Анализ существующего положения дел в 5 классе МОБУ СОШ с. Нижнеулу-Елга.
Выделить и обосновать три главных задачи по оптимизации воспитательной работы в классе.
В планировании и разработке воспитательной программы с классом учитывались психолого-педагогические особенности возраста учащихся 5 класса и социальная ситуация (переход из начальной школы в основную). Учебно-воспитательная работа направлена на оказание помощи учащимся в адаптационный период.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫМИ ЦЕЛЯМИ являются:
Создание условий для воспитания Человека Мира, живущего в ладу с собой и окружающими, которого характеризуют, прежде всего, патриотизм – осмысленное ощущение себя россиянином в международном сообществе, и толерантность – понимание и принятие межкультурных и иных различий между людьми.
Воспитание гражданских и патриотических качеств личности через пропаганду и утверждение здорового образа жизни, профориентационная работа
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Воспитание гражданина, любящего свое Отечество, способного его защитить.
Воспитание гражданина, знающего свои корни и связанного с ними.
Формирование в молодом поколении таких черт национального характера, как милосердие, доблесть, соборность, веротерпимость, совестливость.
Формирование уважительного отношения и толерантности к людям другой национальности. Русская школа ни в коей мере не ущемляет права детей других национальностей.
Возрождение и воссоздание духовности в школе, предоставление возможности подрастающему поколению глубже почувствовать наши национальные достоинства.
Развитие творческих возможностей этноса в новых условиях.
Развитие самостоятельно мыслящей личности, способной решать сложные задачи и брать на себя ответственность.
Сохраняя свою самобытность, определить наше место в мировом сообществе.
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ:
Коллективный уровень:
- довести до сознания учащихся важность последнего года обучения в школе;
– развивать коммуникативные способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи;
- работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности;
- через организацию КТД, через деятельность микроколлективов показать значение природы для каждого человека по принципу: охранять природу – значит охранять Родину.
-показать роль здорового образа жизни в организации жизнедеятельности;
-подготовить ребят к выбору пути дальнейшего образования
2. Групповой уровень:
- дать оценку уровня развития коллектива к окончанию школы, какими мы стали, что получили за годы учебы в школе;
- развивать умение микроколлективов планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений;
- показать важность умения работать в команде, умения вести дискуссию, умения высказывать свое мнение, умения коллективно решать творческие задачи;
3. Индивидуальный уровень:
- продолжать беседы по пропаганде здорового образа жизни, помогать учащимся в их совершенствовании;
- помочь учащимся в самоопределении, выборе профессии;
- разъяснить учащимся мысль о необходимости самовоспитания и самообразования.
- развивать их умения анализировать свою деятельность и строить планы на будущее
РЕЖИМ РАБОТЫ С КЛАССОМ
1 неделя. Подготовка к общешкольному или классному КТД.
2 неделя. Классное собрание или рабочий классный час.
3 неделя. Тематический классный час.
4 неделя. Анализ работы за месяц.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.
Воспитательные задачи, поставленные перед классом, решаются. Наблюдения и анкетирования показали, что выбор основных направлений, содержание, формы и методы работы, средства педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность правильные, основываются на психологические, возрастные, индивидуальные особенностях учащихся. Планирование ведётся по направлениям и по четвертям: общешкольные мероприятия, классные часы, родительские собрания, ПДД, индивидуальная работа, классные собрания, экологическое воспитание и ТБ, Патриотическое и гражданское воспитание, ЗОЖ, Художественная деятельность и эстетическое воспитание.
2. Анализ развития учащихся класса.
Воспитанность учащихся.
Два ученика класса допускают грубость в отношениях, оскорбительные высказывания в адрес одноклассников, учителей, могут высказать нецензурную брань, но они обучаются на дому, поэтому больших проблем с ними нет.
На классных часах рассматривали вопросы культуры поведения, правил поведения в школе, в общественных местах.
Для решения задач по воспитанию потребности в нравственных поступках и личностных отношениях проводилась следующая работа:
- «Изучаем Конвенцию о правах ребенка». Знакомились с основными положениями Конвенции, формирование положительного отношения к правам других.
- Уроки общения. Ростки нашей дружбы . «Расскажи мне обо мне». Знакомились с основными способами общения, развитие сочувствия, внимательности, взаимоуважения. Проведены классные часы : «Всем страхам в лицо рассмеёмся. Звёздный час вежливости. Роскошь общения. Дружба – главное чудо.»
-«К.В. Иванов- народный чувашский поэт» классный час приобщил к национальной культуре чувашского народа.
