Анализ работы МО учителей начальных классов 2020-2021 г
В методическом объединении на протяжении 2020-2021 учебного года использовались следующие формы повышения профессионального мастерства учителей:
- разработка собственной программы самообразования (изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес);
- рефлексия и анализ собственной деятельности;
- накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию,
- разработка и совершенствование образовательных программ и технологий;
- создание базы методических приемов и педагогических «находок» на уроке;
- разработка собственных средств наглядности;
-постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога;
-разработка диагностических процедур, заданий и тестов и проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;
-изучение, обобщение и ретрансляция педагогического опыта (мастер-класс, участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства, участие в работе методобъединения, педсоветов и семинарах в рамках школы, посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег, публикации);
- прохождение плановой курсовой подготовки.
Методическая работа учителей начальных классов была направлена на освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся, повышение уровня общедидактической, методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмен опытом между членами педагогического коллектива. Коллектив учителей гимназии очень опытный и энергичный, все учителя - профессионалы высокого уровня подготовленности, принимая активное участие в освоении новых педагогических технологий и совершенствовании своего педагогического мастерства, развивают навыки педагогического анализа, творческих и экспериментальных исследований. Всеми учителями соблюдается здоровьесберегающий режим: на уроках проводятся физминутки с достаточной двигательной активностью обучающихся, используются различные варианты проведения упражнений, направленных на снятие напряжения для глаз, учителя постоянно следят за правильной осанкой школьников. В содержание учебного материала включаются сведения, формирующие у детей навыки здорового образа жизни. На всех уроках уделяется достаточное внимание учителей начальных классов формированию универсальных учебных действий обучающихся. Особое внимание при самоанализе и анализе уроков уделялось выполнению требований к организации и проведению уроков в рамках системнодеятельностного подхода с использованием ИКТ. В целом можно отметить, что мультимедийное оборудование, поставленное в рамках реализации ФГОС НОО, используется педагогами на уроках систематически. На протяжении учебного года осуществлялось взаимопосещение уроков, непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, применение педагогического опыты, творческие отчеты учителей; изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
Педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условия ФГОС совершенствовалось через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя, а также через участие в различных конкурсах и мероприятиях. Учителя начальной школы посетили 79 вебинаров, опубликовали 31 методическую разработку и статью. Среди учителей начальной школы есть такие, которые выступили на очных конференциях и показали мастер-классы. Учителя начальных классов принимали участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня. В международных конкурсах педагогического мастерства – 2 человека, во Всероссийских конкурсах - 7 человек, авторские программы – 1 человек. Также в этом году 6 человек прошли курсы повышения квалификации в рамках Федерального проекта «Учитель будущего» с использованием дистанционных технологий и электронных ресурсов. Цель данных курсов: реализация программы повышения профмастерства с принципиально новым содержанием, внедрение моделей «горизонтального обучения», построение индивидуальных образовательных маршрутов.
В 2020-2021 учебном году учителями начальных классов велась работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими высокий уровень учебной мотивации. Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы с учащимися начальных классов - это внеурочная работа. Во внеурочной работе приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению. Все направления внеурочной деятельности учителей начальных классов активно реализуются в школе. Особенно детям нравится проведение предметной недели, в этом году он была с 11 по 18 февраля. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах и викторинах по русскому языку «Лучший каллиграф»,«Безошибочное письмо»,«Путешествие в страну Грамматику»; по математике «Карусель», «Занимательная математика», «Умники и умницы», «Математический марафон»; рисуют стенгазеты и рисунки на выставку, участвуют в конкурсе чтецов, оформляют проекты о своем родном городе. Предметная неделя позволяет каждому ученику начальной школы реализовать свои творческие способности не только на уровне класса, но и на общешкольном уровне. В этом году продолжили работу с одарёнными детьми, большое количество детей было привлечено к участию в конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня. Среди учащихся начальной школы 14 учеников приняли участие в заочных олимпиадах международного уровня, более 170 участников очных республиканских олимпиад таких как «Эрудит», «Лимон», «Математический марафон», «Эверест» и др., из них 6 победителей и 53 призера. Активное участие приняли в очных муниципальных предметных олимпиадах в количестве 18 человек из них 2 призера. Ученик 4 А класса Пермяков Олег стал призером на очной республиканской олимпиаде школьников по математике (учитель: Негодина Т.Ф.) и ученица 4 Г класса Анисахарова Яна - призер очной республиканской олимпиады школьников по русскому языку (учитель: Журавлева Г.П.). Ученики 3 классов приняли участие и стали призерами муниципальных олимпиад по предметам русский язык, математика – 3 человека. Проявляя самостоятельность и познавательную активность ученики принимали участие в различных заочных конкурсах и интернет-олимпиадах. «УмникиМЫ» метапредметная - 3 призера, «Отличник» -9 человек, «Инфознайка» - 19 человек, «Я лиру посвятил народу своему…» - 17 человек. Дети начальной школы принимали участие в республиканских и муниципальных научно-исследовательских конференциях таких как «Дебют в науке» - 8 человек, из них 5 призеров, «Молодцовская конференция»- 1 призер. Учителя начальных классов будут продолжать работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу.
Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; формированию универсальных учебных действий у учащихся. Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что запланированный план работы МО на 2020-2021 учебный год практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива начальной школы гимназии имеются и определенные проблемы:
- несмотря на реализацию проекта «Образовательный минимум», выявлены учащиеся «группы риска», которым необходима помощь в освоении основной образовательной программы начального общего образования. С целью организации своевременной коррекционной работы необходимо совершенствование процедуры мониторинга качества образования;
- организация учебно-воспитательного процесса в условиях электронного образования с применением дистанционных образовательных технологий показала необходимость совершенствовать компетенции педагогов в работе с образовательными платформами, расширять инструментарий при работе на мультимедийном оборудовании, активно использовать при работе с учащимися цифровые образовательные ресурсы.
На следующий учебный год перед ШМО стоят следующие задачи:
Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов через обмен опытом с коллегами, продолжить работу над созданием условий по совершенствованию педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий при реализации ООП НОО.
Продолжить целенаправленную систематическую работу по развитию творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся, имеющих повышенную мотивацию к обучению, через организацию различных форм работы, использование эффективных образовательных и информационно – коммуникационных технологий.
Формировать метапредметные компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с помощью создания образовательной среды, предполагающей собственную активность обучающихся при решении задач творческого, поискового характера, а также проектной деятельности.
Способствовать повышению успеваемости и качества знаний немотивированных учащихся, выявление возможных причин снижения успеваемости и качества знаний учащихся и принятие комплексных мер, направленных на повышение качества знаний учащихся, осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся, а также детей с ОВЗ.
Совершенствовать компетенции педагогов в работе с образовательными платформами, расширять инструментарий при работе на мультимедийном оборудовании, активно использовать при работе с учащимися цифровые образовательные ресурсы.
Руководитель МО Кузина С. А.