13
СКОШИ №2 VIII вида
Директор Воропаев В. И. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида»
«Рассмотрено на методсовете» Председатель МО ___________ / ___________ / Ф.И.О. Протокол №___ от «___» ___________20___г. | | «Утверждаю» Директор ГКОУ «СКОШИ №2 VIII вида» ___________ / ___________ / Ф.И.О. Приказ №___ от «___» ___________20___г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Предмет: русский язык
Класс: 5 «Б»
Тип программы: адаптированная образовательная программа
Количество часов: 136
Составитель: учитель начальных классов Лодыга И.И.
г. Улан-Удэ
2014 г.
I. Характеристика 5 «Б» класса.
В классе 10 человек, из них 3 девочки и 7 мальчиков. Дети разных возрастных групп и возможностей.
№ | Ф.И.О. детей | Д./р. | Диагноз |
1 | А. В. | 05.07.1999 | F – 71, недостаточная сформированность всех средств языка |
2 | К. Ш. | 30.09.2003 | F - 71.0, с. Дауна, с./ алалия |
3 | К. Т. | 22.09.2002 | F – 71, ДЦП |
4 | Л. В. | 10.09.2000 | F – 71, с. Дауна, ОНР 2 уровня |
5 | О. Ч. | 20.01.2001 | F - 71.04, с. Дауна |
6 | Т. Л. | 21.07.2002 | F – 70, с. Дауна, ОНР 1 уровня |
7 | Х. И. | 04.08.1998 | F - 71 |
8 | Ц. Ц. | 21.09.2001 | F - 71.04, с. Дауна, с./ алалия |
9 | Ч. С. | 15.11.2001 | F - 71.19, ОНР 2 уровня |
10 | Ш. А. | 17.04.2001 | F – 84, F - 71 |
II. Анализ письма учащихся 5 «Б» класса.
По способности к письму:
- Х. И. списывает буквы, слоги и слова с печатного и рукописного текста. Нуждается в коррекции письма букв. В написании слов делает графические ошибки и ошибки в звуковом составе. Самостоятельно пишет своё имя.
- Т. Л. пишет все рукописные буквы. Списывает с печатного и рукописного текста. Требуется коррекция письма всех букв. Пишет быстро и неаккуратно. Делает графические ошибки. Самостоятельно пишет своё имя.
- О. Ч. пишет самостоятельно только некоторые буквы. Под диктовку печатными буквами может написать своё имя.
- Ц. Ц. пишет самостоятельно только некоторые буквы. Под диктовку печатными буквами пишет своё имя. В написании делает перестановки и пропуски букв. При списывании с печатного текста нет перехода на рукописные буквы.
- Ч. С. самостоятельно пишет большинство букв. Требуется коррекция письма всех букв. Своё имя написать не может.
- Ш. А. пишет самостоятельно только некоторые буквы. Под диктовку печатными буквами пишет своё имя. В написании делает перестановки и пропуски букв. Списывать слова затрудняется.
- К. Т. пишет самостоятельно только некоторые буквы.
3 учащихся самостоятельно не пишут, но обводят.
- К. Ш. пишет левой рукой. Старается аккуратно обводить.
- Л. В. обводит по пунктирным линиям.
- А. В. обводит по пунктирным линиям не точно. Не ориентируется в рабочей тетради.
На основе анализа письма учащихся можно разделить на 3 группы:
1 группа – самостоятельно пишут (Х. И., Т. Л.)
2 группа – имеющие предпосылки самостоятельного письма (О. Ч., Ц. Ц., Ч. С., Ш. А., К. Т.)
3 группа – самостоятельно не пишут (К. Ш., Л. В., А. В.)
III. Пояснительная записка.
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений. Нарушения мышления и речи обуславливают специфику обучения, которая отражена в системе обучения данному предмету, в содержании материала, в структуре его размещения.
Данная программа рассчитана на обучение детей в 5 классе с учётом их общих закономерностей и специфических особенностей и составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Из-за неоднородности детей материал программы варьируется. В связи с этим планирование составлено в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого воспитанника.
