Анализ
воспитательной работы с обучающимися 5б класса
за 2021 – 2022 учебный год воспитателя Табунковой Н.А.
Целью коррекционно – воспитательной работы в классе является: создание оптимальных, психологически комфортных условий для успешного обучения и адаптации обучающихся с ТМНР на новой ступени обучения.
Задачи:
1. Содействовать проявлению интереса и мотивации к учебной деятельности.
2. Поддерживать образовательные и социальные инициативы обучающихся.
3. Обустраивать предметную среду, отвечающую сензитивным периодам развития и актуальному интересу школьников.
4. Организовывать образовательные события, способствующие развитию личностной рефлексии и накоплению продуктивного социального и образовательного опыта.
5. Наблюдать за деятельностью обучающегося и проводить консультации (с другими педагогами, с родителями, с ребёнком), фиксируя точки успеха и напряжения.
6. Организовать взаимодействие с родителями для поддержания обратной связи и мониторинга социально-образовательного процесса ребёнка.
7. Обеспечить развитие способности к самооценке собственной деятельности.
В составе 5б класса четыре обучающихся: одна девочка и три мальчика. Возраст обучающихся от 11 до 13 лет. Все являются инвалидами детства. В ГКОУ РО Донецкой школе - интернате обучаются 5-ый год по СИПР. Эти школьники не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.
У Шенгер Яны недостаточно сформированы базовые учебные действия. С трудом поддерживает правильную позу на занятии (сидит на стуле непродолжительное время), не пишет, не читает, все буквы запомнить не в состоянии, действия по подражанию и образцу выполняет со значительной помощью педагога. У Яны основные двигательные навыки сформированы. Ходит очень медленно. Манипуляции с мелкими предметами производит частично. У подростка незрелая мотивационно-волевая сфера, пассивна, не решительна, нуждается в постоянном побуждении к действию. Санитарно-гигиеническими навыками владеет частично: требуется постоянный контроль и помощь со стороны взрослого во время приема пищи, туалета, одевания, раздевания.
У Нехаева Максима частично сформировано учебное поведение. Подросток с трудом переносит физические нагрузки: движения замедленны, неуклюжи, наблюдается нескоординированность действий рук и ног. Трудность заключается в поддержании правильной позы на занятиях. Обладает положительной мотивацией учения. На занятиях наступает быстрая утомляемость, медлителен. Вздрагиванием реагирует на прикосновение взрослого. Санитарно-гигиеническими навыками владеет частично: требуется частичный уход и постоянный присмотр.
У Снигирева Кирилла мотивация к учебной деятельности сформирована. Кирилл вступает в контакт, если находится в спокойном состоянии. Перепады эмоционального состояния, как правило, не зависят от внешних факторов. Темп работы во время занятий зависит от эмоционального состояния. Без организующей и направляющей помощи педагога задания не выполняет. Иногда отказывается от выполнения заданий, свой протест может выражать криками и плачем, во время которых руками закрывает уши, чтобы не слышать свой громкий крик. Выполняет только то, что ему нравится. Кирилл не переносит большого скопления людей, громкую музыку и речь. Подростку необходима частичная помощь взрослого и постоянный присмотр.
Ворошилов Дмитрий редко болеет соматическими заболеваниями. Основные (ходьба, бег) и прикладные (прыжки, лазание) двигательные навыки частично сформированы. Эмоциональное состояние бодрое (жизнерадостен, контактен, отсутствуют страхи). Дмитрий заходит в помещение класса самостоятельно, занимается за столом в течение всего урока. Взгляд направлен на то, что он делает или на того, кто с ним говорит, так же выполняет простые речевые инструкции. Реагирует эмоционально на проявления эмпатии (приветствие, похвалу и т.п.). Подражает простым движениям или манипуляциям с предметами. Навыки самообслуживания частично сформированы. Дмитрий неаккуратно принимает пищу. Одевается и раздевается самостоятельно и медленно, в одежде не ориентируется. Требуется частичный уход и постоянный присмотр.
С учетом психофизических возможностей детей были выбраны следующие направления воспитательной работы:
Знакомство с окружающим миром;
Формирование математических представлений;
Развитие пространственного восприятия;
Развитие мелкой и крупной моторики;
Формирование санитарно – гигиенических норм;
Соблюдение режима дня.
