробелы.

Задания 29-34 имеют лексико-грамматический характер и проверяют навыки словообразования. Данные задания показали, что не все участники знают части речи, путают аффиксы.


Анализ выполнения заданий раздела «Письмо»


Задание 35. Электронное письмо личного характера в ответ на письмо-стимул.

Раздел «Письмо» представляет собой небольшую письменную работу по написанию электронного письма личного характера в ответ на письмо-стимул. Задание 35 –задание повышенного уровня, за его выполнение участник экзамена может максимально получить 10 баллов. Оценка задания 35 включает учет способности экзаменуемого продуцировать развернутое письменное высказывание. Если экзаменуемый получает 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», все задание оценивается в 0 баллов. Задание считается невыполненным, если отсутствуют ответы на два вопроса или текст письма не соответствует требуемому объёму (менее 90 слов).

Таблица 6

Обозначение

задания

в работе

Проверяемые

элементы

содержания


Проверяемые умения, навыки

Уровень сложности

задания


Средний процент

выполнения задания

по региону

Письменная часть

Раздел 4. Задание по письменной речи

35

Электронное письмо

личного

характера

в ответ на письмо-стимул

Писать личное письмо по образцу:

расспрашивать адресата о его жизни и

делах, сообщать то же о себе, выражать просьбу,

выражать благодарность, просьбу;

употреблять формулы речевого этикета,

принятые в странах изучаемого языка.

Владеть орфографическими навыками на основе изучаемого лексико-грамматического материала.

Уметь выходить из положения при дефиците языковых средств.

Владеть навыками оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте

П

94,2

Большинство участников ОГЭ успешно справились с написанием электронного письма (средний процент выполнения задания из раздела «Письмо» - 94,2%). Такие результаты позволяют сделать вывод о том, что у участников экзамена сформированы на требуемом уровне умения в написании и оформлении писем личного характера, они хорошо знакомы и с критериями оценивания этого задания. Естественно, что лучшие результаты показали участники, получившие оценку «5» и «4», − 99,2 % и 96,8 % соответственно. Процент выполнения у участников группы 2 также довольно высок – 84,4%. Значительный процент экзаменуемых успешно выполнили предлагаемую коммуникативную задачу.

Подавляющее большинство участников владеют форматом написания электронного личного письма с точки зрения его организации, правильно оформляют обращение, благодарность за полученное письмо и упоминание о предыдущих контактах, завершающие фразы. Вместе с тем, следует отметить, что самым проблемным в задании является лексико-грамматическое оформление. Несмотря на то, что в последние годы наблюдаются положительные тенденции в выполнении задания 35, приходится признать, что в личных письмах 2022 года были допущены те же ошибки, что и в предыдущие годы, что свидетельствует об их устойчивом характере и о том, что процесс обучения написанию личных писем всё ещё нуждается не только в совершенствовании, но и в изменении. Многие участники ОГЭ не понимают, что такое полные и точные ответы. Так, отвечая на вопрос What kinds of hobbies do you have? – экзаменуемые часто упоминали только одно увлечение, в то время как в вопросе говорится об увлечениях. На вопрос Do you prefer to spend your holidays away from, why yes or no? не отвечают почему. Данные ответы являются неточными, что повлекло за собой снижение баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи».

Не все участники соблюдали нормы письменного этикета, допускали ошибки в структурном оформлении письма. Наблюдался ряд логических ошибок, в том числе отсутствие логических переходов между абзацами, а также ошибки в использовании средств логической связи. Всё ещё допускается много лексико-грамматических и орфографических ошибок, большинство из которых имеют элементарный характер, например, отсутствие глагола-связки или окончания -s в 3 лице единственного числа в настоящем простом времени, отсутствие артиклей перед исчисляемыми существительными, использование не той временной формы.



Анализ выполнения заданий раздела «Говорение»


Раздел включал в себя три задания:

  • задание 1 – чтение небольшого научно-популярного текста (базовый уровень);

  • задание 2 – участие в условном диалоге-расспросе: сообщение запрашиваемой информации (повышенный уровень);

  • задание 3 – создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку) (базовый уровень).