Программа включает следующие разделы:
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Письмо и чистописание.
Связная письменная речь.
В разделе «Звуки и буквы» ведётся работа по разделению букв на гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Даётся их условное обозначение в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов, отличающихся одним звуком (дом – дым, кашка - каска), количеством звуков (шар - шарф), их расположением (сон - нос). Наглядное объяснение значения слова. (Покажи на картинке.)
В разделе «Слово» изучаются разряды слов. Предмет и его название. Их различение. Название предметов, отвечающих на вопрос что? Различение частей предметов и их названий. Постановка вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей. Различение слов сходных по назначению (стакан – кружка, кресло - стул) и по форме (шар, мяч, ком). Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов: учебные вещи, фрукты, овощи, посуда, мебель. Называние предметов, отвечающих на вопрос кто? Различение слова и предмета. Группировка предметов и их названий (люди, птицы, звери), отвечающих на вопрос кто? Название одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для большого и маленького предмета: нос – носик, гриб – грибок. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
Действие и его название, их различение. Называние действий предметов по вопросам Что делает? что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению (кто как голос подаёт, кто как передвигается). Согласование слов, обозначающих действия, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? и кто что делают? Различение названий предметов и названий действий по вопросам. родственные слова.
В разделе «Предложение» происходит знакомство с некоторыми признаками предложения в процессе выполнения практических упражнений: распространение и составлении предложений на основе действий, по картинкам, вопросу, графическому изображению, работа с деформированным предложением.
Письмо и чистописание имеет место на каждом уроке. На минутке чистописания закрепляется правильное написание строчных и прописных букв и их соединений.
Связная письменная речь. Своеобразие развития учащегося ограничивает возможности в овладении навыками самостоятельных устных и письменных высказываний. Всё же ведётся работа в освоении элементарных приёмов связной письменной речи при чёткой систематизации речевых упражнений на основе практического знакомства с некоторыми закономерностями построения текста. А именно:
- расположение 2-3 предложений в последовательном порядке на основе серии сюжетных картинок,
- составление подписей к серии сюжетных картинок. Выбор заглавия из данных учителем.
- работа с деформированным текстом, состоящим из 3 предложений. Запись текста после его анализа,
- изложение текста (3 предложения), воспринятого на слух, зрительно и по вопросам.
Учебный материал представлен с учётом познавательных и возрастных возможностей ученика Обучение организуется с использованием разрезной азбукой, слоговых табличек и наглядного материала.
Уровень овладения учебным материалом определяется в результате наблюдения за деятельностью и фиксируется в диагностической карте с указанием срока. Оценка знаний и умений учащихся проводится на уроках в ходе текущего контроля. Итоговая оценка за учебный год выставляется по результатам четвертных оценок.
С учащейся 3 группы (Агбановой В.) продолжается работа по обучению грамоте. Уроки письма тесно связаны с уроками чтения и рассматриваются как единый процесс овладения грамотой. Письмо букв происходит параллельно с их знакомством на уроке чтения.
Программа имеет коррекционную направленность. Широко используются упражнения на развитие мелкой моторики кисти руки: пальчиковая гимнастика, обводка, штриховка, закраска, рисование прямых линий и несложных предметов, письмо элементов букв, рисование, лепка, конструирование из палочек.
Конечной цель курса является умение правильно передавать на письме строчные и прописные буквы изолированно, в слогах и словах.
Учебным материалом, предусмотренным программой, учащиеся овладевают под руководством учителя. Домашнее задание носит индивидуальный дифференцированный характер.
Уровень овладения учебным материалом определяется в ходе наблюдения за деятельностью детей на уроке и по результатам проведения контрольно-измерительного материала в конце каждой четверти. Результаты проверки фиксируются в диагностической карте по данному предмету и оцениваются по пятибалльной системе.
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, что составляет 136 учебных часов в год.
I четверть – 36 часов
II четверть – 28 часов
III четверть – 40 часов
IV четверть – 32 часа
Количество часов на изучение тем можно варьировать за счёт резервного времени.
