Анализ воспитательной работы 9 «А» класса
за 2022_-2023 учебный год,
Стыраневской О.С.
1.Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
В начале года были поставлены следующие цели и задачи:
Цели работы классного руководителя:
Принципы организации работы классного руководителя при решении социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:
-
опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции;
-
организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-
нравственный пример педагогического работника;
-
интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
-
социальная востребованность воспитания;
-
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
-
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
-
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
-
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций).
Задачи деятельности классного руководителя:
-
создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
-
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
-
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;
-
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;
-
формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.
Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:
-
выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
-
реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;
-
взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
-
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива ОГБОУИ «Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус», органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;
-
участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В целом воспитательная работа в 9»А» классе была многоплановой и разносторонней. Анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе внутри класса, работе с родителями. Педагогическими удачами и находками можно считать воспитание инициативы и самостоятельности, ответственности и творческих способностей
1.Анализ развития учащихся класса.
За 2022 – 2023 учебный год кадеты Костыгов В. и Писаренко А. окончили учебный год на 4 и 5. В классе есть «резерв» учащихся с двумя «3» : Семенова К., К учебным занятиям эти ребята относятся со всей ответственностью, на уроках активны, всегда нацелены на положительную оценку своей деятельности. Они активны и в общественной жизни, принимают участие в школьных мероприятиях и выступая вне школы: патриотические акции, волонтерская работа, спортивные соревнования. Обучающиеся класса были задействованы в таких мероприятиях: линейки, посвященные памятным датам, различные творческие конкурсы («Я выпускник», « Кадетский бал», традиционный смотр-конкурс патриотической песни), концерты, спортивные соревнования, предметные олимпиады, предметные недели, парад Победы, выпуск тематических стенгазет и « Боевых листков »,где кадеты 9«А» проявляли себя с лучшей стороны, получали грамоты, дипломы и другие поощрительные награды.
К сожалению, кадеты нерегулярно выполняют домашние задания, снижена учебная мотивация. Классным руководителем, воспитателем, учителями-предметниками, администрацией школы принимались всевозможные меры для профилактики, проверка дневников, своевременное уведомление родителей о низкой успеваемости, контроль за выполнением домашних заданий. Пропусков без уважительной причины по сравнению с предыдущим учебным годом в классе меньше. Однако в этом году появилась тенденция у иногородних кадет пропускать занятия, ссылаясь на трудности с транспортом ( с 14 лет кадеты стали прибывать и убывать на выходные самостоятельно).
Регулярно проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий.
2 Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
В 9 «А» классе отношения кадет между собой и к окружающим в основном адекватные. В классе продолжаются отношения соперничества. У ребят продолжает происходить формирование самостоятельного взгляда на окружающих и мир в целом, поэтому происходят изменения в социальной позиции. Влияние сверстников и семьи зачастую оказывают противоположное действие: на словах кадеты могут проявлять более самостоятельные суждения и поступки. В реальных действиях – попадают под влияние людей, чье мнение на данный период имеет наибольшую ценность для них.
Есть ребята, проявляющие наибольшую самостоятельность в своих действиях - Костыгов В., Писаренко А.,Бондаренков А., Семенова К., Ярко выражены лидерские качества у Ланцова М., который является заместителем командира взвода.
В направлении и мотивации наиболее нуждаются Громов И., Волосков П, Филиппов Д., которые проявляют минимальную заинтересованность в учебе, имеют низкие результаты, несмотря на то, проводятся регулярные профилактические беседы, оповещаются родители, которые настроены на позитивный диалог и адекватно воспринимают информацию
К школьным делам кадеты проявляют активный интерес, достаточно успешно участвуют во всех мероприятиях, мотивация к учебной деятельности, к сожалению, как раньше отмечалось, у кадет 9 а класса была снижена в начале учебного года. Но к концу учебного года интерес к повышению оценок, заинтересованность в успешной сдаче ОГЭ,а соответственно и учебный интерес, повысился. Можно отметить Бондаренкова А.,Ланцова М., Воронцова А., Даниленкова А.
.
С кадетами параллельного класса сохраняются дружеские отношения, но чувствуется дух соперничества во внеурочной деятельности, спортивных соревнованиях, конкурсах и т.д.
3 Анализ развития коллектива класса.
