СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АОП по русскому языку»

13

СКОШИ №2 VIII вида Директор Воропаев В. И.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида»


«Рассмотрено на методсовете»

Председатель МО

___________ / ___________ /

Ф.И.О.

Протокол №___

от «___» ___________20___г.



«Утверждаю»

Директор ГКОУ

«СКОШИ №2 VIII вида»

___________ / ___________ /

Ф.И.О.

Приказ №___

от «___» ___________20___г.










РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Предмет: русский язык

Класс: 5 «Б»

Тип программы: адаптированная образовательная программа

Количество часов: 136

Составитель: учитель начальных классов Лодыга И.И.

















г. Улан-Удэ

2014 г.


I. Характеристика 5 «Б» класса.


В классе 10 человек, из них 3 девочки и 7 мальчиков. Дети разных возрастных групп и возможностей.

Ф.И.О.

детей

Д./р.

Диагноз

1

А. В.

05.07.1999

F – 71, недостаточная сформированность всех средств языка

2

К. Ш.

30.09.2003

F - 71.0, с. Дауна, с./ алалия

3

К. Т.

22.09.2002

F – 71, ДЦП

4

Л. В.

10.09.2000

F – 71, с. Дауна, ОНР 2 уровня

5

О. Ч.

20.01.2001

F - 71.04, с. Дауна

6

Т. Л.

21.07.2002

F – 70, с. Дауна, ОНР 1 уровня

7

Х. И.

04.08.1998

F - 71

8

Ц. Ц.

21.09.2001

F - 71.04, с. Дауна, с./ алалия

9

Ч. С.

15.11.2001

F - 71.19, ОНР 2 уровня

10

Ш. А.

17.04.2001

F – 84, F - 71



II. Анализ письма учащихся 5 «Б» класса.

По способности к письму:

  • 2 учащихся могут писать самостоятельно.

- Х. И. списывает буквы, слоги и слова с печатного и рукописного текста. Нуждается в коррекции письма букв. В написании слов делает графические ошибки и ошибки в звуковом составе. Самостоятельно пишет своё имя.

- Т. Л. пишет все рукописные буквы. Списывает с печатного и рукописного текста. Требуется коррекция письма всех букв. Пишет быстро и неаккуратно. Делает графические ошибки. Самостоятельно пишет своё имя.

  • у 5 учащихся навыки самостоятельного письма на стадии формирования.

- О. Ч. пишет самостоятельно только некоторые буквы. Под диктовку печатными буквами может написать своё имя.

- Ц. Ц. пишет самостоятельно только некоторые буквы. Под диктовку печатными буквами пишет своё имя. В написании делает перестановки и пропуски букв. При списывании с печатного текста нет перехода на рукописные буквы.

- Ч. С. самостоятельно пишет большинство букв. Требуется коррекция письма всех букв. Своё имя написать не может.

- Ш. А. пишет самостоятельно только некоторые буквы. Под диктовку печатными буквами пишет своё имя. В написании делает перестановки и пропуски букв. Списывать слова затрудняется.

- К. Т. пишет самостоятельно только некоторые буквы.

  • 3 учащихся самостоятельно не пишут, но обводят.

- К. Ш. пишет левой рукой. Старается аккуратно обводить.

- Л. В. обводит по пунктирным линиям.

- А. В. обводит по пунктирным линиям не точно. Не ориентируется в рабочей тетради.

На основе анализа письма учащихся можно разделить на 3 группы:

1 группа – самостоятельно пишут (Х. И., Т. Л.)

2 группа – имеющие предпосылки самостоятельного письма (О. Ч., Ц. Ц., Ч. С., Ш. А., К. Т.)

3 группа – самостоятельно не пишут (К. Ш., Л. В., А. В.)




III. Пояснительная записка.


Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений. Нарушения мышления и речи обуславливают специфику обучения, которая отражена в системе обучения данному предмету, в содержании материала, в структуре его размещения.