IV. Учебный план.
(1, 2 группы)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Повторение. Резервное время. Итого по разделу: | 34 2 36 |
2. | Звуки и буквы. Резервное время. Итого по разделу: | 55 2 57 |
3. | Слово. Резервное время. Итого по разделу: | 32 2 34 |
4. | Предложение. Резервное время. Итого по разделу: | 4 2 6 |
5. | Повторение. | 3 |
| Всего: | 136 |
(3 группа)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Повторение. Резервное время. Итого по разделу: | 34 2 36 |
2. | Второй букварный период. Резервное время. Итого по разделу: | 92 4 96 |
5. | Повторение. | 4 |
| Всего: | 136 |
V. Учебно-тематический план.
(1, 2 группы)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Формы контроля |
1. | Повторение. | 34-36 | Списывание с рукописного и печатного шрифтов букв, слогов, слов и предложений. Наблюдения за деятельностью на уроке. |
1.1 | Закрепление. Проверка знаний. | 2 |
2. | Звуки и буквы. | 55-57 |
2.1 | Гласные и согласные. | 2 |
2.2 | Звонкие и глухие согласные. | 8 |
2.3 | Свистящие и шипящие согласные. | 4 |
2.4 | Согласные р, л. | 4 |
2.5 | Согласные ц, ч, щ. | 6 |
2.6 | Закрепление. Проверка знаний. | 2 |
2.7 | Твёрдые и мягкие согласные. Буквы е, ё, и, ю, я для обозначения мягкости согласных. | 10 |
2.8 | Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости в конце слова. | 2 |
2.9 | Слова с буквами е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. | 8 |
2.10 | Слова с буквами и, й. | 3 |
2.11 | Слог. Перенос слова. | 4 |
2.12 | Ударение. | 4 |
3. | Слово. | 32-34 |
3.1 | Слова, обозначающие предметы. | 8 |
3.2 | Закрепление. Проверка знаний. | 2 |
3.3 | Большая буква в именах и фамилиях людей. | 4 |
3.4 | Большая буква в кличках животных. | 4 |
3.5 | Слова, обозначающие действия. | 8 |
3.6 | Предлог. | 8 |
4. | Предложение. | 4-6 |
5. | Повторение. | 3 |
| Всего: | 136 | |
(3 группа)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Форма контроля |
1 | Повторение. | 34 | Списывание с рукописного и печатного шрифтов букв. Наблюдения за деятельностью на уроке. |
1.1 | Письмо элементов букв. | 3 |
1.2 | Письмо рукописных гласных букв: А, а, У, у, О, о. | 16 |
1.3 | Письмо рукописных согласных букв: М, м, С, с, Х, х. | 15 |
1.4 | Резервное время. | 2 |
1.5 | Итого по разделу: | 36 |
2. | Второй букварный период. | 92 |
2.1 | Письмо рукописных букв: Ш, ш, Л, л, ы, Н, н, Р, р, К, к, П, п, Т, т. | 92 |
