АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ за 2015- 2016 учебный год
Тема работы МО:
«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС».
Цель: повышать качество знаний учащихся посредством применения инновационных образовательных технологий.
Задачи:
Повышение качества обучения:
использовать эффективные образовательные технологии, позволяющие обеспечить положительную динамику познавательного интереса обучающихся;
направить работу на создание условий по совершенствованию педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС НОО;
продолжить целенаправленную систематическую работу по развитию творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей через организацию различных форм работы;
оказание педагогической поддержки учащимся с разным уровнем обучаемости;
выстраивание индивидуальной схемы развития обучающихся начальных классов на основе планируемых результатов освоения образовательных программ.
Повышение качества преподавания:
повышение уровня педагогического мастерства через активное участие учителей МО в работе семинаров, творческих групп;
продолжать работу по внедрению новых стандартов в учебный процесс;
совершенствовать работу по здоровье сберегающим технологиям и укреплению здоровья обучающихся, повышать эффективность активно деятельностных форм организации учебного процесса;
формировать навыки проектной деятельности у обучающихся начальной школы;
продолжить работу по формированию портфолио ученика начальной школы
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
В соответствии с поставленными целями и задачами работа методического объединения осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
Основные направления:
1. Аналитическая деятельность:
- планирование на 2015-2016 учебный год;
- анализ посещения открытых уроков;
- изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования);
- анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
2. Информационная деятельность:
- изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;
- продолжение знакомства с ФГОС начального общего образования.
3. Организация методической деятельности:
- Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС.
4.Консультативная деятельность:
-консультирование педагогов по вопросам разработки рабочих программ по предметам;
- консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;
-консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования УУД.
Организационные формы работы:
1. Заседания методического объединения.
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.
3. Взаимопосещение уроков педагогами.
4.Выступления учителей начальных классов на МО.
5. Повышение квалификации педагогов на курсах.
В МО начальных классов - 4 учителя. Кадровый потенциал в МО достаточно высокий, так как работают учителя, имеющие первую категорию, высшее образование.
Кадровый состав учителей МО
№ п/п | ФИО | Год рождения | Образование | Стаж | Квалификационная категория |
1 | Жарких М.В. | 1966 | высшее | 30 | 1 КК |
2 | Колупаева А.А. | 1993 | высшее | 0 | Молодой специалист |
3 | Лавлинская А.В. | 1990 | высшее | 2 | 1 КК |
4 | Минина О.О. | 1995 | среднее | 0 | Молодой специалист |
Тематика заседаний МО определяется исходя из задач методической работы школы.
При выборе темы учитываются профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности.
Дата проведения | № протокола | Тема заседания | ответственные |
31.09.15 г. | 1 | Обсуждение и утверждение плана работы ШМО на 2015-2016 учебный год Рассмотрение рабочих программ, учебно-тематического планирования по предметам и внеурочной деятельности. Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации. Единые требования к оформлению и ведению классных журналов. Корректировка и утверждение тем самообразования учителей. Входные контрольные работы 2-4 классы. Оформление личных дел учащихся. Посещение уроков в первом классе с целью анализа создания условий для успешной адаптации учащихся. | Лавлинская А.В. |
г. | 2 | Анализ итогов 1 четверти. Формирование текстов итоговых административных контрольных работ за первое полугодие во 2-4 классах. | Лавлинская А.В. |
14.01.16 г. | 3 | Итоги успеваемости в 1 полугодии. Анализ итоговых контрольных работ за 1 полугодие. Итоги мониторинга качества знаний, умений и навыков, техники чтения за полугодие. Работа Школы будущих первоклассников. | Лавлинская А.В. |
31.03.16 г. | 4 | Итоговые контрольные работы. Подведение итогов 3 четверти. Анализ проверки рабочих тетрадей по русскому языку – единый орфографический режим; анализ контрольных тетрадей – система работы над ошибками. Участие в районных олимпиадах по предметам. Обзор новинок методической литературы. Декада учителей начальных классов. | Учителя начальных классов |
27.05.16 г. | 5 | Итоги работы ШМО за 2015-2016 учебный год. Административные контрольные работы за год. Отчет по темам самообразования. Презентация методов, находок, идей. Самоанализ деятельности учителя. Определение проблем, требующих решения в новом учебном году. | Лавлинская А.В. |
Помимо этого проведено ряд оперативных заседаний (доработка и исправление рабочих программ по предметам в соответствии ФГОС НОО, разработка плана проведения предметной недели начальных классов; подготовка к предметной олимпиаде, школьной и районной проектно-исследовательской конференции; подготовка к внеклассным мероприятиям).
В 2015- 2016 учебном году учителя начальных классов провели открытые уроки и открытые внеклассные мероприятия, цель которых познакомить с реализацией ФГОС НОО.
Дата проведения | Ф. И. О., класс | Тема урока | Уровень |
17.12.2015 г. | Жарких М.В., 4 класс | Внеклассное мероприятие «Родной земли святые родники» | районный |
17.12.2015 г. | Лавлинская А.В., 1 класс | Фрагмент открытого урока окружающего мира «Кто такие птицы. Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев» | районный |
07.04.16 г. | Колупаева А.А., 3 класс | Открытый урок окружающего мира «Семейный бюджет» | школьный |
08.04.16 г. | Лавлинская А.В., 1 класс | Открытый урок русского языка «Русский алфавит и значение алфавита» | школьный |
08.04.16 г. | Жарких М.В., 4 класс | Открытый урок математики «Деление на двузначное число. Закрепление» | школьный |
16.05.16 г. | Минина О.О., 2 класс | Литературное чтение «Г.Х. Андерсен. Принцесса на горошине» | школьный |
С 4 по 9 апреля в школе проходила предметная неделя в начальных классах.