Данная программа рассчитана на обучение детей в 5 классе с учётом их общих закономерностей и специфических особенностей и составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Из-за неоднородности детей материал программы варьируется. В связи с этим планирование составлено в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого воспитанника.

Программа включает следующие разделы:

  1. Звуки и буквы.

  2. Слово.

  3. Предложение.

  4. Письмо и чистописание.

  5. Связная письменная речь.

В разделе «Звуки и буквы» ведётся работа по разделению букв на гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Даётся их условное обозначение в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов, отличающихся одним звуком (дом – дым, кашка - каска), количеством звуков (шар - шарф), их расположением (сон - нос). Наглядное объяснение значения слова. (Покажи на картинке.)

В разделе «Слово» изучаются разряды слов. Предмет и его название. Их различение. Название предметов, отвечающих на вопрос что? Различение частей предметов и их названий. Постановка вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей. Различение слов сходных по назначению (стакан – кружка, кресло - стул) и по форме (шар, мяч, ком). Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов: учебные вещи, фрукты, овощи, посуда, мебель. Называние предметов, отвечающих на вопрос кто? Различение слова и предмета. Группировка предметов и их названий (люди, птицы, звери), отвечающих на вопрос кто? Название одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для большого и маленького предмета: нос – носик, гриб – грибок. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

Действие и его название, их различение. Называние действий предметов по вопросам Что делает? что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению (кто как голос подаёт, кто как передвигается). Согласование слов, обозначающих действия, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? и кто что делают? Различение названий предметов и названий действий по вопросам. родственные слова.

В разделе «Предложение» происходит знакомство с некоторыми признаками предложения в процессе выполнения практических упражнений: распространение и составлении предложений на основе действий, по картинкам, вопросу, графическому изображению, работа с деформированным предложением.

Письмо и чистописание имеет место на каждом уроке. На минутке чистописания закрепляется правильное написание строчных и прописных букв и их соединений.

Связная письменная речь. Своеобразие развития учащегося ограничивает возможности в овладении навыками самостоятельных устных и письменных высказываний. Всё же ведётся работа в освоении элементарных приёмов связной письменной речи при чёткой систематизации речевых упражнений на основе практического знакомства с некоторыми закономерностями построения текста. А именно:

- расположение 2-3 предложений в последовательном порядке на основе серии сюжетных картинок,

- составление подписей к серии сюжетных картинок. Выбор заглавия из данных учителем.

- работа с деформированным текстом, состоящим из 3 предложений. Запись текста после его анализа,

- изложение текста (3 предложения), воспринятого на слух, зрительно и по вопросам.

Учебный материал представлен с учётом познавательных и возрастных возможностей ученика Обучение организуется с использованием разрезной азбукой, слоговых табличек и наглядного материала.

Уровень овладения учебным материалом определяется в результате наблюдения за деятельностью и фиксируется в диагностической карте с указанием срока. Оценка знаний и умений учащихся проводится на уроках в ходе текущего контроля. Итоговая оценка за учебный год выставляется по результатам четвертных оценок.

С учащейся 3 группы (Агбановой В.) продолжается работа по обучению грамоте. Уроки письма тесно связаны с уроками чтения и рассматриваются как единый процесс овладения грамотой. Письмо букв происходит параллельно с их знакомством на уроке чтения.

Программа имеет коррекционную направленность. Широко используются упражнения на развитие мелкой моторики кисти руки: пальчиковая гимнастика, обводка, штриховка, закраска, рисование прямых линий и несложных предметов, письмо элементов букв, рисование, лепка, конструирование из палочек.

Конечной цель курса является умение правильно передавать на письме строчные и прописные буквы изолированно, в слогах и словах.

Учебным материалом, предусмотренным программой, учащиеся овладевают под руководством учителя. Домашнее задание носит индивидуальный дифференцированный характер.

Уровень овладения учебным материалом определяется в ходе наблюдения за деятельностью детей на уроке и по результатам проведения контрольно-измерительного материала в конце каждой четверти. Результаты проверки фиксируются в диагностической карте по данному предмету и оцениваются по пятибалльной системе.