2.2 | Резервное время. | 4 |
2.3 | Итого по разделу: | 96 |
3. | Повторение. | 4 |
4. | Всего: | 136 | |
VI. Содержание программы.
(1, 2 группы)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Элементы содержания. | Коррекционная работа | Упражнения чистописания |
1. | Повторение. | 34-36 | Наглядное объяснение значения слова. Упражнение 2,4,5,8, 9,11,14,15, 17,19,21,24, 26,27,30,33, 34,37,38, 41, 42,44,46,48, 52,54, 57,58, 59,61,63,66. | Работа с кассой букв. | и, й, ш, И, Ш, г, п, р, т, л, Л, м, М, я, Я, А. |
1.1 | Закрепление. Проверка знаний. | 2 | Контрольное списывание. Работа над ошибками. | | |
2. | Звуки и буквы. | 55-57 | | | |
2.1 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 2 | Буквенный диктант. Различение гласных и согласных. Составление схемы слова. Запись слов по схеме. Наглядное объяснение значения слова. Составление предложений с заданными словами. Упражнение 3,4,6; 9,11,13,16 | Развитие фонематического слуха, внимания. | у |
2.2 | Звонкие и глухие согласные. | 2 | Буквенный диктант. Различение звонких и глухих согласных. Различение значений слов. Условное обозначение звонких и глухих согласных. Звукобуквенный анализ слов. Чёткое звукослоговое проговаривание. Составление схем. Запись слов. Упражнение 1,4,5 | Использование речевого и наглядного материала. | У |
2.3 | Звуки б – п. | 1 | Почки – бочки. Составить и написать предложение. | | б |
2.4 | Звуки в – ф. | 1 | Назвать слово на букву в (ф). Упражнение 11,14. | | в |
2.5 | Звуки д – т. | 1 | Назвать слово на букву д (т). Упражнение 15,20. | | д |
2.6 | Звуки г – к. | 1 | Назвать слово на букву г (к). Упражнение 23. | | к |
2.7 | Звуки з – с. | 1 | Назвать слово на букву з (с). Упражнение 26,28, 31. | | з |
2.8 | Звуки ж – ш. | 1 | Назвать слово на букву ж (ш). Упражнение 37. | | ж |
2.9 | Свистящие и шипящие согласные. | 4 | Буквенный диктант. Дифференциация на слух и в произношении. Звукобуквенный анализ слов. Различение значений слов. Упражнение 2,4,5,8 | | с, ш |
2.10 | Согласные р, л. | 4 | Буквенный и слоговой диктант: р, л, ра, ро, ру, ры, ла, ло, лу, лы. Дифференциация на слух и в произношении. Различение значений слов. Звукобуквенный анализ слов. Чёткое звукослоговое проговаривание. Упражнение 1,6. | | р, л, Р, Л |
2.11 | Согласные ц, ч, щ. | 6 | Буквенный и слоговой диктант: ц, щ, ч; ца, ча, ща, цу, чу, щу. Звукобуквенный анализ слов. Различение значений слов. Упражнение | | ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. |
2.12 | Закрепление. Проверка знаний. | 2 | Контрольное списывание. Работа над ошибками. | | |
2.13 | Твёрдые и мягкие согласные. Буквы е, ё, и, ю, я для обозначения мягкости согласных. | 10 | Буквенный и слоговой диктант: е, ё, и, ю, я. Различение твёрдых и мягких согласных на слух и в произношении. Определение значений слов. | | е, ё, ю, я, и |
2.14 | Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости согласных в конце слова. | 2 | Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце слова. | | ь |
2.15 | Слова с буквами е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. | 8 | Буквенный диктант: Е, Ё, Ю, Я. Составление схем слова. | | Е, Ё, Ю, Я |
2.16 | Слова с буквами и, й. | 3 | Различение значений слов. Составление схем слов. Включение слов в предложение. Письмо букв и, й. | | н |
2.17 | Слог. Перенос слова. | 3 | Слоговой диктант. Деление слов на слоги. Составление слов из данных слогов с опорой на картинку. | Работа над слоговой структурой слова с опорой на схему. | о, а |
2.18 | Ударение. | 3 | Знак ударения. Выделение ударного слога по образцу и самостоятельно. | Развитие фонематического слуха, внимания. | С, О, |
(3 группа)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Элементы содержания | Коррекционная работа |
1. | Повторение. | 34-36 | | |
1.1. | Письмо элементов букв. | 3 | Рисование, письмо по намеченным точкам и линиям. Игра «Следы». | Коррекция и развитие внимания, памяти; зрительного, слухового, тактильного восприятия; мелкой моторики кисти руки: ритмичности, плавности и соразмерности движений; личностных качеств, эмоционально-волевой сферы: усидчивости, выдержки. |
2. | Письмо рукописных гласных букв. | 31-33 | |
2.1 | Строчная буква а. | 2 | Игра «Буква рассыпалась». Письмо букв, слогов и слов. Письмо по шаблону, с тренажёром для письма, с трафаретом, по мелкой крупе, обведение по точкам, самостоятельно по образцу. |
2.2 | Прописная буква А. | 2 |
2.3 | Строчная буква у. | 2 |
2.4 | Прописная буква У. | 2 |
2.5 | Письмо слов-слогов ау, уа. | 2 |
2.6 | Строчная и прописная буквы О, о. | 2 |
2.7 | Письмо слияния гласных: Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо. | 4 |
