Анализ воспитательной работы 3 группы за 2021- 2022 учебный год.
Воспитатели: Суханова Н.Е., Виллер Т.В.
В группе 9 воспитанников: 2 девочки, 7 мальчиков. Все дети активно участвовали в жизни школы, в проведении познавательных и спортивных мероприятий, в городских и краевых конкурсах «Безопасная вода», «Пожарная ярмарка», «Поверь в себя», «Сделаем мир добрее», «Сибириада», «Дорога жизни», онлайн фотоконкурсах «Мы патриоты России», «Если б я был президентом» и др., участвовали в школьных конкурсах рисунков, аппликаций, поделок, пели, танцевали, читали стихи.
Вся работа по воспитанию детей 5-6 классов проходила согласно программе «Я взрослею», соответственно современным требованиям ФГОС и в соответствии с планом воспитательной работы на 2021-2022 учебный год.
Для реализации данной программы были использованы следующие методы воспитательной работы:
*диагностические (изучение, наблюдение, беседа);
организационные (изучение, повторение, самоуправление);
*побудительные (поощрение, наказание, внушение, убеждение);
*коммуникативные (доверие, сотрудничество, согласие);
*методы коррекции (требование, корректирование);
*игровые методы;
*поисковые методы.
Воспитатели использовали
*индивидуальную
*парную
*коллективную формы работы с воспитанниками
Для развития познавательной и эмоциональной сферы использовались следующие формы проведения воспитательной работы:
Беседы, анкетирование, тестирование, экскурсии, устные журналы, конкурсы, викторины, познавательные, трудовые и спортивные КТД, сюжетно-ролевые игры, практические упражнения, наблюдения, презентации.
Цель программы воспитательной работы в 2021-2022 году:
Создание условий для формирования социально-компетентной личности, способной к самореализации и активной адаптации в будущей жизни.
Задачи программы:
1.Создать условия для развития у детей с ОВЗ личностной культуры, ценностного отношения к труду, учёбе, добру, красоте и здоровью для адаптации в социуме.
2.Способствовать формированию правового и безопасного поведения.
3.Формировать негативное отношение к вредным привычкам.
4.Воспитывать гражданско-патриотические чувства, духовно-нравственные качества, эстетическое восприятие и эстетические потребности.
5. Формировать положительные межличностные отношения (поведение в школе и общественных местах).
Развитию познавательной и эмоциональной сферы способствовали следующие формы воспитательной работы:
Беседы, анкетирование, тестирование, экскурсии, устные журналы, конкурсы, викторины, познавательные, трудовые и спортивные КТД, сюжетно-ролевые игры, практические упражнения, наблюдения, презентации, виртуальные экскурсии.
Для реализации задач данной программы взяты направления коррекционной воспитательной работы, которые отвечают требованиям ФГОС, предъявляемым к данному типу и виду школ по образованию и коррекции состояния детей с ОВЗ:
Задача №1.
1.Создать условия для развития у детей с ОВЗ личностной культуры, ценностного отношения к труду, учёбе, добру, красоте и здоровью для адаптации в социуме
В школе и в группе созданы условия для того, чтобы детям было комфортно как в школе, так, в первую очередь, в комнате отдыха, где для этого создана уютная, благоприятная среда. Дети с удовольствием играют в игры в комнате отдыха, составляют картины из паззлов, с удовольствием рисуют карандашами и красками, слушают музыку, смотрят телевизор, читают книги. Воспитанники дружно участвовали в общешкольных мероприятиях, где демонстрировали, как они поют, читают стихи. Появилась заинтересованность детей в победе группы, состоящей из обучающихся 5-6 классов, что способствует развитию коммуникативных навыков. Воспитанники понимают необходимость для человека учёбы и труда, значение физкультуры и спорта в жизни человека, выполнения режима дня для здоровья, важности ЗОЖ. Умеют использовать жесты и интонацию для выражения своих потребностей, желаний и просьб. Дети умеют хорошо трудиться, добросовестно выполняют трудовые поручения, учатся в меру способностей. Дети хорошо знают правила культурного поведения и культуры внешнего вида в школе и общественных местах, но бывают у некоторых воспитанников нарушения дисциплины, употребление нецензурной лексики, конфликты, сопровождающиеся психопатоподобным поведением. Это требует постоянного контроля и ежедневной коррекции поведения и выработки у детей нетерпимого критического отношения к подобным случаям.