Таблица 7

Обозначение

задания

в работе

Проверяемые

элементы

содержания

Проверяемые умения, навыки

Уровень сложности

задания

Средний процент

выполнения

задания

по региону

1

Чтение вслух небольшого текста

Владеть навыками адекватного (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации) произношения и различения на слух всех звуков английского языка, соблюдать правильное ударение в словах и фразах; делить предложения на смысловые группы; соблюдать правильную интонацию в различных типах предложений.

Владеть навыками ритмико-интонационного оформления различных типов предложений

1

96,1

2

Условный диалог-расспрос

Вести диалог-расспрос: сообщать фактическую

информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), позицию

отвечающего.

Владеть навыками адекватного (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации) произношения и различения на слух всех звуков английского языка

2

56,6

3

Тематическое

Монологическое

высказывание

с вербальной

опорой в тексте задания

Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее.

Сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка.

Уметь выходить из положения при дефиците языковых средств.

Владеть навыками оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте

1

89,7


Задание 1 базового уровня сложности проверяет технику чтения, а именно правильное оформление фонетической стороны устной речи, что отражает понимание содержания читаемого.

Ошибки при выполнении данного задания в основном связаны с незнанием основных правил чтения, тех или иных слов, неправильным интонированием, делением текста на синтагмы, неправильным произношением отдельных слов и т.п.

В целом экзаменуемые в 2022 году справились с данным заданием успешно – 96,1%, что значительно выше результатов прошлых лет (2019 г. – 84,45%, 2018 г. - 76,6%).

Для анализа выполнения данного задания возьмем фрагмент научно-популярного текста о Всемирном Дне Воды предложенном участникам в одном из вариантов КИМ. Наиболее типичными фонетическими ошибками в этом году были:

  • неправильное чтение числительных (750 million, 1993);

  • неправильное произношение слов или звуков, которое меняет смысл слов (например, opportunity, word-world, united, environment, agriculture, supplies, generations);

  • нарушение ударения в ряде слов (например, limited);

  • неправильное произношение межзубных [ð]/[θ];

  • пропуск окончания -s во множественном числе существительных (например, читали generations как generation);

  • пропуск глагола-связки to be;

  • замена полной формы стяжённой (don’t have вместо do not have).

Ответы, в которых обучающиеся не успели прочитать текст целиком, отсутствуют.

Задание 2 повышенного уровня сложности предполагает условный диалог-расспрос и проверяет следующие умения диалогической речи: осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания.

Средний процент выполнения данного задания в 2022 году – 56,6%. Участникам ОГЭ предлагалось принять участие в телефонном опросе и ответить на шесть заданных вопросов. В ходе выполнения этого задания девятиклассники должны были продемонстрировать следующие умения: сообщать запрашиваемую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать свое мнение/отношение к теме обсуждения; точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания. К числу типичных ошибок при выполнении данного задания следует отнести несоответствие ответа заданному вопросу. Например, в одном из предложенных вариантов КИМ самым сложным для участников в этом году оказался вопрос «What is your favourite holiday? Why do you like it?». Многие участники не поняли коммуникативную задачу – ответить на вопрос о самом любимом празднике и объяснить, почему он нравится, поэтому они рассказывали о своем любимом времени года или не отвечали на вопрос почему. Затруднение вызвал вопрос «What would you recommend to a person who has got a present he/she doesn’t need?». Многие не смогли понять запрашиваемую информацию и, соответственно, дали неправильный ответ или не смогли ответить вообще.

Задание 3 имеет коммуникативный характер, и экзаменуемые с ним справились хорошо (как показывает статистика – 89,7%). В устной части на контроль выносились следующие умения: логично и связно строить монологическое высказывание по теме (в этом году несколько вариантов было посвящено спорту и здоровому образу жизни) в заданном объёме c опорой на план, представленный в виде косвенных вопросов; точно и правильно употреблять языковые средства для его оформления.

Как и в письменной части экзамена, наиболее проблемным участком среди всех критериев оказывается языковое оформление речи, в частности грамматика и лексика. Ниже перечислены наиболее типичные ошибки, допущенные участниками экзамена при выполнении задания (тематическое монологическое высказывание): не всегда полностью были раскрыты аспекты, указанные в задании, давались неполные/неточные ответы; допускались нарушения связности монологического высказывания (так, в высказываниях часто отсутствовало вступление и/или заключение, мало использовались языковые средства для передачи логической связи); использовалась только элементарная лексика и простые грамматические структуры, что приводило к снижению балла по критерию «Языковое оформление»; допускались языковые ошибки (например, при использовании глаголов действительного залога, употреблении определенного и неопределенного артиклей; употреблении устойчивых словосочетаний и т.д.). Данные ошибки свидетельствуют о том, что языковые навыки в устной речи недостаточно автоматизированы и требуют дальнейшего формирования и развития. Соответственно, необходимо уделять серьёзное внимание отработке лексики и грамматических конструкций не только в подготовленной речи, но и в спонтанном высказывании.