2.8 | Строчная и прописная буквы М, м. | 2 |
2.9 | Письмо слогов с буквой м. | 3 |
2.10 | Строчная и прописная буквы С, с. | 2 |
2.11 | Письмо слогов с буквой с. | 3 |
2.12 | Строчная и прописная буквы Х, х. | 2 |
2.13 | Письмо слогов с буквой х. | 3 |
2.14 | Закрепление. Проверка знаний. | 2 |
VII. Перечень ключевых слов.
Звуки и буквы: гласные – согласные, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие.
Слог, ударение, ударный слог.
Предлог, слово: имя, фамилия, кличка.
Предложение, точка, запятая, схема.
Писать, найти, подчеркнуть, составить.
VIII. Учебно-методическое обеспечение.
1. Ковшиков В.И. Исправление нарушений различения звуков. С.-П.: КАРО, 2006г.
2. Подвижная азбука букв и слогов.
3. Предметные и сюжетные картинки.
4. Слоговые таблички.
5. Барская Н.М. Русский язык. Учебник для 2 класса коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ 1998 г.
IX. Контрольные материалы.
№ | Тема | Контрольно-измерительные материалы |
| | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
1 | Повторение. | Списать слова с рукописного шрифта: лиса, шум, лапа, рот, осень, суп, пили, гири, мир, шил, тигр, шалаш. | Письмо рукописных букв, слогов и слов с рукописного шрифта: и й ш г п р т л м; ши ги пи ри ти ли ми; пили, гири, мир, шил, тигр. | Обвести буквы, слоги и слова рукописного шрифта: а у о м с х; ма мо му са со су ха хо; мама, сама, мох, сом, ухо, уха, муха. |
2 | Звуки и буквы. | Списать слова с печатного шрифта. Найти и подчеркнуть согласные (гласные) буквы в словах: удочка, цирк, щука, лак, рак, булка, губы, жаба, зубы, дуб, зуб, жук. | Письмо рукописных букв, слогов и слов с рукописного шрифта: у б в к д ж з с ш р ц ч щ; бу ву ду гу жу зу су шу ру цу чу щу; дуб, зуб, суп, жук, шум, воз. | Обвести буквы, слоги и слова рукописного шрифта: ш л ы; ша, шо, шу, ла, ло, лу; шалаш, сушу, машу, шум. |
3 | Слово. | Списать слова с печатного шрифта. Подчеркнуть слово, отвечающее на вопрос что? (кто?): Окно, оса, парта, доска, девочка, воробей, яблоко, собака, класс, енот, ёжик, мёд. | Письмо рукописных букв, слогов и слов с рукописного шрифта: е ё ю я ь а о ы э; но - нё, лу - лю, ра - ря, мы - ми; нос – нёс, лук – люк, рад – ряд, угол – уголь, мышка – мишка. е ё ю я и ь о а н ф х э Лес, мёд, люк, ряд, рис, сон, оса, эхо. | Обвести буквы, слоги и слова рукописного шрифта: н р к; на но ну ра ро ру ка ко ку; нора, рука, кора, рана, рано, рак, мак. о а у м с х мо са ха сом, сам, уха, ухо, мох, мама, муха |
4 | Предложение. | Списать предложение с печатного шрифта. Составить его схему: Мама ушла на работу. Дети пришли в школу. | Письмо рукописных букв, слогов и слов с рукописного шрифта: Д Б В З Ж Х Ф Н К Э Г П Т Р; Дима, Борис, Валя, Зина, Женя, Харитон, Фоина, Нина, Эмма, Гена, Катя, Толя, Полина, Роман. | Обвести буквы, слоги и слова рукописного шрифта: п т; па по пу пы та то ту ты; пар, пух, пол, лапы, парта, сто, стул. |
X. Список литературы.
1. Волина В. Праздник букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997 г.
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011 г.
Лодыга Ирина Ивановна