При знакомстве с окружающим миром с детьми проводились прогулки с наблюдениями за живой и неживой природой, сезонными изменениями в природе, трудом взрослых. Воспитанники знакомились с временами года, днями недели. Для развития цветового восприятия в своей работе использовались, изготовленное пособие «Цветовое лото», «Времена года», «Право-лево».
Дети оказывали посильную помощь в уходе за комнатными растениями, принимали участие в трудовых десантах по уборке территории, прилегающей к зданию школы, уборка класса.
При подготовке к мероприятиям (День Учителя, «Скоро, скоро Новый год», «8 марта», «23 февраля») с детьми разучивались стихи, танцы, изготавливались маленькие подарки-сувениры. Воспитанники с волнением, удовольствием и желанием готовились к выступлениям.
С целью социализации и ознакомления с окружающим миром была проведена экскурсия в городской парк имени Ю. Усачова, музей космонавтики в СОШ №5. Ребята и родители приняли активное участие в благотворительной акции по сбору кормов для бездомных животных «Большая помощь маленькому другу».
Развитие пространственного восприятия происходит при экскурсиях по зданию и территории школы, в ходе которых дети знакомятся с расположением классов, спален, библиотеки, игровой комнаты, столовой, спортивной площадки и парковой зоны. Дети могут самостоятельно найти свой класс, туалет, столовую. В течении года ребята самостоятельно начали ходить в столовую с поручениями, класс ИЗО расположенный на 1 этаже школы, спортзал.
Формирование санитарно – гигиенических норм является одной из главных задач воспитания детей с РАС и синдромом Дауна. Для этого ежедневно прививали привычку мыть руки перед едой, после посещения туалета, пользоваться носовым платком или гигиеническими салфетками, следить за опрятностью одежды, прически, убирать за собой игрушки и пособия. Воспитанники учились самостоятельно снимать и надевать верхнюю одежду и обувь, переодеваться для урока физкультуры. Формировались навыки приема пищи, правила пользования столовыми приборами, культуры поведения за столом. К концу учебного года все воспитанники класса овладели навыками сервировки стола к обеду и навыками уборки посуды после еды.
Особое внимание уделялось соблюдению режима дня детей. Они приучились в определенное время выполнять необходимые действия (учебные занятия, прогулка, прием пищи, посещение коррекционных занятий).
Научили детей выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение, приветствовать друг друга, взрослых при встрече и прощаться при уходе домой, благодарить за помощь.
На протяжении своей педагогической деятельности я также стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю как традиционные, так и современные педагогические технологии. Исходя из образовательных потребностей, обучающихся 5б класса, в своей практической деятельности я использую:
1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - я использую технологии сохранения и стимулирования здоровья, это: - физминутки и пальчиковые игры; упражнения на развитие дыхания; игры – релаксации; самомассаж; гимнастика для глаз.
2. АРТ (ИГРОВЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ- в практической деятельности я использую: игровые ситуации в режимных моментах; сюрпризные моменты; проведение образовательно - воспитательной деятельности в форме игр – путешествий, игр – развлечений; совместные сюжетно-ролевые игры; дидактические игры.
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ- в непосредственной деятельности с детьми применяю: мультимедийные презентации; дидактические пособия.
4. ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ - я использую ее элементы. Это решение проблемных ситуаций в игровой форме.
Например: упражнение «Лови ошибку». Предлагаю учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибки, затем передают результаты учителю (воспитателю).
Игра «Угадай, что здесь”. В ящик помещается предмет, дети задают вопросы (Это съедобное? Это растение? Это бумажное? Оно большое?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
5. ШОУ-ТЕХНОЛОГИЯ- Три особенности: деление участников на выступающих (сцена) и зрителей (зал), соревновательность на сцене «Фабрика звезд», «Музыкальные нотки», «Голос».
6. КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ- позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:
• совершенствование движений и сенсомоторного развития;
• коррекция отдельных сторон психической деятельности;
• развитие основных мыслительных операций;
• развитие различных видов мышления;
• коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
• развитие речи;
• расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
• коррекция индивидуальных проблем в знаниях.
Безусловно, организовать обучение и воспитание учащихся с ТМНР и РАС невозможно без согласованности действий семьи и школы.
Взаимодействие с родителями детей– это большая работа, нужно не только научить родителей специальным методам и приемам, но и оказать необходимую психологическую поддержку, потому что часто родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями, испытывают целый комплекс негативных переживаний – отрицание диагноза, чувство неумелости при взаимодействии с собственным ребенком, проблемы в супружестве, чувство страха перед завтрашним днем. И задача, общая задача всех специалистов школы не оставить без внимания переживания родителей.
