СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ пробного ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ пробного ОГЭ по русскому языку»

Анализ пробного экзамена, проведенного в 9-х классах 19.01.2022


В соответствии с планом подготовки школы к государственной (итоговой) аттестации выпускников было проведено пробное диагностическое тестирование в формате ОГЭ для выпускников 9-х классов по русскому языку. При проведении пробного ОГЭ все участники строго руководствовались инструкцией по проведению основного государственного экзамена, соблюдалась процедура проведения.

Цель проведения работы: 

·отработать процедуру организации и проведения ОГЭ;

·проверить уровень усвоения учащимися материала за курс основного общего образования;

·определить качество заполнения бланков ОГЭ;

·оценить подготовку выпускников 9-х классов к ОГЭ по русскому языку.

Писали работу: 26 человек

«5» - 2 (7.8%)

«4» - 14(53.8 %)

«3» - 8 (30,7 %)

«2» - 2 (7.8%)

Успеваемость 92.3%

Качество: 61.5 %

Уровень обученности: 54.5%

Ср.балл: 3.62


Изложение

                 Тест

Сочинение

Грамотность

ВСЕГО

ОЦЕНКА

ИК 1

ИК 2

ИК  3

2

3

4

5

6

7

8

С1

С2

С3

С4

ГК 1

ГК 2

ГК 3

ГК 4

ФК



1.

2

3

1

0

0

0

0

1

1

1

2

3

2

2

2

2

2

2

2

29

4

2.

2

3

2

0

0

1

1

0

1

0

2

3

2

2

2

0

2

2

2

24

4

3

2

2

1

0

0

0

0

1

0

0

2

3

2

2

0

0

2

1

2

20

3

4.

2

2

2

0

0

1

0

0

0

0

2

3

2

2

0

0

2

2

2

21

3

5.

2

3

2

0

0

0

0

1

0

0

2

3

2

2

2

2

2

2

2

27

4

6.

2

3

2

1

0

1

0

0

0

0

2

3

2

2

2

2

2

2

2

28

4

7.

2

3

2

0

0

1

0

1

1

0

2

3

2

2

0

1

2

2

2

26

4

8.

2

3

2

0

0

1

0

1

1

0

2

3

2

2

2

2

2

2

2

29

5

9.

2

2

2

0

0

0

0

0

0

0

2

1

2

0

0

0

2

2

2

17

3

10

1

0

1

0

0

0

0

0

0

1

2

2

1

0

2

0

2

2

2

16

3

11

2

3

2

0

0

0

0

1

0

1

2

3

2

2

0

0

2

2

2

24

4

12

2

2

2

0

0

0

1

1

0

1

2

3

2

2

1

0

2

2

2

24

4

13

2

3

2

0

0

1

0

1

1

1

2

3

2

2

2

0

2

2

1

27

4

14

2

3

1

0

0

1

0

1

0

1

2

3

2

2

2

1

1

2

1

25

4

15

2

3

2

0

0

1

0

1

0

1

2

3

1

2

0

1

2

2

2

25

4


2

3

2

0

0

0

0

1

0

0

2

3

2

2

2

2

2

2

2

27

4

16























2

3

1

0

0

0

0

0

0

0

2

1

2

2

2

0

2

2

2

21

3

17






















18

2

3

2

0

0

1

0

1

1

1

2

1

1

2

0

0

2

2

2

23

4

19

2

3

2

0

0

0

0

0

0

0

2

3

1

1

0

0

2

2

0

18

4

20

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

2

21

2

3

2

0

0

0

0

0

0

1

2

3

2

2

0

2

2

2

2

24

4

22

1

3

1

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

1

1

1

12

2

23

2

3

2

0

1

1

1

0

0

1

2

1

2

1

2

0

2

2

2

25

4

24

2

3

2

1

1

0

0

1

1

1

2

3

2

2

0

0

2

2

2

28

4

25

1

3

0

0

0

1

1

0

0

0

2

1

2

1

0

0

2

2

2

18

3

26

2

3

1

0

0

1

0

1

1

1

2

1

1

1

0

0

0

0

2

16

3

  

Краткая характеристика экзаменационной работы

Экзаменационная работа по русскому языку состояла из трех частей.

Часть первая представляла собой сжатое изложение на основе прослушанного текста. Вторая и третья часть работы выполнялись на основе одного и того же прочитанного выпускниками исходного текста.Часть вторая содержала тестовые задания с записью краткого ответа (задания 2-8). Часть третья проверяла умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Практическая грамотность и фактическая точность  письменной речи учащегося оценивались суммарно на основании проверки изложения и сочинения, с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок. 

Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы – 33 балла

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:

Отметка по пятибалльной шкале

 

«2»

 

«3»

 

«4»

 

«5»

Общий балл

0 - 14

15 - 22

23 – 28,

из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям

ГК1 - ГК4).

Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3»

29 – 33,

из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям

ГК1 - ГК4).

Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4»


Анализ наиболее распространённых ошибок участников пробного экзамена

1 часть (задание 1: сжатое изложение)

ИК1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, смог 23 ученик (88.4%); 2 учеников (7%) получили за данный критерий по 1 баллу, т. к. пропуск отдельных авторских мыслей вел их к ошибкам при передаче основной информации; 0 баллов получил 1 человека (3.8 %).

