Анализ ВПР
по русскому языку в 5 классе
МБОУ ООШ с. Григорьевка
Дата проведения 15-17 сентября 2020 г.
ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и
метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных
действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Всего участникам предстояло выполнить 15 заданий по русскому языку. Основным
заданием в первой части проверочной работы по русскому языку стал диктант. Во второй
части проверялось умение обучающихся работать с текстом и знание системы языка.
На выполнение каждой из частей проверочных работ отводится один урок (45
минут).
В классе обучается 5 учащихся.
Максимальный балл, который можно получить за всю работу - 38.
Максимум за работу не набрал никто.
Максимальный балл по класс - 25 (1 уч).
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–13 | 14–23 | 24–32 | 33–38 |
Класс | Кол – во человек | Кол – во выполнявших работу | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество знаний | Успеваемость |
5 | 5 | 5 | - | 4 | 1 | - | 80 % | 100% |
№ | Блоки ПООП НОО | Количество обучающихся, не справившихся с заданием (получили 0 баллов) |
1К1 | Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки | 0 |
1К2 | Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять пунктуационные ошибки | 1 |
2 | Выделять предложения с однородными членами | 0 |
3(1) | Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения | 1 |
3(2) | Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи | 1 |
4 | Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников | 0 |
5 | Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие | 0 |
6 | Определять тему и главную мысль текста | 1 |
7 | Делить тексты на смысловые части, составлять план текста | 2 |
8 | Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста | 1 |
9 | Определять значение слова по тексту | 1 |
10 | Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте | 0 |
11 | Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс | 2 |
12К 1 | Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся | 1 |
12К 2 | Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи. | 1 |
13К 1 | Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи | 1 |
13К 2 | Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора | 1 |
4 | Распознавать грамматические признаки слов | 0 |
15K 1,К2 | Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, К2- соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила | 4 |
Типичные ошибки при написании диктанта (часть 1):
- Безударная гласная, проверяемая ударением – _2_чел.
- Безударная гласная, не проверяемая ударением –_1_чел.
- Запятая при однородных членах предложения – _1_чел.
ВЫВОДЫ
Качество знаний обучающихся 5-х классов по русскому языку составило _80_%. Успеваемость составила _100_%.
Отмечается высокий уровень сформированности у обучающихся 4 классов таких умений, как:
- умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы. Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах – задание 1К2;
- навык постановки запятой между однородными членами предложения - задание 2;
- умение распознавать главные члены предложения. Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения – задание 3(1);
- умение распознавать части речи. Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи – задание 3(2);
умение ставить ударение согласно орфоэпическим нормам – задание 4;
- умение отличать глухие и звонкие согласные – задание 5;
- умение дать толкование слову – задание 9;
- умение подобрать синоним к слову – задание 10;
умение распознавать глаголы в предложении – задание 14.
Недостаточно высокий уровень выполнения следующих заданий, вызвавших затруднение у обучающихся:
умение определять основную мысль текста – задание 6;
умение составлять план текста – задание 7;
умение подобрать слово по морфемной модели - задание 11;
умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы; Интерпретация содержащейся в тексте информации задания 15(1), 15(2).
РЕКОМЕНДАЦИИ
Для повышения качества преподаваемого предмета:
проанализировать результаты выполнения ВПР-2020 по русскому языку, выявить типичные ошибки, допущенные обучающимися, провести «работу над ошибками»;
использовать типологию заданий КИМ ВПР в учебной деятельности;
широко использовать задания, направленные на развитие умения определять конкретную жизненную ситуацию и представлять в письменной форме, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.
Анализ ВПР
по русскому языку в 6 классе
Цель - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6Б класса в
соответствии с требованиями ФГОС.
Методы контроля - анализ ВПР.
Дата проведения ВПР - 22.09.2020 г.
Всего в 6 классе 8 учащихся.
Выполняли работу 6 обучающихся (75%), 2 учащихся отсутствовал по болезни.
Время выполнения работы – 60 минут.
Данная работа проверяет уровень подготовки уч-ся за курс 5 класса, т.к. в 2019-2020
учебном году в связи с переходом на дистанционное обучение ВПР не проводились.
