Блок «Правовое просвещение».
Занятие 4. «Анализ правонарушения».
Цель: анализ собственной жизни, обращение к совершенным проступкам, снижение рецидивных преступлений.
Содержание занятия: актуализировать понятия: «преступление», «наказание»; анкета «Почему я совершил правонарушение? Анализ правонарушения: причины, последствия, выводы
Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем с вами блок «Правовое просвещение». Мы уже изучили с вами, какие существуют права и обязанности у каждого человека, какая ответственность предусматривается российским законодательством за преступления и правонарушения, а также рассмотрели основной документ СУВУ – это Устав нашего учреждения.
Сегодня наша задача разграничить понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление».
1 слайд
Подумайте, чем они схожи и чем отличаются?
(ответы детей)
2 слайд
3 слайд
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Закрепим материал.
4 слайд
Задание «Разбор ситуаций»
Ситуация № 1. Дима не приезжает в техникум с каникул, говорит, что не хочет посещать занятия. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал занятия в техникуме? (Устав техникума, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Студенты в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников техникума).
Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта из Устава образовательного учреждения? (Проступком)
Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? (Да. Студент может получить за него дисциплинарное наказание - замечание, выговор, отчисление).
Ситуация № 2. Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее, около Дома Культуры, ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? (это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Когда вам предлагают выпить, в такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, взвесить все «ЗА» и «ПРОТИВ».
Вы все не понаслышке знаете, как изменяется поведение человека, принявшего алкоголь, в частности как ведут себя пьяные подростки, как они нарушают права других людей? (оскорбляют, хамят, применяют физическую силу)
Состояние алкогольного опьянения не только не освобождает от ответственности, но и усугубляет вину каждого, в том числе и несовершеннолетнего.
Ситуация № 3. Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (эти ребята совершили преступление)
Действия Саши, Жени и Максима противозаконны.
Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Наказывается: штрафом, обязательными работами, исправительными работами». Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
Слайд 5
Обратите внимание на слайд.
К чему можно отнести это поведение?
По каким проступкам можно понять, что ребята могут с легкостью нарушить закон?
- плохо учатся, а потом бросают школу;
- курят и выпивают;
- грубят сверстникам и взрослым;
- унижают маленьких и слабых;
- лгут, иногда даже без причины;
- стараются выяснять отношения с помощью силы;
- играют в карты на деньги;
- разрисовывают стены;
- портят школьное имущество.
Скажите, сразу ли попадают подростки в СУВУ, совершив какой-либо проступок?
Конечно же, нет, как правило, такое поведение может длиться годами, подросток может пройти все инстанции, не раз окажется в КДН и ЗП, полиции, ЦВСНП…
Если человек после этого не встанет на путь исправления, продолжает совершать проступки, правонарушения, преступления, и в конце концов настает то время, когда он должен будет ответить за них, т.е. понести наказание.
- что такое наказание?
Слайд 6
Наказание – это метод торможения отрицательных проявлений при помощи негативной оценки поступков воспитанника, порождения в нем стыда, раскаяния, чувства вины.
Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы.
Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. И тем не менее СУВУ постоянно пополняются новыми ребятами.
Почему, казалось бы, невинные шалости превращаются в правонарушения? (наверное в безнаказанности?)
Сегодня мы постараемся разобраться в причинах ваших правонарушений, а также проанализировать их последствия.
Задание: перед вами таблица, выделите те пункты, которые являются основными причинами ваших правонарушений.
Если вы не нашли в таблице нужное, можно записать ниже свои варианты.
Работа с таблицей «Почему я совершил правонарушение?»
Обсуждение причин.
Следующее задание:
А сейчас, вспомните и проанализируйте свое самое главное правонарушение.
Таблица «Анализ правонарушения».
Содержание таблицы прокомментировать.
Обсуждение занесенной в таблицу информации.
Слайд 7
Закончить наше занятие я хочу словами Л.Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами «Все так делают».
И очень популярной и многим знакомой притчей, которая очень подходит сегодня к нашей теме.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?». Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках».
Слайд 8
Все, что лежит внутри нашего контроля, это наша зона ответственности!
Почему я совершил правонарушение?
Задание: нужное – выдели (поставь рядом любой знак)
1 | Я много пил | 18 | Я не мог сдержаться |
2 | Я хотел выглядеть крутым | 19 | Я делал это для прикола |
3 | Я вынужден был это делать, чтобы лучше жить | 20 | Я хотел попасть в тюрьму |
4 | Я бедный | 21 | Моих родителей не волновало мое поведение, они не ругались |
5 | Я не задумывался | 22 | Из-за девушки |
6 | Я дурак | 23 | Я не понимал, как это сделал, как во сне. |
7 | Все мои знакомые так делали | 24 | Я не знаю |
8 | Мне скучно | 25 | Моим близким на меня было наплевать |
9 | Моей семье не хватало денег | 26 | Представилась возможность |
10 | Я глупый | 27 | Нужны были деньги на сигареты, алкоголь, наркотики |
11 | Я был зол | 28 | Нечего было делать, и некуда было идти |
12 | В тот момент я был пьян | 29 | Чувствовал, что в тюрьме лучше |
13 | До меня никому нет дела, у меня нет друзей | 30 | Чтобы купить то, что не мог себе купить |
14 | Помогал другу | 31 | Мне было плохо и грустно |
15 | Меня все достали | Свой вариант ответа: |
16 | Мне было безразлично, что со мной будет | 32 | |
17 | Я делал это вместе с друзьями | 33 | |
Почему я совершил правонарушение?
Задание: нужное – выдели (поставь рядом любой знак)
1 | Я много пил | 18 | Я не мог сдержаться |
2 | Я хотел выглядеть крутым | 19 | Я делал это для прикола |
3 | Я вынужден был это делать, чтобы лучше жить | 20 | Я хотел попасть в тюрьму |
4 | Я бедный | 21 | Моих родителей не волновало мое поведение, они не ругались |
5 | Я не задумывался | 22 | Из-за девушки |
6 | Я дурак | 23 | Я не понимал, как это сделал, как во сне. |
7 | Все мои знакомые так делали | 24 | Я не знаю |
8 | Мне скучно | 25 | Моим близким на меня было наплевать |
9 | Моей семье не хватало денег | 26 | Представилась возможность |
10 | Я глупый | 27 | Нужны были деньги на сигареты, алкоголь, наркотики |
11 | Я был зол | 28 | Нечего было делать, и некуда было идти |
12 | В тот момент я был пьян | 29 | Чувствовал, что в тюрьме лучше |
13 | До меня никому нет дела, у меня нет друзей | 30 | Чтобы купить то, что не мог себе купить |
14 | Помогал другу | 31 | Мне было плохо и грустно |
15 | Меня все достали | Свой вариант ответа: |
16 | Мне было безразлично, что со мной будет | 32 | |
17 | Я делал это вместе с друзьями | 33 | |
Анализ правонарушения
Задание: проанализируй свое правонарушение.
Напиши, что произошло. | |
Где и когда произошло? | |
С кем произошло? Кто участвовал? | |
Какие последствия для тебя | Плохие | Хорошие |
| |
для твоей семьи | | |
для пострадавших | | |
Кого еще это затронуло? | Плохо затронуло | Хорошо затронуло |
| |
Ради чего ты это совершил? | |
Сейчас ты бы что-то сделал иначе? | |
Какие выводы ты для себя сделал? | |