В начале и конце полугодия года были проведены следующие диагностики: нравственная самооценка; этика поведения; отношение к жизненным ценностям; нравственная мотивация.
По состоянию здоровья 2 человек относятся ко второй группе здоровья, к основной физкультурной группе – 3 человека,
Для решения задач по выработке умения и навыков сохранения и укрепления здоровья была проведена следующая работа:
В течение полугода проводились беседы на тему «Правила техники безопасности в школе и ПДД», систематически проводились инструктажи по технике безопасности с записью в классном журнале.
Принимали активное участие в конкурсах: конкурс рисунков на предметных неделях русского языка и литературы, биологии , где учащиеся заняли 1 и 2 места.
Ежемесячно проводятся занятия по ПДД с целью воспитания у учащихся навыков дисциплинарного поведения на улицах, дорогах, пропаганда правил безопасного движения.
В рамках акции «Мы за ЗОЖ!» по антинаркомании проводились беседы о последствиях вредных привычек для человека. Учащимся были представлены 2 презентации: О наркомании, О СПИДе. С целью формирования у учащихся знаний об опасности употребления наркотиков и о вредности для организма табакокурения, умение отказаться от них и профилактике заражения СПИДом и ВИЧ.
Продолжаем вести беседы и презентация на тему: «Здоровые дети – здоровое общество» о правильном питании. Учащиеся с удовольствием посещают столовую во время обеда.
Принимают активное участие в классных и общешкольных мероприятиях, предметных олимпиадах, предметных неделях.
3. Анализ динамики социальной ситуации развития.
Уровень ЗУН учащихся, успеваемость:1 и 2 четверть 100% качество знаний и успеваемость
Наблюдается динамика повышения качества ЗУН по классу.
Учебный год окончили на «хорошо» 4 учащихся, на «отлично» 1 ученик. У учащихся не сформирована потребность заниматься самовоспитанием, необходимо вести работу в этом направлении. Учимся давать оценку своим поступкам и поведению, как своему, так и поведению других детей, которое мешает окружающим, оскорбляет и унижает человеческое достоинство.
Учащиеся сами начинают планировать праздники, организовывать их подготовку. Успехи и достижения учащихся класса:
В художественной деятельности активное участие принимают двое учащихся.
В спортивной жизни школы активны двое.
У 60 % учащихся класса отношения к окружающим в основном ровные. Ребята уважительны к сверстникам, учителям, взрослым, с удовольствием идут на контакты, проявляют терпение к негативному отношению других.
Отношение к общественно полезному труду – положительное, добросовестно относятся к дежурству по школе и классу. Отношение к школе, классу в основном положительное.
Классное общество играет в социальном развитии положительную роль.
4. Анализ развития коллектива класса.
На формирование социально – психологического климата оказывают учителя, родители, сами учащиеся.
У девочек и мальчиков много друзей, т.к. они общительны, активны. Желанием быть лидером проявляется у 3 учеников, командира выбирали открытым голосованием. В классе продолжается борьба за лидерство. Характер взаимоотношений не всегда доброжелательный, так как большинство учащихся класса гиперактивны и не способны проявлять терпимости друг к другу.
В коллективной творческой деятельности принимают активное участие 3 ученика класса, они ответственны. Проявляют инициативность в организации и проведении мероприятий, творчество, организованность, самостоятельность, в самоуправлении, но иногда нуждаются в советах, участии взрослых в реализации задуманного.
Состав класса в течение года изменился. Во второй четверти из класса ушёл один ученик.
В 5 класс поступило в начале учебного года 1 ученик.
2005 – 4 чел., 2006 года рождения – 1 чел.
Полные семьи – 5
Посещала семьи с целью проверки бытовых условий проживания учащихся. У всех детей созданы условия для проживания.
Учащиеся совместно с классным руководителем формируют мнение в классе. Также на формирование мнения оказывают родители, педагоги.
В декабре проведено анкетирование по карте – схеме изучения организованности коллектива ( Л.И. Уманского). Результаты показали средний уровень организованности коллектива.
Поручения учащихся класса
Вывод: коллектив самостоятельно выбирал себе организаторов для выполнения деятельности. Класс не сотрудничает с другими коллективами, поэтому результаты дали средний балл.
С обязанностями справляются .
У каждого ученика дома имеются поручения, и они охотно помогают родителям по хозяйству.
5. Анализ организации воспитательного процесса и эффективности воспитательной работы. В планировании воспитательной работы принимали участие сами ребята. Удачно проходят следующие мероприятия: презентации, круглые столы, спортивные соревнования.
- Праздник, посвященный Дню Матери ребята приготовили самостоятельно, разработали концертную программу, приготовили презентацию.