В нашем классе организованно тесное взаимодействие с родителями учащихся, все родители включились в систему обучения и воспитания своих детей. Часть родителей не только оказывают поддержку своим детям, но и оценили возможности электронной почты, WhatsApp, для связи с классным руководителем и воспитателем. Созданная классным руководителем WhatsApp группа «5б класс» приобрела свою актуальность. Связь с родителями для педагогических бесед, тематических консультации, ответов на вопросы родителей, участие в интернет-конкурсах осуществлялось все через эту группу. В течении года родителям 5б класса мной были оказаны консультации: «Профилактика гриппа и простудных заболеваний», «Безопасное поведение дома и на улице», «Где провести летний отдых ребят», «Пожарная безопасность», «Профилактика COVID -19», «Диспансеризация детей 2022».
Все родители охотно шли на контакт и старались участвовать в акциях и совместных мероприятиях класса. В течении года были проведены разнообразные утренники, развлечения, праздники, посвящённые календарным датам: «Праздник осени Покрова», «Новогодний утренник», «День Учителя», «8 Марта», «Космические старты», Конкурс поделок «Звезда для солдата», областная экологическая челлендж-акция «Берегите, Землю!», выставка поделок «Подарок папе». Родители участвовали в изготовлении поделок к выставкам, а также принимали участие вместе с детьми в конкурсах «Дары осени», онлайн акции «Селфи с мамой», «Мастерская Деда Мороза», фотоконкурсе «Папа, мама и я –спортивная семья», фотоконкурсе «Маленькие помощники». Все приняли участие в благотворительной акции по сбору кормов для бездомных животных «Большая помощь маленькому другу», приносили саженцы для участия в «Дне древонасаждения», оказывали помощь в оформлении класса (мягкий инвентарь, озеленение, книги, игрушки для ребят).
В течение 2021-2022 учебного года мной велась работа по теме самообразования: «Игровая деятельность обучающихся с ТМНР как одно из средств адаптации при переходе в среднее звено». По данной теме самообразования неоднократно выступала на МО учителей начальных классов и классов обучающихся с ТМНР.
Выступление «Особенности сопровождения обучающихся с ТМНР и РАС в образовательном учреждении. Рассмотрение структуры и содержания программы сопровождения воспитателя классов «Особый ребенок». | 28.08.2021 |
Демонстрация опыта работы «Использование современных педагогических технологий в процессе обучения и воспитания». | 28.10.2021 |
Выступление «Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости». | 27.12.2021 |
Выступление «Формирование профессиональных компетенции педагогов». | 29.12.2021 |
В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений, оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Учитывая специфику заболеваний детей, у многих снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционно-развивающей работе игровых технологий.
В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми, мое предпочтение отдано методам игротерапии. Эти методы оказывает творческое действие, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Им легче невербально выразить как внутренние свои чувства, так и события, нежели объяснять их словами.
В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.
Понимая, что игра – это важный вид деятельности ребенка с ОВЗ, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый, проживая школьное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.
