СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анимистическое восприятие природы в этнопедагогике Саха

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обосновано анимистическое восприятие природы как ключевой механизм гармонизации отношений человека с природой в этнопедагогике саха. В практической части разработана и апробирована модель развития ценностности и ценностных отношений к природе детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: анимизм, психологический механизм, природа, этнопедагогика, развитие, ребенок-дошкольник.

Просмотр содержимого документа
«Анимистическое восприятие природы в этнопедагогике Саха»

Баишева Мария Ивановна,

Александра Васильевна Федорова,

Северо-Восточный федеральный университет

им. М.К. Аммосова,

Педагогический институт


АНИМИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРИРОДЫ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ САХА


Аннотация. В статье обосновано анимистическое восприятие природы как ключевой механизм гармонизации отношений человека с природой в этнопедагогике саха. В практической части разработана и апробирована модель развития ценностности и ценностных отношений к природе детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: анимизм, психологический механизм, природа, этнопедагогика, развитие, ребенок-дошкольник.


Baisheva Mariya,

Alexandra Fedorova,

North-Eastern Federal University,

Teacher Training Institute


HARMONIOUS COEXISTENCE OF MAN WITH NATURE IN THE ETHNO-CULTURAL TRADITIONS OF SAKHA


Abstact. In the article, an animistic perception of nature substantiated as a key mechanism of human and nature harmony in Sakha ethnopedagogics. In the practical part a development model of values and valuable relationship to the nature of preschool children.

Key words: animism, psychological mechanism, nature, ethnopedagogics, development, preschooler.


Актуальность проблемы связано с поиском эффективных механизмов преодоления глобального экологического кризиса в обществе, что требует в первую очередь формирования нового типа экологического сознания личности. Установление всеобщей гармонии человека с природой, рассмотрение человека не как примата, а частью природы, обеспечение сбалансированного сосуществования субъектов природного мира – основополагающая суть этнопедагогических воззрений народа саха. Основой такого мировоззрения является анимистическое восприятие природы. Изучение психологических истоков гармонического сосуществования человека с природой и обоснование анимистического восприятия природы в теории «иччи» (с якут. духи) как эффективного психологического механизма в регуляции отношений и установлении экогармонии ребенка с природой является целью проводимого нами исследования.

Основополагающими задачами исслебрдования являются: изучение теоретико-методологических основ анимистического восприятия природы в этнопедагогике саха; раскрытие анимистического восприятия природы в этнопсихологической теории «иччи» и обоснование его как своеобразного психологического механизма в регуляции отношений и установлении экогармонии ребенка-дошкольника с природой; разработка и апробация психологической модели развития ценностного потенциала личности ребенка в экогармоничном взаимодействии ребенка с природой; обоснование инструментария и методик отслеживания за динамикой развития детей; подведение результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в обосновании психологического своеобразия анимистического восприятия природы в теории «иччи» у народа саха и как психологического механизма в развитии ценностного потенциала личности детей старшего дошкольного возраста в установлении экогармонии с природой.

Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др. считали, что анимизм - убедительное доказательство качественной особенности картины мира дошкольников, контрастирующей с доминирующей в культуре окружающих людей нормативной дихотомией живого и неживого. Одним из тех, кто изучал феномена детского анимизма, его возрастную и стадиальную динамику был Ж.Ж. Пиаже [1].

В теоретико-методологической части исследования нами рассматривается этнокультурная теория иччи (с якут. дух). В ней, одушевляя природу, народ отражает осмысление о дуальности мира, в основе которой лежат две независимые субстанции - материальная и духовная, рациональная и иррациональная в органическом единстве. В исследовании обоснуется природосберегающие и психологические функции разнообразия «иччи»-духов в этнопедагогике саха. Все иччи-духи являются благожелателями человека. По этому поводу доктор филологических наук А.А. Билюкина утверждает, что «иччи практически были экологическими распорядителями разных объектов природы. Только психологически они имели религиозную оформленность» [2, с.25].

В исследовании выделены обрядовые традиции, которые выступают регулятором духа человека и его диалогического общения с природой. Различные аспекты ритуально-культовой обрядности якутов проанализированы в трудах Р.И. Бравиной [3], И.С. Портнягина [4] и др. Тем не менее, этнопсихологический аспект теории «иччи» фактически не изучен. Мы считаем, что в анимистическом восприятии природы, одухотворяя ее объекты посредством иччи-духов, народ обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку детей в окружающем мире, укрепляет их дух, снимает страхи, повышенную тревожность, обеспечивает «выход за пределы себя», развивает сущностные качества личности, в том числе «универсальную бесконечность».

В практической части исследования нами разработана психологическая модель развития ценностного потенциала личности ребенка на основе анимистического восприятия природы. Модель предусматривает психологические механизмы: узнавание и визуализация образа, осмысление функций «иччи», включение педагога и ребенка в ритуальные традиции преклонения духам-иччи. Старший дошкольный возраст считается «сказочно-мифологическим» этапом развития личности детей. Потому народная теория «иччи» как традиция «одушевления» и нахождение ребенка в старшем дошкольном возрасте на этапе «сказочно-мифологического» развития весьма естественно сочетаются и логически интегрируются.

Для реализации модели нами разработаны творческие проекты, методика отслеживания за динамикой развития ценностности и ценностных отношений к природе детей 5-7 лет.

Заключение.

  1. Анимистический подход в этнопедагогике народа саха является основополагающей идеей. Через образы духов-иччи ребенок познает живую плоть любого объекта природы. Одним из эффективных методов воспитания ценностного отношения к природе является установки-запреты, заклинания, клятва и др.

  2. У народа саха существует целый свод психологических механизмов, ориентирующих детей на ценностное отношение к природе, обогащение их ценностности и осознание пределов допустимости поведения в природе. В психологических функциях мы выделяем социально-психологическую, морально-психологическую, эмоционально-психологическую, когнитивно-психологическую и др. функции.

  3. Анализ результатов исследования показывает, что реализация разработанной модели ориентирует детей на экоцентрическое экологическое сознание, обеспечивает им «выход за пределы себя», обогащает их универсальную бесконечность, развивает ценностный потенциал, играет важную роль в коррекции страха и снижению тревожности.

Литература

  1. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ Пер. с франц. и англ.; Сост., комм., ред. перевода Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М.: Педагогика - Пресс 1994. – 528 с.

  2. Билюкина А.А.  Олонхо и зарождение якутской драмы. Языческие обряды якутов / А.А. Билюкина. – Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. – 80 с.

  3. Бравина Р.И. Человек и судьба / Р.И. Бравина. – Якутск: Бичик, 2002. – 160 с.

  4. Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-сюр» /И.С. Портнягин. - М.: Academia, 1998. - 184 с.