Программа рассчитана на 4 часа в неделю, что составляет 136 учебных часов в год.

I четверть – 36 часов

II четверть – 28 часов

III четверть – 40 часов

IV четверть – 32 часа

Количество часов на изучение тем можно варьировать за счёт резервного времени.


















IV. Учебный план.

(1, 2 группы)


Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Повторение.

Резервное время.

Итого по разделу:

34

2

36

2.

Звуки и буквы.

Резервное время.

Итого по разделу:

55

2

57

3.

Слово.

Резервное время.

Итого по разделу:

32

2

34

4.

Предложение.

Резервное время.

Итого по разделу:

4

2

6

5.

Повторение.

3


Всего:

136


















(3 группа)


Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Повторение.

Резервное время.

Итого по разделу:

34

2

36

2.

Второй букварный период.

Резервное время.

Итого по разделу:

92

4

96

5.

Повторение.

4


Всего:

136































V. Учебно-тематический план.

(1, 2 группы)


Наименование разделов и тем

Всего часов

Формы контроля

1.

Повторение.

34-36

Списывание

с рукописного

и печатного шрифтов

букв,

слогов, слов и предложений.

Наблюдения за деятельностью

на уроке.

1.1

Закрепление. Проверка знаний.

2

2.

Звуки и буквы.

55-57

2.1

Гласные и согласные.

2

2.2

Звонкие и глухие согласные.

8

2.3

Свистящие и шипящие согласные.

4

2.4

Согласные р, л.

4

2.5

Согласные ц, ч, щ.

6

2.6

Закрепление. Проверка знаний.

2

2.7

Твёрдые и мягкие согласные. Буквы е, ё, и, ю, я

для обозначения мягкости согласных.

10

2.8

Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости в конце слова.

2

2.9

Слова с буквами е, ё, ю, я в начале слова и после гласных.

8

2.10

Слова с буквами и, й.

3

2.11

Слог. Перенос слова.

4

2.12

Ударение.

4

3.

Слово.

32-34

3.1

Слова, обозначающие предметы.

8

3.2

Закрепление. Проверка знаний.

2

3.3

Большая буква в именах и фамилиях людей.

4

3.4

Большая буква в кличках животных.

4

3.5

Слова, обозначающие действия.

8

3.6

Предлог.

8

4.

Предложение.

4-6

5.

Повторение.

3


Всего:

136



(3 группа)


Наименование разделов и тем

Всего

часов

Форма контроля

1

Повторение.

34

Списывание

с рукописного

и печатного

шрифтов букв.

Наблюдения за деятельностью

на уроке.

1.1

Письмо элементов букв.

3

1.2

Письмо рукописных гласных букв: А, а, У, у, О, о.

16

1.3

Письмо рукописных согласных букв: М, м, С, с, Х, х.

15

1.4

Резервное время.

2

1.5

Итого по разделу:

36

2.

Второй букварный период.

92

2.1

Письмо рукописных букв: Ш, ш, Л, л, ы, Н, н, Р, р, К, к, П, п, Т, т.

92

2.2

Резервное время.

4

2.3

Итого по разделу:

96

3.

Повторение.

4

4.

Всего:

136



VI. Содержание программы.

(1, 2 группы)


Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Элементы

содержания.

Коррекционная работа

Упражнения чистописания

1.

Повторение.

34-36

Наглядное объяснение значения слова.

Упражнение 2,4,5,8, 9,11,14,15, 17,19,21,24,

26,27,30,33, 34,37,38,

41, 42,44,46,48, 52,54, 57,58, 59,61,63,66.

Работа с кассой букв.

и, й, ш, И, Ш, г, п, р, т, л, Л, м, М, я, Я, А.

1.1

Закрепление. Проверка знаний.

2

Контрольное списывание.

Работа над ошибками.



2.

Звуки и буквы.

55-57




2.1

Гласные и согласные звуки и буквы.

2

Буквенный диктант. Различение гласных и согласных. Составление схемы слова. Запись слов по схеме. Наглядное объяснение значения слова. Составление предложений с заданными словами. Упражнение 3,4,6; 9,11,13,16

Развитие фонематического слуха, внимания.