ИК2. Максимальный балл за сжатие исходного текста получили 20 учеников (77%);  2 балла – 4 человека (15%), 1 балл – 0 человека, 1 балл 2 человека (7%). Затруднения у ребят при написании сжатого изложения были связаны с правильным применением приемов сжатия текста.

ИК3. По данному критерию 2 балла получили 17 учеников (65%); 7 (27%) - по 1 баллу из 2-х возможных; 0 баллов у 2 учеников (7%). В работах ребят  нарушалась логика. Одна из типичных ошибок – нарушение абзацного членения текста.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод: обучающиеся не всегда могут воспринять замысел автора, выделить основную и периферийную информацию. Необходимо отметить, что в работах  использовались не все приемы сжатия исходного текста, а грамматический строй изложений отличается однообразием конструкций.

2 часть  (задания 2 -8: тестовые задания)

Результаты выполнения заданий тестовых заданий

Обозначение задания в работе

 

Проверяемые элементы содержания

Дали  правильный ответ (чел. / %)

Задание 2

Синтаксический анализ (предложение)

2(7%)

Задание 3

Пунктуационный анализ

3(11%)

Задание 4

Синтаксический анализ (словосочетание)

12(46%)

Задание 5

Орфографический анализ

4(15%)

Задание 6

Анализ содержания текста

16(64%)

Задание 7

Анализ средств выразительности

9(34%)

Задание 8

Лексический анализ

14(38%)

Среди всех заданий тестовой части наибольшие трудности вызвали задания 2,3,5,7

Возможные причины выявленных ошибок: слабые теоретические знания по разделу «Синтаксис», неумение вычленять грамматическую основу предложения, незнание перечня сочинительных и подчинительных союзов, непройденные темы по СПП,БСП и ССП.

Причины трудностей в освоении норм пунктуации связаны с недостаточным усвоением учащимися тем синтаксиса и пунктуации в 8 классе; раздел «Синтаксис сложного предложения» на данный момент не изучен. Повторение изученного по разделу «Орфография» по КТП лишь 19 апреля.

3 часть (задания 9.1,9.2,9.3:сочинение-рассуждение.)

Выполняя задание 9, из трех предложенных для сочинения-рассуждения тем 26 учащихся выбрали - 9.3

Выполнение работы отражало умение школьника строить собственное высказывание на основе прочитанного текста, дать толкование понятия, в соответствии с тезисом, доказать свое мнение 2 аргументами из прочитанного текста и собственного опыта.Затруднения школьников, плохо справившихся с заданием 9.3., объясняются тем,что к выполнению задания 2 человека не приступили. У немногих ребят это связано несформированностью прочных базовых лингвистических знаний, что обусловило невнятность данного ими определения, причиной которой является низкий уровень читательской культуры девятиклассников.

Практическая грамотность и фактическая точность речи.

Грамотность экзаменуемого оценивалась суммарно с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок на основании поверки изложения и сочинения. При оценке грамотности учитывался объём изложения и сочинения. Общие нормативы применялись при проверке и оценке изложения и сочинения, объём которых в сумме составлял 140 и более слов.

Данные проверки заданий с развёрнутым ответом по критериям ГК1 (соблюдение орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), ГК3 (соблюдение грамматических норм), ГК4 (соблюдение речевых норм) показывают, что орфографические и пунктуационные умения сформированы в достаточной степени только у 15 выпускников, а речевые навыки у 22 выпускников. Уровень грамматических умений достаточно высок, фактическая точность речи  девятиклассников на хорошем уровне.

Причиной таких результатов можно считать недостаточную сформированность у обучающихся умений применять изученные правила, умений самоконтроля, умений работать с орфографическим словарем.

По результатам ОГЭ выявлена группа неуспевающих, количестве 2 человек.

В связи с чем составлен план ликвидации пробелов в знаниях, на уроках русского языка включены дополнительные задания на повторение изученного (тренировочные тестовые задания, задания на сайтах по подготовке к ОГЭ, индивидуальные задания каждому обучающемуся на дом).

Следует также отметить, что из общего количества неуспевающих обучающихся, не добрали 1 балла до оценки «хорошо» 2 человека (7%), в дальнейшем, при разборе допущенных ошибок, эти ребята смогут выйти на нужный результат. 6 обучающимся (23%) не хватило 1-2 баллов для получения оценки «отлично».

Выводы и рекомендации:

Анализ результатов выполнения пробной экзаменационной работы по русскому языку даёт основание утверждать, что учащиеся неплохо справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций. С изложением и сочинением справились неплохо. Однако самым низким оказался уровень  выполнения тестовых заданий.

Анализ результатов пробного экзамена  позволил выработать следующие рекомендации:

- разработать систему работы по корректировке знаний школьников;

- особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами, использовать в ежедневной работе тестовые задания;

- продолжить подготовку к ОГЭ по Демоверсиям, по Кодификатору элементов содержания и уровня требований к подготовке выпускников 9-х классов, расположенному на сайте ФИПИ;

- практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по контрольно-измерительным материалам;

- осуществлять дифференцированный подход к обучающимся,  с целью повышения уровня  качества знания выпускников (использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подход);

- использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке работ учащихся;

- отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста;

- проводить на уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через аудирование;

- комплексно использовать работу над изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;

-шире использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники, электронные образовательные ресурсы.

Особое внимание уделять формированию умений аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.



Учитель: Крымская Ю.В.