Таким образом, результаты ОГЭ по английскому языку дают основания сделать вывод, что наиболее успешно участники ОГЭ справились с разделами «Аудирование», «Говорение», «Письмо» и «Чтение», чуть ниже результаты в разделе «Грамматика и лексика».



Выводы и рекомендации


ОГЭ изначально позиционируется как экзамен, проверяющий предметные результаты обучения. Это подтверждает анализ Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников 9-х классов для проведения ОО государственного экзамена, на основании которого составляются тесты формата ОГЭ. С другой стороны, если посмотреть на ОГЭ с точки зрения представленности в нем метапредметных результатов, то можно отметить, что освоение данных результатов обучения подразумевается форматом экзамена (в ОГЭ по ряду предметов требуется умение рефлексии, смыслового чтения, наличие коммуникативных, регулятивных и логических познавательных УУД), но данный вид результатов обучения проверяется только косвенно.

При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по иностранному языку должна оцениваться способность обучающегося использовать предметные знания с помощью УУД при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Опираясь на статистические данные выполнения заданий и анализ типичных ошибок, приведенных выше, хотелось бы остановиться на группе участников 1, показавших низкие результаты по всем разделам КИМ. На успешность выполнения заданий могла повлиять слабая сформированность универсальных учебных действий:

В разделе «Чтение»

  • умение определить последовательность промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учетом конечного результата – способности использовать ИЯ как новое средство общения; умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и речевую деятельность;

  • умение осуществлять общеучебные действия: определение основной и второстепенной информации; свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; устанавливать причинно-следственные связи.

В разделе «Аудирование»

  • умение преодолевать препятствия при их возникновении; сконцентрироваться и сосредоточиться на работе;

  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию; свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;

  • умение прогнозировать по началу слова, словосочетания, предложения, целого высказывания, предугадать его конец, что облегчает понимание. 

В разделе «Письмо»

  • умение оценивать продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям;

  • умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); устанавливать причинно- следственных связей; выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательств; выдвигать гипотезу и обоснование обосновывать ее; приводить аргументы для использования полученных при решении задачи ресурсов (знания, умения, опыт) в других видах деятельности.

В устной части ОГЭ:

  • - умение определить цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера; выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения;

  • умение приводить аргументы для использования полученных при решении задачи ресурсов (знания, умения, опыт ит.п.) в других видах деятельности;

  • умения преодолевать препятствия при их возникновении; сконцентрироваться и сосредоточиться на работе;

  • высокая степень интегрированности таких компонентов самоорганизации, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль.

Перечень элементов содержания/умений и видов деятельности, усвоение которых всеми школьниками региона в целом можно считать достаточным:

  • понимание основного содержания прослушанного/прочитанного текста в 1-4 группах;

  • понимание в прослушанном/прочитанном тексте запрашиваемой информации, владение грамматическими навыками употребления нужной морфологической формы данного слова в коммуникативно-значимом контексте, а также владение лексико-грамматическими навыками образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте, написание личного письма в ответ на письмо-стимул, чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, демонстрирующее понимание текста, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания школьниками 3-4 групп.

Перечень элементов содержания, умений и видов деятельности, усвоение которых школьниками региона в целом нельзя считать достаточным:

  • понимание в прослушанном/прочитанном тексте запрашиваемой информации, владение грамматическими навыками употребления нужной морфологической формы данного слова в коммуникативно-значимом контексте, а также владение лексико-грамматическими навыками образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте, написание личного письма в ответ на письмо-стимул, чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, демонстрирующее понимание текста, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания школьниками 1-2 групп.