Коллектив 9 «А» класса считаю сплоченным, несмотря на периодически возникающие споры между кадетами. Ярко выраженного негативного отношения между ребятами нет, хотя общение наиболее тесно происходит в микрогруппах. Обучающиеся на переменах активны, общаются на разные темы, поддерживают друг друга, сопереживают, выручают, все возникающие конфликты решались сразу же. Лидерами выступают Костыгов В.,Бондаренков, Ланцов М., с остальными одноклассниками ровные отношения, явно изолированных учащихся нет. Заметных изменений в поведении кадета Громова И., который сам дистанцируется от класса, неохотно принимает участие во внеурочной деятельности и режимных моментах в послеурочное время, не наблюдалось. Кадет Ручкина К. проявляет активность в классных делах, но во внеурочное время больше общается с подругами из другого класса.
В классе нет учащихся из «группы риска»
Характеристика классного коллектива
1.Состав класса.
-
Возрастной состав 15-16 лет
-
Девочек 2, мальчиков 11, всего 13
-
Познавательный уровень обучающихся (Ф.И. обучающегося)
Оптимальный :Костыгов В., Писаренко А.
Достаточный: Ручкина К., Семенова К., Бондаренков А., Воронцов А., Худияровский М.,
Критический: Громов И., Бородулин Д., Филиппов Д.(Филиппов Д.- частые пропуски)
В целом успеваемость осталась на прежнем уровне, хотя повысился уровень КЗ-15.4 за счет уменьшения общего количества учащихся по сравнению с 2021-2-22 учебным годом. На «4 и 5» успевают 2 кадета- Костыгов В., Писаренко А. Считаю причиной длительные карантины и онлайн обучение в это время в 2022-2023 учебном году, а также особенности подросткового периода, низкая мотивация к обучению.
2.Сплоченность класса (нужно подчеркнуть).
-
Группы по деловым интересам;- Бондаренков А., Худияровский М.( волонтерство)
-
Группы отрицательного характера;- нет
-
Отношения в классе между обучающимися (деловые, дружеские, по необходимости);
-
Отношение к делам класса (равнодушное, заинтересованное, общезначимое);
-
Любят проводить свободное время вместе;
-
Дружеские отношения между девочками и мальчиками.
3.Организованност класса
-
Самостоятельность класса в выполнении коллективных дел (нереальна; реальна, но не всегда; вполне реальна);
-
Умеют распределять работу между собой;
-
Наиболее рационально выполняют работу;
-
Умеют терпеливо выслушивать друг друга;
-
Подчиняются организации дел со стороны актива класса.
4.Общественное мнение в классе
Одобряют: участие в олимпиадах, спортивных соревнованиях, концертах
Осуждают: негативное отношение к учению, конфликты между кадетами и кадетами и учителями, невыполнение режимных моментов ( не всегда).
Есть ли расхождение между тем, что говорят обучающиеся, и тем, что они делают (да, нет, не знаю);
Словесно высказывают отрицательное отношение к тем или иным ( отрицательным) поступкам одноклассников, однако иногда могут сами совершать подобные поступки.
5.Характер взаимоотношений в коллективе
-
Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой. Интересы, кружки, секции;
-
Где дружат обучающиеся (только в школе, вне ее);
-
Как относится:
К дезорганизаторам (спокойно, равнодушно, отрицательно, осуждающе, одобряюще, поддерживающе, понимающе);
Активу (спокойно, равнодушно, отрицательно, осуждающе, одобряюще, поддерживающе, понимающе);
Социально неблагополучным (спокойно, равнодушно, отрицательно, осуждающе, одобряюще, поддерживающе, понимающе);
6.Актив класса
-
Имеет авторитет;
-
Его распоряжение выполняется;
-
Есть обучающиеся, которые постоянно входят в актив класса (перечислить);
ЗКВ – Ланцов М., командиры отделений- Бородулин Д., Костыгов В., Бондаренков А.
7.Связь классного коллектива с общественными коллективами
-
Знают ли в классе о том, что происходит положительного в корпусе (да, нет);
-
На каком уровне выступают на общешкольных мероприятиях (низкий, средний, высокий);
-
Как участвует класс в общешкольных делах (активно, пассивно, в зависимости от мероприятия, в зависимости от подготовленности).
8.Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива.
Считаю целесообразным провести ряд мониторингов, определяющих роль каждого кадета в классе и степень удовлетворенности школьной жизнью. Далее планирую проводить работу по сплочению классного коллектива, включая тематические классные часы, экскурсии по г. Смоленску и региону, выезды за пределы КК,
просмотр фильмов, участие в КТД и т.п.
5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.
