Справка
О проведении исследования межличностных отношений
5 – 9 классах (социометрия)
в МБОУ СОШ с.Арги-Паги
Срок проведения: 11.09 – 12.09.2023 год.
Цель проведения: диагностика социометрического статуса каждого ученика в классе, выявление референтных групп общения, изучение эмоциональной атмосферы в обследуемых классах и решения следующих задач.
- измерение степени сплоченности – разобщенности в классе;
- выявление соотносительного авторитетета членов групп по признакам симпатии – антипатии (лидеры, отвергнутые);
- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Объект анализа: учащиеся пятых – девятых классов. Всего в исследовании приняло участие 23 учащихся. Предметом исследования являются некоторые особенности взаимоотношений в системе «ученик – ученик», складывающиеся в связи с учебной работой, и личные взаимоотношения, возникающие под влиянием симпатий и антипатий учащихся друг к другу.
Диагностические методики: социометрические исследования.
Результаты исследования показали:
5 класс
Зафиксированы социометрические микрогруппы (выборы)
(Максим Ж., Алексей П.); (Полина С., Дарья Г.)
Число выборов – 3
Взаимных выборов - 2
Предпочитаемые:
Алексей П.
Принимаемые:
Полина С., Дарья , Максим Ж.
Пренебрегаемые:
Иван Ш., Олег П.
Ку = 30 %
Сn = 0,3
Данный коллектив можно считать не сплоченным. В данной группе есть 1 популярный ученик, это Алексей П., самые популярные ученики состоят в одной группе, что позволяет сделать вывод, данная группа является ядром коллектива, остальные ребята сами по себе.
По данным социометрического обследования выявлено, что в коллективе имеется изолированные ученики Иван Ш., Олег П. Коллектив существует пятый год, а Иван Ш. так и остается пренебрегаемым детьми, Олег П. пришел в класс в апреле прошлого года, показал себя конфликтным, чуть что не по его, он сразу лезет в драку .
6 класс
В данном коллективе зафиксированы 2 социометрические микрогруппы (выборы)
Число выборов – 3
Взаимных выборов - 2
Предпочитаемые:
Кристина П.
Принимаемые:
Солбон В., Ярослав Ж., Никита Х., Марк Г.
Пренебрегаемые:
Сергей П., Максим С.
Ку = 20 %
Сn = 0
Данный коллектив можно считать сплоченным. В данной группе есть популярная ученица, это Кристина П, к ее мнению прислушиваются все ребята.
7 класс
Зафиксированные социометрические микрогруппы (выборы)
В классе 2 девочки и 1 мальчик, которые не могут найти общий язык и находятся то в постоянном конфликте, то в перемирии.
В данном коллективе зафиксированы социометрические микрогруппы (выборы)
Число выборов – 0
Взаимных выборов - 0
Предпочитаемые:
Диана Ш., Мария В.
Принимаемые:
Артур Ю.
Пренебрегаемые:
нет
Ку = 44 %
Сn = 1
Данный коллектив можно считать недостаточно сплоченным, все ребята сами по себе. По полученной социоматице показано, в коллективе есть изолированные учащиеся – Артур Ю.
8 класс
Зафиксированные социометрические микрогруппы (выборы)
(Элеонора К, Мария Д., Софья М.), (Степан К., Никита Ч., Никита Ж.,)
Предпочитаемые:
Все
Пренебрегаемые:
нет
Полученные выборы - 12
Взаимных выборов - 9
Ку = 40 %
Сn = 0,4
Коллектив сплоченный. В данном коллективе есть два популярных ученика – Элеонора К., Степан К. Мнение этих ребят является решающим. По данным социометрии, в классе не имеется изолированных учащихся.
9 класс
Зафиксированные социометрические микрогруппы (выборы) нет, так как в классе 2 человека
Предпочитаемые:
Алена М., Глеб И.
Принимаемые:
нет
Пренебрегаемые:
нет
Ку = 2 %
Сn = 0,2
На основании полученных результатов, можно, сделать вывод: в группе нет лидера. Коллектив можно считать достаточно сплоченным. Ребята все время проводят вместе. На основании результатов социометрии, в классе нет лидера, все учащиеся идут на равных.
Выводы:
Класс | Предпочитаемые | Принимаемые | Отверженные |
5 | 1 | 3 | 2 |
6 | 1 | 4 | 1 |
7 | 2 | 1 | 1 |
8 | 6 | - | 0 |
9 | 2 | - | 0 |
| 12 чел (50 %) | 8 чел (33 %) | 4 чел (16%) |
| Выражают симпатии все группы. Чувствуют себя комфортно. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска | Не так популярны, как предпочитаемые, но их не обижают. При условии личной активности и инициативности, они легко могут перейти в зону предпочитаемых количество положительных выборов превышает количество отрицательных. | Низкий социально - психологически й статус в коллективе, часто они объединяются в асоциальные группировки, стараясь завоевать авторитет девиантными формами поведения. количество отрицательных выборов больше количества положительных. |
Рекомендации по повышению статуса учащихся:
Вовлечь изолированного ребенка в интересующую деятельность
Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.)
Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции
У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми
Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники
Необходимо избегать неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу
Часто самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится
Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу
Педагог-психолог: Скорнякова Л.А.