у

2.2

Звонкие и глухие согласные.

2

Буквенный диктант. Различение звонких и глухих согласных. Различение значений слов. Условное обозначение звонких и глухих согласных. Звукобуквенный анализ слов. Чёткое звукослоговое проговаривание. Составление схем. Запись слов.

Упражнение 1,4,5

Использование речевого и наглядного материала.

У

2.3

Звуки б – п.

1

Почки – бочки. Составить и написать предложение.


б

2.4

Звуки в – ф.

1

Назвать слово на букву в (ф). Упражнение 11,14.


в

2.5

Звуки д – т.

1

Назвать слово на букву д (т). Упражнение 15,20.


д

2.6

Звуки г – к.

1

Назвать слово на букву г (к). Упражнение 23.


к

2.7

Звуки з – с.

1

Назвать слово на букву з (с). Упражнение 26,28, 31.


з

2.8

Звуки ж – ш.

1

Назвать слово на букву ж (ш). Упражнение 37.


ж

2.9

Свистящие и шипящие согласные.

4

Буквенный диктант. Дифференциация на слух и в произношении. Звукобуквенный анализ слов. Различение значений слов.

Упражнение 2,4,5,8


с, ш

2.10

Согласные р, л.

4

Буквенный и слоговой диктант: р, л, ра, ро, ру, ры, ла, ло, лу, лы. Дифференциация на слух и в произношении.

Различение значений слов.

Звукобуквенный анализ слов. Чёткое звукослоговое проговаривание.

Упражнение 1,6.


р, л, Р, Л

2.11

Согласные ц, ч, щ.

6

Буквенный и слоговой диктант: ц, щ, ч; ца, ча, ща, цу, чу, щу. Звукобуквенный анализ слов. Различение значений слов.

Упражнение


ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч.

2.12

Закрепление. Проверка знаний.

2

Контрольное списывание.

Работа над ошибками.



2.13

Твёрдые и мягкие согласные. Буквы е, ё, и, ю, я для обозначения мягкости согласных.

10

Буквенный и слоговой диктант: е, ё, и, ю, я. Различение твёрдых и мягких согласных на слух и в произношении. Определение значений слов.


е, ё, ю, я, и

2.14

Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости согласных в конце слова.

2

Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце слова.


ь

2.15

Слова с буквами е, ё, ю, я в начале слова и после гласных.

8

Буквенный диктант: Е, Ё, Ю, Я. Составление схем слова.


Е, Ё, Ю, Я

2.16

Слова с буквами

и, й.

3

Различение значений слов. Составление схем слов. Включение слов в предложение. Письмо букв и, й.


н

2.17

Слог.

Перенос слова.

3

Слоговой диктант. Деление слов на слоги. Составление слов из данных слогов с опорой на картинку.

Работа над слоговой структурой слова с опорой на схему.

о, а

2.18

Ударение.

3

Знак ударения. Выделение ударного слога по образцу и самостоятельно.

Развитие фонематического слуха, внимания.

С, О,


(3 группа)


Наименование

разделов

и тем

Всего часов

Элементы

содержания

Коррекционная работа

1.

Повторение.

34-36



1.1.

Письмо элементов букв.

3

Рисование, письмо по намеченным точкам и линиям.

Игра «Следы».

Коррекция и развитие внимания, памяти;


зрительного, слухового, тактильного восприятия;


мелкой моторики

кисти руки: ритмичности, плавности и соразмерности движений;


личностных качеств, эмоционально-волевой сферы: усидчивости, выдержки.

2.

Письмо рукописных гласных букв.

31-33


2.1

Строчная буква а.

2

Игра «Буква рассыпалась».


Письмо букв, слогов и слов.


Письмо по шаблону,


с тренажёром для письма,


с трафаретом,


по мелкой крупе,


обведение

по точкам,


самостоятельно по образцу.

2.2

Прописная буква А.

2

2.3

Строчная буква у.

2

2.4

Прописная буква У.