За прошедший год было проведены тематические классные часы по плану классного руководителя, а также «Разговоры о важном», Основные темы в которых были связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданско-патриотическому воспитанию: «Память Беслана», «День народного единства», «Конституция – основной закон государства», «Юные герои-антифашисты», «День Победы» и др.
По развитию личностных компетенций совместно с психологом проведены классные часы и анкетирования, способствующие самопознанию девятиклассников, профориентации. В рамках классных часов были проведены беседы «Профилактика алкоголизма, табакокурения и употребления ПАВ», «Профилактика правонарушений», «Экстримизм, терроризм», направленные на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Культуре безопасности и правовому воспитанию были посвящены часы общения «Мы в ответе за свои поступки», «Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет», «Надо жить честно» (антикоррупция). Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей, инструктажи по ТБ.
6.Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.
В 2022 – 2023 уч. г. проведено 4 родительских собрания, организованы индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
В состав родительского комитета входили: Даниленкова Е.С., Свидра Л.В., Туманова Н.С.
Индивидуальные беседы с родителями показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых, наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. На решение этих проблем было обращено внимание.
В течение учебного года сложились хорошие отношения с родителями учащихся. Наиболее эффективными формами взаимодействия были индивидуальные и групповые консультации для родителей. Посещаемость родительских собраний 82%.
Родительские собрания
Ф.И.О. родителей | Присутствие | Темы родительских собраний | Дата |
| 1 | 2 | 3 | 4 | . | |
1.Свидра Л.В. | | | | | 1.Организационное. Выборы родительского комитета | 17.09.2022 |
2.Ноздрякова Р.И. | | | | | | |
3.Воронцова М.Е. | | | | | | |
4.Туманова Н.С. | | | | | | |
5.Громова В.С | | | | | 2.ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ОГЭ).Процедура проведения, сроки заполнения заявлений и др. организационные вопросы. Итоги II четверти | 24.12.2022 |
6.Даниленкова Е.С. | | | | | | |
7.Маргалева Е.Л. | | | | | | |
8.Ланцова О.Е. | | | | | | |
| | | | | 3.Повышение уровня учебной мотивации Участие в несанкционированных митингах и акциях. Ответственность родителей и подростков. Итоги III четверти. | 26.03.2023 |
| | | | | | |
9.Новикова Н.В. | | | | | | |
10.Семенова Л.А. | | | | | 4. 1).Итоговая аттестация. Правила приема в 10 класс.2)Безопасность детей в летний период. Итоги года. | 22.05.2023 |
11.РучкинаМ.А. | | | | | | |
12.Ивченко М.Г. | | | | | | |
13 Натальина Л.Е. | | | | | | |
7. Выводы:
Содержание учебных занятий, методы работы способствовали воспитанию у обучающихся ответственности, чувства долга, а также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, любви к своей школе, своему краю, заботы, бережливости, трудолюбия В целом воспитательная работа в 9 «А» классе была многоплановой и разносторонней.
Анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе внутри класса, работе с родителями. Педагогическими удачами и находками можно считать воспитание инициативы и самостоятельности, ответственности, развитие творческих способностей.
Перспективными целями воспитательной работы в классе продолжают являться:
1. Поддержание познавательной активности и усиление мотивации к учебной деятельности у учащихся.
2. Воспитание у кадет стремление к ведению здорового образа жизни, развитие этого стремления во внутреннюю потребность каждого ученика.
3. Развитие общественной активности учащихся, воспитание чувства личной ответственности, взаимовыручки и ответственности з дела коллектива класса и СФККК в целом.
4. Формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.
В связи с тем, что 9 класс является выпускным, кадеты заканчивают программу основного общего образования, многие из них выбирают дальнейшее обучение в ССУЗах, в 10 классах будет формироваться новый коллектив, т.к. обучение проводится по профильным направлениям, формируются профильные классы, проводится донабор на вакантные места, ставлю перед собой следующие цели: сплочение коллектива, формирование устойчивой мотивации к учебной и внеурочной деятельности, проведение профориентационной работы, которая поможет определиться с выбором профессии и нацелит ребят на глубокое и осмысленное изучение предметов школьной программы, необходимых для поступления в ВУЗ. В работе с родителями- добиться увеличения посещения родителями родительских собраний, усиление контроля за успеваемостью и выполнением домашних заданий, наладить конструктивный диалог между родителями- детьми- педагогами, продолжить работу по воспитанию гармонично развитой личности, патриота своей Родины.