- «Права и обязанности». С целью общения знаний детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Была проведена ролевая игра «Юридическая консультация», Ученики были в роли юриста, к ним на консультацию приходили литературные герои. Ребята должны, были определить, какие права были нарушены.
- Классные часы О Российском государстве «Символы Российского государства», «Символы Башкортостана», «Мой взгляд» правовая игра прошел в форме круглого стола, где учащиеся обсуждали смысл и значение нового государственного праздника, введенного в РФ; понятие толерантность, с опорой на героическую историю прошлого и общечеловеческих ценностей.
«Моя малая Родина». Знакомились с историей Ермекеевского района, ученики презентации.
Самый близкий и родной человек. Просмотрели кинофильм и обсудили его.
Праздник «Встреча Нового года в разных странах». Помочь детям осознать значение семейных праздников в их жизни. Ребята писали письмо Деду Морозу.
Знакомство с профессиями. Классные часы на тему: «Калейдоскоп профессий. Современные профессии», « Мир профессий», «Новое время – новые профессии». Познакомить учащихся с новыми профессиями, необходимыми качествами, требующимися для каждой специальности.
«Малые реки моего края» (экскурсия), Экологические субботники, 27 сентября – Всемирный день туризма, приобщили ребят к экологической культуре.
В данных мероприятиях ребята участвовали с наибольшим удовольствием, были активными организаторами. В мероприятиях познавательного характера (предметные недели, занятия по формированию нравственности, правилам дорожного движения, правовому воспитанию и т.д.) были активными в организации и проведении. Методы воспитательного воздействия, формы и средства педагогического влияния были разными: от бесед, практических занятий до игр, деловых разговоров. Учащиеся адекватно реагировали на замечания, на беседы.
6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.
Основной мотив участия класса в школьных мероприятиях – интерес, ответственность, реализация способностей.
В сентябре месяце проводился смотр классных уголков. Ответственно отнеслись к оформлению классного уголка.
Класс принимал участие в школьных предметных Неделях.
Провели мероприятие –концерт День Матери
Участвовали в конкурсе рисунков. В декабре проводился смотр классных комнат «Самая новогодняя комната».
7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся.
С родителями учащихся поддерживаю тесную связь. Родители начинают принимать активное участие в делах класса: посещение родительских классных и общешкольных собраний. В течение 1 полугодия проведено 3 встречи. На родительских собраниях и лекториях родителям раздавались памятки (о вреде Интернета, о предупреждении детской агрессивности и пр.)
Проводились индивидуальные беседы с родителями учащихся, доводились до их сведения успехи и проблемы учащихся в образовательном процессе, совместно решались вопросы воспитания.
В начале учебного года посещались семьи учащихся с целью проверки условий проживания. Все родители настроены позитивно.
Родительский комитет был избран в начале учебного года. Председатель РК проявляет активность, оказывает посильную помощь. В доверительных беседах родители с детьми разрешают трудные ситуации в жизни детей. Родители отвечают за материальное обеспечение детей.
Беседа с родителями об успеваемости учащихся
Посещение на дому. Консультации для родителей
Проведено на первое полугодие 3 собрания:
1.Родительское собрание « Как помочь ребёнку учиться». Анкетирование родителей.
2.Родительское собрание «Адаптация пятиклассника»
3. «Лекторий «СПИД – реальность или миф?» О проведении Новогоднего карнавала» Консультации для родителей
Для родителей проведено 1 праздничное мероприятие: концерт ко Дню Матери.
8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых.
Воспитательное взаимодействие осуществлялось с учителями – предметниками, которые оказывали учащимся помощь в учебе.
На развитие личности учащихся значительное влияние оказывают учителя: русского языка и литературы; учитель ИЗО, учитель математики.
Классный руководитель старается организовать взаимодействие педагогов.
Наиболее эффективны взаимодействия взрослых в работе были следующие методы: поддержка, соучастие, похвала, поощрение, награда.
Выводы.
1.Наиболее удачны в работе классного руководителя – организация и проведение мероприятий в форме презентаций, пресс конференций, которые помогают общению, продолжению сплочению класса.
2.Были запланированы организация и проведение мероприятия ко Дню Матери, концертный номер к Ярмарке и к новогоднему карнавалу, участие на Осеннем Бале данные мероприятия были выполнены.
3. Основные проблемы в культуре общения и формировании коллектива.
Три главные задачи для решения проблем
1.формирование культуры общения школьников с товарищами, педагогами, родителями;
2.формирование и развитие коллектива класса;
3. вовлечение родителей в воспитательный процесс класса.
Классный руководитель: / Ильина М.С./
6