2

2.5

Письмо слов-слогов ау, уа.

2

2.6

Строчная и прописная буквы О, о.

2

2.7

Письмо слияния гласных: Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо.

4

2.8

Строчная и прописная буквы М, м.

2

2.9

Письмо слогов с буквой м.

3

2.10

Строчная и прописная буквы С, с.

2

2.11

Письмо слогов с буквой с.

3

2.12

Строчная и прописная буквы Х, х.

2

2.13

Письмо слогов с буквой х.

3

2.14

Закрепление. Проверка знаний.

2

VII. Перечень ключевых слов.


Звуки и буквы: гласные – согласные, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие.

Слог, ударение, ударный слог.

Предлог, слово: имя, фамилия, кличка.

Предложение, точка, запятая, схема.

Писать, найти, подчеркнуть, составить.































VIII. Учебно-методическое обеспечение.


1. Ковшиков В.И. Исправление нарушений различения звуков. С.-П.: КАРО, 2006г.

2. Подвижная азбука букв и слогов.

3. Предметные и сюжетные картинки.

4. Слоговые таблички.

5. Барская Н.М. Русский язык. Учебник для 2 класса коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ 1998 г.































IX. Контрольные материалы.


Тема

Контрольно-измерительные материалы



1 группа

2 группа

3 группа

1

Повторение.

Списать слова с рукописного шрифта: лиса, шум, лапа, рот, осень, суп, пили, гири, мир, шил, тигр, шалаш.

Письмо рукописных букв, слогов и слов с рукописного шрифта: и й ш г п р т л м;

ши ги пи ри ти ли ми;

пили, гири, мир, шил, тигр.

Обвести буквы, слоги и слова рукописного шрифта: а у о м с х; ма мо му са со су ха хо;

мама, сама, мох, сом, ухо, уха, муха.

2

Звуки и буквы.

Списать слова с печатного шрифта. Найти и подчеркнуть согласные (гласные) буквы в словах: удочка, цирк, щука, лак, рак, булка, губы, жаба, зубы, дуб, зуб, жук.

Письмо рукописных букв, слогов и слов с рукописного шрифта: у б в к д ж з с ш р ц ч щ;

бу ву ду гу жу зу су шу ру цу чу щу;

дуб, зуб, суп, жук, шум, воз.

Обвести буквы, слоги и слова рукописного шрифта: ш л ы;

ша, шо, шу, ла, ло, лу;

шалаш, сушу, машу, шум.

3

Слово.

Списать слова с печатного шрифта. Подчеркнуть слово, отвечающее на вопрос что? (кто?): Окно, оса, парта, доска, девочка, воробей, яблоко, собака, класс, енот, ёжик, мёд.

Письмо рукописных букв, слогов и слов с рукописного шрифта: е ё ю я ь а о ы э;

но - нё, лу - лю, ра - ря, мы - ми;

нос – нёс, лук – люк,

рад – ряд, угол – уголь, мышка – мишка.

е ё ю я и ь о а н ф х э

Лес, мёд, люк, ряд, рис, сон, оса, эхо.

Обвести буквы, слоги и слова рукописного шрифта: н р к;

на но ну ра ро ру ка ко ку;

нора, рука, кора, рана, рано, рак, мак.

о а у м с х

мо са ха

сом, сам, уха, ухо, мох, мама, муха

4

Предложение.

Списать предложение с печатного шрифта. Составить его схему:

Мама ушла на работу. Дети пришли в школу.

Письмо рукописных букв, слогов и слов с рукописного шрифта: Д Б В З Ж Х Ф Н К Э Г П Т Р;

Дима, Борис, Валя, Зина, Женя, Харитон, Фоина, Нина, Эмма, Гена, Катя, Толя, Полина, Роман.

Обвести буквы, слоги и слова рукописного шрифта: п т;

па по пу пы та то ту ты;

пар, пух, пол, лапы, парта, сто, стул.







X. Список литературы.


1. Волина В. Праздник букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997 г.

2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011 г.






Лодыга Ирина Ивановна