Относись к людям как к тем,
кем они могут быть, и они станут тем,
кем они могли бы стать.
Иоганн Вольфганг Гёте
Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых качеств личности школьника.
Цель моей профессиональной деятельности, как учителя-предметника, «развитие интереса обучающихся к естественнонаучным дисциплинам через создание системы эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса для успешного развития и социализации, удовлетворения образовательных и творческих потребностей, независимо от уровня способностей, при условии сохранения их психического и физического здоровья». Она согласуется с методической темой школы: «Эффективность методической работы учителя, обеспечивающей прочность знаний обучающихся в условиях реализации новых стандартов». Третий год темой моей методической деятельности является «Выработка аналитических функций у обучающихся при работе с наглядными изображениями биологических и химических объектов и процессов».
За текущий учебный год повысилась познавательная активность обучающихся и был решен ряд актуальных проблем. Использование технологии проектного обучения и метода синектики позволило повысить успеваемость и качество обучения, мотивацию обучающихся, что подтверждается проведенной диагностикой (школьный тест умственного развития, тест школьной мотивации обучающихся, анкетирование), а также результатами мониторинга (промежуточная аттестация проводилась в конце года).
Проблемы, над которыми велась работа в этом году, я условно разделила на три категории:
- профессионально-педагогические,
- профессионально-межличностные,
- материальные.
К первой категории я отношу, прежде всего, проблему выработки аналитических функций у обучающихся. Причиной затруднений в данном вопросе, на мой взгляд, является то, что мы сами часто сталкиваемся с проблемой осуществления качественного анализа, будь то анализ урока, собственных субъективных действий, профессиональной деятельности, педагогического анализа действий обучающихся или др. Проще говоря, мне приходилось обучать детей тому, чем сама не вполне владела. В связи с этим мною был намечен путь решения данной проблемы. Работа началась с изучения методической литературы: статей в педагогических журналах, опыта известных педагогов. Основой для составления последовательности анализа педагогических проблем для меня стал Алгоритм Решения Изобретательских Задач (Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач/ Генрих Альтшуллер. — М.:Альпина Бизнес Букс, 2007). Кроме того, я регулярно прохожу курсы повышения квалификации по данному направлению.
С 2011 года я являюсь руководителем РМО учителей химии и биологии. Мною создана проблемно-творческая группа учителей биологии, основной целью работы которой является создание стратегии подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии. Не секрет, что результаты ГИА у одного и того же учителя из года в год практически одинаковые. На мой взгляд, такая тенденция, отчасти наблюдается из-за отсутствия стратегии подготовки к экзаменам. Начинать подготовку к экзаменам следует с подробного анализа выполнения заданий экзаменационной работы прошлых лет. Задача усложняется тем, что учитель не имеет доступа к КИМам, а сделать детальный анализ, не видя конкретных заданий, довольно трудно. Результаты работы по данному вопросу представлены мною в виде статьи «Система методов и приемов подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии», в которой я делюсь с коллегами опытом осуществления детального анализа выполнения заданий экзаменационной работы с помощью протоколов, кодификатора элементов содержания и спецификации экзаменационной работы. Руководствуясь данными рекомендациями, члены проблемно-творческой группы выяснили, что, как правило, ошибки выпускники допускают каждый год в одних и тех же заданиях. Анализ показал, что большинство затруднений у ребят вызывают задания, связанные с распознаванием на рисунках и схемах биологических объектов и процессов. Второй год проблемно-творческая группа под моим руководством работает над темой «Выработка аналитических функций у обучающихся при работе с наглядными изображениями».
Обобщенная диагностика сформированности УУД показывает, что проводимая в данном направлении работа обеспечивает положительную динамику по отношению к уровню сформированности логических УД.
К профессионально-межличностным трудностям я отношу некачественное выполнение детьми домашних заданий. Если в начальных классах родители принимают участие в выполнении домашних заданий, то учителям, работающим со старшими детьми, приходится сталкиваться с пассивной позицией родителей в этом вопросе. Большинство родителей контроль над домашним заданием ограничивают только одним вопросом: «Сделал ли ты уроки?». А с сегодняшней информационной доступностью ребенку ничего не стоит домашнее задание списать из Интернета. В решении данной задачи я отдаю предпочтение творческому поиску. Предлагаю ребятам домашние задания творческого, проектного характера, настаиваю на привлечении к работе родителей. Могу отметить, что родители с удовольствием вместе с детьми изготавливают модели различных объектов и делают фоторепортажи о биологических или химических процессах.