Для этого я систематически работаю над пополнением кабинета играми и раздаточным материалом для развивающей и коррекционной работы с детьми с ОВЗ:
№ | Название раздаточного материала | Кол-во экземпляров |
1. | Логический куб | 1 |
2 | Мозаика крупная | 1 |
3 | Мозаика средняя | 1 |
4 | Мозаика мелкая | 1 |
5 | Игра-шнуровка | 1 |
6 | Кубики Никитина «Сложи узор» | 1 |
7 | Конструктор «Брикс» | 1 |
8 | Игра «Что было сначала, а что потом» | 1 |
9 | Набор для творчества «Картина нитками» | 1 |
10 | Конструктор «Цветная мозайка» | 1 |
11 | Игра «Найди пару» | 1 |
12 | Игры с прищепками | 1 |
13 | Деревянный пазл-мозайка | 2 |
14 | Игра «Деревянный вертикальный пазл» | 1 |
15 | Шнуровка «Кеды» | 1 |
16 | Развивающая игра «Застегни пуговицы» | 1 |
17 | Набор для физминуток | 6 |
18 | Деревянный арт пазл | 1 |
19 | Дидактическая игра «Где чей хвостик» | 1 |
20 | Развивающая игра «Геоборд» | 4 |
21 | Развивающая игра «Полезно вредно» | 1 |
22 | Конструктор сотовый «Лего» | 1 |
23 | Дидактическая игра «Где чья тень» | 1 |
| | |
24 | Дидактическая игра «Лево-право» | 2 |
25 | Дидактическая игра «Заплаточки. Сказочные герои» | 3 |
26 | Арт-лото «Военная техника» | 2 |
27 | Логическая магнитная игра-головоломка «Танграм» | 1 |
28 | Математический пазл | 10 |
Название конкурса, олимпиады, фестиваля | Адрес подтверждения | Результат |
Международная викторина для младших школьников с ограниченными возможностями «Веселые задачки» | Портал для целеустремленных натур «Совушка» | Диплом I степени 02.10.2021 |
Международный творческий конкурс «Пластилиновая фантазия». Работа: «Волшебница осень». | Портал для целеустремленных натур «Совушка» | Диплом I степени 05.10.2021 |
Всероссийский детский творческий конкурс «Удивительный мир животных». | Научно -образовательное сетевое издание | Диплом 1 место 08.10.2021 |
Всероссийский детский творческий конкурс «День Снеговика». | Научно -образовательное сетевое издание «ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРАТИРОВАНИЯ | Диплом 1 место 20.01.2022 |
Всероссийский детский творческий конкурс «Просто космос». | Научно -образовательное сетевое издание «ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРАТИРОВАНИЯ | Диплом 1 место 14.04.2022 |
Международная викторина для школьников «Веселые примеры». | Портал для целеустремленных натур «Совушка» | Диплом 3 мест 01.04.2022 |
Под моим руководством воспитанники класса участвовали в конкурсах, олимпиадах, фестивалях. Всероссийского и международного уровня:
Название конкурса, олимпиады, фестиваля | Адрес подтверждения | Результат |
Городской конкурс изобразительного творчества «Мой любимый город» посвящённый 66-летию города Донецка. Номинация: «Виды любимого города». | Отдел культуры и спорта Администрации г. Донецка | Диплом 1 степени август 2021 |
Городской дистанционный онлайн-конкурс поделок из природного материла "По следам сказочных героев". | Библиотека-филиал им. Шолохова г. Донецка | Диплом 3 степени октябрь 2021 |
XX Областной фестиваль творчества детей-инвалидов «Мне через сердце виден мир». | г. Ростов-на-Дону | Грамота декабрь 2021 |
Межшкольная олимпиада обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ростовской области «Безопасность без опасности!» (видеоролик) | Областной конкурс ГКОУ РО Гуковская школа-интернат № 12 | Диплом 2 место Приказ № 126 19.10.2021. |
Городской фестиваль художественного творчества детей с ограниченными возможностями «Я в мир с надеждою смотрю». | Отдел культуры и спорта Администрации г. Донецка | Грамота декабрь 2021 |
Региональная онлайн-выставка творческих работ для людей с ограничными возможностями здоровья «Таланты без границ». | ГБПОУ РО "Новочеркасский колледж | Сертификат декабрь 2021 |
Городской конкурс детского рисунка «Защитники Земли русской!», посвященного Дню защитников Отечества. | МБУК «ГДК и клубы» г. Донецка | Диплом 2 место 26.02.2022 |
Областная экологическая челлендж-акция «Берегите, Землю!». | ГКОУ РО Гуковская школа-интернат | Приказ № 45 от 14.04.2022 |
Городской дистанционный фото конкурс рисунков и поделок «Космос, глазами детей» | Клуб «Юбилейный» МБУК "ГДК и клубы" | Диплом 1 степени с 1.04.22 по 15.04.22 |
Городские и областные мероприятия:
Школьный уровень:
Название конкурса, олимпиады, фестиваля | Адрес подтверждения | Результат |
Общешкольная экологическая выставка-конкурс поделок из бросового и природного материала «Чудеса осени из ненужных вещей!» - 5б класс. | Школьный уровень | Приказ № 126/1 от 20.10.2021. |