Преподавание русского языка ведѐтся по учебно-методическому комплексу под
редакцией Т. А. Ладыженской.
Структура ВПР
Работа содержит 12 заданий. Задание 1 проверяет качество списывания
предложенного текста, знание основ орфографических правил (правописание гласных и
согласных в корне слова), расстановку знаков препинания в предложениях с однородными
членами предложения, сложном предложении. Успешное выполнение задания опирается
на навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в
предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметным
умением проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий
(адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено
на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми
аналитическими умениями:
- фонетический разбор направлен на проверку умения делить слово на слоги,
различение характеристик звуков (гласных – ударных и безударных, согласных – звонких
и глухих, твѐрдых и мягких), умение видеть в слове фонетические процессы: оглушение,
озвончение, редукцию гласных.
- морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового
аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа слова;
- морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно-языкового
аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той
или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую
роль данного слова;
- синтаксический разбор - на выявление уровня предметного учебно-языкового
аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их
структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
Задание 3 направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами
русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке
коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
В задании 4 проверяется учебно-языковое умение распознавать части речи
(осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических
операций).
Задание 5 проверяет умение распознавать предложение с прямой речью,
расставлять знаки препинания в предложении с прямой речью.
Задания 5-7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое
опознавательное умение (опознавать предложения с прямой речью; обращением; умение
применять знание синтаксиса в практике правописания; пунктуационное умение
соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; обосновывать выбор предложения
и знаков препинания в нем, в том числе - с помощью графической схемы; а также
универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на
уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в
графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную
позицию).
В задании 8 на основании адекватного понимания обучающимися письменно
предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения
изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные
действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно
формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения),
соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 9 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание
его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения
выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия) определѐнными
фактами.
Задание 10 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных
умений обучающихся в распознавании типа текста.
В задании 11-12 проверяются учебно-языковые умения распознавать слово с
заданным лексическим значением, подбор к слову антонима.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и
проверочной работы в целом.
Максимальное количество баллов - 45.
Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям от 0 до 9 баллов.
Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 12 баллов.
Ответ на задание 3 оценивается от 0 до 2 баллов.
Ответ на задание 4 оценивается от 0 до 5 баллов.
Ответ на задание 5 оценивается от 0 до 4 баллов.
Ответы на задания 6 - 7 оцениваются от 0 до 3 баллов.
Ответы на задания 8 - 9 оцениваются от 0 до 2 баллов.
Ответы на задания 10 - 12 оцениваются от 0 до 1 балла.
Критерии оценивания ВПР:
от 0 до 17 баллов – «2» | от 29 до 38 баллов – «4» |
от 18 до 28 баллов – «3» | от 39 до 45 баллов – «5» |
ВПР по русскому языку включает 2 варианта:
1 вариант выполняли 3 учащихся; 2 вариант – 3 учащихся.
Результаты ВПР по русскому языку представлены в виде таблицы:
Класс | Всего в классе | Выполняли работу | Оценки | Кач-во знаний | Успеваемость (%) |
«5» | «4» | «3» | «2» |
6 | 8 | 6 | - | 4 | 2 | - | 66,7 | 100 |
Анализ выполнения заданий ВПР по русскому языку в 6 классе
Максимальное количество баллов (8) за 1 задание набрал 1 учащийся, 7 баллов – 1
учащийся.
Типичные ошибки в 1 задании
| Орфографические: | Кол-во уч-ся, допуст. ошибку |
1 | Правописание проверяемых гласных в корне слова | 4 |
2 | Правописание согласной в корне слова | 1 |
3 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных и существительных | 1 |
4 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 |
5 | Правописание личных окончаний глаголов | 1 |
| Пунктуационные: | |
1 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 |
2 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 2 |
Анализ выполнения грамматических разборов
При выполнении фонетического разбора максимальное количество баллов (3)
набрали 4 учащихся, 1 уч-ся не справился с заданием (0 баллов).
При выполнении морфемного разбора максимальное количество баллов (3)
набрали 5 учащихся, 1 уч-ся не справился с заданием (0 баллов).
При выполнении морфологического разбора максимальное количество баллов (3)
никто не набрал, 4 уч-ся не справились с заданием (0 баллов).
