СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ»

Выполнение практической работы:

«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».



Выбор УМК (класс) обусловлен рекомендуемой Министерством просвещения моделью введения ФГОС НОО/ФГОС ООО1.


Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП


УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП


«Биология. 5 класс» УМК В.В. Пасечника «Линия жизни»

Введение. Биология как наука.

Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека. Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Источники био_логических знаний. Поиск информации с использованием раз_личных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет)

Полностью соответствует элементам содержания ПРП



Организмы — тела живой природы Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цито_логия  — наука о клетке. Клетка  — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое. Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), класс

Соответствует элементам содержания ПРП



Организмы и среда обитания   Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Лабораторные и практические работы Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Экскурсии или видеоэкскурсии Растительный и животный мир родного края (краеведение).

Соответствует элементам содержания ПРП



 Природные сообщества

Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пище_вые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека. Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природ_ных зон. Ландшафты: природные и культурные. Лабораторные и практические работы Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.). Экскурсии или видеоэкскурсии 1. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.). 2. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ

Отсутствие элементов содержания



Живая природа и человек

Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека

Отсутствие элементов содержания



Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.


«Биология. 5 класс» УМК В.В. Пасечника «Линия жизни»

Тема: Классификация организмов

Учебное задание

Метапредметные результаты

1

Ответьте на вопрос

Каковы отличительные признаки царств живой природы? Приведите примеры организмов всех царств.

Универсальные познавательные действия:

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

- устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов).

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

2

Выполните задания

Расспросите родителей или узнайте в Интернете, почему бактерии могут быть «кулинарами». «фармацевтами», «помощниками земледельца».




















Подготовьте сообщение.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;

Универсальные познавательные действия:

Базовые логические действия:

- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

- самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы;

Работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

- уметь обобщать мнения нескольких людей

3

ПОДУМАЙТЕ!

Почему живые организмы составляют единое целое с неживой природой? Подготовить устный ответ.

Универсальные познавательные действия:

Базовые логические действия:

- выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

• выражать себя (свою точку зрения) в текстах;

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;





Материалы к практической части занятия: ссылки и пакет примерных рабочих программ по предметам начального и основного общего образования, ссылка на конструктор рабочих программ.

1Начальные классы (на примере любого класса и предмета), 5 класс – любые предметы, прочие предметы по мере введения ФГОС ООО.