Результаты анкетирования показывают, что большинство опрошенных родителей и обучающихся стали объективно оценивать значение домашнего задания в учебной деятельности.
К категории материальных трудностей я отношу недостаточную укомплектованность ботанических и зоологических коллекций. Причина – ветхость, истечение срока годности гербарного и зоологического материала. В летний период, во время работы лагеря дневного пребывания детей «Радуга», мы с ребятами собираем гербарии и коллекции насекомых. Таким образом, своими силами мы обновили 60% гербарного материала.
Важную роль в моей педагогической деятельности играет преемственность. Регулярно посещаю уроки окружающего мира с целью обмена опытом использования образовательных технологий, знакомства с требованиями к обучающимся. Провожу уроки в 4 классе совместно с учителями начальной школы. Принимаю участие в диагностике сформированности метапредметных результатов у выпускников начальной школы. Таким образом, встречая пятиклассников на первом уроке биологии, я уже имею представление о сформированности УУД и об уровне сформированности личностных и предметных результатов. Кроме того, я привлекаю учителей начальной школы к посещению уроков биологии в 5 классе на этапе адаптации.
В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин испытывают значительные трудности в освоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям. В связи с этим я стараюсь организовать учебный процесс таким образом, чтобы добиться эффективной деятельности всех детей. На моих уроках индивидуальная работа сочетается с групповой и фронтальной. Разрабатываю такое дидактическое сопровождение уроков, чтобы реализовывался дифференцированный подход в обучении. При выборе дидактического материала учитываю психологические особенности ребят, использую разноуровневые задания на уроках, чтобы для каждого создать «ситуацию успеха». Индивидуально занимаюсь с ребятами с ограниченными возможностями здоровья на уроке и во внеурочное время. Такой подход удовлетворяет образовательные потребности каждого обучающегося, соответствует запросам родителей.
В нашей школе, в каждом классе, есть дети, которые обучаются по адаптированной программе в условиях инклюзии. В работе с такими детьми я тоже применяю технологию проектного обучения и метод синектики. Метод хорошо работает, т.к. у этих детей преобладает практический и трудовой виды деятельности, они отлично владеют гаджетами. Регулярно прохожу курсы повышения квалификации в этом направлении.
Используемые технологии, в условиях дефицита времени, помогают мне спланировать урок рационально. У меня появилась возможность больше времени на уроке уделять детям с ОВЗ. Именно с этим я связываю повышение качества обученности на 12% у ребят, обучающихся по адаптированной программе.
Принимаю непосредственное участие в реализации программы развития школы «Школа для всех и для каждого». В соответствии с целью данной программы принимаю участие в создании условий для развития школы как открытой инновационной образовательной системы, обладающей современных компетенций, обеспечивающей качественное и доступное образование. С целью реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта разработала программу спецкурса «Байкаловедение», которая была утверждена экспертным советом и зарегистрирована в районном банке данных. Эта программа апробирована и успешно применяется педагогами нашего района.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся, раскрытия их творческого потенциала помимо традиционных использую инновационные методы и приемы обучения. Систематически использую в своей работе технологию критического мышления (Ч. Темпл); недавно заинтересовалась теорией решения изобретательских задач (Г. С. Альтшуллер); являюсь давней поклонницей игровых технологий (особенно в 5-7 классах). Но основой для организации познавательного интереса на уроках я считаю деятельностный подход. Ученик должен на уроке работать. Безусловно, подготовка к таким урокам требует большего времени. Это дидактический материал, подготовка разных источников информации (тексты, таблицы, схемы). Организую учебный процесс таким образом, чтобы выявить имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять тот материал, который дает представление об объекте или явлении в целом. Я учу не просто автоматически запоминать и воспроизводить информацию, а самостоятельно находить ее, анализировать, делать выводы и применять знания на практике. Диалог строю таким образом, чтобы дети активно участвовали в обсуждении, анализировали ответы своих товарищей. Все это позволяет формировать навыки рефлексии у обучающихся. Положительным результатом считаю то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.