По итогам анализа результатов ОГЭ по английскому языку в 2022 году могут быть даны следующие рекомендации для учителей по совершенствованию методики преподавания учебного предмета:

− повышать квалификацию через систему семинаров, практикумов и иных мероприятий, направленных на совершенствование отдельных видов речевых умений и языковых навыков;

− совершенствовать материально-техническую базу по учебному предмету в ОО, оснащать кабинеты иностранного языка современными техническими средствами для более продуктивного обучения школьников;

− усилить практическую направленность работы муниципальных методических объединений по совершенствованию коммуникативной компетенции учителей и трансляции опыта лучших учителей и ОО.

− развивать на уроках метапредметные умения и навыки, в частности, умения самостоятельно добывать информацию, осмысливать получаемую информацию, делать выводы, аргументировать их, принимать решения на основе полученной информации;

− постоянно использовать на уроках задания интерактивного характера для развития у учащихся инициативы, самостоятельности при принятии решения, повышения активности, находчивости при ответах;

− проводить регулярную работу по обогащению лексического запаса учащихся, уделять большее внимание вопросам сочетаемости лексических единиц, приучать заучивать не отдельные слова, а словосочетания;

− воспитывать сознательное отношение к оперированию лексическими и грамматическими единицами;

− обучать разным стратегиям работы с аутентичным текстом, которые смогут обеспечить понимание участниками смысла текста и выбрать правильный ответ;

− развивать умения и навыки спонтанной речи;

− развивать у обучающихся умение чётко выполнять поставленную задачу, то есть учить читать текст задания, обращая при этом особое внимание на выделенные аспекты содержания.

Подготовка к экзамену не должна быть стихийным «натаскиванием», а должна являться результатом целенаправленных, планируемых действий, основанных как на систематическом обучении, так и на рефлексии работ экзаменуемых.

− Эффективная подготовка к экзамену невозможна без изучения документов ОГЭ: кодификатора, спецификации, демонстрационного варианта КИМ. Необходимо уделять особое внимание разбору критериев и инструкций ко всем заданиям.

  1. Регулярно знакомиться с учебными пособиями, подготовленными ФИПИ, в том числе с материалами, предназначенными для экспертов предметных комиссий ОГЭ, размещаемыми на сайте ФИПИ.

  2. Постоянно выполнять и анализировать с обучающимися задания из Открытого банка заданий ОГЭ, размещённого на сайте ФИП.

  3. Обращать внимание обучающихся на типичные ошибки, регулярно проводить работу по их анализу и корректировке.

  4. Учить обучающихся внимательно читать инструкции к выполнению заданий с развёрнутым ответом и извлекать из них максимум информации.

  5. Обращать внимание обучающихся на необходимость полностью раскрывать аспекты, указанные в заданиях с развёрнутым ответом.

  6. Учить обучающихся выстраивать развёрнутый ответ в соответствии с предложенным планом, не забывая о правилах композиционного построения любого высказывания: наличие вступления (о чем высказывание), основной части (полное, точное и развёрнутое раскрытие всех аспектов, указанных в задании), заключения (подведение итога сказанному, выражение своего мнения).

  7. Учить обучающихся умению анализировать и редактировать собственные письменные работы.

  8. Отрабатывать алгоритм действий в режиме экзамена при записи устных ответов.

  9. Делать аудиозапись ответов обучающихся, а затем обсуждать их достоинства и недостатки, трудности и пути совершенствования спонтанной речи.

  10. Учить обучающихся правильно заполнять бланки ответов, обращать особое внимание обучающихся на то, что перенос ответов в бланк нужно осуществлять в соответствии с инструкцией, ориентируясь на образцы написания букв и цифр.

  11. Приучать обучающихся контролировать указанный в задании временной регламент.

Для эффективной подготовки к экзамену целесообразно использовать только официальные ресурсы: официальный информационный портал единого государственного экзамена (http://gia.edu.ru/ru/) и сайт ФИПИ (http://www.fipi.ru). На этих сайтах размещаются актуальные сведения, охватывающие все особенности ОГЭ. Полезным ресурсом для подготовки к экзамену является Открытый банк заданий ОГЭ, размещённый на сайте ФИПИ. Задания из Открытого банка могут быть использованы как в рамках школьных уроков, так и при самостоятельной подготовке к сдаче ОГЭ. Открытая публикация материалов ОГЭ также призвана защитить участников экзаменов от мошенничества в социальных сетях и на сайтах, на которых под видом КИМ предлагаются экзаменационные материалы прошлых лет и задания из Открытого банка.