При выполнении синтаксического разбора максимальное количество баллов (3)
набрали 3 учащихся, 1 уч-ся не справился с заданием (0 баллов).
Типичные ошибки в заданиях 3-7
1. Неверная постановка ударения в словах ШАРФЫ, НАЧАЛА, КРАСИВЕЕ, ПАРТЕР.
Типичные ошибки в заданиях по тексту (задания 8 - 12)
1.Неумение определить основную мысль текста (3 учащихся не справились с заданием).
2. Неумение найти в тексте требуемой информации (допустили ошибки 3 учащихся).
3. Ошибки в определении типа текста (4 учащихся не справились с заданием).
4. Неумение найти слово по предложенному толкованию (3 учащихся не справились с заданием).
Выводы и рекомендации:
1. Стабильные результаты учащиеся 6-х классов показали по таким критериям, как
правильность списывания текста, морфемный разбор, определение частей речи, постановка знаков препинания в предложении с прямой речью и в сложном предложении, подбор антонима к предложенному слову.
2. Необходимо систематизировать повторение орфограмм по правописанию
безударной проверяемой гласной в корне слова, непроизносимой согласной в корне слова, безударных гласных в окончаниях прилагательных, личных глаголов.
3. Необходимо систематизировать повторение пунктуационных правил: знаки
препинания в предложениях с однородными членами, обращениями, прямой
речью, в сложном предложении.
4. Усилить работу над языковыми разборами.
5. Усилить работу по распознаванию различных частей речи в предложении.
6. Выстроить работу на уроках развития речи по определению главной мысли текста,
а также умению определять типы текста.
Анализ ВПР
по русскому языку в 7 классе
Цель - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 7 класса в
соответствии с требованиями ФГОС.
Методы контроля - анализ ВПР.
Дата проведения ВПР - 29.09.2020 г.
Всего в 7 классе 8 учащихся.
Выполняли работу 7 учащихся (87,5%).
Время выполнения работы – 90 минут.
Данная работа проверяет уровень подготовки уч-ся за курс 6 класса, т.к. в 2019-2020
учебном году в связи с переходом на дистанционное обучение ВПР не проводились.
Преподавание русского языка ведѐтся по учебно – методическому комплексу под
редакцией Л.М. Рыбченковой.
Структура ВПР
Работа содержит 14 заданий. Задания 1-3, 7-12, 14 предполагают запись
развернутого ответа, задания 4-6, 13 – краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Часть 1 проверяет качество списывания предложенного текста, знание основ
орфографических правил (правописание гласных и согласных в корне слова), расстановку
знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Успешное
выполнение задания опирается на навык чтения (адекватное зрительное восприятие
информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой
деятельности. Наряду с предметным умением проверяется сформированность
регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять
самоконтроль).
Часть 2 состоит из 13 заданий. Выполнение заданий 2-8 требует от учащихся
определенных знаний и умений в области словообразования и морфемики, морфологии,
синтаксиса, пунктуации. Задания 9-14 направлены на выявление уровня владения
познавательными УУД.
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено
на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми
аналитическими умениями:
- морфемный разбор направлен на умения обучающихся делить слова на морфемы
на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- словообразовательный разбор - на проверку умения обучающихся анализировать
словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую) основу и
словообразующую(-ие) морфему(-ы); различать изученные способы словообразования
слов различных частей речи;
- морфологический разбор – на выявление уровня умения анализировать слово с
точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфо
логические признаки и синтаксическую роль данного слова;
- синтаксический разбор - на выявление уровня умения анализировать различные
виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации,
функциональной предназначенности.
Задание 3 нацелено на проверку умения распознавать количество букв и звуков в слове.
Задание 4 направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами
русского литературного языка, проверку коммуникативного универсального учебного
действия (владеть устной речью).
Задание 5 направлено на выявление умения распознавать части речи.
Задание 6 проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм
русского литературного языка в заданных предложениях и исправлять эти нарушения.
Задания 7 и 8 проверяют умение опознавать предложения с тире между подлежащим и сказуемым и сложные предложения; умение применять знание синтаксиса в практике
правописания; пунктуационные умения, а именно соблюдать изученные пунктуационные
нормы в процессе письма и обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем.