Цель: показать методические приемы и формы организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы, обеспечивающие мотивации познавательного интереса.
Анализ плана проведения Недели показал, что педагогами были выбраны формы методической работы, обеспечивающие наиболее эффективную реализацию целей и задач предметной недели.
Учителя ещё раз убедились, что открытые уроки способствуют повышению мотивации педагогов к дальнейшему совершенствованию своего профессионализма, способствуют расширению теоретических знаний по предмету, психолого-педагогических и методических знаний, появлению новых идей, укреплению своей самооценки.
Самообразование
В начале учебного года были определены и утверждены темы по самообразованию.
№ п/п | ФИО учителя | Тема (проблема) | Практический выход |
Выступление (педсовет, МО и т.д.) | Открытые учебные занятия |
1 | Жарких М.В. | Проектная деятельность как средство формирования УУД | Выступление на МО учителей начальных классов с докладом «Проектная деятельность как средство формирования УУД» | Открытый урок математики в 4 классе |
2 | Лавлинская А.В. | Развитие самостоятельности младших школьников при формировании УУД | Выступление на МО учителей начальных классов с докладом «Развитие самостоятельности младших школьников при формировании УУД» | Открытый урок русского языка в 1 классе |
3 | Колупаева А.А. | Развитие творческой активности младших школьников при формировании УУД | Выступление на МО учителей начальных классов с докладом «Развитие творческой активности младших школьников при формировании УУД» | Открытый урок окружающего мира в 3 классе |
4 | Минина О.О. | Групповая работа как средство формирования УУД | Выступление на МО учителей начальных классов с докладом «Групповая работа как средство формирования УУД» | Открытый урок литературного чтения во 2 классе |
Работа с одаренными детьми (участие в олимпиадах, конкурсах)
Результаты участия в районной олимпиаде учеников начальных классов
предмет | Ф. И. О. учителя | класс | Ф. И. ученика | Место | уровень |
Литературное чтение | Минина О.О. | 2 | Склярова Елизавета | 3 | районный |
Для более глубокого и всестороннего изучения выпускников начальной школы были проведены и проанализированы различные анкеты и тесты. Они позволили определить уровень интеллектуального развития и кругозора учащихся, уровень развития внимания, логического и творческого мышления, умения обобщать, уровень развития образной связной речи, сформированности школьной мотивации, умения решать нестандартные задачи, определить круг читательских интересов и статус ребенка в семье.
В целом, уровень подготовленности учащихся, заканчивающих начальную школу в 2015 – 2016 учебном году, можно оценить удовлетворительно, однако, отмечается неполная реализация поставленных перед начальной школой целей и требований, предъявляемых к учащимся, заканчивающим 1 ступень обучения.
Рекомендации:
Проанализировать сильные и слабые стороны учащихся, выявить типичные затруднения и ошибки.
Вести целенаправленную работу по применению на практике заданий, повышающих регулятивные и коммуникативные УУД
Вывод:
Работа МО учителей начальных классов осуществлялась по плану и на оптимальном уровне. При проведении открытых уроков, внеклассных мероприятий учителя применяют разнообразные формы работы, используют современные педагогические технологии: проектный метод обучения, игровые, ИКТ, личностно-ориентированные, технологию проблемно-диалогового и развивающего обучения. Также активно внедряется в работу учителей начальных классов технология портфолио.
Благодаря стараниям учителей школьники показали неплохие результаты качества усвоения учебного материала, принимали участие в конкурсах различного уровня, участвовали в проектной деятельности, активно делились опытом своей работы.
Рекомендации:
-продолжать работу по формированию УУД;
-усилить работу по формированию читательского интереса с целью стимулирования самостоятельного чтения дополнительной литературы;
-всем учителям шире практиковать организацию проектной деятельности учащихся;
-усилить работу по преемственности начального звена с ДОУ.
Считаю работу методического объединения учителей начальных классов признать удовлетворительной.
Задачи на новый 2016-2017 учебный год:
Задачи | Пути решения |
Систематически работать над созданием условий для успешного усвоения программы. Совершенствовать качество современного урока, обеспечивающего системно- деятельностный подход к освоению учебного материала, применять современные методы обучения и внедрять новые технологии | внедрение современных педагогических технологий, разнообразных форм работы |
Совершенствовать работу с одаренными детьми. Выявить учащихся с интеллектуальной одаренность и продумать для них варианты изучения предметов с элементами исследовательской деятельности | - конференции - интеллектуальные марафоны - конкурсы - олимпиады -участие в проектной деятельности -ведение портфолио |
Целенаправленно работать над повышением профессионального мастерства учителей | -консультации завуча, психолога, учителей 1 и высшей категории - методические заседания -курсы повышения квалификации - работа по темам самообразования |
Усилить работу со слабоуспевающими учащимися и детьми, имеющими низкую мотивацию. | - индивидуальный подход - работа с родителями |
Создать условия для развития ребенка как субъекта отношений в обществе | - внеурочные мероприятия - внеклассные мероприятия -организация внеурочной деятельности |
Больше внимания уделять передаче педагогического опыта. Усилить работу над распространением педагогического опыта через СМИ | - открытые уроки - открытые мероприятия - сообщения на заседаниях МО -публикации в педагогических сообществах |
Продолжить работу по введению ФГОС в обучение на качественном уровне. | - работа по плану введения ФГОС - изучение нормативных актов - изучение методической литературы |
Руководитель ШМО учителей начальных классов Лавлинская А.В.