При реализации компетентностного подхода я стала шире использовать нетрадиционные формы и методы организации занятий (семинары, практикумы, ролевые игры), чтобы обучение приобрело деятельностный характер. Акцент сместился на обучение через практику. Продуктивность работы обучающихся повышается, когда они работают в группах. Предпочтение отдаю малым группам (два, максимум три человека). При данном подходе ученики выступают не в роли объектов воздействия со стороны учителя, а как полноценные субъекты коммуникативного взаимодействия, способствующего развитию творческого потенциала личности. Моя роль – организатор деятельности, консультант, инициатор групповой дискуссии, сопровождающий самостоятельную деятельность учеников.
Для развития познавательной активности, интереса к предмету применяю информационно-коммуникативные технологии: использую в работе электронные учебники, тренажеры, словари, энциклопедии, аудиокниги. Активно пользуюсь Интернет-ресурсами для поиска необходимой информации, создаю презентации и фильмы по программным темам, привлекаю обучающихся к созданию информационных проектов. Например, регулярно предлагаю ребятам создавать различные фильмы о живой природе, о здоровом образе жизни, о химических веществах, об ученых и др. Имею собственную коллекцию электронных изданий по преподаваемым предметам.
Для подготовки обучающихся к ГИА использую электронные версии контрольно-измерительных материалов, это повышает мотивацию обучающихся и интерес к предмету, а также позволяет быстро увидеть результат.
Начиная с 5-го класса, организую проектную и исследовательскую деятельность обучающихся. В 5-7-х классах ребята создают небольшие по объему проекты к определенному уроку. Чаще всего обучающиеся работают над проектами средней продолжительности или краткосрочными, индивидуально, в группах или по парам. В рамках реализации ООП ООО обучающиеся ежегодно выполняют промежуточные и итоговые проекты по химии и биологии.
В своей профессиональной деятельности стараюсь учитывать образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребёнка. Стараюсь наладить работу с одаренными ребятами, занимаюсь с ними индивидуально во время подготовки к предметным олимпиадам, научно - практическим конференциям, использую задания опережающего и развивающего характера, творческие домашние задания, работу с дополнительной литературой.
Обучающиеся принимают участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня и становятся их победителями, занимают призовые места:
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии, Агурьянова А. (призер), декабрь 2017 г.
Всероссийская олимпиада по биологии «Земноводные», Иванова Алена (победитель), февраль 2018.
Областная заочная олимпиада «Эколят-Молодых защитников Природы» (ГАУ ДПО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»), Агурьянова А. (участник), февраль 2018.
Заочный отборочный этап региональной олимпиады по Байкаловедению «Байкал – жемчужина планеты» (ГАУ ДПО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»), Свяжин Д. (вышел в финал), март-апрель 2018.
Заочный отборочный этап региональной олимпиады по Байкаловедению «Байкал – жемчужина планеты» (ГАУ ДПО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»), Свяжин К. (вышел в финал), март-апрель 2018.
Результатом применения инновационных технологий является стабильная успеваемость обучающихся по предметам - 100%, высокое качество знаний по биологии - 75%, по химии – 71%.
Взаимоотношения с ребятами как на уроках, так и во внеурочное время строю на демократических началах, в доброжелательной психологической атмосфере, так как только в таких условиях возможно полноценное развитие личности ребенка.
Систематически повышаю профессиональную компетенцию, занимаюсь самообразованием, регулярно прохожу курсы повышения квалификации, провожу и посещаю открытые уроки, внеклассные мероприятия, участвую в конференциях, семинарах, выступаю с докладами и имею опыт, опубликованный в сборниках конференций международного уровня. Имею личную страничку на сайтах http://www.proshkolu.ru и http://multiurok.ru, на которых делюсь опытом с педагогами. В перспективе мною заявлено участие в региональной очно-заочной НПК «Актуальные вопросы современного образования: опыт, проблемы, перспективы», которая будет проходить в марте 2019 года на базе ГБПОУ СПО «Братский педагогический колледж».
Имею долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут, которому следую, практически не подвергая его корректировке.
В профессиональной деятельности трудностью для меня является то, что ребята мало читают, так как все свободное время тратят на развлечения в Интернете, компьютерные игры.
В дальнейшей педагогической деятельности ставлю следующие задачи: изучать и внедрять в практику своей деятельности новые технологии обучения, способствующие повышению качества знаний, развитию личности каждого ребенка; формировать устойчивую мотивацию обучающихся; продолжить развитие предметных и общих компетенций на уроках химии и биологии.
Учитель химии и биологии __________А.Ю. Суслова
4