Задание 9 нацелено на проверку понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, проверяются умения анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли, распознавать и формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10 проверяет умение составлять план текста.
Задание 11 также предполагает ориентирование в содержании прочитанного
текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации
(ключевых слов и словосочетаний) в подтверждение своего ответа на вопрос
(познавательные универсальные учебные действия и предметные коммуникативные
умения), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое
высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные
умения) с учетом норм построения предложения и словоупотребления.
Задание 12 выявляет уровень умения обучающихся распознавать лексическое
значение слова с опорой на указанный в задании контекст.
Задание 13 проверяет умения распознавать стилистически окрашенное слово в
заданном контексте, подбирать к найденному слову близкие по значению слова
(синонимы).
Задание 14 предполагает объяснение значения фразеологизма и проверяет умение
строить речевое высказывание в письменной форме.
Критерии оценивания ВПР
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-24 | 25-34 | 35-44 | 45-51 |
| | | | |
ВПР по русскому языку включает 2 варианта:
1 вариант выполняли 4 учащихся; 2 вариант – 3 учащихся.
Результаты ВПР представлены в виде таблицы:
Класс | Всего в классе | Выполняли работу | Оценки | Кач-во знаний | Успеваемость (%) |
«5» | «4» | «3» | «2» |
7 | 8 | 7 | - | 3 | 2 | 2 | 57 | 71 |
Анализ выполнения заданий
С заданием 1 на максимальный балл (9) справились 3 уч-ся, 8 баллов набрал 1
уч-ся. 5 учащихся правильно списали текст (нет пропущенных слов и слов с
изменѐнным графическим обликом), 2 учащихся допустили ошибку при списывании
текста.
Типичные ошибки в 1 задании
| Орфографические: | Кол-во уч-ся, допуст. ошибку |
1 | Правописание проверяемых гласных в корне слова | 2 |
2 | Правописание приставок на –з(-с) | 1 |
3 | Правописание НЕ с прилагательными | 2 |
4 | Правописание чередующихся гласных в корне | 1 |
| Пунктуационные: | |
1 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 |
Анализ выполнения грамматических разборов
При выполнении морфемного разбора максимальное количество баллов (3)
набрали 7 учащихся.
При выполнении словообразовательного разбора максимальное количество баллов (3) набрали 6 учащихся, 1 – не справился с заданием.
При выполнении морфологического разбора максимальное количество баллов (3)
никто не набрал, 3 уч-ся не справились с заданием (0 баллов).
При выполнении синтаксического разбора максимальное количество баллов (3)
набрал 1 учащийся, 3 уч-ся не справились с заданием (0 баллов).
Типичные ошибки в заданиях 3-7
1. Неверная постановка ударения в словах ШАРФЫ, КРАСИВЕЕ.
2. Неумение найти в предложении слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, объяснить их несовпадение.
3. Неумение объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Типичные ошибки в заданиях по тексту (задания 8 - 14)
4. Неумение обосновать постановку запятых в предложении с обращением.
5. Неумение сформулировать основную мысль текста.
6. Неумение составить план текста.
7. Неумение определить стилистическую окраску текста, подобрать синоним к слову.
8. Незнание фразеологизмов, неумение описать жизненную ситуацию, в которой будет уместно описание этого фразеологизма.
Выводы и рекомендации:
1. Стабильные результаты учащиеся 7-го класса показали по таким критериям, как
правильность списывания текста, морфемный разбор, словообразовательный разбор, знание орфоэпических норм, определение частей речи, знание грамматических норм в употреблении местоимений и имён числительных, постановка тире между подлежащим и сказуемым, постановка запятых в предложении с обращением.
2. Необходимо систематизировать повторение орфограмм по правописанию
безударной проверяемой гласной в корне слова, чередующихся гласных в корне слова, правописании приставок на –з (-с), НЕ с прилагательными.
3. Необходимо систематизировать повторение пунктуационных правил: знаки
препинания в предложениях с однородными членами, обращениями.
4. Усилить работу над языковыми разборами.
5. Выстроить работу на уроках развития речи по определению главной мысли текста,
а также умению определять типы текста.