Задача №2.
Способствовать формированию правового и безопасного поведения.
Дети знакомы с основными статьями Конституции РФ, закрепляющими права детей. Знакомы со статьями об административной и уголовной ответственности за правонарушения и преступления, и постановлениями для несовершеннолетних по Алтайскому краю.
Знают, как вести себя на воде, в лесу, при встрече с незнакомыми людьми, какие действия предпринимать при угрозе теракта, пожара, наводнения, знают, как оказать первую доврачебную помощь в необходимых случаях. Этому способствовали занятия в «Школе Здоровья».
Дети знают, какие продукты вредные, а какие полезные для детского организма, этому способствовали познавательные занятия о правильном питании. Цикл практических занятий способствовал развитию навыков личной гигиены всех воспитанников, но есть воспитанники, которые ухаживают за собой только под контролем воспитателя.
Дети знают и выполняют элементарные правила дорожного движения, чему способствовал цикл практических занятий по ПДД.
Задача №3
Формировать негативное отношение к вредным привычкам.
В группе все дети отрицательно относятся к употреблению алкоголя, наркотиков, токсикомании, курению. Но стойкого и сознательного отрицания к курению у части детей не выработано. Очень влияет на детей пример старших курящих детей и взрослых работников интерната и, естественно их родителей. Следует усилить работу по привитию убеждения во вреде курения. Продолжить занятия по этой теме.
Все дети знают, как общаться вежливо со взрослыми и сверстниками. Но есть воспитанники, которые сквернословят, даже не замечая этого. Необходимо привлечь родителей к решению данной проблемы.
Задача 4
Воспитывать гражданско-патриотические чувства, духовно-нравственные качества, эстетическое восприятие и эстетические потребности.
Дети знают значение своего имени, фамилию, знают родственные связи, свою социальную роль. Знают адрес школы.
Воспитанники знают название своего родного села, города, нашей страны. Знакомы с государственной символикой: знают о нашем гербе, флаге, гимне.
Познакомились с праздниками и традициями нашей страны. Необходимо воспитывать у детей чувство гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны. Воспитанники ознакомились со многими профессиями, знают, что многое создано трудом человека и учатся ценить это. Знают, что такое работа, зачем люди работают, что такое отдых, зачем нужен отдых, и как можно отдыхать.
Дети умеют видеть прекрасное в природе, понимают, что они часть её. Умеют ухаживать за комнатными растениями, за растениями на пришкольном участке. Знают как себя вести на природе, чтоб ей не навредить.
Детям знакомы понятия добра и зла, хороших и плохих поступков. На занятиях они учились оценивать поступки героев, ситуации, часто оценки были правильными и критичными. Дети знают, что такое честность и ложь, щедрость и жадность, добро и зло, сострадание и милосердие, Но в поступках иногда допускают отрицательное проявление: могут солгать, пожадничать, наябедничать, обозвать.
Детям знакомо понятие красоты правильной речи, поведения, внешнего вида, красоты и уюта в быту. Прививался вкус к простому, удобному, красивому. Их учили создавать своими руками эстетически оформленные поделки. Учили следить за своим внешним видом. Прививали привычку быть всегда опрятными, одеваться по сезону и возрасту. Воспитывалось неприятие всего грубого, вульгарного, некультурного.
Задача 5
Формировать положительные межличностные отношения
В группе велась работа по установлению между детьми дружеских отношений, по выработке каждодневного бытового поведения, закреплению необходимых в жизни навыков и привычек. Большая роль отводилась игровым формам организации дел в группе и КТД: когда дети выполняли дело все вместе, каждый выполнял своё задание, а затем общий результат дела радовал всех, сплачивал, способствовал самоутверждению детей, и вносил элементы коллективизма. Игры всех уровней способствовали общительности детей. Особенности наших детей: инфантилизм, неадекватность, не критичность, неумение продумывать результаты своих импульсивных действий, порой приводили отрицательным поступкам, конфликтам. Продолжить работу по воспитанию толерантности, сочувствия, сопереживания, учить избегать конфликтов, а в случае возникновения правильно их разрешать, учить совместно трудиться, проводить досуг.
Анализ уровня воспитанности на конец учебного года
С низким уровнем воспитанности-0;
Со средним уровнем воспитанности-0
С хорошим уровнем воспитанности- 5человек;
С высоким уровнем воспитанности- 4 человека
В процентах на конец учебного года 100%