Общешкольная выставка творческих работ, посвященная Дню Матери «Для милых мам» - 2 группа, 5б класс. | Школьный уровень | План мероприятий. |
Творческий флэш-моб «Дари добро» - 2 группа, 5б класс. | МБУК «ГДК и клубы» г. Донецка | План мероприятий. |
Общешкольная выставка творческих работ «Для творчества нет преград» - 2 группа, 5б класс. | МБУК «ГДК и клубы» г. Донецка | План мероприятий. |
Творческая мастерская «Оч.умелые ручки» Тыква» - 5б класс. | Школьный уровень | Приказ № 134 от 19.11.2021. План мероприятий. |
Фотовернисаж от ребят и их родителей «Окно в природу» - 1а-4а, 1б-7б классы. |
Общешкольная выставка творческих работ- 1а-4а, 1б-7б классы. |
Конкурс на лучшее оформление кабинетов и территорий учреждения к Новому году «Новогодний марафон» - 1-11 классы, 1-3 группы | Школьный уровень | 1 место декабрь 2021 |
Конкурс поделок «Звезда для солдата» | Общешкольные мероприятия, приуроченные к месячнику оборонно-массовой и военно-патриотической работы | Приказ № 7 от 21.01.2022 План мероприятий. |
Выставка поделок «Подарок папе» |
Конкурс стенных газет и боевых листков, посвященных Дню защитника Отечества. |
Школьный фото-конкурс «Папа, мама и я –спортивная семья»- Максим Н. – 5б класс | Школьный уровень | 1 место Февраль 2022 |
Школьный фото-конкурс «Маленькие помощники». Дмитрий В.-5б класс | Школьный уровень | 2 место Апрель 2022 |
Общешкольный День здоровья «Космические старты» 5б класс. | Школьный уровень | Приказ № 35 от 04.2022. Приложение к Приказу. |
Общегрупповое занятие -Акция «Я выбираю жизнь! Нет наркотикам!». | Школьный уровень | Приказ № 41 от 08.04.2022 |
Видео презентация «Активная перемена». | Участие в неделе педагогов коррекционной и коррекционно-развивающей работы. | Приказ 31 от 25.04.2022, приложение к Приказу. |
В течение года систематически работаю над своим самообразованием. За 2021-2022 учебный год прошла курсы повышения квалификации:
Место прохождения | Тема | Кол-во часов |
Единыйурок.рф | Методология и технология цифровых образовательных технологий в образовательной организации. | 49 |
Единыйурок.рф | Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ. | 72 |
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический Университет» | Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС. | 72 |
Единыйурок.рф | Навыки оказания первой помощи. | 36 |
Единыйурок.рф | Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. | 36 |
Приняла участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях:
Название конкурса, олимпиады, фестиваля | Адрес подтверждения | Результат |
Всероссийский конкурс педагогического мастерства "Образовательное пространство-2021» | Научно -образовательное сетевое издание | Диплом 1 место 443862242 от 09.07.2021 |
Всероссийская олимпиада «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья». | Методический центр «Новое Древо» | Диплом 2 место Nd-21-16109824 от 28.10.2021 |
Всероссийское объединение педагогических открытий и развития по информационным технологиям "Дом педагога". | Всероссийское объединение педагогических открытий и развития по информационным технологиям СМИ «ДОМ ПЕДАГОГА» | Диплом 1 степени ДП-0 № 87468 от 27.10.2021 |
Всероссийский конкурс талантов «Социализация ребенка и отношения в коллективе сверстников» | Конкурсы для педагогов. Москва. https://diplomsrazu.ru/ | Диплом 1 место № 30634 от 10.01.2022 |
Всероссийский конкурс талантов. Номинация «Педагогическая копилка», сценарий «Космические дали». | Конкурсы для педагогов. Москва. https://diplomsrazu.ru/ | Диплом 1 место № 40652 от 20.04.2022 |
Участвовала в неделе педагогов коррекционной и коррекционно-развивающей работы:
Провела открытое занятие «Путешествие в страну Здоровья» | Декабрь 2021 |
Организовала творческую мастерскую «Оч.умелые ручки» Тыква» | Декабрь 2021 |
Провела занятие «Парад цифр» | Декабрь 2021 |
Создала видео презентацию «Активная перемена» | Апрель 2022 |
Написала статью в СМИ в газете «Донецкий рабочий» - «Мир особого ребенка-он закрыт от глаз людских» | Март 2022 |
Считаю работу в 2021-2022 учебном году удовлетворительной. В следующем 2022-2023 учебном году планирую продолжить работу по выбранным направлениям в тесном сотрудничестве с классным руководителем Михайловой Е.Н. с целью создания благоприятных условий для формирования познавательных и психических процессов с учетом психофизических возможностей детей; формирования навыков нормативного поведения; бытовой ориентировки; подготовки к посильным видам труда; развития навыков самообслуживания.